Конкурс «лучший урок письма»





Скачать 155.19 Kb.
НазваниеКонкурс «лучший урок письма»
Дата публикации08.10.2014
Размер155.19 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс



ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«ЛУЧШИЙ УРОК ПИСЬМА»


Методическая разработка
урока-исследования
«Эпистолярный жанр- письмо»
«Письмо как литературный жанр»
8 класс


Разработала
Гаврина Светлана
Викторовна учитель
русского языка и литературы
Средней общеобразовательной
школы №55
города Брянска
г. Брянск


1. Эпистолярный жанр-письмо.
2. Урок-исследование.
3. «Письмо как литературный жанр.»


Вступительная записка

Несколько лет назад, после проведения в 8 классе урока-практикума «Переписка с близкими», я посетовала, что в программе не отведено часов на такую полезную творческую тему, как «Эпистолярные жанры». Коллеги были удивлены: «На тему «Обращения» в 8 классе всего-то работы- 20 минут, а что можно говорить о письмах и компьютеризации?»
На мой взгляд, можно провести целую серию уроков на эту тему: урок-знакомство с эпистолярной литературой с древних времен до сегодняшнего дня, урок-исследование «Письмо как литературный жанр», урок дискуссию, урок творчества. В разные годы, в разных классах я проводила эту работу, хотелось бы объединить все направления и сделать урок обобщенный, комплексный.
Пытаюсь в этой разработке соединить грамматические, коммуникативные, функциональные, стилистические черты эпистолярного жанра. И отдельно рассмотреть письмо с позиций этикета.
Работая над темой «Письмо…», рассматриваю следующие вопросы:
- понятие эпистолярный жанр
- роль обращений в письме
- разговорная лексика как особенность письма
- личное официальное письмо
- этикет эпистолярного жанра

Цели урока:

- углубить понятие об эпистолярном жанре;
- умение отличать стилистические особенности обращений в письмах;
- способствовать воспитанию чувств гордости за родной язык, уважительного и бережного отношения к нему;


Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.
1.
Характеристика разговорного стиля.
- назначение, сфера общения

1 ряд- особые черты стиля (неофициальность, непринужденность общения, отсутствие предварительной подготовки, эмоциональная сторона стиля)
2 ряд- языковые особенности
а) лексические, фразеологические (эмоционально-экспрессивные средства)
б) морфологические
3 ряд-
в) синтаксические (неполные предложения, парцелляция, инверсия), употребление вопросительных, побудительных, а также восклицательных предложений, разнообразие интонаций.

2. Индивидуальное задание.
Эпистолярный жанр. Смешение стилей.

- Определение по школьному словарю иностранных слов
В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой, Е.И. Голанова, И.А. Василевской.
Эпистолярный- (лат.< греч. «письмо, послание»)
Написанный в форме писем- о литературных произведениях.
- Словарь С.И. Ожегова
Эпистолярный
а) относящийся к частной переписке, к письмам
б) имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении)
В любом определении значение слова эпистолярный трактуется как литературный жанр.
Письмо- это творческое, индивидуальное сочинение.
Роль частных писем для современной науки велика. Из переписки частных лиц можно узнать о быте, традициях, занятиях предков; важно восстановить историческую эпоху, в которой жили люди, писавшие письма; по биографическим данным писателей, художников узнать о взглядах, направлениях в их творчестве, о среде, в которой формировался, жил, творил художник и др. А личные человеческие отношения?! Это самая интересная, эмоциональная сторона писем.

II. Роль обращений в письме.

1)
Нюансы интонации обращений (обращения используемые в письме, могут быть окрашены различными чувствами, настроениями, выражать отношение к собеседнику).

Задание. Найти обращения, определить, какими чувствами, настроениями окрашены обращения в данных примерах (все примеры взяты из произведений А.С. Пушкина).

• Дай руку, Дельвиг, Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!

• Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье мне было недосуг.

• Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.

«Царь ты наш, отец народа!-
Возглашает воевода.-
Государь, проснись, беда!»

• Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждешь меня.

• Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, Моя Мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образ.

2) Способы выражения обращений

Задание по группам. Составить предложения в которых в качестве обращения выступили имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, родственным отношениям; клички, прозвища.
Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи?
Вывод. Обращения называют лицо, к которому обращаются с речью. Адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности и др.

3)
Роль обращений в письме.

Задание. Выбрать обращения из писем в повестях «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкин.
Батюшка Пётр Андреевич; барин; ваше благородие; старинушка, старый пёс; Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый!; господин коллежский советник; сударь; старый хрыч; фельдмаршал и т.д.

Какова роль обращений в пушкинских текстах?

Вывод. Обращения, используемые в повестях Пушкина, сейчас практически не употребляются, на смену им пришли другие способы названия адресата речи. Но они создают исторический фон 19 века, помогают увидеть социальное неравенство людей, их расположение на общественной «лестнице».

III. Разговорная лексика как особенность письма.

Задание. Что представляют собой данная форма обращений: Галь! Вань! Кать! Оль, а Оль! И др.?
Задание. Проследить изменение сферы употребления слова товарищ в течение 20-го века.
Задание. В чём разница между обращениями Браток, Брат, Братишка, Братец?
Задание.
Есть ли возрастные ограничения для использования в качестве адресата речи слова старик?
Задании.
Какой интонацией могут быть окрашены эпитеты дорогой, милый в письме? Какие варианты ласкательных обращений можно образовать от имён близких и дорогих вам людей?


IV. Личное официальное письмо.

Учителю и учащемуся о стиле приходится заботиться постоянно. В школе стилистические упражнения различных видов совмещаются с другими видами теории и практики овладения речью и происходит объединение стилистики и лексики, стилистики и грамматики, стилистика органична связана с культурой речи и развитием речи.
При написании сочинений трудность заключается в соблюдении стилистических особенностей жанра. А при написании письма какие же особенности эпистолярного жанра должны соблюдаться, и есть ли какие-то нормы написания письма?
Трудно представить использование штампов в эпистолярном жанре. Но если письмо делового характера, без них не обойтись. Особое внимание требуют личные официальные письма. Их пишут от себя, но официальному лицу.

1. Задание. Определите тему письма. Составить тексты писем с использованием штампов: «широко развернулись прения», «целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами», «приведены яркие факты», «оставил неизгладимое впечатление», «мощная волна протеста», и т.д.

Задание. Найдите ошибки в приведенных посланиях. Почему они вызывают смех?

1). Уважаемые родители!
Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.
С уважением директор школы
В.П. Петров
2) Дорогой Иван Иванович!
Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне будет стыдно, что я не смогла помочь им.
С приветом Ксения Петровна.
3). Милостивые читатели!
Обращается к вам библиотекарь школьной библиотеки. Спешу сообщать вам, что я заметила, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковыми. Еще я заметила, что таковые марают каковые посредством разрисованием страниц, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности пользоваться каковыми следующим классам. Также заметила, что из каковых вырываются страницы каковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.
С добрыми пожеланиями
библиотекарь В.Я. Ардова
2. Структура официального письма.

- обращение (уважительное, с указанием должности, звания и т.д.)
- основная часть делового сообщения
- концовка (Формулы прощания, выражение вежливости)
- подпись
- обозначение времени и места.

Задание. Определите, присутствует ли форм вежливого обращения в личных официальных письмах М.В. Ломоносова? Выделите языковые средства, усиливающие вежливость.

Сиятельнейший рейхс-граф,
милостивейший государь Михайло Ларионович!

… В надежде на высокую вашего сиятельства милость принимаю дерзновение утруждать вас, милостивого государя, всеуниженным прошением, касающимся больше до общей, нежели до моей пользы, в котором уповаю милостивейшего от вашего сиятельства извинения, когда вам усердные труды мои представляю.
(М.И. Воронцову, 1759 г.)

… Неоднократно писал я к его сиятельству и к вашему высокородию от истинного усердия к расширению наук в отечестве в Москву и на Украину и представлял здесь словесно и письменно о исправлении застарелых непорядков.
(Г.Н. Теплову, 1761 г.)

Милостивый государь Иван Иванович!

Милостивое вашего превосходительства меня письмом напоминовение уверяет к великой моей радости о непременном вашем ко мне снисходительстве, которое я через много лет за великое между моими благополучиями почитаю.
(И.И. Шувалову, 1753 г.)

Вывод: В письмах М.В. Ломоносова слова вы, ваши, вашего пишутся со строчной буквы, а сейчас в личном официальном письме их обычно пишут с прописной буквы.
Прописная буква употребляется не только в местоимениях Ваш, Ваше, Вашему, но и в обозначении должности (Генеральный директор) в заключительной формуле письма:

Искренне Ваш С уважением,
Генеральный директор Зам. Генерального директора
(подпись) (подпись)
И.С. Петров Б.С. Иванов
Личное официальное письмо может заканчиваться формулой прощания без упоминания должности или занимаемого положения:

С дружеским приветом, С наилучшими пожеланиями
С. Вершинин Л. Савостьянова


Распорядок письма делится на внутренний и внешний. Внутренний, или расположение, зависит от содержания. Под внешним порядком подразумевается обращение, приветствие, подпись, обозначение места и времени.
Достоинство письма обязательно зависит от качества бумаги, чернил и почерка.
(По Фалькманну, 1831 г.)

Содержание личного официального
Адресата
письма зависит главным образом от
Цели письма

1. Письмо пишут одному человеку или группе людей.
2. Письмо иногда не требует ответа.
3. Важная черта письма- корректность тона.

Задание. Напишите поздравительные письма людям, с которыми вы находитесь в официальных отношениях.
Используйте фразы:

•Поздравляем Вас с…
•Просим Вас принять наши поздравления от всего сердца
•Разрешите мне поздравить Вас….
•С большим удовольствием узнал, что…
•Благодарю Вас за поддержку…
•Мы посылаем Вам наши искренние и наилучшие пожелания.

Задание. Определите тип и жанр письма. Выделите языковые средства, с помощью которых создаются основные части письма (обращение, начальный абзац, основная часть, заключительные выражения вежливости, подписи).

Уважаемая Галина Борисовна!

С удовольствием сообщаю Вам, что учащиеся нашей школы, которых Вы подготовили к участию в олимпиаде по риторике, показали хорошие знания по всем разделам школьной программы.
Мы были бы весьма признательны Вам, если бы Вы не отказали нам в сотрудничестве и на следующий год.
Просим Вас поставить нас в известность о Вашем решении.
Искренне Ваша Т.Е. Потокина лится на внутренний и внешний. Л. еланиями
я должности или занимаемого положения:
о мне с
Советы пишущим письма:
- Приглашения на торжественные официальные церемонии составляются обыкновенно на карточках небольшого формата.
- Желательно указать причину, по которой вы не можете принять предложение.

Клише и выражения письма-извинения.

Уважаемый…!
Благодарю Вас за приглашение на… Я с удовольствием принял бы его, но, к сожалению, я не смогу…
Прошу принять мои искренние извинения…
Я очень сожалею, что не смогу поблагодарить Вас лично за…
Искренне Ваш…
Сравнение двух писем А.Н. Толстого.
(Письмо А.Л. Дымшицу)

Дорогой Александр Львович!
Я прочел Вашу главу о сказке и нахожу, что это статья для журнала, но не глава для учебника.

О сказке, да еще для молодежи, нужно написать так, чтобы сказка предстала во всем ее очаровании. Не нужно исследований, не нужно цитат, не нужно оправданий.
Я считаю, что начать хорошо бы с происхождения сказки: откуда они начались, как они путешествовали по свету, как один народ передавал другому сюжеты и тот их обрабатывал по-своему и т.д.
Затем хорошо бы указать на самый склад русской сказки и на ее направленность: народ создает своего героя, народ отвоевывает свою духовную независимость, народ-сатирик и т.д.
Я пишу Вам лишь несколько слов об этом. Мануйлов расскажет Вам подробнее.
Ваш Алексей Толстой
(Письмо в Детиздат)

Уважаемые товарищи!
Русский фольклор неизмеримо богаче, чем фольклор немецкий, французский и других народов.
Но до сих пор у нас нет проработанного, классического текста былин, сказок и песен от древнейших времен до наших дней. Необходимость такого текста ясна без слов. Выходящие до сих пор случайные сборники русских народных сказок страдают обычно тем, что они не полны. <…> Русские народные сказки являются крупнейшим памятником мировой художественной литературы. Наши дети вправе рассчитывать на монументальный корпус прекрасных сказок своей родины.

с тов. Приветом
Алексей Толстойлится на внутренний и внешний. Л. еланиями
я должности или занимаемого положения:
о мне с
Какова коммуникативная задача этого письма?

ЭТИКЕТНЫЕ ЧАСТИ ЛИЧНОГО ОФИЦИАЛЬНОГО ПИСЬМА

поздравление извинение просьба благодарность

согласие протест возражение отказ


Задание.
Выделите в письме выражения поздравления и пожелания. Какие этикетные средства выражения используются.

Дорогой Константин Сергеевич!

Н.В. Гоголь, описывая одно из событий в одной из своих повестей, почувствовав трудность выразить на бумаге то, что в повести его сейчас случилось, вдруг останавливается и восклицает:
«Нет!.. Не могу!.. Дайте мне другое перо. Перо мое вяло, мертво, с тонким расщепом для этой картины!»
Взявшись за письмо к Вам в день Вашего рождения, я оказываюсь в положении Николая Васильевича.
К Вам- дорогому моему учителю- чувства мои таковы, что для выражения их на бумаге всякое перо оказывается и вялым, и мертвым.
Как сказать Вам о том- как я Вас люблю?
Как сказать Вам о том- как велика благодарность моя Вам за все то, чему Вы научили меня в столь трудном деле?
Крепко жму Вашу руку. Целую Вас.

(Из письма В. Мейерхольда
к К. Станиславскому)

Умение писать личные официальные письма необходимо каждому человеку.


2). Задание. (частная переписка)
Прочитайте письма, взятые из книги «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского. Почему мы улыбаемся, читая эти письма? В чем их стилистические особенности?

Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор-тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп…
А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня сложная, полная лишений и выгоняний…
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется- хоть в дом не заходи. Зато новая растет- чистая, шелковистая! Просто каракуль…
Дорогие мои мама и папа, вы меня просто не узнаете. Хвост у меня торчком, уши крючком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать…

Здравствуйте, папа и мама!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора. Вы про него еще заметку в газете писали. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала.
А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если ваша, значит, и мальчик ваш…
До свиданья, почтальон деревни Простоквашино, Можайского района,
Печкин.

3). Вывод: Великий Лихачев Д.С. писал потомкам свои «Письма о добром и прекрасном». Они все содержат нравственное напутствие людям. К 100-летию Лихачева Д.С. в школе проводились классные часы дискуссионного характера с прочтением писем и их обсуждением. Все говорили правильно, понимали значение образованности, интеллигентности, милосердия. В завершении урока я зачитала своим детям вот такой отрывок из письма Лихачева Д.С. о языке «Легкость языка бывает ложной: например, «бойкость пера». «Бойкое перо»- не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов».
Один ученик сказал, что писать красиво, ярко сейчас не умеет только ленивый. Я была потрясена таким поверхностным суждением. Он приводил много примеров сленга, клише, которые легко нанизать на основу предложения.
Выходит, из родного языка мы уже заучиваем изысканные языковые, фразы, выражения, как из иностранного, для пополнения словарного запаса? А вкуса к языку (о чем говорил Лихачев!) нет. Глухота к языку соседствует с холодной пышностью, витиеватостью.

Поэтому очень хочется возродить в своих учениках понимание значения эпистолярного жанра. Только в письме можно выразить тонкость душевных чувств, передать оттенки отношений, подобрать ироничные слова, сострить, намекнуть и деликатно обойти щекотливую тему… времени больше, сиди, беседуй мысленно с другом. А сколько можно прочитать (и написать) между строк!

VI. Творческое задание по группам.
Написать письма разных жанров.
1. Любовное послание.
2. Деловое письмо.
3. Письмо другу.

VII. Приложение.
1). Любовное послание.


Дорогой мой, ненаглядный Сережа, так трудно было решиться написать тебе это письмо и первой произнести какие-то нежные слова… Но таить дальше от тебя все чувства, сумасшедшую привязанность к тебе не могу, поэтому тебе придется меня выслушать.
Помнишь в седьмом классе мы ходили в поход на лыжах? Рано утром всей ватагой из нашего двора мы отправились в зимний лес. Такое замечательное утро, снега видимо-невидимо вокруг, сугробы с округлыми пушистыми верхушками, так и хотелось зарыться в снег, смеяться, кричать от радости, ведь там, впереди всей цепочки, бежал ты, ловко орудуя лыжными палками. Весь день мы бегали на лыжах: спускались с горы в карьер, протаптывали новую лыжню, наперегонки пробегали дистанцию. После обеда разожгли костер, сидели у огня, пели песни, рассказывали истории, вспоминали детство, даже детсадовскую пору. Ах, Сережка, мой самый лучший товарищ на свете, школьный друг, сосед по двору, бесконечное мое счастье, как же мне хорошо было в тот день! Среди белого раздолья, под соснами и елями, среди друзей! Самое главное, ты был рядом в тот день, то и дело мелькала твоя фигура вдали, иногда ты оборачивался, что-то кричал весело и опять устремлялся вперед по просеке.
Удивительное воспоминание, сразу ощущение свежести, легкого морозца, безбрежной радости, от которой я захлебываюсь даже сегодня, спустя три года. Как странно, что у нас с тобой уже есть общие воспоминания…
А потом Сережа мы танцевали с тобой на школьных вечерах, на вечеринках у друзей, одноклассников, подолгу болтали на кухне, даже несколько раз целовались на балконе, но все мимоходом, мимолетно, без объяснений, без признаний. Хотя мое чувство к тебе росло, крепло, прости за банальность, я не могла прожить ни дня без тебя. Мне нужно было, чтобы где-то в дверном проеме возник ты, пусть на миг, чтобы раздался твой голос, особенный для меня. Твоя какая-то отрешенность, замкнутость, закрытость, несмотря на внешнюю раскованность и приветливость по отношению ко всем, меня иногда интриговали, Сережка.
Наверное, ты никому никогда не будешь принадлежать в этой жизни, такова твоя природа, так ты устроен. Я заранее предчувствую, сколько бед ты принесешь женщинам, которые, как и я, попадут, под твое мужское очарование. Ты ничей! Ты бродишь сам по себе… Господи, ну почему меня угораздило полюбить тебя?! Я постоянно мучаюсь мыслями о тебе, вспоминаю, придумываю что-то, брежу, сочиняю и молю об одном: «Сереженька, откликнись на мой зов»! Я жду…
Анна К.

2) Деловое письмо.
Глубокоуважаемый министр культуры России!
Позвольте обратиться к Вам с просьбой о поддержке нашего школьного драмкружка, который на сегодняшний день находится в тяжелой финансовой ситуации (да и не только сегодня!).
Положение осложнено тем, что руководит нашим кружком талантливая, но неизвестная, скромная учительница русского языка и литературы Соловьева Людмила Ивановна. Какие сценарии она пишет! Мы добросовестно репетируем, составляем сами костюмы, выступаем на школьных вечерах. Но нам хочется более широкой популярности, у нас есть творческий потенциал. Хочется творческого учителя, а для этого нужны деньги. В школе их нет, в отделе образования тоже, в доме творчества учащихся не хватает на свои мероприятия. Выхода на большую сцену нет. Может, мы теряем талантливых девушек и юношей как актеров. Нам хочется участвовать в театральных фестивалях, где, я уверен, нас заметят и отметят.
Уверен, Вы, как никто другой, понимаете, насколько важно и необходимо (хоть и самодеятельным!) актерам показывать спектакли более широкой публике. В конце концов, и постановщику и актерам нужна профессиональная оценка со стороны знатоков, иначе мы топчемся на месте, отрываемся от искусства и оцениваем сами себя.
Прошу меня простить за многословие, но на душе наболело. Поэтому осмеливаюсь еще раз просить Вас о помощи в плане выделения средств на постановку на сцене нашего драмкружка пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта».
Заранее благодарен за внимание у нашим проблемам.
С уважением ученик 10-а класса
Калачев Артем.

3). Письмо другу

Здорово, Леха!
Наконец-то собрался написать тебе, в последнее время страшно замотался, бесконечные дела, какая-то сплошная суета, понимаешь, получается. Да, кстати, вчера встретил на Володарке Костика, привет тебе передает, зовет к себе в гости в Жуковку, дом купил, женой обзавелся. Представляешь? За один год столько перемен! Во дает парень, верно?
У меня тоже намечаются кое-какие изменения в личной жизни, приеду- расскажу при личной встрече. Вроде в следующем месяце намечается командировка к вам. Примешь на постой?
Избранница моя, Лешка, дизайнер, готовит выставку, нам с ней требуется заказать рамы для панно, композиций. Поможешь? У тебя вроде был сосед-столяр, он еще занимается этим делом? Будь другом, Леш, узнай все к нашему приезду. Видишь вот я и «раскололся», правда, решили вместе с ней съездить к вам в Белгород в командировку. Я быстро свои дела сделаю, а она город посмотрит, наберется впечатлений. Примешь нас вдвоем? Уверен, Лена тебе очень понравится. Потому и пишу, по телефону как-то не хочется про это пока.
Вот познакомишься, шампанского по поводу обручения нашего выпьем, она тебе покажет свои работы, у нее слайдов и альбомов уйма.
Да, а как Николай Алексеевич держится, работает еще? Поклон ему передай.

Ну, кажется, пора закругляться, Леха, скоро повидаемся, поговорим про все подробнее, обсудим точки соприкосновения в сфере искусства в будущем.
Обмозгуй все, ладно?
Обнимаю, до встречи.
Твой Кирилл.

Список литературы:
1.
Познание родного слова: Формирование интереса к слову на уроках русского языка. Пособие для учителя. /Л.И. Новикова.- Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 2000.
2.
Риторика 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. Ч.2. /Под редакцией Т.Н. Ладыженской.- М.: Издательство «Баласс», 1998.
3.
Русский язык 8 класс: Учебник русского языка. /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков.- М.: Просвещение, 2002.
4.
Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Дидактический материал для углубленного изучения русского языка. / Г.М. Шпицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников.- М.: Просвещение: Учебная литература,1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «лучший урок письма» iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014» Общие положения
Ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта России»
Конкурс «лучший урок письма» iconПосвящена 70-летию Великой Победы
Областной конкурс «Лучший урок письма-2014» проходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014» и является...
Конкурс «лучший урок письма» iconКонкурс региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Областной конкурс – региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Конкурс «лучший урок письма» iconВсероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России», зао «Редакция «Учительской...
Конкурс «лучший урок письма» iconПоложение о региональном этапе XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта...
Конкурс «лучший урок письма» iconО региональном этапе конкурса «Лучший урок письма – 2014»
Учредителями XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма 2014» являются фгуп «Почта России», Московский государственный университет...
Конкурс «лучший урок письма» iconКонкурс проводится в два этапа
«Лучший урок мужества, совмещенный с Уроком письма», посвященного 70-летию Победы советского народа
Конкурс «лучший урок письма» iconКонкурс «Лучший урок письма-2014» проходит по следующим номинациям
«Человек, которому я верю», номинация проводится совместно с мгу им. М. В. Ломоносова
Конкурс «лучший урок письма» iconДепартамент образования администрации г. Саров прика з
«Лучший урок smart»» с 13 декабря 2012 по 25 января 2013 года проведен муниципальный конкурс «Лучший урок smart» (далее конкурс)....
Конкурс «лучший урок письма» iconВсероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Конкурс «лучший урок письма» iconО районном конкурсе «Лучший интерактивный урок» Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения районного конкурса «Лучший интерактивный урок» (далее – Конкурс)...
Конкурс «лучший урок письма» iconКонкурс «Лучший урок письма»
Аликовском районе 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в рамках проведения в районе Года учителя и...
Конкурс «лучший урок письма» iconДепартамент образования, науки и молодежной политики Воронежской...
«Лучший урок письма». Основной целью конкурса является возрождение российских традиций эпистолярного жанра и концентрация внимания...
Конкурс «лучший урок письма» iconПоложение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов...
«Вестник образования России», «Современный урок», Центр «Педагогический поиск» при поддержке Министерства образования и науки Российской...
Конкурс «лучший урок письма» iconКонкурс на лучший ролик по социальной рекламе «В твоих руках жизнь»
Конкурс на лучший ролик или буклет (листовку) по социальной рекламе (далее конкурс), проводится ежегодно с целью приобщения учащихся...
Конкурс «лучший урок письма» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (далее – конкурс) проводится в целях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск