Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий





Скачать 110.44 Kb.
НазваниеИнструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий
Дата публикации19.06.2013
Размер110.44 Kb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Литература > Инструкция


УТВЕРЖДАЮ:

Ректор МГУ им. Н.П. Огарева
___________________

Н.П. Макаркин

«___» _________ 2003г.
ИНСТРУКЦИЯ

по подготовке материалов для разработки электронных изданий

учебного назначения

1. Перечень представляемых материалов


Для изготовления электронных изданий (ЭИ) учебного назначения автором должны быть представлены следующие первичные материалы:

  • рекомендация научно-методической комиссии на изготовление электронной версии учебного пособия;

  • структурно-логическая модель знаний дисциплины;

  • рабочая программа дисциплины;

  • аннотация дисциплины;

  • перечень используемых сокращений;

  • текст учебного пособия, изданный или рекомендованный к изданию научно-методической комиссией;

  • контрольные тестовые вопросы и задания с вариантами ответов;

  • экзаменационные вопросы;

  • методические указания по изучению каждого раздела материала;

  • глоссарий;

  • список литературы и Internet-ресурсов;

  • сведения об авторе (авторском коллективе).

Учитывая особенности каждой отдельной дисциплины, автором могут быть представлены следующие дополнительные материалы:

  • текст тренировочных задач с методикой решения, практических упражнений, тем семинарских занятий, курсовых проектов;

  • хронологический указатель, указатель имен и предметный указатель;

  • перечень иллюстраций (графика, звук и т.д.);

  • сценарии динамических иллюстраций;

  • графические иллюстрации;

  • звуковые фрагменты;

  • видео- и анимационные фрагменты;

  • презентационные материалы;

  • обучающие программы;

Рекомендация научно-методической комиссии на издание электронной версии пособия является необходимым условием для начала работ по созданию ЭИ.

Основой разработки сценария ЭИ является структурно-логическая модель знаний по дисциплине, представляющая собой граф, узлы которого соответствуют основным понятиям, знаниям и умениям изучаемой дисциплины, а дуги отображают отношение между понятиями. Данная модель наглядно отображает объем, последовательность изучения дисциплины, является каркасом для создания гиперссылок и может применяться для организации контроля знаний и выбора правильного маршрута обучения.

На основе структурно-логической модели и рабочей программы дисциплины производится разбиение текстового материала на логически законченные разделы, разметка текста учебного пособия по разделам, которая выполняется автором в одном из печатных экземпляров цветным маркером для указания мест расположения иллюстраций и внешних обучающих программ, указания желаемых динамических эффектов, цветового выделения важных слов, терминов, выводов, правил для запоминания, указания мест гиперссылок на глоссарий, практическое задание, другие разделы курса и т.п.

Текст учебного пособия должен иметь четкую логическую разбивку на главы, разделы, параграфы и т.д. Названия глав и других частей документа должны быть выделены и отличаться от остального текста. Обязательно наличие содержания всего пособия с указанием всех логических частей текста. Нумерация страниц обязательна. Рекомендуется следующая общая типовая структура электронного издания:

  1. Титульный лист

  2. Сценарий курса

    1. Структурно-логическая модель знаний

    2. Содержание

    3. Календарный план

  3. Теоретический материал

    1. Содержательная часть учебного курса

    2. Справочный материал

    3. Глоссарий

  4. Практические занятия

    1. Задачник (генератор заданий)

    2. Справочные материалы

    3. Примеры решений

    4. Вычислитель

    5. Таймер

    6. Формирователь отчета

  5. Лабораторный практикум

    1. Демонстратор

    2. Генератор заданий

    3. Виртуальный лабораторный практикум

    4. Вычислитель

    5. Формирователь отчета

  6. Ресурсы

    1. Литература

    2. Internet-ресурсы

    3. Базы данных

  7. Тесты

  8. Помощь

    1. Интерактивная помощь по разделам

    2. Примеры выполнения заданий

    3. Рекомендации по оптимальному изучению материала

Учитывая особенности каждой отдельной дисциплины, некоторые позиции данной рекомендуемой структуры ЭИ могут быть исключены. Кроме того, Структура ЭИ может быть дополнена другими позициями, присущими конкретной дисциплине.

Текстовые документы (структурно-логическая модель знаний дисциплины; рабочая программа дисциплины; текст учебного пособия, изданный или рекомендованный к изданию научно-методической комиссией; методические указания по изучению каждого раздела материала; текст тренировочных задач с методикой решения, практических упражнений, тем семинарских занятий, курсовых проектов; контрольные тестовые вопросы и задания с вариантами ответов; экзаменационные вопросы; словарь; список литературы и Internet-ресурсов; перечень иллюстраций (графика, звук и т.д.); сценарии динамических иллюстраций) представляются в двух вариантах: на электронном носителе в виде файла в формате DOC , RTF, или HTM и 2 экземпляра на бумажном носителе (1 экземпляр с авторской разметкой).
2. Рекомендации по написанию текста учебного пособия

Ввиду специфики восприятия информации с монитора компьютера (трудность восприятия больших объемов текста) рекомендуется по возможности использовать более тщательное логическое разделение документа (более мелкие по объему главы, разделы, параграфы и т.д.). В тексте должны быть предусмотрены разрывы с нумерацией под соответствующие графические изображения.

Для каждого раздела необходимо представить методические указания по изучению (количество часов, практические работы, методики изучения материала и т.п.).

Каждый раздел учебного пособия рекомендуется начинать с краткого введения или аннотации и заканчивать сводкой выводов, контрольными вопросами и заданиями, позволяющими студенту проверить усвоение основных положений (вопросы должны сопровождаться полными ответами или иметь ссылку на фрагмент раздела, содержащий ответ). Методические указания к тренировочным задачам не должны дублировать содержательную часть учебного курса. Ответы к этим задачам сопровождают ссылками на соответствующий абзац содержательной части, либо текстом подробного решения задачи, если теоретический раздел не содержит прямого ответа на вопрос. Рекомендуется приводить примеры решения сложных задач.

При написании следует руководствоваться следующими коли­чественными показателями:

Базовый показатель. Базовым показателем учебного курса счи­тается число условных часов, отводимое на данную дис­циплину согласно учебному плану. Если указанное число часов обозначить через X, то все остальные нормативы будут зависеть от этого базового показателя. В качестве исходного норматива принимается следующее: один (лекционный) час соответствует не менее, чем четырем стандартным страницам текста.

Все другие нормативы выступают как функция базового показателя:

а) Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х (например, если объем учеб­ного курса Х=100 часов, то 4x100 = 400 страниц — максимально допустимый объем основного текста). Основной текст учебного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, списки литературы, глоссарий и т. п.

б) Число вопросов и заданий для тренинга должно быть не более 3Х;

в) Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 1X;

г) Число тем курсовых работ должно составлять не более 1X;

д) Число экзаменационных вопросов (или вопросов к зачету) должно составлять не более 1X.

Стандартная страница. Шрифт и кегль. Стандартная страни­ца - страница текста формата А4 (по ГОСТ 9327), набранная в редак­торе МS Word, имеющая параметры:

левое поле - не менее 3 см;

правое поле - не менее 1 см;

верхнее поле - не менее 1,5 см;

в нижнее поле - не менее 2 см;

междустрочный интервал – одинарный;

шрифт Times New Roman;

кегль 12; ' режим «выравнивание но ширине».

Общие требования к текстовому материалу


Стратегическая задача автора - обеспечить максимально высокое восприятие учебного материала. Материал должен быть изложен ясно и доходчиво, с четкой ориентацией на уровень профессиональной подготовленности обучающихся. При написании курса лекций следует помнить о следующих общих требованиях к учебному тексту, а именно:

  • употребление синтаксических конструкций, свойственных языку научных и технических документов; при этом следует избегать сложных грамматических оборотов (ГОСТ 7.9-77, п.1.7);

  • применение стандартизованной терминологии; при этом избегать непривычных терминов и символов или разъяснять их при первом упоминании в тексте (ГОСТ 7.9-77, п.1.8);

  • снабжение сложных смысловых мест и понятий примерами в форме интерпретации или иллюстрации (ГОСТ 7.9-77, п. 1.11);

  • проблемные ситуации, требующие профессионального решения, должны быть снабжены конкретными примерами, построенными на современном материале с необходимыми пояснениями;

  • аббревиатура по тексту должна здесь же даваться в раскрытом виде; все аббревиатуры должны быть включены в перечень используемых сокращений (рекомендуется применять сокращения и аббревиатуру в соответствии с ГОСТ7.11-70, ГОСТ7.12-77 и принятой международной практикой;

  • «шапка» перед перечислениями должна быть построена так, что­бы элементы перечислений были, как правило, в именительном падеже (в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений ГОСТ 7.32-91, п.4.6.1);

  • при использовании цитат ссылки на литературу следует давать лишь в необходимых случаях;

  • если ссылка на источник необходима, то в тексте следует указать в квадратных скобках помер цитированной книги по списку источников и литературы с единой, сквозной нумерацией и, если нужно, номер страницы (например, [7, с. 59]) но не раскрывать источник непосредственно в тексте (см. также ГОСТ 7.1);

  • все листы должны быть пронумерованы: номер 1 присваивается титульному листу; номера листов располагаются в правом верхнем углу листа, нумерация листов должна совпадать с нумерацией, указанной в оглавлении.

Текст электронного издания должен также содержать глоссарий   список специфических терминов предмета с объяснениями. Глоссарий составляется в алфавитном порядке и следует в конце за текстом электронного издания.

Кроме этого, в конце каждой главы (раздела, параграфа и т.д.) печатается перечень встретившихся в ней новых терминов (которые отражены в глоссарии). Объяснения к приведенным после главы терминам не обязательны (т.к. приведены в глоссарии).

Рекомендуется также привести сводку формул, правил, терминов, сравнительные хронологические ряды, список исторических деятелей, ученых с краткими биографическими сведениями. Такого рода сводки будут оформлены в виде отдельных документов   электронных справочников. Для их создания каждая статья должна сопровождаться ссылками на абзацы текста содержательной части, связанного с данной статьей, либо развернутым пояснением, если описание отсутствует или недостаточно в основном тексте (например   термин из ранее пройденного или смежного курса). При изучении иностранного языка можно включить в глоссарий транскрипцию и звукозапись произношения слова.

Ссылки и литература. Как и в случае печатного издания, отдельным блоком прилагается перечень использованных литературных источников. Кроме того, весьма желательны ссылки на использованные источники в Интернет.
3. Иллюстративный материал

Графические иллюстрации. Богатые возможности по передаче иллюстративного материала являются одним из наиболее очевидных преимуществ компьютера перед книгой. Электронное издание подразумевает большое количество иллюстративного материала (графиков, таблиц, изображений, элементов мультимедиа), помогающего лучше усвоить преподаваемый предмет, поэтому его подготовке следует уделить особое внимание.

Иллюстрация для электронного издания должна быть выполнена максимально качественно. При этом, если изображение подается в цифровом виде (т.е. на электронном носителе), следует избегать экзотических форматов данных. Допустимыми исходными форматами данных при подаче изображений являются: jpg, tif, psd, ai, cdr (pacтp в tiff 300 dpi). Цветовая модель изображения имеет значение в том случае, если смысловая часть изображения имеет цветовые отличия (например, линии графиков различных цветов).

В случае невозможности представить иллюстративный материал в электронном виде допускается его представление на бумаге. Рисунок должен быть выполнен на листе белой бумаги (формат А4), аккуратно, в требуемых цветах и снабжен всеми необходимыми надписями, сделанными в печатном виде. Дополнительно прилагается файл с указанием номера и названия рисунка.

К каждой иллюстрации вне зависимости от формы ее представления должно прилагаться следующее:

  • её полное смысловое название, оформленное отдельной текстовой надписью;

  • её порядковый номер, соответствующий номеру в тексте;

  • указание размеров изображения.

Желательно наличие распечатанного в нужном размере варианта, который прилагается к электронной версии.

Не принимаются изображения, выполненные небрежно, в виде набросков, а также на цветной бумаге или обрывках бумаги.

Анимация. Если необходимо показать динамику процесса, иллюстрация выполняется в виде мультфильма или видеофильма в форматах .swf или .avi (без сжатия). Автору ЭИ следует помнить, что включение видео-фрагментов в пособие ограничивает возможность чтения учебника в Интернет из-за низкой пропускной способности каналов связи. Максимально использовать анимацию рекомендуется только в CD-версии электронного издания.

Динамический фрагмент не должен быть длинным (максимум 1 минута на звук, 10 секунд на видеофрагмент), так как просмотр больших файлов требует повышенных ресурсов компьютера.

Динамические иллюстрации представляются автором максимально качественно в виде файла в формате avi (без сжатия), либо на видеокассете (не хуже стандарта S-VHS) с указанием, какой фрагмент фильма включить в электронное издание, либо автор представляет подробный сценарий анимации.

Сценарии динамических иллюстраций должны иметь литературный сценарий, режиссерский сценарий по кадрам, съемочный лист, эскизы каждой сцены с указанием длительности, эффектов, закадрового звука и т.п.

Звуковые фрагменты представляются в виде файла в формате wav или midi (музыка), либо на аудиокассете, либо в виде текста для диктора.

4. Обучающие программы.

Пособие может включать в себя вызовы обучающих программ, которые уже используются в учебном процессе. Для выработки навыков рекомендуется использовать тренинговые обучающие программы с обратной связью (супертьюторы), а также учебные задачи на профессиональных программах (профтьюторы). Например, к супертьюторам можно отнести программу «Тренажер клавиатуры» для обучения азам машинописи, а к профтьюторам - такие программные пакеты, как P-CAD, AutoCAD, TurboPascal, WORKS, EXCEL и т.п.

В состав ЭИ включаются только собственные разработки авторов или программы, для которых имеются лицензии на передачу другим пользователям. Эти программы должны быть тщательно проверены и отлажены (без вирусов, "зависаний", не требовать перезагрузки системы и т.п.) и быть работоспособны в среде ОС WINDOWS.

Для изучения других программных средств в состав пособия могут быть включены задания, методические указания, инструкции по применению, образцы выполнения в форматах соответствующих программ и другие материалы, не нарушающие закона об авторских правах.

Тесты. Для контроля знаний в гипертекстовом ЭИ используют тестирующие программы. Для разработки таких тестов автор должен представить список вопросов с вариантами ответов. Рекомендуется несколько форм тестов:

  • Тест с выбором одного правильного ответа из нескольких (4-5) альтернативных, в скобках указывают правильный ответ. Как вопрос, так и ответы могут содержать рисунки;

  • Тест с несколькими правильными ответами (нужно найти их все);

  • Тест с сопоставлением двух множеств (не менее 5 элементов, одно из множеств больше);

  • Тест с вводом ответа (ответ должен быть цифровым или однословным);

  • Тест на установление правильной последовательности или заполнение шаблона (шаблон представляет собой утверждение с пропущенными словами).

5. Прочие материалы

Презентационные материалы. Представляются общие сведения о курсе рекламного характера: для кого предназначен, кем рекомендован (министерством, УМО, научно-методической комиссией факультета или института), какие требуются дополнительные средства (приборы, программы, учебники, справочники), каковы требования к уровню подготовки обучающегося, форма отчетности и требования к зачету и т.п.

Сведения об авторах – Ф.И.О, кафедра, ученая степень и звание, область научных интересов, публикации по теме электронного издания, фотография, Е-mail, телефон для связи.
Проект положения вносит:

Нач. сектора ДО УМУ Ю.Б. Федотов


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconПамятка авторам электронных учебных изданий для разработки электронного...
Представить все лекции (назвать их темами) по учебной дисциплине (применительно к очной форме обучения) по схеме
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconИнструкция для пользователя Список литературы Введение
Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconМетодические рекомендации по подготовке учебных материалов для размещения...
Содержит рекомендации по подготовке различных видов авторских учебно-методических материалов для публикации на электронных носителях...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ
Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных)
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconИнструкция по подготовке и передаче перечня электронных ресурсов...
«О создании Республиканской межвузовской электронной библиотеки», вузы должны создавать свои полнотекстовые базы электронных библиотек...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconИнформация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование, производитель электронных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (электронных изданий и информационных...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconИнформация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconМетодическое руководство
Руководство предназначено для разработчиков электронных обучающих материалов и электронных учебных курсов, отвечающих требованиям...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconРекомендуемая технология создания электронных каталогов полнотекстовых...
Тветствии с Положением о порядке создания и использования информационных ресурсов ксмб и решением совещания системных администраторов...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconОсновные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций
Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические)...
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconНазвания электронных образовательных изданий

Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconЭлектронные образовательные ресурсы
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconОбразовательная программа Intel «Обучение для будущего»
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
Инструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск