Скачать 66.6 Kb.
|
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА литературы и изобразительного искусства Кечкина В.П., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Александровка Советского района Саратовской области Тема: Широкая Масленица в жизни народа и русской культуре. Цель: 1) познакомить детей с ходом и обрядами одного из самых любимых народных праздников – Масленицы; 2) развивать представление учащихся о фольклоре как о совокупности словесного, музыкального, изобразительного и других видов творчества; 3) подвести учащихся к мысли о необходимости постоянного приобщения к драгоценному достоянию России – русской культуре. Задачи:
Оборудование.
Ход урока
Культура (лат. сultura) – совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; просвещенность, образованность и т.д. В настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура». Само слово «культура» в переводе с латыни означает «возделывание земли, воспитание, образование, развитие».
Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она и в ласковых словах маминой колыбельной, и в бабушкиных потешках – культура не только рядом и вокруг, она и внутри нас. Она в наших именах, песнях и сказках, легендах и преданиях, пословицах и поговорках, загадках и играх, в наших любимых книгах, фильмах, картинах, в обычаях и обрядах, традициях народной жизни. «Русская культура – наше драгоценное достояние…» Почему именно так определил ее автор замечательной книги, писатель и ученый – культуролог Владимир Михайлович Соловьев? На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала праздничной одеждой души русского народа, ее зеркалом. Русская культура отличает нас от остального мира, потому что у нашей культуры свой «голос», свои неповторимые черты и приметы. В мировом наследии богатейшая русская культура – яркое и очень заметное явление. Еще наши далекие предки – древние славяне – приметили, что жизнь идет как бы по кругу. Зимой Мать – Сыра – Земля крепко спит, весной просыпается, люди все лето, не жалея сил, трудятся, и осенью Матушка – Земля щедро награждает их и богатым урожаем, и здоровьем, и силу нам дает необыкновенную, как богатырям из старинных русских сказок. Да и вся жизнь человека совпадает по возрастным циклам с временами года: детство – с весной, молодость – с летом, зрелость – с осенью, старость – с зимой. И каждый шаг восточных славян, а позже их потомков – русских – от рождения до смерти сопровождался обрядами. Что удивительно, за многие столетия они почти не изменились. Почему? На Руси испокон веков, передавая от поколения к поколению, бережно хранили традиции и обряды: отправляясь в дальнюю дорогу, всегда брали с собой горсть родной земли, молодые перед свадьбой обязательно должны были получить благословение родителей, под Рождество – колядовали, на Крещение – купались в проруби, на Пасху – пекли куличи и красили яйца, на Масленицу… А вот о Масленице у нас сегодня будет особый разговор.
Масленица – первый в году из «кочующих» ( не имеющих постоянной даты) праздников, связанных с Пасхой. Это, пожалуй, самый шумный, веселый народный праздник, он единственный из праздников языческой, дохристианской Руси утвержден православной церковью. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой. Чтение ученицей фрагмент из повести И.С. Шмелева «Лето Господне». Ребята, а почему это 7-дневное народное гуляние называют после принятия христианства по церковному календарю Сырной неделей, а в народе до сих пор величают Масленицей? Ответ ученика: «Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже есть не положено, зато на рыбные блюда и молочные продукты запрета нет – вот и пекут все блины масленые и едят их с медом, сыром, икрой, вареньем».) А кто знает, почему символом Масленицы стали блины? Ответ ученицы: «Круглый блин, румяный, поджаренный, напоминает солнце. Блин и был древним символом благодатного светила. Мы знаем, что солнцу издревле поклонялись все народы мира, в том числе и наши далекие предки – древние славяне. Они особо почитали Ярилу – бога Солнца. Масленица и была праздником проводов зимы и радостной встречей весны, животворящего Солнца») Словарная работа. Откуда в нашу речь пришло слово «блин»? Ответ ученика: «Я читал в книге В. Юдина «Дни величальные» о том, что в Библии упомянуты «млины»: царь Давид всему народу «даяше по млину сковрадному». Профессор Московского университета И.М. Снегирев, один из воспитателей М.Ю. Лермонтова, утверждал, что «у русских слово «млин» - лепешка их греческой муки, пекущаяся на сковороде, подмазанной маслом, переменилась в блин». Каждому дню Масленой недели присвоено особое название. ПонедельникПонедельник – первый день – это «Встреча», встреча Масленицы. В этот день родственники собирались за праздничным столом и договаривались, когда и к кому идти в гости. А парни с утра готовили соломенную куклу Зимы, наряжали ее в сарафан, обували в лапти, ставили на сани и вывозили на улицу, а там народ уже пел и плясал, зазывая Масленицу. Особенно старалась детвора. Исполнение группой учащихся масленичных «закличек». - Звал – позвал честный селянин широкую Масленицу к себе в гости во двор. - Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! - Приезжай ко мне в гости на широкой двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. - Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, неточка – ясочка, ты ж моя перепелочка! - Приезжай ко мне в тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться… В этот день полагалось устраивать и раскатывать ледяные горки. А зачем? Ответы детей: «Наши предки верили: чем дальше катятся салазки, чем громче смех над горкой, тем лучше будет урожай. Чтобы лучше росли растения нужно качаться на качелях, и чем выше, тем лучше». Масленица не зря считается общенародным праздником: ее любили и крестьяне, и помещики… Чтение наизусть отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» В Москве сам царь Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами. Петр I прослыл неистощимым затейником во время народных гуляний, особенно он любил потехи на Масленицу. (Сообщение ученицы по эпизоду «Флотилия на санях» из книги В. Юдина «Дни величальные» - стр. 43). В этот день родственники собирались за праздничным столом и договаривались, когда и к кому идти в гости. Первый испеченный блин отдавали нищим на помин усопших или клали на слуховое окошко для душ родительских. Вторник ( На коллаже вокруг солнечного лика русской красавицы с горкой блинов в руках появляется второй луч: вторник – «Заигрыш») Конечно, на первом месте в этот день были зимние игры. Народ веселился от души! (Выходят мальчик и девочка – затейники) Мимо саду- огороду Сверну шубушку комочком, Мала девушка шла, Положу я на снежок! Шла девушка маленька, Вы пожалуйте в кружок, На ней шубка аленька, Поиграем в «Маки»! Опушка бобровая, Сама чернобровая (Дети становятся в круг и исполняют русскую народную игровую песню «Маки, маки, маковицы»). Ребята, а что специально строили к Масленице, чтобы веселье было всеобщим? (Ответ ученицы: «В селах и городах строились ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов и циркачей, площадки для медвежьих потех и кулачных боев, ставили под открытым небом столы с кушаньями и напитками») Что старики говорили о Масленицы? (Ответы детей: - Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить. - Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. - Не отпразднуешь Маслену сытно - не быть сытому и всему году). Во вторник на блины да угощенье обязательно звали дорогих гостей. А происходило ли что-то особое в этот день? |
Методика интегрированного урока Процесс подготовки и проведения интегрированного... Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика обучения основным видам движения. Методика проведения урока для детей от 5 до 3 лет (совместный с родителями) | ||
Конспект интегрированного урока по биологии и физической культуре... Знакомство с системами жизнеобеспечения организма и определение основных показателей физического состояния | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | ||
Рабочая учебная программа Цель курса. Цель преподавания курса «Гимнастика» Методика проведения урока гимнастики. Методика занятий гимнастикой в школе и в вузах 35 | Урока. Методика проведения урока по теме «Электронная почта» Городской семинар «Формирование ключевых компетенций – залог успешности ученика», 2008 | ||
План Введение 3 Глава Методика проведения нетрадиционных уроков физики... «Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике» | Конспект интегрированного занятия для детей средней группы Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и методика... «Организация и методика проведения налоговых проверок» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых... | ||
Методическая разработка интегрированного урока «Музыкальное сочинение»... Представленный конспект урока с использованием электронного образовательного ресурса интерактивная доска smart board, мультимедийная... | Конспект интегрированного урока (математика литература) По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения... | ||
Каким он должен быть? Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство... | Методика проведения урока. Класс: 9-й. Курс: История России 20 начало... Цели: Охарактеризовать основные перемены, произошедшие в политической системе СССР | ||
Урок математики: сущность Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика проведения подготовительной части урока по гимнастике с детьми младшего школьного возраста |