Основы социальной





НазваниеОсновы социальной
страница1/9
Дата публикации15.10.2014
Размер1.18 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ медицины

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2010

УДК 616-058(07)

ББК 51.1я73

О-753

Составитель Коробицина, Т.В.
Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т.В. Коробицина. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. 88 с.


Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2010

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Уважаемые студенты!
Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человека и актуальна во все периоды его индивидуального развития. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека. Здоровье населения в целом оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мера его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Социальная медицина, учитывающая социальные, психологические факторы, а также воздействия окружающей среды, влияющие на здоровье человека, рассматривается как расширенное понимание клинической медицины, социальная работа признается деятельностью, родственной врачеванию.

Студенты, изучая дисциплину, овладевают знаниями не только о факторах, влияющих на здоровье, но и способах сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

В структуре дисциплины «Основы социальной медицины» предусмотрено проведение семинарских занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. Также на семинарских занятиях реализуются виды работ, направленные на оценку качества освоения дисциплины: выполнение домашнего задания (реферата), тестовых заданий.
При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется:

углубленное изучение и презентация тем с использованием разнообразных форм (доклады, групповая работа, дискуссии и др.);

изучение нормативных актов и использование современной научной литературы при самостоятельной подготовке к практическим занятиям;

написание реферата по выбранной теме и защита его на семинарском занятии в группе.
По уровню подготовки к семинарам и работе на семинарских занятиях по курсу «Основы социальной медицины» к студентам предъявляются следующие требования.
Студент должен знать:

- основные понятия и категории социальной медицины, ее междисциплинарный характер, взаимосвязь с клинической медициной;

- основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье, их показатели;

- генетическую и социальную обусловленность здоровья;

- факторы риска развития заболеваний;

- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина и стратегию Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения;

- классификацию болезней, структуру заболеваемости населения, основные неинфекционные заболевания и инфекционные болезни;

- общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения заболеваний;

- правовые аспекты и организацию лечебно-профилактической помощи населению,

- факторы санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарное законодательство;

- социально-медицинские аспекты здорового образа жизни;

- социально-медицинские аспекты планирования семьи;

- основы реабилитации инвалидов;

- основы социально-медицинской просветительской деятельности;

- вопросы социально-медицинской этики;

- место и роль специалистов по социальной работе в оказании медико-социальной помощи населению;

- социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
Студент должен развить умения:

- выявлять основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье;

- выявлять основные признаки социально-значимых и социально обусловленных заболеваний;

- определять особенности организации лечебно-профилактической помощи населению;

- оказывать неотложную медицинскую помощь при острых расстройствах здоровья человека;

- выявлять основные параметры образа жизни человека;

- определять основные факторы санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения;

- выявлять факторы, позволяющие осуществлять планирование семьи;

- определять признаки ограничения жизнедеятельности человека;

- оценивать индивидуальную программу реабилитации инвалида;

- выявлять социально-медицинские и решать биоэтические проблемы в конкретной ситуации.
Студент должен овладеть навыками:

- анализа демографических и статистических показателей здоровья;

- гигиенического воспитания населения;

- обучения здоровому образу жизни различных групп клиентов;

- оказания неотложной медицинской помощи;

- консультирования по вопросам планирования семьи;

- составления индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- взаимодействия с медицинскими работниками по комплексному решению проблем клиентов.
Организационно-методические указания по подготовке к занятиям:

Готовясь к занятию, студенты должны ориентироваться на учебные вопросы и пользоваться вопросами для самоконтроля, которые помогут выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать современную научную и учебно-методическую литературу и нормативные акты, подготовиться к промежуточному и итоговому тестовому контролю по каждой теме семинарских занятий.

Студенты, подготовившие реферат по теме занятия, делают на семинаре в течение 10-15 мин. краткое сообщение (доклад), характеризующее задачи работы, ее актуальность, основную проблематику, отвечают на вопросы преподавателя и сокурсников.

Выступление студента-докладчика по реферату может сопровождаться заранее подготовленной презентацией (текстовой, табличной, графической и т.д.), что является существенным преимуществом, поскольку сочетание традиционного представления теоретического материала и демонстрационной презентации способствует наилучшему восприятию информации.

Все методические материалы, предназначенные для освоения дисциплины, входят в состав УМКД «Основы социальной медицины». Кроме того, методические материалы могут быть получены у методиста кафедры теории и методики социальной работы.

Для подготовки к семинарским занятиям необходимо использовать основные учебники и учебные пособия, а также основные периодические издания; для самостоятельной работы можно использовать интернет-ресурсы, а также литературу из списка дополнительной периодической литературы.
Модуль 1. Здоровье населения
Раздел 1. Здоровье как комплексная категория
Тема 2. Биологическая и социальная обусловленность здоровья человека. Факторы и группы риска развития болезней. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний
Теоретические вопросы:

  1. Социальное благополучие как составляющая здоровья. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье.

  2. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней.

  3. Факторы и группы риска заболеваний.

  4. Основные принципы охраны здоровья.

  5. Ответственность и заинтересованность государства и гражданина за сохранение и укрепление здоровья.

  6. Содержание профилактических программ, их эффективность.


Содержание и форма отчета по занятию:

Индивидуальное выступление студента по заданному преподавателем вопросу с возможным последующим обсуждением выступления, постановкой дополнительных вопросов в составе группы. Предусмотрено выполнение тестовых заданий для контроля усвоения теоретического курса и подготовки к семинарскому занятию.

На занятии заслушиваются выступления по темам рефератов:

  1. Социальное благополучие как составляющая здоровья. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье.

  2. Отношение человека к здоровью: закономерности, тенденции, способы формирования на различных этапах жизни.

  3. Основные направления социальной политики государства, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения.

  4. Деятельность социальных работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья.


Литература:
1. Амлаев, К.Р. К вопросу об изучении влияния некоторых социально-экономических факторов на здоровье / К.Р. Амлаев // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2007. – № 5. – С. 43.

2. Козлова, С.И. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование / С.И. Козлова – М., 1996. – 248 с.

3. Лучкевич, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением / В.С. Лучкевич. – Санкт-Петербург, 2007. – 251 с.

4. Мартыненко, А.В. Исследование теоретических и организационно-методических основ медико-социальной работы / А.В. Мартыненко // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – №1. – С.15-29.

5. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ / В.А. Медик, А.М. Осипов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 358 с.

6. Разин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В.М. Разин // Мир психологии. – 2000. – № 1. – С. 12-16.

7. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 256 с.
Тема 3. Демографические, статистические показатели здоровья. Структура заболеваемости населения
Теоретические вопросы:

  1. Основные демографические показатели в оценке состояния общественного здоровья.

  2. Заболеваемость населения, ее виды и современная структура.

  3. Международная классификация болезней.

  4. Комплексная оценка состояния здоровья населения.

  5. Характеристика отдельных групп здоровья.


Содержание и форма отчета по занятию:

Индивидуальное выступление студента по заданному преподавателем вопросу с возможным последующим обсуждением выступления, постановкой дополнительных вопросов в составе группы. Предусмотрено выполнение тестовых заданий для контроля усвоения теоретического курса и подготовки к семинарскому занятию.

На занятии заслушиваются выступления по темам рефератов:

  1. Основные показатели общественного здоровья, комплексная оценка состояния и тенденции изменения здоровья нации.

  2. Научно-технический прогресс: возможности сохранения, укрепления здоровья и болезни цивилизации.

  3. Комплексный подход в решении проблемы инфекционных заболеваний, особенности взаимодействия медицинских и социальных служб.

  4. Группы здоровья взрослого и детского населения. Особенности социальной работы в зависимости от состояния индивидуального здоровья.


Литература:
1. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр: В 3 т. – Женева: ВОЗ, 1995.

2. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ / В.А. Медик, А.М. Осипов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 358 с.

3. Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 1 апреля 2012 г. : Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/spa/138.

4. Селезнев, Е.Ф. Состояние детского и репродуктивного здоровья нации / Е.Ф. Селезнев // Социальная профилактика и здоровье. – 2007. – № 3. – С. 4-21.

5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство / Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, К.А. Отдельнова и др.; Под ред. Ю.П. Лисицына. – Казань: НПО «Медикосервис», 1998. – 698 с.

6. Тапилина, В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения /В.С. Тапилина // Социологические исследования. - 2004. - № 3. - С. 126-138.

7. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 256 с.

8. Черносвитов, Е.В. Прикладные методы социальной медицины / Е.В. Черносвитов. – М., 2002.

Раздел 2. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней
Тема 6. Болезни, передаваемые половым путем: понятие, диагностика, возможности лечения, социально-медицинское значение
Теоретические вопросы:

  1. Болезни, передаваемые половым путем, как социально-медицинская проблема.

  2. Сифилис: характеристика заболевания, принципы диагностики, лечения и профилактика.

  3. Гонорея: характеристика заболевания, принципы диагностики, лечения и профилактика.

  4. Хламидиозы: характеристика заболевания, принципы диагностики, лечения и профилактика.

  5. ВИЧ-инфекция: характеристика заболевания, принципы диагностики, лечения. Государственная программа профилактики.

  6. Социальные проблемы зараженных и больных ВИЧ-инфекцией.

  7. Взаимодействие социальных и медицинских работников в вопросах профилактики болезней, передаваемых половым путем.


Содержание и форма отчета по занятию:

Индивидуальное выступление студента по заданному преподавателем вопросу с возможным последующим обсуждением выступления, постановкой дополнительных вопросов в составе группы. Предусмотрено выполнение тестовых заданий для контроля усвоения теоретического курса и подготовки к семинарскому занятию.

На занятии заслушиваются выступления по темам рефератов:

  1. Болезни, передаваемые половым путем, как медико-социальная проблема.

  2. Социально-медицинские и морально-этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией.

  3. Половое воспитание, личная гигиена и ранняя диагностика в профилактике болезней, передаваемых половым путем.


Литература:
1. Голиков, Н.А. Культура здоровья – показатель культуры общества / Н.А. Голиков // Культура здоровой жизни. – 2005 – № 1. – С. 40-45.

2. Голохвастова, Е.Л. Клиника и лечение ВИЧ-инфекции [Электронный ресурс] // http://www.eurolab.ua/encyclopedia/565/44418/ – 28.06.2011

3. Журавлева, И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения / И.В. Журавлева // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 133-142.

4. Иванова, О.Л. Кожные и венерические заболевания / О.Л.Иванова. – М.: Шико, 2006. – 480 с.

5. Леванова, Н.Д. Венерические заболевания / Н.Д. Леванова. – М.: Эксмо, 2006. – 256 с.

6. Молочкова, В.А. Инфекции, передающиеся половым путём. Клиника, диагностика, лечение. / В.А. Молочкова, О.Л.Иванова. – М.: Медицина, – 2006. – 634 с.

7. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования / Т.М. Резер // Социальная профилактика и здоровье. – 2005. – № 5. –- С. 28-34.

8. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 256 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы социальной iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Основы социальной iconПримерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы»
Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии...
Основы социальной iconРабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы»
Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии...
Основы социальной iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»...
Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с
Основы социальной iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Основы социальной iconРабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины
Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура
Основы социальной iconУчебное пособие по информатики и икт по Главе 1 «Основы социальной...
Добро пожаловать на страницы электронного учебника! Я, Петрова Алина, студентка III курса специальности «Прикладная информатика»...
Основы социальной icon1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности
Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности
Основы социальной iconПрограмма дисциплины дисциплина опд. Ф. 10 Профессионально–этические основы социальной работы
Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических...
Основы социальной iconПрограмма дисциплины Основы социальной политики для направления 080100....
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 – Социология подготовки бакалавра
Основы социальной iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050711. 65 «Социальная педагогика»
Умкд составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю. А., к и н., доцентом кафедры...
Основы социальной iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Основы социальной iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Основы социальной iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Основы социальной icon1. 3 Философские основания социальной работы
Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного...
Основы социальной icon1. 3 Философские основания социальной работы
Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск