Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка»





Скачать 213.98 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка»
Дата публикации22.10.2014
Размер213.98 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История русского литертаурного языка»

«Русский язык и литература» (бакалавриат)

3 курс 5 семестр
Лекции 20 часов

Практические занятия 18 часов

Самостоятельная работа 11 часов
Вид итогового контроля - зачет (5 сем.)

Всего 54 часа
Москва-2013
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка, протокол № от 2013 г.
Составитель

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Григорьев А.В.
Заведующий кафедрой русского языка

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Ярыгина Е.С.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Программа курса “История русского литературного языка” и ее содержание определяются задачами высшего гуманитарного образования, требованиями к выпускникам педагогических университетов. Они соответствуют Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
Основная цель курса – познакомить студентов с основными процессами и тенденциями становления системы языковых стилей и норм русского литературного языка на протяжении XI – XIX веков в связи с историей государства, религии, культуры и литературы. Данная цель решается посредством следующих задач: выработать общетеоретические понятия природы литературных языков, языкового узуса и языковой нормы, стиля языка, стиля писателя и стиля художественной литературы, языковой ситуации; установить лингвистические и экстралингвистические факторы развития русского литературного языка; определить основные исторические периоды в развитии русского литературного языка, каждый из которых характеризуются особой языковой ситуацией.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- использование систематизированных теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- решение задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процес-сов социализации и профессионального самоопределения обучаю-щихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- терминологию курса «История русского литературного языка» (литературный язык, кодификация, узус, языковая норма, языковая ситуация, стиль речи, диглоссия и др.);

- периодизацию истории русского литературного языка;

- основные процессы и закономерности развития русского литературного языка;

- особенности происхождения и функционирования русского литературного языка в различные исторические периоды его развития.

Уметь:

- анализировать фонетические, лексико-семантические, грамматические, стилистические особенности текстов за всю историю их появления и функционирования;

- определять принадлежность текста к тому или иному историческому периоду в развитии русского литературного языка.

Владеть:

- навыком лингво-стилистического анализа текстов русской письменности XI-XX вв.;

- навыками историко-лингвистического комментирования текста на разных языковых уровнях;

- навыками определения языковой традиции текста.

Тематическое планирование


№ п/п

Тематика лекций и практических занятий


Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

выездные занятия, стажировка, деловые игры

Практические, лабораторные, семинарские занятия

1

Введение. Происхождение русского литературного языка

2

2










2

Первый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Киевской Руси.

4

4










3

Второй период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Московской Руси.

4

4










4

Третий период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Петровскую эпоху.

2

2










5

Четвертый период истории русского литературного языка: языковая ситуация во второй половине XVIII в.

4

4










6

Пятый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в XIX в.

4

4










7

Введение. Происхождение русского литературного языка.

2







2




8

Первый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Киевской Руси.

4







4




9

Второй период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Московской Руси.

2







2




10

Третий период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Петровскую эпоху.

2







2




11

Четвертый период истории русского литературного языка: языковая ситуация во второй половине XVIII в.

4







4

Контрольная работа №1

12

Пятый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в XIX в.

4







4

Контрольная работа №2

13

Зачет



















Итого:

30

20




18





Лекции
Тема 1. Введение. Происхождение русского литературного языка. (2 ч.).
1. История русского языка как научная и учебная дисциплина, ее место среди других лингвистических дисциплин, ее роль в подготовке учителя-словесника. Связь истории русского литературного языка с развитием общества, с историей русского государства, культуры и литературы. Литературный язык, природа литературных языков. Языковая норма. Принципы периодизации истории рус­ского литературного языка.

2. Происхождение русского литературного языка. Концепция литературного двуязычия (гипотезы Н.М.Ка­рамзина, Ф.И.Буслаева, А.И.Со­бо­лев­ского); гипотезы А.А.Шах­матова и С.П.Обнор­ского.

3. Происхождение русского литературного языка: теории Г.О.Винокура, Б.А.Ларина, В.В.Ви­ногра­дова. Возрождение концепции литературного двуязычия (гипотезы Ф.П.Филина и Д.С.Лихачева); ситуация диглоссии (Б.А.Успен­ский).
Формы работы:

аудиторная работа:

  • конспектирование лекций;

— самостоятельная работа:

  • изучение литературы по теме курса, выполнение упражнений.


Тема 2. Первый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Киевской Руси. (4 ч.)
1. Языковая ситуация в Киевской Руси XI-XIV вв. Сакральный (книжно-славянский) стиль древнерусского литературного языка (тексты Священного Писания, гимнография, торжественное красноречие («Слова» митрополита Илариона, Кирилла Туровского и др.); агиографическая литература («Житие Феодосия Печерского», «Сказание» и «Чтение о Борисе и Глебе»).

2. Деловой стиль древнерусского литературного языка XI - XIV веков («Русская правда», грамоты).

3. Славяно-русский (народно-литературный) стиль древнерусского литературного языка. Летописи: «Повесть временных лет», «История иудейской войны» Иосифа Флавия; учительное красноречие: «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др.; повествовательная литература: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Александрия», «Повесть об Акире» и др.
Формы работы:

аудиторная работа:

  • конспектирование лекций;

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение упражнений.


Тема 3. Второй период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Московской Руси. (4 ч.)


  1. Лингвистические и экстралингвистические причины возникновения двуязычия в Московской Руси. Второе южнославянской влияние (гипотеза А.И.Соболевского), реставрация древних книжно-письменных традиций в конце XV - начале XVI вв. (Б.А.Ларин), архаизация и грецизация русской графики и орфографии (Л.П.Жуковская).

  2. Языковая и стилистическая характеристика памятников церковно-книжного языка XV-XVII вв. (произведе­ния агиографии «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» и др., повествовательные произведе­ния («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о путешествии архиепископа Новгородского Ио­анна на бесе в Иерусалим», «Повесть о Пет­ре и Февронии» и др.), исторические сочинения («Сте­пенная книга царского родословия», хронографы), по­ле­мическая литература (сочинения Нила Сорского и Макси­ма Грека, «История о великом князе Московском Андрея Курб­ского» и его же послания Ивану Грозному и др.).

  3. Характеристика памятников среднерусского литературного языка XV-XVII вв. (“Хожение за три моря” Афа­насия Никитина, «Вести-Куранты», “Повесть об азовском осадном сидении донских казаков” и др.)

4. Причины разложения литературного двуязычия во 2-й пол. XVII в. Языковое новаторство протопопа Аввакума. Язык сатирических произведений XVII в. (“Повесть о Ерше Ершовиче”, “Калязинская челобитная”, “Служба кабаку”, «Повесть о Фроле Скобееве» и др.)
Формы работы:

аудиторная работа:

  • конспектирование лекций;

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение упражнений.


Тема 4. Третий период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Петровскую эпоху. (2 ч.)
Петровская эпоха. Распад литературного двуязычия. Смешение в произведениях различных жанров трех речевых стихий: церковнославянской, русской разговорной и заимствованной (газета «Ведосости», “Повести о Василии Ка­риотском”, “Повести об Александре, российском дворяни­не”, научная проза, торжественная и лирическая поэзия).
Формы работы:

аудиторная работа:

  • конспектирование лекций;

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение упражнений.


Тема 5. Четвертый период истории русского литературного языка: языковая ситуация во второй половине XVIII в. (2 ч.)


  1. Проблема нормализации русского литературного языка в программе В.К.Тредиаковского.

  2. Стилистическая теория М.В.Ломоносова и ее роль в развитии русского литературного языка. Роль М.В.Ломо­носова в создании научной терминологии.

  3. Роль драматургии А.П.Сумарокова и Д.И.Фонви­зина, поэзии Г.Р.Державина в истории русского литератур­ного языка.

  4. Роль прозы М.Д.Чулкова и Д.И.Фонвизина в истории русского литературного языка. Значение литературной деятельности Н.И.Новикова в развитии русского литературного языка.

  5. Языковая программа Н.М.Карамзина; «новый слог» карамзинистов (положительные и отрицательные сто­роны). Полемика А.С.Шишкова с карамзинистами. От­но­шение А.С.Пушкина к данной полемике.

6. Роль басен И.А.Крылова и комедии А.С.Грибое­дова «Горе от ума» в развитии русского литературного язы­ка.
Формы работы:

аудиторная работа:

  • конспектирование лекций;

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение упражнений.


Тема 6. Пятый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в XIX в. (4 ч.)


  1. Взгляды А.С.Пушкина на истории русского литературного языка и пути его дальнейшего развития. Отношение А.С.Пушкина к церковнославянскому наследию; функции славянизмов в творчестве А.С.Пушкина. Принципы народности, соразмерности и сообразности как основа пушкинской реформы русского литературного языка.

2. Возникновение научного и публицистического сти­ля русского литературного языка в 30-40-е гг. XIX в. Основ­ные тенденции развития русского литературного языка в художественной литературе XIX в. Труды русских языковедов по вопросам нормализации русского литературного языка.
Формы работы:

аудиторная работа:

  • конспектирование лекций;

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение упражнений.


Практические занятия
Тема 1 (7). Введение. Происхождение русского литературного языка. (2 ч.)
Формы работы:

аудиторная работа:

  • проверка упражнений;

1. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009.

2. Обнорский С. П., Бархударов С. Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. Ч. 2. Вып. 1. М., 1949. Ч. 2. Вып. 2. М., 1948.

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение обучающего тестирования.


Тема 2 (8). Первый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Киевской Руси. (2 ч.)
Формы работы:

аудиторная работа:

  • проверка упражнений;

1. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009.

2. Обнорский С. П., Бархударов С. Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. Ч. 2. Вып. 1. М., 1949. Ч. 2. Вып. 2. М., 1948.



— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение обучающего тестирования.


Тема 3 (9). Второй период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Московской Руси. (2 ч.)
Формы работы:

аудиторная работа:

  • проверка упражнений;

1. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009.

2. Обнорский С. П., Бархударов С. Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. Ч. 2. Вып. 1. М., 1949. Ч. 2. Вып. 2. М., 1948.

— самостоятельная работа

изучение литературы по теме курса, выполнение обучающего тестирования.
Тема 4 (10). Третий период истории русского литературного языка: языковая ситуация в Петровскую эпоху. (2 ч.)
Формы работы:

аудиторная работа:

  • проверка упражнений;

1. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009.

2. Обнорский С. П., Бархударов С. Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. Ч. 2. Вып. 1. М., 1949. Ч. 2. Вып. 2. М., 1948.



— самостоятельная работа

изучение литературы по теме курса, выполнение обучающего тестирования.
Тема 5 (11). Четвертый период истории русского литературного языка: языковая ситуация во второй половине XVIII в. (2 ч.)
Формы работы:

аудиторная работа:

  • проверка упражнений;

1. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009.

2. Обнорский С. П., Бархударов С. Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. Ч. 2. Вып. 1. М., 1949. Ч. 2. Вып. 2. М., 1948.

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение обучающего тестирования.


Тема 6 (12). Пятый период истории русского литературного языка: языковая ситуация в XIX в. (2 ч.)
Формы работы:

аудиторная работа:

  • проверка упражнений;

1. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009.

2. Обнорский С. П., Бархударов С. Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. Ч. 2. Вып. 1. М., 1949. Ч. 2. Вып. 2. М., 1948.

— самостоятельная работа

  • изучение литературы по теме курса, выполнение обучающего тестирования.


5. Литература

Хрестоматии

1. Буслаев Ф. И. Историческая христоматия. М., 1861. 2-е изд. М., 2004.

2. Иванов В. В., Сумникова Т. А., Панкратова Н. П. Хрестоматия по истории русского языка. М., 1990.

3. Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. Памятники X–XIV веков по рукописям X–XVII веков. М., 2009.

4. Обнорский С. П., Бархударов С. Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. Ч. 2. Вып. 1. М., 1949. Ч. 2. Вып. 2. М., 1948.
Учебники и научная литература

1. Аксаков К. С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. М., 1846.

2. Буланин Д. М. Древняя Русь // История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т. I. Проза. СПб., 1995.

3. Верещагин Е. М. История возникновения древнего общеславянского литера-турного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учени-ков. М., 1997.

4. Виноградов В. В. Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка. М., 1958.

5. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка. Изд. 3-е. М., 1982.

6. Виноградов В. В. Язык Пушкина. Изд. 2-е. М., 2000.

7. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Винокур Г. О. Избранные труды по русскому языку. М., 1959.

8. Винокур Г. О. Русский язык. Исторический очерк // Там же.

9. Винокур Г. О. Язык литературы и литературный язык // Контекст 1982. М., 1983.

10. Вомперский В. П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей. М., 1970.

11. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского лите-ратурного языка. СПб., 1999.

12. Горшков А. И. Язык предпушкинской прозы. М., 1982.

13. Горшков А. И. Отечественные филологи о старославянском и древнерусском литературном языке // Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987.

14. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

15. Жуковская Л. П. К истории русского литературного языка древнейшего периода // ВЯ. 1972. № 5.

16. Жуковская Л. П. Грецизация и архаизация русского письма 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в. // Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987.

17. Камчатнов А.М. История русского литературного языка: XI - первая поло-вина XIX века: Учебное пособие для студ филол фак высш пед учеб заведений (Серия: Высшее профессиональное образование). М., 2008.

18. Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи Средневековья. М.; Л., 1963.

19. Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. М., 1975.

20. Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.

21. Кузнецов П. С. У истоков русской грамматической мысли. М., 1958.

22. Ларин Б. А. Лекции по истории русского литературного языка (X – середина XVIII в.). М., 1975.

23. Левин В. Д. Очерк стилистики русского литературного языка конца XVIII – начала XIX в. Лексика. М., 1964.

24. Максимович К. А. К оценке вклада Кирилла и Мефодия в создание общеславянского книжно-письменного языка // Paleoslavica. Vol. 9. 2001.

25. Матхаузерова С. Две теории текста в русской литературе XVII в. // ТОДРЛ. Т. XXXI. Л., 1976.

26. Мечковская Н. Б. Ранние восточнославянские грамматики. Минск, 1984.

27. Обнорский С. П. Очерки по истории русского литературного языка старшего периода. М.; Л., 1946.

28. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1980.

29. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко. М., 1991.

30. Селищев А. М. О языке «Русской правды» в связи с вопросом о древнейшем типе русского литературного языка // ВЯ. 1957. № 4.

31. Сиромаха В. Г. Языковые представления книжников Московской Руси вто-рой половины XVII в. и «Грамматика» М. Смотрицкого // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1979. № 1.

32. Соболевский А. И. История русского литературного языка. Л., 1980.

33. Соколова М. А. Очерки по языку деловых памятников XVI в. Л., 1957.

34. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30-90 годы XIX в. М.; Л., 1965.

35. Трубецкой Н. С. Общеславянский элемент в русской культуре // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.

36. Трубецкой Н. С. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник // Семиотика . М., 1983.

37. Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII – начала XIX века. М., 1985.

38. Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI – XVII вв.). Изд. 3-е. М., 2002.

39. Хабургаев Г. А. Первые столетия славянской письменной культуры. М., 1994.

40. Шапир М. И. Теория церковнославянско-русской диглоссии и ее сторонники // Russian Linguistics. 1989. № 13.

41. Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка. 4-е изд. М., 1941.

42. Ягич И. В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке. СПб., 1896.

43. Якубинский Л. П. История древнерусского языка. М., 1953.

Электронные ресурсы.
http://www.ruslang.ru – Институт русского языка им.В.В.Виноградова.

http://www.gramoty.ru – Берестяные грамоты

http://www.slovari.ru – Русские словари, в том числе: СлРЯ XI-XIV вв.

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

  • оборудованные аудитории (указывается необходимое оборудование): компьютерный класс, подключенный к сети Интернет;

  • мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;

  • принтер;

  • необходимые компьютерные программы: Microsoft Office или OpenOffice, Adobe Photoshop, Adobe Reader, Microsoft Visual Studio или компонент Microsoft Net Framework.


Содержание текущего и итогового контроля.

Текущий контроль.

Формы контроля: контрольные работы;

Содержание контрольных мероприятий: в качестве контрольных работ по изученным разделам могут быть представлены:

1) анализ текста в форме компьютерного тестирования, разработанного Григорьевым А.В.

2) сдача парадигмы склонения в форме компьютерного тестирования, разработанного Григорьевым А.В.

Традиционные формы:

Определение стиль текста и века его написания.
Образец текста для контрольных работ.
В данном тексте найдите признаки, на основании которых Вы можете определить стиль текста и век его написания.

Тест по предмету (зачетный).

Примерные тестовые вопросы:
1. Наличие книжно-славянского, народно-литературного и делового стилей характерно для языковой ситуации:

1) Киевской Руси;

2) Московской Руси;

3) Петровской Руси.
Ответ.

1)
2. Языковая ситуация - двуязычие; литературные языки – церковнославянский и старорусский. Это характерно для

1) Киевской Руси;

2) Московской Руси;

3) Петровской Руси.

Ответ.

2)
3. В каких из представленных памятников древнерусской письменности может встречаться следующая лексика: тиун, горожанин, грид, купець, мечник, изгои:
1) Слово о Законе и Благодати,

2) Сказание о Борисе и Глебе,

3) Русская Правда.
Ответ:

3)
Итоговый контроль.

Формы контроля: зачет.

Содержание контрольного мероприятия: зачет и экзамен также могут проводиться в электронном виде (компьютерные программы ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАЧЕТ и ЭЛЕКТРОННЫЙ ЭКЗАМЕН)

Примерные вопросы к зачету, проводимому в традиционной форме:
Экзаменационные вопросы или вопросы к зачёту.
1. Понятие о литературном языке. Отличие литературного языка от живого народного языка.

2. Периодизация истории русского литературного языка.

3. Основные концепции происхождения русского литературного языка.

4. Формальные признаки славянизмов и русизмов.

5. Языковая ситуация в Киевской Руси. Книжно-славянский (сакральный) стиль.

6. Деловой стиль древнерусского литературного языка XI - XIV веков.

7. Славяно-русский стиль древнерусского литературного языка XI -XIV веков.

8. Двуязычие в Московском царстве.

9. Язык и стиль памятников церковнославянской книжности.

10. Памятники «смешанного» языка XVI-XVII веков.

11. Памятники среднерусского литературного языка XV - XVII веков.

12. Церковный раскол и памятники старообрядческой литературы.

13. Язык Московского государства 2 пол. XVII в.

14. Язык Петровской эпохи.

15. Теории и практика литературного языка сер. XVIII в.: В.К. Тредиаковский.

16. Теории и практика литературного языка сер. XVIII в.: М.В.Ломоносов.

17. Теории и практика литературного языка сер. XVIII в.: Сумароков, Новиков, Херасков.

18. Теории и практика литературного языка сер. XVIII в.: Фонвизин, Державин.

19. «Новый слог» Н.М.Карамзина и дискуссии вокруг «нового слога».

20. Значение языка А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.
Самостоятельная работа студентов
В структуре курса предусматривается самостоятельная работа студентов с учебными пособиями, текстами памятников, словарями, научной и научно-популярной литературой призвана расширить их лингвистический кругозор, развить лингвистическое мышление студентов. Самостоятельная работа включает: чтение и конспектирование рекомендованной (основной и дополнительной литературы по курсу), написание рефератов по курсу с обсуждением их на семинарах, работа над учебным проектом.

Проект – это самостоятельное решение какой-то интересной именно вам практической или теоретической задачи в рамках изучаемого курса. Проект может быть общим (или итоговым), то есть реализуемым в течение всего времени изучения курса, - тогда он становится итогом работы (основанием для итоговой аттестации); проект может быть частным (промежуточным, кратковременным), то есть реализуемым в течение одной или нескольких недель – таких проектов за время курса может быть несколько.

Обязательные составные части проекта

1. Исследовательская часть: решение поставленной проблемы (постановка проблемы, сбор и анализ материала, решение поставленной проблемы, подведение итогов работы (реферат, исследование, доклад, статья, письменная работа, презентация, фильм и т.п.).

2. Техническая часть: представление проблемы и его решения с использование современных технологий (защита проекта).

Возможна также учебно-методическая часть: задания по проблеме в виде тестов, заданий, лингвистических задач.

Методические рекомендации для преподавателей
В настоящее время, когда мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному", происходит смена способов производства и мировоззрения людей, возникает необходимость не просто в знающем и эрудированном педагоге, но обнаруживающем актуальную готовность использования в процессе решения задач социального взаимодействия как общекультур­ного индивидуального фонда знаний, сформированного содержанием полного среднего и высшего образования, так и стремящемся самостоятельно овладеть массивом необходимых для решения определенных задач массивом сведений, то есть обладающем культурой интеллектуальной и предметной деятельно­сти, культурой интеллекта.

В условиях модернизации образования и информатизации педагогической деятельности необходимо не только давать теоретические и практические знания по предмету, но и формировать информационную культуру будущего педагога, которая выступает фактором как профессионального, так и личностного развития педагога.

Поэтому считаем целесообразным проводить лекционные занятия по данному курсу с использованием мультимедиапрезентаций, охватывающих весь изучаемый материал.

На практических занятиях читаемые тексты должны быть переведены в электронный вид с возможностью чтения их на экране персонального компьютера, их демонстрации и анализа на экране или интерактивной доске, выведения их в бумажном виде в любом количестве копий. Тексты должны быть систематизированы, чтобы их можно было найти в кратчайшее время. Это позволяет сделать электронная программа ДРЕВНИЙ ТЕКСТ.

Фрагменты подобных текстов могут быть включены в системы тестирования ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАЧЕТ и ЭЛЕКТРОННЫЙ ЭКЗАМЕН.

Требования к внутрисеместровой работе студентов


  1. Посещение лекционных и практических занятий.

  2. Выполнение плановых аудиторных и внеаудиторных письменных работ.

  3. Изучение и конспектирование научных статей и монографий по тематике лекционных и практических занятий.

  4. Выступление с докладом на практическом занятии или подготовка письменного доклада/ реферата.

  5. Участие в обсуждении вопросов на практических занятиях.


Дополнительные требования к студентам, отсутствующим на занятиях


  1. Собеседование с преподавателем по тематике пропущенных лекционных и практических занятий.

  2. Обязательное выполнение пропущенных письменных работ.

  3. Обязательное изучение и конспектирование научных статей и монографий по тематике пропущенных занятий.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История языка и введение в спецфилологию»

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
Лабунец Н. В., Ушакова А. П. История русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 45....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История и методология языкознания»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Лингвистическая теория коммуникации»
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка и общего языкознания,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconВ. В. Дубовик теория и история русского языка
В. В. Теория и история русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 1 курса направления 032700....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина 2008 г
И история русского литературного языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост. Е. В. Белогородцева, Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история россии»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению...
Курс “Словообразование и морфемика в академической грамматике русского языка” адресован студентам-магистрантам первого года обучения...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconПрограмма учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка (№ протокола заседания кафедры –...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка» iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск