Скачать 110.44 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ: Ректор МГУ им. Н.П. Огарева ___________________ Н.П. Макаркин «___» _________ 2003г. ИНСТРУКЦИЯ по подготовке материалов для разработки электронных изданий учебного назначения 1. Перечень представляемых материаловДля изготовления электронных изданий (ЭИ) учебного назначения автором должны быть представлены следующие первичные материалы:
Учитывая особенности каждой отдельной дисциплины, автором могут быть представлены следующие дополнительные материалы:
Рекомендация научно-методической комиссии на издание электронной версии пособия является необходимым условием для начала работ по созданию ЭИ. Основой разработки сценария ЭИ является структурно-логическая модель знаний по дисциплине, представляющая собой граф, узлы которого соответствуют основным понятиям, знаниям и умениям изучаемой дисциплины, а дуги отображают отношение между понятиями. Данная модель наглядно отображает объем, последовательность изучения дисциплины, является каркасом для создания гиперссылок и может применяться для организации контроля знаний и выбора правильного маршрута обучения. На основе структурно-логической модели и рабочей программы дисциплины производится разбиение текстового материала на логически законченные разделы, разметка текста учебного пособия по разделам, которая выполняется автором в одном из печатных экземпляров цветным маркером для указания мест расположения иллюстраций и внешних обучающих программ, указания желаемых динамических эффектов, цветового выделения важных слов, терминов, выводов, правил для запоминания, указания мест гиперссылок на глоссарий, практическое задание, другие разделы курса и т.п. Текст учебного пособия должен иметь четкую логическую разбивку на главы, разделы, параграфы и т.д. Названия глав и других частей документа должны быть выделены и отличаться от остального текста. Обязательно наличие содержания всего пособия с указанием всех логических частей текста. Нумерация страниц обязательна. Рекомендуется следующая общая типовая структура электронного издания:
Учитывая особенности каждой отдельной дисциплины, некоторые позиции данной рекомендуемой структуры ЭИ могут быть исключены. Кроме того, Структура ЭИ может быть дополнена другими позициями, присущими конкретной дисциплине. Текстовые документы (структурно-логическая модель знаний дисциплины; рабочая программа дисциплины; текст учебного пособия, изданный или рекомендованный к изданию научно-методической комиссией; методические указания по изучению каждого раздела материала; текст тренировочных задач с методикой решения, практических упражнений, тем семинарских занятий, курсовых проектов; контрольные тестовые вопросы и задания с вариантами ответов; экзаменационные вопросы; словарь; список литературы и Internet-ресурсов; перечень иллюстраций (графика, звук и т.д.); сценарии динамических иллюстраций) представляются в двух вариантах: на электронном носителе в виде файла в формате DOC , RTF, или HTM и 2 экземпляра на бумажном носителе (1 экземпляр с авторской разметкой). 2. Рекомендации по написанию текста учебного пособия Ввиду специфики восприятия информации с монитора компьютера (трудность восприятия больших объемов текста) рекомендуется по возможности использовать более тщательное логическое разделение документа (более мелкие по объему главы, разделы, параграфы и т.д.). В тексте должны быть предусмотрены разрывы с нумерацией под соответствующие графические изображения. Для каждого раздела необходимо представить методические указания по изучению (количество часов, практические работы, методики изучения материала и т.п.). Каждый раздел учебного пособия рекомендуется начинать с краткого введения или аннотации и заканчивать сводкой выводов, контрольными вопросами и заданиями, позволяющими студенту проверить усвоение основных положений (вопросы должны сопровождаться полными ответами или иметь ссылку на фрагмент раздела, содержащий ответ). Методические указания к тренировочным задачам не должны дублировать содержательную часть учебного курса. Ответы к этим задачам сопровождают ссылками на соответствующий абзац содержательной части, либо текстом подробного решения задачи, если теоретический раздел не содержит прямого ответа на вопрос. Рекомендуется приводить примеры решения сложных задач. При написании следует руководствоваться следующими количественными показателями: Базовый показатель. Базовым показателем учебного курса считается число условных часов, отводимое на данную дисциплину согласно учебному плану. Если указанное число часов обозначить через X, то все остальные нормативы будут зависеть от этого базового показателя. В качестве исходного норматива принимается следующее: один (лекционный) час соответствует не менее, чем четырем стандартным страницам текста. Все другие нормативы выступают как функция базового показателя: а) Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х (например, если объем учебного курса Х=100 часов, то 4x100 = 400 страниц — максимально допустимый объем основного текста). Основной текст учебного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, списки литературы, глоссарий и т. п. б) Число вопросов и заданий для тренинга должно быть не более 3Х; в) Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 1X; г) Число тем курсовых работ должно составлять не более 1X; д) Число экзаменационных вопросов (или вопросов к зачету) должно составлять не более 1X. Стандартная страница. Шрифт и кегль. Стандартная страница - страница текста формата А4 (по ГОСТ 9327), набранная в редакторе МS Word, имеющая параметры: левое поле - не менее 3 см; правое поле - не менее 1 см; верхнее поле - не менее 1,5 см; в нижнее поле - не менее 2 см; междустрочный интервал – одинарный; шрифт Times New Roman; кегль 12; ' режим «выравнивание но ширине». Общие требования к текстовому материалуСтратегическая задача автора - обеспечить максимально высокое восприятие учебного материала. Материал должен быть изложен ясно и доходчиво, с четкой ориентацией на уровень профессиональной подготовленности обучающихся. При написании курса лекций следует помнить о следующих общих требованиях к учебному тексту, а именно:
Текст электронного издания должен также содержать глоссарий список специфических терминов предмета с объяснениями. Глоссарий составляется в алфавитном порядке и следует в конце за текстом электронного издания. Кроме этого, в конце каждой главы (раздела, параграфа и т.д.) печатается перечень встретившихся в ней новых терминов (которые отражены в глоссарии). Объяснения к приведенным после главы терминам не обязательны (т.к. приведены в глоссарии). Рекомендуется также привести сводку формул, правил, терминов, сравнительные хронологические ряды, список исторических деятелей, ученых с краткими биографическими сведениями. Такого рода сводки будут оформлены в виде отдельных документов электронных справочников. Для их создания каждая статья должна сопровождаться ссылками на абзацы текста содержательной части, связанного с данной статьей, либо развернутым пояснением, если описание отсутствует или недостаточно в основном тексте (например термин из ранее пройденного или смежного курса). При изучении иностранного языка можно включить в глоссарий транскрипцию и звукозапись произношения слова. Ссылки и литература. Как и в случае печатного издания, отдельным блоком прилагается перечень использованных литературных источников. Кроме того, весьма желательны ссылки на использованные источники в Интернет. 3. Иллюстративный материал Графические иллюстрации. Богатые возможности по передаче иллюстративного материала являются одним из наиболее очевидных преимуществ компьютера перед книгой. Электронное издание подразумевает большое количество иллюстративного материала (графиков, таблиц, изображений, элементов мультимедиа), помогающего лучше усвоить преподаваемый предмет, поэтому его подготовке следует уделить особое внимание. Иллюстрация для электронного издания должна быть выполнена максимально качественно. При этом, если изображение подается в цифровом виде (т.е. на электронном носителе), следует избегать экзотических форматов данных. Допустимыми исходными форматами данных при подаче изображений являются: jpg, tif, psd, ai, cdr (pacтp в tiff 300 dpi). Цветовая модель изображения имеет значение в том случае, если смысловая часть изображения имеет цветовые отличия (например, линии графиков различных цветов). В случае невозможности представить иллюстративный материал в электронном виде допускается его представление на бумаге. Рисунок должен быть выполнен на листе белой бумаги (формат А4), аккуратно, в требуемых цветах и снабжен всеми необходимыми надписями, сделанными в печатном виде. Дополнительно прилагается файл с указанием номера и названия рисунка. К каждой иллюстрации вне зависимости от формы ее представления должно прилагаться следующее:
Желательно наличие распечатанного в нужном размере варианта, который прилагается к электронной версии. Не принимаются изображения, выполненные небрежно, в виде набросков, а также на цветной бумаге или обрывках бумаги. Анимация. Если необходимо показать динамику процесса, иллюстрация выполняется в виде мультфильма или видеофильма в форматах .swf или .avi (без сжатия). Автору ЭИ следует помнить, что включение видео-фрагментов в пособие ограничивает возможность чтения учебника в Интернет из-за низкой пропускной способности каналов связи. Максимально использовать анимацию рекомендуется только в CD-версии электронного издания. Динамический фрагмент не должен быть длинным (максимум 1 минута на звук, 10 секунд на видеофрагмент), так как просмотр больших файлов требует повышенных ресурсов компьютера. Динамические иллюстрации представляются автором максимально качественно в виде файла в формате avi (без сжатия), либо на видеокассете (не хуже стандарта S-VHS) с указанием, какой фрагмент фильма включить в электронное издание, либо автор представляет подробный сценарий анимации. Сценарии динамических иллюстраций должны иметь литературный сценарий, режиссерский сценарий по кадрам, съемочный лист, эскизы каждой сцены с указанием длительности, эффектов, закадрового звука и т.п. Звуковые фрагменты представляются в виде файла в формате wav или midi (музыка), либо на аудиокассете, либо в виде текста для диктора. 4. Обучающие программы. Пособие может включать в себя вызовы обучающих программ, которые уже используются в учебном процессе. Для выработки навыков рекомендуется использовать тренинговые обучающие программы с обратной связью (супертьюторы), а также учебные задачи на профессиональных программах (профтьюторы). Например, к супертьюторам можно отнести программу «Тренажер клавиатуры» для обучения азам машинописи, а к профтьюторам - такие программные пакеты, как P-CAD, AutoCAD, TurboPascal, WORKS, EXCEL и т.п. В состав ЭИ включаются только собственные разработки авторов или программы, для которых имеются лицензии на передачу другим пользователям. Эти программы должны быть тщательно проверены и отлажены (без вирусов, "зависаний", не требовать перезагрузки системы и т.п.) и быть работоспособны в среде ОС WINDOWS. Для изучения других программных средств в состав пособия могут быть включены задания, методические указания, инструкции по применению, образцы выполнения в форматах соответствующих программ и другие материалы, не нарушающие закона об авторских правах. Тесты. Для контроля знаний в гипертекстовом ЭИ используют тестирующие программы. Для разработки таких тестов автор должен представить список вопросов с вариантами ответов. Рекомендуется несколько форм тестов:
5. Прочие материалы Презентационные материалы. Представляются общие сведения о курсе рекламного характера: для кого предназначен, кем рекомендован (министерством, УМО, научно-методической комиссией факультета или института), какие требуются дополнительные средства (приборы, программы, учебники, справочники), каковы требования к уровню подготовки обучающегося, форма отчетности и требования к зачету и т.п. Сведения об авторах – Ф.И.О, кафедра, ученая степень и звание, область научных интересов, публикации по теме электронного издания, фотография, Е-mail, телефон для связи. Проект положения вносит: Нач. сектора ДО УМУ Ю.Б. Федотов |
Памятка авторам электронных учебных изданий для разработки электронного... Представить все лекции (назвать их темами) по учебной дисциплине (применительно к очной форме обучения) по схеме | Инструкция для пользователя Список литературы Введение Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий... | ||
Методические рекомендации по подготовке учебных материалов для размещения... Содержит рекомендации по подготовке различных видов авторских учебно-методических материалов для публикации на электронных носителях... | Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных) | Инструкция по подготовке и передаче перечня электронных ресурсов... «О создании Республиканской межвузовской электронной библиотеки», вузы должны создавать свои полнотекстовые базы электронных библиотек... | ||
Информация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование, производитель электронных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (электронных изданий и информационных... | ||
Информация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым... Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... | Методическое руководство Руководство предназначено для разработчиков электронных обучающих материалов и электронных учебных курсов, отвечающих требованиям... | ||
Рекомендуемая технология создания электронных каталогов полнотекстовых... Тветствии с Положением о порядке создания и использования информационных ресурсов ксмб и решением совещания системных администраторов... | Основные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические)... | ||
Названия электронных образовательных изданий | Электронные образовательные ресурсы Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования | ||
Образовательная программа Intel «Обучение для будущего» Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... |