Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа»





НазваниеМетодические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа»
страница1/7
Дата публикации16.10.2014
Размер0.81 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

Методические рекомендации к изучению дисциплины

Б3. Б. 15
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ:

040400.62 «Социальная работа»

Утверждено на заседании кафедры

педагогики ППИ

(протокол № от 09 сентября 2013 г.)
Зав. кафедрой

педагогики _________ Н.А. Рычкова

1. Программа учебной дисциплины «Социальная педагогика».

2. Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент Тишулина С.Г.

3. Цель освоения дисциплины «Социальная педагогика» – вооружение будущих социальных работников знаниями теоретических основ современной социально-педагогической науки, а также умениями, необходимыми для эффективной организации социально-педагогической деятельности; подготовка студента к профессиональной деятельности, направленной на личностное и социальное развитие личности.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- дать представление о социальной педагогике как одной из отраслей педагогической науки и практики;

- раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической деятельности;

- охарактеризовать особенности социума как фактора социализации, воспитания и саморазвития человека;

- сформировать у студентов представление об исторических закономерностях и логике формирования социально-педагогических знаний;

- охарактеризовать будущим специалистам картину социально-педагогической действительности.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

ПК-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;

ПК-4: быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;

ПК-7: быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

  • научно-теоретические основы профессиональной социально - педагогической деятельности;

  • методологию социально-педагогической науки, ее структуру, взаимосвязи с другими науками;

  • сущность социально-педагогического процесса, его закономерности и организацию;

  • место, роль, виды и основные принципы социально-педагогической деятельности;

  • специфику организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи человеку в воспитательных организациях.

2. Уметь:

  • анализировать и прогнозировать объективную информацию;

  • выбирать различные методы исследования и осуществления социально- педагогической деятельности;

  • выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства социально- педагогической деятельности;

- анализировать социально-педагогические явления;

- проектировать эффективное социально-педагогическое взаимодействие.

3. Владеть навыками:

  • основными навыками коммуникации полученного знания в пределах общекультурных и профессиональных компетенций;

- поиска необходимой социально-педагогической информации;

- взаимодействия с различными категориями воспитуемых в социально-педагогических ситуациях.


5. Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Наименование раздела/темы

Количество часов

Всего ауд. часов/ в интеракт. форме

ЛК

ПР

СР

1

Раздел 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики

6/2

2

4

6

1.1

Социальная педагогика, ее предмет и задачи.




1

2

3

1.2

Основные принципы социальной педагогики




1

2

3

2

Раздел 2. Социализация как социально-педагогическое явление

4/2

2

2

6

2.1

Социализация: сущность, этапы, механизмы.




1

1

3

2.1

Человек в процессе социализации.




1

1

3

3

Раздел 3. Факторы социализации

10/2

4

6

9

3.1

Мегафакторы социализации




1

1




3.2

Макрофакторы социализации




1

1

3

3.3

Мезофакторы социализации




1

2

3

3.4

Микрофакторы социализации




1

2

3

4

Раздел 4. Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательной организации

8/2

4

4

9

4.1

Организация социального опыта.

6/1

1

2

3

4.2

Образование

8/1

2

1

3

4.3

Индивидуальная помощь.




1

1

3




Раздел 5. Издержки социализации

4

2

2

12

5.1

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления.




1

1

6

5.2

Социально-педагогическая виктимология.




1

1

6




ИТОГО:

36

30

40

38



6. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики

Тема 1.1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи.

Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики.

Методологические основы социальной педагогики.

Основные категории социальной педагогики: социально-педагогический процесс; социально-педагогическая деятельность; социальное развитие; социальное воспитание; социальная адаптация и дезадаптация; социализация; перевоспитание, реабилитация, коррекция.

Функции социальной педагогики: познавательная, научная, диагностическая, прогностическая, коррекционная, образовательная, управленческая и др.

Задачи социальной педагогики: задачи социопедагогики; социального воспитания; изучения человека как социальной единицы; изучения личностной позиции и активности человека в социальном совершенствовании.
Тема 1.2. Основные принципы социальной педагогики

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Принципы социальной педагогики как науки. Принципы социальной педагогики как практики. Принципы природосообразности, индивидуальной обусловленности, гуманизма, личностной обусловленности, культуросообразности, средовой обусловленносьти.
Раздел 2. Социализация как социально-педагогическое явление

Тема 2.1. Социализация: сущность, этапы, механизмы.

Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого, социально контролируемого взаимодействия с обществом.

Сущность социализации и ее содержание.

Возрастные этапы социализации. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: психологические, социально-психологические, социально-педагогические.
Тема 2.2. Человек в процессе социализации

Человек как объект социализации: ожидания и требования социума.

Человек как субъект социализации: возрастные задачи.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации: опасности и их источники.
Раздел 3. Факторы социализации

Тема 3.1. Мегафакторы социализации

Космос (Вселенная), планета, мир, их влияние на жизнь землян.

Зависимость социализации человека от совокупности глобальных планетарно-мировых условий, тенденций их развития и проблем. Учет глобальных проблем в педагогическом целеполагании.

Тема 3.2. Макрофакторы социализации

Страна как географически-культурная «рамка» социализации населения и отдельных половозрастных и социальных слоев.

Понятие «этнос». Витальные особенности влияния этнокультурных условий на социализацию человека. Менталитет этноса и его усвоение человеком в процессе стихийной социализации. Менталитет и воспитание: имплицитные концепции личности и воспитания.

Понятие «общество». Гендерная (полоролевая) структура общества. Возрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений в процессе социализации. Влияние на социализацию человека социальной структуры, уровня экономического развития и политико-идеологических процессов. Воспитание как социальный институт, его становление, функции и особенности в конкретных обществах.

Понятие «государство». Влияние государства на стихийную социализацию. Осуществление государством относительно направляемой социализации отдельных половозрастных групп населения. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) как функция государства. Государственная система воспитания: задачи, функции, инфраструктура.
Тема 3.3. Мезофакторы социализации

Регион: географические, природно-климатические, культурные особенности и их влияние на стихийную социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Региональная политика в сфере воспитания: выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей.

Средства массовой коммуникации: тенденции развития средств коммуникации; функции СМК в стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации, социально-педагогические возможности СМК.

Субкультуры: понятие, признаки; влияние субкультуры на стихийную социализацию; учет субкультурных особенностей в процессе воспитания.

Тип поселения (деревня, город, малый город, поселок): образ жизни в поселении определенного типа и его влияние на социализацию благодаря специфическим возможностям для формирования мобильности личности и осуществления ею выбора ценностных ориентаций, кругов общения, способов самореализации в различных сферах жизнедеятельности, стилей жизни.

Муниципальная система социального воспитания: многообразие воспитательных организаций; выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей.
Тема 3.4. Микрофакторы социализации

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Пути повышения воспитательных возможностей семьи.

Соседство и его роль в социализации детей, подростков, юношей.

Характеристика группы сверстников. Группы сверстников и воспитание.

Религиозные организации и религиозное воспитание.

Воспитательные организации: понятие, функции.

Микросоциум и его границы. Создание воспитательного пространства в микросоциуме.

Раздел 4. Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательной организации

Тема 4.1. Организация социального опыта

Организация быта: архитектурно-планировочное решение и предметно-пространственная среда помещения; режим жизни; этикет; традиции повседневной жизни; самообслуживание; одежда.

Организация жизнедеятельности: общение, познание, деятельность, игра, спорт как сферы жизнедеятельности; стиль руководства; соотношение управления и самоуправления с самоорганизацией; пути актуализации содержания жизнедеятельности, дифференцированный и гендерный подходы.

Организация группового, межгруппового и массового взаимодействия в жизнедеятельности воспитательной организации; содержание и способы обучения взаимодействию
Тема 4.2. Образование

Образование: систематическое обучение, просвещение и стимулирование самообразования в процессе жизнедеятельности воспитательной организации. Социально-педагогический процесс.
Тема 4.3. Индивидуальная помощь

Индивидуальная помощь: решение возрастных задач, преодоление опасностей возраста; возрастной и индивидуальные подходы в жизнедеятельности воспитательной организации.
Раздел 5. Издержки социализации

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа

Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и...
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconОбщая характеристика программы 040400. 62 «Социальная работа» Цель,...
Нормативные документы для разработки оп бакалавриата по направлению подготовки 040400. 62 «Социальная работа»
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)...
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconОсновная образовательная программа по направлению 040100. 62 – Социальная работа
Приложение Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 040100. 62 – Социальная...
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа....
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации к изучению дисциплины б. 15 Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению: 040400. 62 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск