Скачать 1.18 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ медицины Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения Красноярск СФУ 2010 УДК 616-058(07) ББК 51.1я73 О-753 Составитель Коробицина, Т.В. Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т.В. Коробицина. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. 88 с. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр) © Сибирский федеральный университет, 2010 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Уважаемые студенты! Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человека и актуальна во все периоды его индивидуального развития. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека. Здоровье населения в целом оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мера его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Социальная медицина, учитывающая социальные, психологические факторы, а также воздействия окружающей среды, влияющие на здоровье человека, рассматривается как расширенное понимание клинической медицины, социальная работа признается деятельностью, родственной врачеванию. Студенты, изучая дисциплину, овладевают знаниями не только о факторах, влияющих на здоровье, но и способах сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия. В структуре дисциплины «Основы социальной медицины» предусмотрено проведение семинарских занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. Также на семинарских занятиях реализуются виды работ, направленные на оценку качества освоения дисциплины: выполнение домашнего задания (реферата), тестовых заданий. При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется: - углубленное изучение и презентация тем с использованием разнообразных форм (доклады, групповая работа, дискуссии и др.); - изучение нормативных актов и использование современной научной литературы при самостоятельной подготовке к практическим занятиям; - написание реферата по выбранной теме и защита его на семинарском занятии в группе. По уровню подготовки к семинарам и работе на семинарских занятиях по курсу «Основы социальной медицины» к студентам предъявляются следующие требования. Студент должен знать: - основные понятия и категории социальной медицины, ее междисциплинарный характер, взаимосвязь с клинической медициной; - основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье, их показатели; - генетическую и социальную обусловленность здоровья; - факторы риска развития заболеваний; - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина и стратегию Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения; - классификацию болезней, структуру заболеваемости населения, основные неинфекционные заболевания и инфекционные болезни; - общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения заболеваний; - правовые аспекты и организацию лечебно-профилактической помощи населению, - факторы санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарное законодательство; - социально-медицинские аспекты здорового образа жизни; - социально-медицинские аспекты планирования семьи; - основы реабилитации инвалидов; - основы социально-медицинской просветительской деятельности; - вопросы социально-медицинской этики; - место и роль специалистов по социальной работе в оказании медико-социальной помощи населению; - социально-медицинские проблемы организации социальной работы. Студент должен развить умения: - выявлять основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье; - выявлять основные признаки социально-значимых и социально обусловленных заболеваний; - определять особенности организации лечебно-профилактической помощи населению; - оказывать неотложную медицинскую помощь при острых расстройствах здоровья человека; - выявлять основные параметры образа жизни человека; - определять основные факторы санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения; - выявлять факторы, позволяющие осуществлять планирование семьи; - определять признаки ограничения жизнедеятельности человека; - оценивать индивидуальную программу реабилитации инвалида; - выявлять социально-медицинские и решать биоэтические проблемы в конкретной ситуации. Студент должен овладеть навыками: - анализа демографических и статистических показателей здоровья; - гигиенического воспитания населения; - обучения здоровому образу жизни различных групп клиентов; - оказания неотложной медицинской помощи; - консультирования по вопросам планирования семьи; - составления индивидуальной программы реабилитации инвалида; - взаимодействия с медицинскими работниками по комплексному решению проблем клиентов. Организационно-методические указания по подготовке к занятиям: Готовясь к занятию, студенты должны ориентироваться на учебные вопросы и пользоваться вопросами для самоконтроля, которые помогут выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать современную научную и учебно-методическую литературу и нормативные акты, подготовиться к промежуточному и итоговому тестовому контролю по каждой теме семинарских занятий. Студенты, подготовившие реферат по теме занятия, делают на семинаре в течение 10-15 мин. краткое сообщение (доклад), характеризующее задачи работы, ее актуальность, основную проблематику, отвечают на вопросы преподавателя и сокурсников. Выступление студента-докладчика по реферату может сопровождаться заранее подготовленной презентацией (текстовой, табличной, графической и т.д.), что является существенным преимуществом, поскольку сочетание традиционного представления теоретического материала и демонстрационной презентации способствует наилучшему восприятию информации. Все методические материалы, предназначенные для освоения дисциплины, входят в состав УМКД «Основы социальной медицины». Кроме того, методические материалы могут быть получены у методиста кафедры теории и методики социальной работы. Для подготовки к семинарским занятиям необходимо использовать основные учебники и учебные пособия, а также основные периодические издания; для самостоятельной работы можно использовать интернет-ресурсы, а также литературу из списка дополнительной периодической литературы. Модуль 1. Здоровье населения Раздел 1. Здоровье как комплексная категория Тема 2. Биологическая и социальная обусловленность здоровья человека. Факторы и группы риска развития болезней. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний Теоретические вопросы:
Содержание и форма отчета по занятию: Индивидуальное выступление студента по заданному преподавателем вопросу с возможным последующим обсуждением выступления, постановкой дополнительных вопросов в составе группы. Предусмотрено выполнение тестовых заданий для контроля усвоения теоретического курса и подготовки к семинарскому занятию. На занятии заслушиваются выступления по темам рефератов:
Литература: 1. Амлаев, К.Р. К вопросу об изучении влияния некоторых социально-экономических факторов на здоровье / К.Р. Амлаев // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2007. – № 5. – С. 43. 2. Козлова, С.И. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование / С.И. Козлова – М., 1996. – 248 с. 3. Лучкевич, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением / В.С. Лучкевич. – Санкт-Петербург, 2007. – 251 с. 4. Мартыненко, А.В. Исследование теоретических и организационно-методических основ медико-социальной работы / А.В. Мартыненко // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – №1. – С.15-29. 5. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ / В.А. Медик, А.М. Осипов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 358 с. 6. Разин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В.М. Разин // Мир психологии. – 2000. – № 1. – С. 12-16. 7. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 256 с. Тема 3. Демографические, статистические показатели здоровья. Структура заболеваемости населения Теоретические вопросы:
Содержание и форма отчета по занятию: Индивидуальное выступление студента по заданному преподавателем вопросу с возможным последующим обсуждением выступления, постановкой дополнительных вопросов в составе группы. Предусмотрено выполнение тестовых заданий для контроля усвоения теоретического курса и подготовки к семинарскому занятию. На занятии заслушиваются выступления по темам рефератов:
Литература: 1. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр: В 3 т. – Женева: ВОЗ, 1995. 2. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ / В.А. Медик, А.М. Осипов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 358 с. 3. Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 1 апреля 2012 г. : Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/spa/138. 4. Селезнев, Е.Ф. Состояние детского и репродуктивного здоровья нации / Е.Ф. Селезнев // Социальная профилактика и здоровье. – 2007. – № 3. – С. 4-21. 5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство / Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, К.А. Отдельнова и др.; Под ред. Ю.П. Лисицына. – Казань: НПО «Медикосервис», 1998. – 698 с. 6. Тапилина, В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения /В.С. Тапилина // Социологические исследования. - 2004. - № 3. - С. 126-138. 7. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 256 с. 8. Черносвитов, Е.В. Прикладные методы социальной медицины / Е.В. Черносвитов. – М., 2002. Раздел 2. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней Тема 6. Болезни, передаваемые половым путем: понятие, диагностика, возможности лечения, социально-медицинское значение Теоретические вопросы:
Содержание и форма отчета по занятию: Индивидуальное выступление студента по заданному преподавателем вопросу с возможным последующим обсуждением выступления, постановкой дополнительных вопросов в составе группы. Предусмотрено выполнение тестовых заданий для контроля усвоения теоретического курса и подготовки к семинарскому занятию. На занятии заслушиваются выступления по темам рефератов:
Литература: 1. Голиков, Н.А. Культура здоровья – показатель культуры общества / Н.А. Голиков // Культура здоровой жизни. – 2005 – № 1. – С. 40-45. 2. Голохвастова, Е.Л. Клиника и лечение ВИЧ-инфекции [Электронный ресурс] // http://www.eurolab.ua/encyclopedia/565/44418/ – 28.06.2011 3. Журавлева, И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения / И.В. Журавлева // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 133-142. 4. Иванова, О.Л. Кожные и венерические заболевания / О.Л.Иванова. – М.: Шико, 2006. – 480 с. 5. Леванова, Н.Д. Венерические заболевания / Н.Д. Леванова. – М.: Эксмо, 2006. – 256 с. 6. Молочкова, В.А. Инфекции, передающиеся половым путём. Клиника, диагностика, лечение. / В.А. Молочкова, О.Л.Иванова. – М.: Медицина, – 2006. – 634 с. 7. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования / Т.М. Резер // Социальная профилактика и здоровье. – 2005. – № 5. –- С. 28-34. 8. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие / Е.Е. Тен. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. – 256 с. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы» ««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки... | Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии... | ||
Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»... Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы | Рабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура | ||
Учебное пособие по информатики и икт по Главе 1 «Основы социальной... Добро пожаловать на страницы электронного учебника! Я, Петрова Алина, студентка III курса специальности «Прикладная информатика»... | 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности | ||
Программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 10 Профессионально–этические основы социальной работы Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических... | Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100.... Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 – Социология подготовки бакалавра | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050711. 65 «Социальная педагогика» Умкд составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю. А., к и н., доцентом кафедры... | Темы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата... Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... | 1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... |