Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9





Скачать 103.68 Kb.
НазваниеПояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9
Дата публикации12.10.2014
Размер103.68 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
2.20. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии № 9.

Цель изучения литературного краеведения - формирование гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к родному  краю, родному слову.

Эта цель обусловливает следующие задачи:

  1. Пробудить познавательный интерес к литературному наследию города Воронежа и Воронежской области, сформировать эстетическое и нравственное начало личности, воспитывать любовь к родному краю.

  2. Приобщить школьников к культуре родного края и вооружить минимумом знаний.

  3. Воспитать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу; формировать основы городской культуры, воспитывать истинных горожан.

  4. Заложить умения самостоятельной работы с различными источниками, литературой, справочниками и т. д.

  5. Познакомить с различными периодами жизни литераторов, связанных с Воронежем и Воронежской областью и основными литературными местами, связанными с ними

  6. Познакомить учащихся с видами краеведческих источников – литературными, мемуарными источниками и т. д.

  7. Расширить знания школьников об облике города Воронежа через изучение творчества писателей о родных городах, а так же через знакомство с местами их творчества.

Программа рассчитана на 17,5 часов (0,5 часа в неделю), которые выделяются за счет компонента образовательного учреждения.

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено следующим формам и методам работы:

  • Беседа.

  • Экскурсия.

  • Слайд – урок (фото - урок, кино – урок, видео – урок)

  • Коллективный рассказ – эстафета по определенной теме.

  • Урок – зачет.

  • Рассказы о городе, о крае, об известных людях.

  • Выразительное чтение произведений, работа с художественным текстом.

  • Выполнение иллюстраций к произведениям.

  • Творческая работа, сочинения, отзывы о прочитанном, устные, словесные и письменные портреты героев произведения.

  • Конкурс рисунков (по прочитанному произведению, портреты героев и т. д.).

  • Развитие речи: напиши сказку, опиши картину (иллюстрацию и др.).

  • Литературно – краеведческие, интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы» и т. д.

  • Тематические игры, конкурсы, КВН (ЛОТО, кроссворды, ребусы).

  • Рассказ с пропусками (дат, основных событий, фамилиями писателей, поэтов, зодчих и т. д.).

  • Урок вопросов и ответов.

  • Работа с картами, схемами, фотоматериалами.

  • Выполнение творческих и исследовательских домашних заданий.

  • Ведение тетради литературного краеведения, литературно – краеведческого словаря.

  • Работа с литературоведческими, архитектурными, фольклорными понятиями и терминами, с диалектизмами.


2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела



Кол–во часов


Экскурсия


Зачёт


Игры, сочинения

1.В гостях у сказки

3







2

2.Поэтический Воронеж

6

2




2

3.Воронежские писатели детям

8

1

1

1

Всего

17

3

1

5


3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В гостях у сказки – 3 часа

Афанасьев Александр Николаевич.

Слово о писателе. Сборник "Народные русские сказки". Волшебный мир сказок А.А. Афанасьева.

Барышникова Анна Куприяновна.

Слово о сказочнице. Мастерство исполнения сказок. Юмор. Особенности сказок А.К. Барышниковой. Приёмы повествования, рифмовки, диалога. Сказки «Как барин собакою брехал», «Как барин тешился», «Как дьякона медом угощали». Сатирическая сказка «Как немецкий генерал к партизанам в плен попал». Воспитание гуманности и патриотизма посредством сказки.

Королькова Анна Николаевна.

Слово о сказочнице. Народная, певучая манера сказа. Разнообразие сказок. Известность писательницы. Сказки «Чья лень больше», «Три брата», «Финист - ясный сокол».
Поэтический Воронеж – 6 часов

Кольцов Алексей Владимирович.

Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря», «Урожай». Жизнестойкость, бодрость, физическая и нравственная красота героев Кольцова.

Никитин Иван Саввич.

Слово о поэте. Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…».

Посещение музея по творчеству И. С. Никитина.

Экскурсия.

Бунин Иван Алексеевич.

Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».

Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина

Экскурсия.

Маршак Самуил Яковлевич.

Слово о писателе. Разнообразие творчества. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». Сказочные картинки окружающего мира в стихах.
Воронежские писатели детям – 8 часов

Добряков Владимир Андреевич.

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, поиск личного нравственного идеала.

Платонов Андрей Платонович.

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.

Посещение платоновских мест в Воронеже.

Экскурсия.

Третьяков Юрий Фёдорович.

Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.

Троепольский Гавриил Николаевич. Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.

Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

Песков Василий Михайлович. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.

Зачётная работа.

Сдача и защита проекта.
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

  • дать основные «литературные адреса» изучаемого периода;

  • характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области;

  • анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;

  • работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;

  • выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).

Учащиеся должны знать:

  • содержание литературных произведений писателей родного края;

  • наизусть стихотворные тексты поэтов – земляков;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края;

  • местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.



5.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






















Часов

Название темы/урока




План

Дата




1

В гостях у сказки









Афанасьев А. Н. Волшебный мир сказок









Барышникова А. К. Сказки «Как барин собакою брехал», «Как барин тешился», «Как дьякона медом угощали». Сатирическая сказка «Как немецкий генерал к партизанам в плен попал». Воспитание гуманности и патриотизма посредством сказки.









Королькова А. Н. Сказки «Чья лень больше», «Три брата», «Финист - ясный сокол».




2

Поэтический Воронеж









Кольцов А. В. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Стихотворения «Песня пахаря», «Урожай».









Никитин И. С. Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…».









Посещение музея по творчеству И. С. Никитина. Экскурсия.









Бунин И. А. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».









Посещение литературного музея и памятника И.А. Бунина. Экскурсия.









Маршак С. Я. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица».







Воронежские писатели детям









Добряков В. А. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Поиск личного нравственного идеала.









Платонов А. П. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи. Война и дети.









Посещение платоновских мест в Воронеже. Экскурсия.









Третьяков Ю. Ф. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.









Троепольский Г. Н. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой.









Посещение спектакля по произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».









Песков В. М. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе.









Зачётная работа.





6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Формы контроля


Название формы

четверть

четверть

Презентации

6

6

Тестирование

2

1

Контрольный проект

-

1


7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж, издательство ВГУ, 1987г.- 287с.

  2. «Воронеж!.. Родина. Любовь…» Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. Составитель Акаткин В.М. – Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во,2000. – 624с.

  3. Загоровский В.П. Воронежская история. Энциклопедия. Воронеж, «Истоки», 1992г. –251с

  4. Кононов В. Воронеж: путеводитель по городу. Воронеж, 2003. – 64 с.

  5. Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. Пособие для учителей. Воронеж, 2001.- 50с.

  6. Инютин В.В., Мущенко Е.Г. Литература Воронежского края 19 – 20вв. Экспериментальная программа для старших классов гимназий, лицеев, колледжей, гуманитарных классов общеобразовательных школ. Воронеж, 1994. – 8с

  7. Акиньшин А., Ласунский О. . Записки старого пешехода. Воронеж, 2002. – 352с., ил.

  8. Антюхин Г. Три судьбы. Библиотека газеты «Коммуна», №6, 2003. –75с.

  9. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.- 432с.

  10. Краеведение. Пособие для учителя. М., 1987.- 158с.

  11. Милонов Н. Литературное краеведение . М., 1985. – 192.

  12. Ласунский О. Власть книги: О книгах и книжниках. – М.,1988.- 446 с.

  13. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж, 2008. – 384 с.

  14. Маршрут по литературным местам Воронежской области. Воронеж,1990. –19с.

  15. Ласунский О.Г. Литературная прогулка по Воронежу / О.Г.Ласунский. – Воронеж: Центр. – Чернозем.

Интернет-ресурсы

  1. Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject

  2. Хранители сказок. Собрание авторских и народных сказок. http://www.hobbitaniya.ru/afanasyev/zavetnskazki.php

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка. Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы...
Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы безопасности жизнедеятельности адресована учащимся 10-11 классам мбоу гимназия №9
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей...
Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по русскому...
Ного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку к умк для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconРабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических...
Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПредлагаемая рабочая программа по Всеобщей истории и истории России...
Основе Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconРабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка
В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
«Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка Кому адресована программа : рабочая программа...
При составлении программы использовалась «Программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы» (авторы: И. Г. Семакин,...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка программа адресована обучающимся гимназии,...
Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка Предлагаемая программа представляет содержание...
Программа предназначена для изучения обществознания в 7 классе в течение 34 часов
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению в...
...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Пояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9 iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классах
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск