Скачать 496 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования России от 05.03.2004. №1089, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Г.И.Беленького (М. «Просвещение», 2009 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебная хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (автор – Г.И.Беленький. - М.: «Мнемозина»2012). Цель изучения литературы в 9 классе СОШ – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской классической литературы. Современные дети, как правило, мало читают. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов небольших по объёму и фрагментов объёмных художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений. Программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка. Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Из школьного компонента добавляется 34 часа. Всего 102 часа. При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся Характерная черта программы – повысить нагрузки на память учащихся, оставить в прежнем объёме ввод исторических терминов и понятий. В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, проанализировать. В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы. График контрольных работ Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения:
Программа предусматривает работу по развитию речи:
Контрольные работы по литературе
Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:
Содержание предмета Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. 1 ч I Литература Древней Руси – 3+1Р/Р часа Общая характеристика древнерусской литературы. Для чтения и изучения «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? II Литература XVIII века – 10 час Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. Значение литературной деятельности М. В. Ломоносова. Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века (А. Н. Радищев). ЛомоносовМ.В. Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий. Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. III. Литература первой половины XIX века – 57+4Р/Р часа Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX в. А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» (1825 г.), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг...». Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографизм, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина. Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Теория литературы: понятие о литературном типе. Для чтения и бесед «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения Лирика: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике. Для самостоятельного чтения «Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» и «В альбом» (из Д. Г. Байрона), и другие стихотворения. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска». IV. Литература второй половины XIX века. Расцвет реализма в русской литературе – 13 часов Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века. Для чтения и изучения «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. Для чтения и бесед «Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Теория литературы: понятие о лирическом герое. Для самостоятельного чтения«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения. Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственною совершенствования человека. «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. Теория литературы: особенности повествования от первого лица. Ф. М. Достоевский как писатель-психолог. Для чтения и бесед«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах. Для самостоятельного чтения «Бедные люди». 5.Литература XX века – 22 часа+1 ч Р/Р Литература великих и трагических лет А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения Лирика: «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство вечной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всём мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной ними поэта с лучшими традициями русской культуры. Для самостоятельного чтения «Лениво и тяжко плывут облака...», «Мы встречались с тобой на закате...» и др. стихотворения. В. В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении. Для самостоятельного чтения «Гимн обеду», «Красавицы», «Я счастлив!», «Подлиза» и другие стихотворения. С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения Лирика: «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка. Для самостоятельного чтения «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения. М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и шариковшина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик. Для самостоятельного чтения «Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача». М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок. А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность). VI Итоговый урок – 1 час Критерии оценки Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка сочинений. Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
|
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об... | Рабочая программа по литературе в10 11 классах составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по обществознанию,... | Пояснительная записка. Рабочая программа по бурятской литературе... Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | ||
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Едерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Минобразования... | Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Дерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования... | ||
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Едерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Минобразования... | Рабочая программа по информатике составлена на основании следующих... Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)... | ||
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для... Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного... | Рабочая программа по технологии 10 класс Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению... | ||
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного... | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России... | ||
Рабочая программа по истории (история России и Зарубежная история)... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждѐнного приказом Министерства... | 85 Искусство. Искусствознание Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... |