Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник





Скачать 279.6 Kb.
НазваниеГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
страница1/2
Дата публикации11.10.2014
Размер279.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9

г. Комсомольск-на-Амуре

f:\виды гимназии\dscf0463.jpg

Методический сборник

2008 год

Оглавление:
  1. «Развитие творческих способностей учащихся

на уроках черчения» - Щербакова М.В., учитель технологии.


  1. «Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» - Кекух О.Л., учитель русского языка и литературы.

  2. «Развитие творческих способностей в процессе

преподавания литературы» - Спиркина Л.Ф., учитель русского языка и литературы.

  1. «Организация творческой деятельности учащихся 5-7 классов на уроках русского языка» - Тарасенко Е.Л., учитель русского языка и литературы.

  2. «Организация исследовательской деятельности школьников» - Ливицкая Н.Р., учитель английского языка.


«Развитие творческих способностей учащихся

на уроках черчения»


Щербакова М.В., учитель технологии

Изменения, происходящие в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней требуют от современной школы формирование компетентной личности ученика. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Решающее значение для успешной адаптации выпускников в современном обществе является не только объем и системность знаний, но и умение применять их применять в практической деятельности, а это требует сформированности определенного типа мышления, которое обычно называют научным, способности увидеть новые связи между обыденными вещами, событиями, создавать новое. Способность к созданию нового, значимого для личности, общества является творчеством. Творческая личность способна не только обеспечить себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу всего общества.

Формирование творческих способностей задача необычайно сложная и актуальная, поэтому важная роль в подготовке личности, обладающей высоким творческим потенциалом, отводится современной школе и учителю, как непосредственному участнику формирования этого потенциала.

Основная задача обучения черчению в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой графических знаний и умений, необходимых в повседневной школьной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин (технологии, геометрии) и продолжения образования. Но вместе с этим учебный предмет черчение оказывает сильное влияние на развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательных и творческих навыков учащихся.

Невольно возникает вопрос: Надо ли развивать творческие способности учащихся на уроках черчения? тем более что на изучение данного предмета отводится так мало времени.

Конечно надо! Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, креативного подхода к решению больших и малых задач. Да и сам учебный процесс ориентированный на формирование творческих навыков становится интереснее как для учителя, так и для учеников. Ученик из объекта обучения превращается в равноправного субъекта (может не только осваивать, но и познавать, вступая в живой диалог).

В течение нескольких лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках черчения». В своей практике для развития творческих способностей учащихся я использую технологии, методы и приемы обучения, активизирующие внимание и интерес, включающие школьников в активную познавательную деятельность. Наиболее эффективными методами организации самостоятельной творческой работы учащихся на учебных занятиях: проектный, поисковый, исследовательский, учебный диалог, проблемное изложение материала.

Наряду с традиционными, носящими репродуктивный характер, использую творческие задания - моделирование деталей в соответствии с заданными условиями, составление кроссвордов, опорных конспектов, сравнительных характеристик, подготовить сообщение. Применяю разноуровневые практические задания, в том числе и домашние.

Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий создало условия для использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителей-предметников. Я активно использую ИКТ технологии на уроках, создаю собственные ЦОРы, что позволяет оптимизировать учебный процесс, разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, способствует росту учебной мотивации и качества знаний. Использую знания учащихся в области ИКТ для выполнения индивидуальных творческих домашних заданий, подготовки цифровых образовательных ресурсов. Эти работы можно использовать в качестве дополнительного или наглядного материала. Ученики для выполнения работ используют иллюстрированный материал, взятый из справочной и научно-популярной литературы, сети Интернет.

«Развитие творческой, исследовательской деятельности

на уроках русского языка»
Кекух О.Л., учитель русского языка и литературы

«Интерес к учению,- писал Сухомлинский,- проявляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в – третьих, организуем ситуацию успеха.

К сочинению-миниатюре в гимназии отношение особое, поскольку подготовка к такой работе связана с нахождение материала, который побудил бы желание ребят откликнуться.

Написанию творческих работ предшествует подготовительная работа: не только словарная и лексическая. Понять окружающий мир, увидеть необычное в обычном поможет мир искусства. Темы беру разные: «Музыка дождя», «Шепот осенних листьев», «В этот погожий сентябрьский денек» и т.п.

На уроке обращаемся к лирическим произведениям мастеров художественного слова, учащиеся рассматривают репродукции картин, иллюстрации, звучит классическая музыка - обращение к миру искусства считаю необходимым условием активизации творческого потенциала учащихся.

Развитие творческих способностей считаю одной из важных составляющих любого урока русского языка.

Так, например, опора на текст в качестве исходного или образцового дает возможность развивать у уч-ся чувство стиля, жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства. Основой для построения высказывания может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра.

Поскольку русский язык и литература неразрывно связаны в курсе средней школы большая часть практического материала берется мной из произведений классиков. Это может быть практическая часть к монологическому ответу на уроке или работа над высказыванием известного драматурга или отрывок из прекрасного художественного произведения. А такая форма работы, как создание дидактического материала к урокам, создает особое позитивное творческое отношение к учебному процессу. Создается модель учения с увлечением.

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. Иначе, как говорится, с водой можно выплеснуть и ребенка. Через творческие работы можно выйти на одаренность. Примером тому являются детские стихотворные работы представляемые в сборнике «Проба пера».

Творческие способности учащихся развивает и учебно-исследовательская работа на уроке, как одна из эффективных форм повышения качества образования.

Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит на уроке русского языка нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Компьютер становится не только помощником, но и незаменимым инструментом практически любой составляющей урока.

Я к этому шла в три этапа.

1 этап - создание ЦОРов выпускниками (сейчас это студенты), которые я использую на уроках как дидактический материал;

2 этап – мое обучение на курсах и создание собственных ЦОРов;

3 этап – привлечение ребят среднего звена к исследовательской деятельности. Результатом которой являются тематические презентации, задания для контроля знаний и др. С каждым уроком увеличивается кол-во желающих этим заниматься. Сложились даже постоянные творческие группы.

ИКТ – технологии, позволяющие уч-ся самостоятельно искать, обрабатывать, анализировать и усваивать информацию из различных источников, наполняют уроки новым содержанием, являются фактором, влияющим на повышение качества образования.

Я думаю так, опираясь на собственный опыт, компетентность, фантазию учитель и ученики в совместной деятельности раскроют секреты языка, приобщатся к искусству слова, испытают свои силы в исследовательской деятельности и речевом творчестве.
«Развитие творческих способностей в процессе

преподавания литературы»
Спиркина Л.Ф., учитель русского языка и литературы

Как дети приходят к творчеству? Ответ на этот вопрос как будто бы ясен: благодаря явному литературному таланту. Но дело в том, что не у всех творческие способности проявляются и развиваются без толчка извне. Многим нужна благоприятствующая творчеству атмосфера. Обычно создают ее взрослые, педагоги, литераторы.

Обучение творчеству – серьезный труд, крайне необходимый для эффективного воспитания. Литературное творчество для ученика любого возраста не только способ самопознания, самоутверждения, самовыражения, но и форма развития – нравственного, умственного, эстетического. И учителю эта работа позволяет узнать ученика лучше, чем какая – либо другая форма общения с ним.

Как же учить творчеству? У каждого, кто работает с детьми, - своя методика. Практика заставляет прежде всего подумать о тех принципах, на которых методика должна строиться. Вот два из них:

  1. вести работу со всем классом, когда каждый пишет, творит, никто никем не подавлен.

  2. глубокое взаимодействие между учителем и учеником.

Необходимо учесть и тот факт, что учебный процесс включает различные виды деятельности и каждый из них по – своему воспитывает учащихся, развивая их творческую мысль. Для этого нужна вариативность программ, учебников, пособий. Учитель должен свободно планировать изучение материала, избирать и отрабатывать методы и приемы обучения, выбирать произведения для анализа, бесед, пользоваться различными учебниками и пособиями. Это и есть воспитание творческого читателя, а воспитывая творческого читателя, учитель должен сам творчески подходить к своей работе.

Чтобы творить в классе, за учительским столом, нужно знать в совершенстве и свой предмет, и законы мастерства. Современный урок не совместим с авторитарностью преподавания, когда подавляется воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знаний.

Должны быть созданы такие условия, которые в максимальной степени способствовали бы раскрытию творческого потенциала учащихся и тех, кто их учит. Это должно быть одинаково как в пятых классах, когда только начинаем мы работать с детьми, так и в 11 классе, когда процесс завершается.

Часто на практике употребляем выражение «чтение как сотворчество». Параметр, отражающий качество чтения, его творческое содержание – эмоционально – эстетический отклик на художественное творение, предполагающий способность к сопереживанию и к художественному воссозданию картины произведения, к «диалогу» с автором и героями, взаимодействие с творческим опытом читателя, становящееся ответным искусством.

Примерные задания:

  1. Воссоздай незабываемые страницы ( по любому произведению) так, чтобы их увидели мы.

  2. Твой портрет (любого) героя…

  3. Мир Базаровых, ( Туркиных, Турбинных, Одинцовых…) в произведениях.

  4. Твоя иллюстрация к …

  5. Какая могла бы быть музыка к этой странице?

Такие задания позволяют ученику свободно рассуждать, а мы отмечаем самостоятельность читательских суждений, речевую культуру ребенка. Бесспорно, естественной формой урока становится диалог о произведении - оценка его и раздумье над его страницами

И как результат такой работы. Такого творческого осмысления могут стать письменные творческие работы по примерным алгоритмам тем:

1. Мое мнение о …;

2. Мое отношение к …;

3. Что мне особенно близко и дорого в …;

4. Хочется поспорить о …

В выпускном классе можно целое рассматривать и истолковывать через его частное, отдельные страницы. Когда ученик самостоятельно читает текст и размышляет, дает свою читательскую оценку, развиваются его творческие способности литературные.

Особое внимание нужно уделять подбору тем для творческих работ.

1. Какие страницы романа «Война и мир» было особенно интересно читать?

2. Мои раздумья над страницами романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

3. Это мне непонятно в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают возможность ученику чаще высказывать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание к художественной детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления, развивают творческие литературные способности.

Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

  1. Что произойдет в доме Фамусова после отъезда Чацкого?

  2. Какой вам представляется судьба Евгения Онегина?

  3. Возродится ли Раскольников для новой жизни?

  4. Если бы вишневый сад приобрел не Лопахин?

  5. Чудики» в нашей жизни…?

Эта форма литературного творчества школьников требует большого такта со стороны учителя, необходимости соблюдения принципа историзма, предостережения учащихся от натяжек Постановка в сочинениях интересных и посильных задач способствует формированию навыков самостоятельной литературной творческой работы.

Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника. Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.

Решающим условием развития литературных творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов. Способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление ребенка, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит «мыслить с пером в руках», формирует творческую личность.

Бывает так: какая – то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой – то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг его непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

(А. А. Ахматова).
«Организация творческой деятельности учащихся 5-7 классов на уроках русского языка»

Тарасенко Е.Л., учитель русского языка и литературы

Ключевые слова: творчество; типы мыслительных операций; структура творческого акта; воображение; творческие задания.

Для того чтобы творческая деятельность учащихся на уроках русского языка была продуктивной, учителю необходимо разбираться в специфике творчества как психологического явлении.

Творчество – «это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» /Ожегов 1978:727/. Связывая творчество с поведенческой активностью человека, необходимо отметить, что оно предполагает преобразующую форму взаимодействия с окружающим миром. /Дружинин 1995/. Условно творчество можно разделить на мыслительное (интуиция, логика, знания) и художественное (воображение, фантазия, мечта).

В мыслительном творчестве существует принципиальное различие двух типов мыслительных операций: конвергенции и дивергенции (Дж. Гилфорд).

Конвергентное мышление можно назвать сходящимся, т.е. оно наблюдается в том случае, когда на основе множества условий необходимо найти одно верное, например:

  • Среди представленных слов выберите те, которые являются причастиями: благородный, слушавший, играющий, внимательный, заботливый, нарисованная сестрой картинка, читаемый.

  • Какое из данных объяснений подтверждает верность написания одной буквы Н в слове рассыпаны?

По всему саду рассыпаны ароматные яблоки.

1). Краткая форма причастия.

2). Краткая форма прилагательного.

3). Глагол в форме прошедшего времени.
Дивергентное мышление характеризуется как расходящееся, т.е. ориентированное на поиск максимально большего числа решений при одних и тех же условиях. Этот тип мышления реализуется при выполнении следующих заданий:

  • Получив карточку с определенным суффиксом, придумайте с ним как можно больше слов (3-5 минут).

  • Придумайте и запишите предложения, соответствующие схеме (предлагается актуальная для урока схема предложения)

  • Придумайте простое двусоставное предложение, используя в нем слова книга, цветок (поливать, рисовать, чуткий. Удивленный…)

Е.Торенс понимает творческость (креативность) как способность человека обостренно воспринимать недостатки, пробелы в знаниях. В творческом акте можно выделить следующие этапы:

1).Восприятие проблемы.

2).Поиск решения.

3).Возникновение и формулировка гипотезы.

4).Проверка гипотез и их модификация.

5).Нахождение результатов.
Очевидно, что для развития креативности учащимся следует переодически предлагать новые темы уроков в проблемном ключе.

Понятие «проблема» в настоящее время трактуется неоднозначно, но большинство исследователей рассматривают проблему как некоторую ситуацию, в которой оказывается и должен действовать субъект. По сути, вся человеческая жизнь состоит из решения разнообразных задач: простых и сложных, запланированных и неожиданных, типичных и необычных. От того, как человек решает возникающие перед ним проблемы, зависит многое: личная жизнь, карьера, здоровье и т.д. Большинство задач (до 90%), которые ежедневно приходится решать человеку, относятся к типовым или шаблонным. Нешаблонные задачи требуют специального процесса решения, состоящего в последовательном членении на подзадачи до тех пор, пока все они не окажутся шаблонными. Процесс членения задачи на подзадачи предполагает обнаружение связей между ними. Эти связи могут явными (80%) и скрытыми (20%). Доказано, что выработка навыков решения проблем со скрытыми связями могут быть целью обучения.

В ходе решения задач не только развивается мышление учащихся, но и возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, активность, целеустремленность. Навыки решения предметных задач будут перенесены человеком в жизненные ситуации. На материале предмета учитель развивает самостоятельность, мобильность, гибкость, альтернативность, креативность мышления учащихся, учит школьников использовать при решении все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно-популярной литературы, опираться не только на логику, но и на интуицию, догадку.

Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций, как и процесс решения задач, способствует развитию мотивационной интеллектуальной, предметно-практической сфер личности, то есть становлению личности в целом.

Если мы говорим о художественном творчестве, то предполагаем, что человек легко оперирует образами, способен к сравнениям, созданию метафор; имеющийся у него арсенал знаний, например, в области литературы, является средством для его собственной созидательной работы. Психический процесс, заключающийся в создании новых идей, новых образов на основе представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение неразрывно связано с памятью (преобразуется то, что сохранено в памяти), восприятием, впечатлениями, поэтому на уроках русского языка весьма значимы музыкальные минутки, элементы общении яс произведениями изобразительного искусства, литературы, юмор, воспоминания класса о проведенных мероприятиях и пр. Благодаря воображению человек способен предвосхищать будущее, воспроизводить пошлое.

Воображение можно разделить на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение развертывается на основе усвоенной знаковой системы – числовой, словесной, графической и пр. и наполняется имеющимися знаниями (именно на основе данного типа воображения выполняется такое задание, как изложение). В контексте творческого воображения на основе имеющихся «кирпичиков» создаются новые, ранее не существовавшие образы, идеи (благодаря этой способности ученик работает над сочинением).

Творческое воображение имеет определенные этапы: возникновение творческой идеи - «вынашивание» замысла – реализация замысла. В связи с этим любую творческую работу важно предварять минутами самоуглубления учеников, рекомендуя им сесть свободно, закрыть глаза, представить определенные образы. Если же предстоит создание мини-сочинений с лингвистическими заданиями, лингвистических или литературных сочинений, то их целесообразно сопровождать предварительными домашними заданиями.

В структуре воображения особое место занимает мечта – образ желаемого будущего. Человек мечтает о том, что доставляет ему радость, ориентировано на его потребности. Таким образом, более активно ученики будут откликаться на задания, непосредственно связанные с их эмоциями, семьёй, увлечениями, жизненными перспективами. (Возможны такие темы мини-сочинений: «Я радуюсь, когда…», «Мне грустно,,,» , «Зимний вечер», «Мне нравятся люди», «Хвалю себя…», «Старая игрушка…», «Настоящий друг» и т.п.)

Следует помнить, что дот 10-13 лет дети больше склонны к фантазированию, отходу от действительности. Поэтому задания в режиме «Мы играем» должны быть непременным атрибутом уроков русского языка. Учащиеся 5-7 классов, несмотря на индивидуальные особенности в восприятии действительности и физическом развитии, в своем большинстве имеют потребность в двигательной активности, следовательно, спонтанные и организованные движения должны сопровождать различные выполняемые ими учебные задания творческого характера.
Рассмотрим творческие элементы обучения русскому языку в логике изучаемого ими лингвистического материала.

1.Повторение ранее изученного материала

2.Оформление цветных ориентировочных карт-схем по изученному разделу языкознания.

Оформление таблиц, алгоритмов способствует не только интенсивному запоминанию информации, но и развитию воображения учащихся. При работе над семами учителю следует учитывать индуктивный и дедуктивный методы организации деятельности. Выбор одного из методов зависит от специфики учебного материала, той идеи, которая закладывается учителем в организацию урока. Например, общий обзор темы «Причастие» целесообразно представить целостно (дедуктивный подход), в виде наглядных образов, таких как воздушные шары, пирамиды и пр. В свою очередь, изучение темы «Правописание суффиксов причастий» или «Правописание Н и НН в полных прилагательных и причастиях» лучше сопровождать последовательным оформлением таблицы-схемы, опираясь на индуктивный подход (от частного к общему), представляя учащимся возможность решать, какие обозначения, образы, цвета они используют для запоминания.

Учитель, имея набор таблиц-схем, может сопоставлять одни правила с другими, помогая учащимся систематизировать ранее изученный материал.
Аналитическая работа с обобщающими таблицами помогает ученикам осознавать и усваивать причинно следственные связи между орфографическими явлениями, делает отдельные элементы легко запоминающимися. Обобщение материала по типам орфограмм распределено в соответствии с объёмом содержащейся в нем информации, а также по времени в зависимости от степени сложности. Все это помогает учащимся видеть место конкретной орфограммы (или место конкретного правила) в системе орфограмм и соотносить частный факт письма с определенной группой.

3.Творческие задания с психологическим, художественным компонентами.

Задания подобного рода могут начинать урок, могут быть введены в контекст занятия в качестве стимулирующего, контролирующего компонентов.

Орфография.

  • Работа в микрогруппах. Ученики получают слова в соответствии с темой задания. Лидер зачитывает задание: сочинить в течение 10-15 минут коллективный рассказ на тему «Путешествие семьи» с учетом того, чтобы в каждом предложении было использовано одно из слов. Грамматическое задание: обозначит орфорграмму. После завершения работы каждая группа зачитывает рассказ (хором или поочередно по одному предложению)

  • «Правописание суффиксов причастий»

Учитель раздает осенние листья, предлагает понаблюдать, как они будут опускаться на парты, затем просит каждого положить листок перед собой и подобрать причастия-ответы на вопросы «Что делающий, что делаемый?».

Каждый ученик записывает, кроме своего слова, по 5 услышанных причастий (лист падающий, оброненный, шуршащий, грустящий, волнующийся, напоминающий, сорванный). Учащиеся выделяют суффиксы причастий, графически объясняют их написание. После этого ученики получают задание самостоятельно написать по изученной теме несколько предложений, выделить суффиксы причастий.

В качестве домашнего задания предлагаем ученикам оформить поделки: нарисовать осенние листья, на которых будут записаны стихотворные строки по осенней тематике или только причастия, в которых будут выделены суффиксы.

Необходимо помнить, что художественное творчество не терпит регламентации времени, отношений, условий, оно опирается на субъективный опыт, максимальную свободу, глубокие переживания, чувства (как на положительные – радость, интерес, удивление, так и на отрицательные – печаль, обиду).

«Организация исследовательской деятельности школьников»

Ливицкая Н.Р., учитель английского языка

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год
«Информационные технологии как средства повышения эффективности обучения в профильных классах»
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность в младшем школьном возрасте, Гимадеева Е. Г.,...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Гиа по математике и по русскому языку, Рафикова Г. М., учитель математики, Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconПлан работы на 2012-2013 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре
Творческая группа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconГ. Комсомольск-на-Амуре 2013 год Содержание
Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации в 2012-2013 уч году
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconКонспект занятия внеурочной деятельности по актерскому мастерству...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 год на территории городского округа...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconИнформационно-методический сборник
В данный сборник вошли сценарии, сценарные планы, методические рекомендации по организации и проведению дистанционных мероприятий,...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Комсомольска-на-Амуре
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мячина Л. В., учитель русского языка и литературы моу сош №23 г. Комсомольска-на-Амуре
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Баранцева Оксана Васильевна, учитель начальных классов моу «сош №3» города Комсомольска-на-Амуре
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconИнформационно-методический отдел
Сборник материалов городского заочного патриотического интернет-конкурса «Несокрушимая и легендарная», 43 стр., 30 экз
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconДоклад муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconФлора рудеральных местообитаний малых поселений техноэкополиса комсомольск-амурск-солнечный...
Цель: Создать условия для формирований знаний и осмысление блога информации о значении звука в жизни человека, о строении и функциях...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование работы шмо учителей математики мскоу скши VIII вида г. Николаевска на- амуре 2011- 2012 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск