Учебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание»





Скачать 391.21 Kb.
НазваниеУчебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание»
страница1/3
Дата публикации12.10.2014
Размер391.21 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса
  1   2   3


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
учителя истории и обществознания

Вислогузовой Екатерины Сергеевны

для 9 А класса предмет « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ »

образовательная область "Обществознание"

2013

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе авторской программы А.И.Кравченко «Программа курса.8-9 классы», М.: «Русское слово», 2009 г.

Цель курса: содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития чело­веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов­лению правосознания и гражданской позиции

Задачи курса:

  • обучить учащихся правилам пользования науч­ными инструментами, теориями и методами,

  • сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоя­тельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к буду­щей профессиональной деятельности,

  • воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Внесенные изменения

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 9 классе.

Учебно-методический комплект:

  1. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ., М.: «Русское слово», 2011г.

  2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс», М.: «Русское слово», 2012г.

Опирается на стандарт основного общего образования по обществознанию.

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, урок-диспут, урок-лекция), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Данное тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часов при 1 часе в неделю. Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами.

Рабочей программой предусмотрено: контрольных тестирований -2, промежуточных тестов -4 (приложение), итоговый контроль знаний -1.


Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Подготовка к ГИА




Раздел I Политическая сфера

14










1

Вводное занятие. Политическая сфера общества.

1

06.09







2

Власть

1

13.09







3

Государство

Входное контрольное тестирование

1

20.09







4

Национально-государственное устройство

1

27.09







5

Формы правления

1

04.10




Подготовка к ГИА, тест №3

6

Политические режимы

1

11.10







7

Политические режимы

1

18.10







8

Гражданское общество и правовое государство

1

25.10







9

Голосование, выборы, референдум

1

08.11




Подготовка к ГИА, тест №4

10

Голосование, выборы,

референдум

1

15.11







11

Политические партии

1

22.11




Подготовка к ГИА, тест №5

12

Политические партии

1

29.11







13

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Политическая сфера общества».

1

06.12










Раздел II Человек и его права

12










14

Право

1

13.12







15

Право

1

20.12




Подготовка к ГИА, тест №6

16

Закон и власть

1

27.12







17

Закон и власть

1

17.01







18

Конституция

1

24.01




Подготовка к ГИА, тест №8

19

Право и имущественные отношения

1

31.01







20

Потребитель и его права

1

07.02







21

Труд и право

1

14.02







22

Семья и право. Права ребенка.

1

21.02




Подготовка к ГИА, тест №9

23

Правонарушения и виды юридической ответственности

1

28.02




Подготовка к ГИА, тест №10

24

Правонарушения и виды юридической ответственности

1

07.03







25

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Человек и его права».

1

14.03










Раздел III Духовная сфера

8










26

Культура

1

21.03







27

Культурные нормы

1

04.04




Подготовка к ГИА, тест №11

28

Формы культуры

1

11.04







29

Религия

1

18.04




Подготовка к ГИА, тест №15

30

Искусство

1

25.04




Подготовка к ГИА, тест №16

31

Образование

1

30.04







32

Наука

1

08.05







33

Итоговое контрольное тестирование по теме «Духовная сфера общества».

1

15.05







34

Итоговое занятие.

1

22.05








Содержание программы учебного предмета (34 ч)
Раздел 1.Политическая сфера (14 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.  Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.  Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 2. Человек и его права (12 час)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.  Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Раздел 3 Духовная сфера (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Формы и средства контроля
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

  • входной контроль – тестовая работа;

  • промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

  • диктанты (используется текст с ошибками),

  • анализ схем, таблиц,

  • фронтальный устный опрос,

  • понятийные диктанты,

  • тематические тесты по изученному блоку;

  • итоговый контроль – тестовая работа.

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Критерии оценки по обществознанию:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%


Тест по обществознанию 9 класс

«Форма государственного устройства».

1. Характерной чертой демократического государства является а) открытый, публичный характер деятельности властей 2) отсутствие свободных средств массовой информации 3) формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы 4) организация внесудебного преследования оппозиции

2. Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу называется а) социологическим опросом б) рейтингом в) референдумом г) электоратом

3. Какому политическому режиму в наибольшей степени свойственны разделение властей, многопартийность, сохранение гражданских свобод, регулярные выборы? а) тоталитарному

б) авторитарному в) демократическому г) олигархическому

4. Одна из характерных черт тоталитарного общества – а) запрещение законом призывов к насильственной смене государственного строя б) конкуренция в борьбе за власть различных партий и движений в) запрещение законом деятельности экстремистских организаций

г) отсутствие подлинной информации о действиях властей

5. Непосредственная демократия проявляется в 1) проведение референдума б) работе парламента в) принятии решения главой правительства г) функциях Конституционного Суда

6. Какому политическому режиму присущи свободные выборы, конкуренция различных партий и идеологий? а)тоталитарному б) авторитарному в) демократическому г) охлократическому

7. К чертам тоталитарного режима относятся: а) равенство всех перед законом б) полный контроль государства над обществом в) огосударствление правящей партии г) всеобщий контроль над средствами массовой информации (СМИ) д) принцип разделения властей

Укажите верный ответ 1) бвг 2) авг 3) абв 4) вгд

8. Что является характерным признаком демократического политического режима?

а) наличие публичной власти б) единая законодательная система в) федеративное устройство

г) гарантии прав и свобод граждан

9. Что является характерным признаком демократического режима? а) конфедеративное устройство б) наличие системы разделения властей в) сосредоточение власти в руках президента г) единая законодательная система

10. Что является характерным признаком тоталитарного политического режима? а) установление многопартийности б) культ личности в) всеобщие выборы г) наличие всенародно избранного парламента

11. Для унитарного государства характерно (а): а) объединение государств на добровольной основе б) существование двух уровней власти в) сочетание местного и общегосударственного законодательства г) власть главы государства распространяется на территорию всей страны

12. В государстве Е. существуют два уровня гос. аппарата: центральный и региональный и двуканальная система налогов: центральные и региональные. Это государство а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество

13. Государства Б. и Т. Объединились для проведения совместной внешнеполитической деятельности. При этом оба государства полностью сохранили свой суверенитет и самостоятельность. Это государство а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество

14. Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передаст по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Это государство а) тирания б) диктатура в) абсолютная монархия

г) парламентская монархия

15. В государстве А. существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Это государство

а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество

16. Верны ли следующие суждения о республике?

А. Примером современной республики можно считать Великобританию.

Б. Республика-это такая форма правления ,при которой глава государства избирается населением.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. В приведенном списке указаны черты сходства понятий форма правления и политический режим и отличия формы правления от политического режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. а) зависит от формального источника власти в стране б) является одной из характеристик формы государства в) зависит от методов осуществления государственной власти г) может видоизменяться с течением времени

18. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к национально-территориальному устройству государства. а) республика б) федерация в) унитарное государство г) конфедерация д) содружество государств

19. По форме правления Россия является а) президентской республикой б) парламентской республикой в) смешанной формой г) уникальной формой

20. В президентской республике президент А. формирует правительство Б. отчитывается перед правительством В. избирается правительством Г. обладает полнотой прав в чрезвычайных ситуациях Варианты ответов: 1) АБВГ 2) БВ 3) АГ 4) АВГ

21. В парламентской республике правительство формирует а) председатель парламента б) народ на референдуме в) лидер победившей партии г) Верховный суд

22. Для республики характерны А. избрание высших органов власти Б. неограниченная власть В. личные права и свободы граждан Г. наличие трех ветвей власти

Варианты ответов 1) АВГ 2) БГ 3) АВ 4) АБВГ

23. Для какого политического режима характерно господство одной партии, навязывающей обществу определенную экономическую модель и систему политических ценностей, проводящей политические репрессии?

а) авторитарного б) диктаторского в) демократического г) тоталитарного

24. В государстве Т. Все органы власти, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона, существуют несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установлен в стране Т.?

а) авторитарный б) демократический в) диктаторский г) тоталитарный

25. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Федерация – объединение государств, создавших союзный центр, но сохранивших при этом относительную политическую самостоятельность.

Б. В республике решающую роль в управлении страной играет правитель, получивший верховную власть по наследству.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Ответы:

  1. а

  2. в

  3. в

  4. г

  5. а

  6. в

  7. 1

  8. г

  9. б

10-б

11-г

12-б

13-а

14-в

15-в

16-2

17- общее: б,г отличия: а, в

18-а

19-а

20-3

21-а

22-1


Тема: «Политическая сфера».

Часть 1.

А1 Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов 2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ

А2 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

А 3. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

А 4. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим 2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

А 5. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства

А 6.Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом

3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом

А 7 Функцией государства является

1) разделение властей 2) суверенитет 3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

А 8. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А 9 Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А 10. Любое государство характеризуется

1) верховенством права 2) наличием аппарата управления

3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека

А 11. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

А 12.Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1) монарх утверждает главу кабинета министров

2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3) власть монарха не имеет законодательных ограничений

4) монарх является верховным главнокомандующим

А 13. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А 14. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

А 15. Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

А 16. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

1) авторитарного 2) тоталитарного 3) теократического 4) демократического

А 17.К внешней функции государства относится функция

1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая

А 18. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ

1) Президент РФ 2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ 4) Председатель Государственной Думы

А 19. При характеристике человека как гражданина указывают на его

1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности

А 20. Кто является источником власти в демократической стране

1) народ 2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса 4) интеллектуальная элита общест
Часть 2.

В 1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме


Государственная власть в РФ






Суды РФ

Федеральное Собрание РФ

……………


В 2 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Д) лидер

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство

В 3. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

В 4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Часть 3.

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С 2. Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е.В. Лукашева.

1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

2 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Часть 3. Уровень С.

С1

В ответе могут быть указаны следующие позиции:

В современной РФ

1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)

2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;

3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

Возможны иные правильные позиции.

С2.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например

- многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть;

2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например:

- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии».

- «Многопартийность - одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе».

Могут быть составлены другие предложения.

С3.

В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:

- представление общественных интересов

- участие в формировании политической элиты;

- разработка политических программ;

- участие в избирательных компаниях;

- организация массовых политических действий.

Могут быть названы и другие функции.
С 4

Текст

1)В ответе должны быть перечислены принципы:

- принцип неотъемлемых естественных прав человека;

- принцип связанности законодателя правами человека;

- принцип разделения властей;

- принцип взаимной ответственности государства и личности.

2) В ответе могут быть названы следующие условия:

- согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

- уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

- солидарность , объединение граждан вокруг общественных ценностей;

- человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

- человек освобожден от жестокой опеки государства.

3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства;

отсутствуют общепризнанные ценности;

существует неуважение к праву;

отсутствует гражданская солидарность;

отсутствует доверие к государству;

отсутствует доверие граждан друг к другу;

2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами;

3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.

4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;

2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУчебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко «Программа...
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУчебному предмету "история" учителя истории и обществознания Вислогузовой...
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе авторских программ «История России 6-11 кл.» А. А. Данилова и Л....
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconРабочая программа по предмету «Обществознание» (9 класс) учителя истории и обществознания

Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconРабочая программа Анненковой Тамары Александровны, учителя истории...
«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУрока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории...
Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconРабочая программа среднего общего образования по предмету «Обществознание»
Составитель: Терлецкая И. П., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconКонспект урока Учитель: Павелко Елена Ивановна моу «сош№1 с. П. Троицкое»...
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУчебника Кравченко А. И. Обществознание для 9 класса
«Обществознание», а также «Примерной программы по обществознанию» мо ртф москва. 2007. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев,...
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Должность, преподаваемый предмет: учитель истории и обществознания, история, обществознание
Учебному предмету \"обществознание\" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 9 а класса предмет «обществознание» iconУчебному предмету «православная культура» учителя русского языка...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск