Скачать 0.81 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) Методические рекомендации к изучению дисциплины Б3. Б. 15 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ: 040400.62 «Социальная работа» Утверждено на заседании кафедры педагогики ППИ (протокол № от 09 сентября 2013 г.) Зав. кафедрой педагогики _________ Н.А. Рычкова 1. Программа учебной дисциплины «Социальная педагогика». 2. Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент Тишулина С.Г. 3. Цель освоения дисциплины «Социальная педагогика» – вооружение будущих социальных работников знаниями теоретических основ современной социально-педагогической науки, а также умениями, необходимыми для эффективной организации социально-педагогической деятельности; подготовка студента к профессиональной деятельности, направленной на личностное и социальное развитие личности. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели: - дать представление о социальной педагогике как одной из отраслей педагогической науки и практики; - раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической деятельности; - охарактеризовать особенности социума как фактора социализации, воспитания и саморазвития человека; - сформировать у студентов представление об исторических закономерностях и логике формирования социально-педагогических знаний; - охарактеризовать будущим специалистам картину социально-педагогической действительности. 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. ПК-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации; ПК-4: быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; ПК-7: быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1. Знать:
2. Уметь:
- анализировать социально-педагогические явления; - проектировать эффективное социально-педагогическое взаимодействие. 3. Владеть навыками:
- поиска необходимой социально-педагогической информации; - взаимодействия с различными категориями воспитуемых в социально-педагогических ситуациях. 5. Содержание дисциплины. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
6. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики Тема 1.1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики. Методологические основы социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики: социально-педагогический процесс; социально-педагогическая деятельность; социальное развитие; социальное воспитание; социальная адаптация и дезадаптация; социализация; перевоспитание, реабилитация, коррекция. Функции социальной педагогики: познавательная, научная, диагностическая, прогностическая, коррекционная, образовательная, управленческая и др. Задачи социальной педагогики: задачи социопедагогики; социального воспитания; изучения человека как социальной единицы; изучения личностной позиции и активности человека в социальном совершенствовании. Тема 1.2. Основные принципы социальной педагогики Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Принципы социальной педагогики как науки. Принципы социальной педагогики как практики. Принципы природосообразности, индивидуальной обусловленности, гуманизма, личностной обусловленности, культуросообразности, средовой обусловленносьти. Раздел 2. Социализация как социально-педагогическое явление Тема 2.1. Социализация: сущность, этапы, механизмы. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого, социально контролируемого взаимодействия с обществом. Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: психологические, социально-психологические, социально-педагогические. Тема 2.2. Человек в процессе социализации Человек как объект социализации: ожидания и требования социума. Человек как субъект социализации: возрастные задачи. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации: опасности и их источники. Раздел 3. Факторы социализации Тема 3.1. Мегафакторы социализации Космос (Вселенная), планета, мир, их влияние на жизнь землян. Зависимость социализации человека от совокупности глобальных планетарно-мировых условий, тенденций их развития и проблем. Учет глобальных проблем в педагогическом целеполагании. Тема 3.2. Макрофакторы социализации Страна как географически-культурная «рамка» социализации населения и отдельных половозрастных и социальных слоев. Понятие «этнос». Витальные особенности влияния этнокультурных условий на социализацию человека. Менталитет этноса и его усвоение человеком в процессе стихийной социализации. Менталитет и воспитание: имплицитные концепции личности и воспитания. Понятие «общество». Гендерная (полоролевая) структура общества. Возрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений в процессе социализации. Влияние на социализацию человека социальной структуры, уровня экономического развития и политико-идеологических процессов. Воспитание как социальный институт, его становление, функции и особенности в конкретных обществах. Понятие «государство». Влияние государства на стихийную социализацию. Осуществление государством относительно направляемой социализации отдельных половозрастных групп населения. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) как функция государства. Государственная система воспитания: задачи, функции, инфраструктура. Тема 3.3. Мезофакторы социализации Регион: географические, природно-климатические, культурные особенности и их влияние на стихийную социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Региональная политика в сфере воспитания: выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей. Средства массовой коммуникации: тенденции развития средств коммуникации; функции СМК в стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации, социально-педагогические возможности СМК. Субкультуры: понятие, признаки; влияние субкультуры на стихийную социализацию; учет субкультурных особенностей в процессе воспитания. Тип поселения (деревня, город, малый город, поселок): образ жизни в поселении определенного типа и его влияние на социализацию благодаря специфическим возможностям для формирования мобильности личности и осуществления ею выбора ценностных ориентаций, кругов общения, способов самореализации в различных сферах жизнедеятельности, стилей жизни. Муниципальная система социального воспитания: многообразие воспитательных организаций; выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей. Тема 3.4. Микрофакторы социализации Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Пути повышения воспитательных возможностей семьи. Соседство и его роль в социализации детей, подростков, юношей. Характеристика группы сверстников. Группы сверстников и воспитание. Религиозные организации и религиозное воспитание. Воспитательные организации: понятие, функции. Микросоциум и его границы. Создание воспитательного пространства в микросоциуме. Раздел 4. Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательной организации Тема 4.1. Организация социального опыта Организация быта: архитектурно-планировочное решение и предметно-пространственная среда помещения; режим жизни; этикет; традиции повседневной жизни; самообслуживание; одежда. Организация жизнедеятельности: общение, познание, деятельность, игра, спорт как сферы жизнедеятельности; стиль руководства; соотношение управления и самоуправления с самоорганизацией; пути актуализации содержания жизнедеятельности, дифференцированный и гендерный подходы. Организация группового, межгруппового и массового взаимодействия в жизнедеятельности воспитательной организации; содержание и способы обучения взаимодействию Тема 4.2. Образование Образование: систематическое обучение, просвещение и стимулирование самообразования в процессе жизнедеятельности воспитательной организации. Социально-педагогический процесс. Тема 4.3. Индивидуальная помощь Индивидуальная помощь: решение возрастных задач, преодоление опасностей возраста; возрастной и индивидуальные подходы в жизнедеятельности воспитательной организации. Раздел 5. Издержки социализации |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»... Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,... | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»... Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра | Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и... | Общая характеристика программы 040400. 62 «Социальная работа» Цель,... Нормативные документы для разработки оп бакалавриата по направлению подготовки 040400. 62 «Социальная работа» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б7 архитектура компьютеров... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины основная образовательная... Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. М. Ф3 Физическая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)... | ||
Основная образовательная программа по направлению 040100. 62 – Социальная работа Приложение Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 040100. 62 – Социальная... | Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа.... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03.... |