Скачать 445.56 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерациифедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050300.62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического образования КРАСНОЯРСК 2011 Программа составлена к.ф.н, ст. преподавателем Полуэктовой Т.А. Обсужден на заседании кафедры зарубежной литературы «07» сентября 2011 г Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Липнягова С.Г. Одобрено учебно-методическим советом филологического факультета «18» октября 2011 г. Председатель к.ф.н, доцент Гайдукова Е.Б. Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля на 2011/ 2012 учебный год
Зав. кафедрой зарубежной литературы к.ф.н., доцент Липнягова С.Г. Зав. кафедрой русской литературы к.п.н., доцент Уминова Н.В. Председатель НМС к.ф.н., доцент Гайдукова Е.Б. "____" ___________201__ г. лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Подкорректированы формы работы. 2. Внесены изменения в тематику семинарских занятий. 3. Добавлены темы рефератов/докладов. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры зарубежной литературы "05"сентября 2012г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Зарубежная литература» предназначен для студентов очной формы обучения по специальности 050300.62 «Филологическое образование» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Программа дисциплины «Зарубежная литература» цикл ГОС ВПО ОПД.Ф.03.16 входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к образовательным профессиональным программам подготовки бакалавров филологического образования. Введение Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: ● освоение студентами материала курса, его основных теоретических идей, ключевых понятий, художественных текстов, критических и литературоведческих работ; ● выработка представлений о процессе взаимодействия литературного творчества и художественной культуры во второй половине ХХ века; ● ознакомление с основными художественными направлениями и течениями в литературе и искусстве второй половины ХХ века; ● формирование комплекса знаний об основных закономерностях историко-литературного процесса во второй половине ХХ века; ● выработка представлений о соотношении литературного стиля эпохи и индивидуального стиля писателя; ● развитие навыков анализа художественных произведений в контексте историко-литературного и историко-культурного процесса. Цель преподавания дисциплины «Зарубежная литература» - познакомить студентов с мировым литературным процессом второй половины ХХ века, развивающим основные направления, заложенные в первую половину века, представить новые тенденции в западноевропейской литературе, представляющие богатый материал для освоения. Задача дисциплины – систематизировать и углубить знания студентов, ознакомившихся зарубежными литературами предыдущих веков при изучении курса «История зарубежной литературы», показать особенности литературного процесса настоящего времени в зарубежных литературах. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: ● освоение студентами материала курса, его основных теоретических идей, ключевых понятий, художественных текстов, критических и литературоведческих работ; ● выработка представлений о процессе взаимодействия литературного творчества и художественной культуры во второй половине ХХ века; ● ознакомление с основными художественными направлениями и течениями в литературе и искусстве второй половины ХХ века; ● формирование комплекса знаний об основных закономерностях историко-литературного процесса во второй половине ХХ века; ● выработка представлений о соотношении литературного стиля эпохи и индивидуального стиля писателя; ● развитие навыков анализа художественных произведений в контексте историко-литературного и историко-культурного процесса. Выпускники по направлению подготовки в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должны обладать следующими навыками и умениями: – общенаучные: – умение использовать на практике методы философских и гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; – владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты; – владение методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов культуры и искусства; – инструментальные: – владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики; – способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; – социально-личностные и общекультурные: – способность и готовность к социально-культурному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию других форм культуры и искусства; к социальной мобильности; – готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции; – готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами; – способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе культурных, моральных и правовых норм; – способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению; – способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии; – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; – способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе; – способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философско-эстетических проблем; – способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; – способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности; развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию; – способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее теоретическому анализу и синтезу; – способность и готовность к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни; – способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии; – обладать способностью проводить доказательства утверждений, как составляющей когнитивной и коммуникативной функции; - предметные: а) познавательные – формирование знания основных терминов и понятий, связанных с изучаемой литературной эпохой, основных вех изучаемой литературной эпохи, ориентироваться как в диахроническом, так и в синхроническом поле данного периода; б) обучающие – умение уметь интерпретировать отдельные литературные явления, особенности поэтики и стиля художественного произведения; в) методические – подготовить студента к практике преподавания курса литературы в школе, в той его области, которая касается изучения зарубежного литературного процесса. – научно-исследовательская деятельность: – умение проводить сбор, анализ научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; – инновационная деятельность: – способность формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в теоретических и творческих проектах. Место дисциплины в структуре ООП Чтение дисциплины «Зарубежная литература» проходит в течение восьмого семестра четвертого курса обучения, по итогам которого студенты сдают зачет. Освоение дисциплины опирается на практические занятия (10 часов) и самостоятельную работу студента (61 час), суммарно 5 ЗЕ. Качество и уровень самостоятельной работы студента контролируется в рамках двух модулей. Студент, изучивший дисциплину, ● должен знать основные термины и понятия, связанные с изучаемой литературной эпохой, основные вехи изучаемой литературной эпохи, ориентироваться как в диахроническом, так и в синхроническом поле данного периода; ● иметь общее представление о творчестве отдельного писателя, его вписанности в историко-литературный и культурный процесс, подробно рассказать о художественных особенностях его произведения, уметь сделать обобщающие выводы об особенностях творчества писателя; ● владеть навыкам литературоведческого анализа художественного текста, определять один из возможных путей или подходов его интерпретации; уметь интерпретировать отдельные литературные явления, особенности поэтики и стиля художественного произведения. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Тема 1. Историко-литературная ситуация второй половины 20 века Значение победы над фашизмом во второй мировой войне. Литературный процесс второй половины ХХ в. Тема 2. Литература послевоенной Германии Германия. Военная тема в литературе. Переоценка наследия прошлого, национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе. Тема 3. Драматургия Швейцарии Швейцария. Драматургия Дюрренмата и Фриша в контексте литературного процесса второй половины ХХ в. Тема 4. Экзистенциализм во французской литературе 40-50-х годов ХХ века. Теоретические манифесты Ж.-П. Сартра и А. Камю. Теория воображения, концепция искусства в эстетике экзистенциализма. Экзистенциальнач ситуация. Проблема выбора и свободы. Тема 5. Французский новый роман. Р. Барт о генезисе нового романа. «Смерть автора». Поэтика новой романистики: «нулевой градус письма», техника «взгляда», «шозизм». Отказ от психологизма в прозе Н. Саррот. Тема 6. Французский театр абсурда. Истоки авангардной драматургии в истории французского театра. Театр Э. Ионеско, С. Беккета как «театр гротеска и парадокса». «Трагедия слов» в художественном мире Э. Ионеско. Модуль 2. Тема 7. Литература Великобритании. Великобритания. Историко-культурная ситуация в послевоенные годы. Многообразие тем и образов, жанровых модификаций. Тема 8. Современная англо-американская фантастика: антиутопия и роман-предупреждение. Современная цивилизация как технократическая. Е. Замятин и Н. Бердяев об опасностях будущей цивилизации. Два жанра современной фантастики: антиутопия и роман-предупреждение. Тема 9. Жизнь романа в западноевропейской литературе от 50-х до 80-х годов ХХ века. Роман-миф и роман-притча в современной литературе. Творчество У. Голдинга. Путь исканий в творчестве Г. Белля. Г. Грин об актуальном и вечном в судьбе современного человека. Постмодернистские тенденции в творчестве А. Мердок и Д. Фаулза. |
Учебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование» Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Ооп направления 050300. 62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» | Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия... Целью курса является также выявление особенностей интегративных изысканий в области языкового анализа культурных «объектов» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 литература и театр... Автор программы: Иванова Л. Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:... Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания... | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Книга и чтение в педагогическом дискурсе учебно-методический комплекс... Педагогическое образование «Филологическое образование (бакалавриат)», форма обучения – очная | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) |