Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология»





НазваниеМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология»
страница1/9
Дата публикации11.11.2014
Размер1.05 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Патологическая физиология»




2012 г.

Введение

Курс патологической физиологии преподается в контексте всех остальных курсов медицины, в течение 3-4 семестров. Итоговое зачетное занятие проводится по окончании 3 и 4 семестров. Итоговая аттестация по патофизиологии проводится в виде экзамена.

Студентам будут прочитаны лекции по патофизиологии (согласно расписанию учебной части), также будут проведены практические занятия (согласно расписанию кафедры). Практические занятия будут построены на разборе домашнего задания (в соответствии с темой занятия), разборе клинических задач, докладов по тематике занятий (перечень в рабочей тетради.). Для домашней подготовки к занятиям необходимо использовать рабочие тетради, в которых указаны вопросы для подготовки к практическим занятиям, темы докладов, клинические задачи, темы рефератов для самостоятельной работы, литература, с указанием соответствующих параграфов и страниц учебника.

При подготовке к занятию и докладам студенты должны использовать учебные издания, указанные в списке основной и дополнительной литературы, лекционный материал, Интернет-ресурсы, статьи из научных журналов.

Доступ к материалам курса и информации:

  • Библиотека СГМУ

  • Электронные ресурсы

  • Сайт кафедры патофизиологии


Философия образования:

Курс «Патофизиология» составлен с учетом учебного плана и учебной программы по данной дисциплине, утвержденной кафедрой. В обучении главная роль отводится желанию студентов учиться медицине, что в свою очередь приводит к активному участию в своем образовании. Ответственность за образование и достижение результатов ложится на студентов.

Описание курса:

Эта программа разработана для студентов 2 курса медико-профилактического факультета. Цель дисциплины - овладение знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, , принципах их выявления, лечения и профилактики.

Знания по патофизиологии могут использоваться в дальнейшей профессиональной медицинской практике.

Результаты: с окончанием обучения на курсе студенты должны будут

  1. Владеть знаниями о причинах и механизмах возникновения, развития и исхода основных патологических процессов.

  2. Демонстрировать анализ и синтез полученной информации.

  3. Адекватно использовать знания по патофизиологии при решении медицинских задач.

  4. Знать принципы лечения и профилактики заболеваний.

  5. Эффективно использовать знания из смежных дисциплин.

  6. Соответствовать правилам профессионального поведения в согласно кодексу корпоративной этики университета.


Расписание курса:

Дисциплина «Патофизиология» у 2 курса медико-профилактического факультета рассчитана на два семестра, двухчасовые занятия. Количество практических занятий 92 (52-в весеннем и 40-в осеннем семестре). Количество лекций: 46 (за учебный год).

Расписание и темы лекций и практических занятий представлены на стенде кафедры

Правила поведения:

  1. Уважительное отношение к преподавателям, сокурсникам.

  2. Не разрешены:

  • еда во время занятия (исключение – перерыв),

  • пользование мобильными телефонами,

  • чтение материалов, не относящихся к занятию.

  • опоздания на занятия

3. Дресс-код. На практических занятиях по патофизиологии обязательно наличие медицинских халатов.
Оценка результатов курса:

  1. Фиксируется посещение лекций;

  2. Фиксируется посещение занятий;

  3. Оценка устных выступлений на практических занятиях по пятибалльной системе;

  4. Тесты оцениваются по пятибалльной системе (5=85-100%, 4=75-84%, 3=65-74%, 2=<65%).



На кафедре введен постоянный мониторинг успеваемости и активности студентов. В рейтинг-контроле учитываются:

  1. оценки за итоговые контрольные работы (тест + ситуационная задача) по основным разделам (всего 6 работ - максимум 36 баллов)

  2. баллы за лекционный курс (сумма баллов за посещенные лекции)

  3. оценка за практические навыки (чтение гемограмм, общего анализа мочи) (высчитывается суммарная оценка - максимум 6 баллов)

  4. Оценки за самостоятельную работу студентов (3 реферата в течение года - максимум 9 баллов)

На нашей кафедре приветствуется и учитывается любая творческая активность студентов. За дополнительные виды деятельности к основному рейтингу добавляются дополнительные баллы. По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг (от 85% от максимально установленной суммы) освобождаются от сдачи экзамена с проставлением в зачетную книжку оценки «отлично». Студенты, набравшие по рейтинговому контролю количество баллов, соответствующее оценке «хорошо» (70-84%) и «удовлетворительно» (51-69%), сдают экзамен, оценка за который является итоговой. Студенты, имеющие неудовлетворительный рейтинг (менее 50%), не допускаются к сдаче экзамена, пока не наберут сумму баллов, соответствующую удовлетворительному уровню.
Условия посещения занятий и проведения отработок:

Лекции:

Посещение лекций обязательно. При пропуске лекции - необходимо предоставление справки из деканата о причине пропуска и подробный реферат, согласно требованиям, представленным в рабочей тетради.

Практические занятия:

Посещение практических занятий обязательно. При пропуске необходимо предоставление справки из деканата о причине пропуска. Все пропущенные занятия, не зависимо от причины пропуска – отрабатываются.

Зачет за семестр получают студенты, не имеющие академической задолженности и набравшие зачетное количество баллов.
По окончании изучения дисциплины студенты сдают экзамен, который проводится в три этапа: 1 этап - с использованием тестовых форм контроля, 2 и 3 этапы - устное собеседование по экзаменационному билету и оценка изменений в клинических анализах крови и мочи.

Пользование электронными приборами (телефонами) запрещено. При нарушении этого правила – студент может быть удален с экзамена.

Пропуск экзамена без уважительной причины повлечет за собой неудовлетворительную оценку. Студенты, пропустившие экзамен по уважительной причине, получают возможность сдать его в другой день.

Правила приема отработок:

Вне зависимости, уважительной или неуважительной является причина пропуска занятия, студент обязан отработать пропущенные часы. Это ответственность студента – позаботиться о времени отработки и встрече с преподавателем. Отработки принимаются по субботам дежурным преподавателем (график дежурств размещен на информационном стенде кафедры).

Отработки за пропущенные занятия должны быть сданы за время прохождения курса.


  1. Тема занятия, его цели и задачи

Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука.

  1. Цели и задачи занятия: Обосновать фундаментальную роль предмета в формировании врачебного мышления. Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования патологических процессов, методы воспроизведения некоторых из них, принципы экспериментальной терапии.




  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Патофизиология как наука, предмет изучения, методы, виды экспериментов, клиническая патофизиология, общая нозология, типовые патологические процессы.

  1. Вопросы к занятию

  1. Определить задачи, основные разделы и значение патофизиологии. Определить значение патофизиологии для других разделов медицины.

  2. Моделирование – основной метод патофизиологии.

  3. Значение и возможности моделирования патологических процессов и

экспериментальной терапии.

4. Ограничение экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления.

5. Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте предмет и задачи патологической физиологии.

  2. Место патофизиологии среди других медицинских наук.

  3. Основные этапы истории патофизиологии. Ведущая роль отечественных ученых в развитии патологической физиологии.

  4. Назовите методы патофизиологии.

  5. Назовите общие принципы построения медико-биологических экспериментов и интерпретации их результатов.

  6. Какие факторы, ограничивают использование моделирования патологических процессов на животных в изучении болезней человека.

5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

  1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. 9- 18,

  2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-20.

Дополнительная литература:

  1. Зайчик А.Ш. Основы общей патологии /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 1999 - 624 с.

  2. Курс лекций по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина,1995. -752 с.

  3. Патологическая физиология. В 2-х т./Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина - М.: «Медпресс»,1998.

  4. Черешнев В.А. Патофизиология /В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков. – М.: Вече, 2001. – 710 с.


6.Вопросы и задания для самостоятельной работы


Темы для подготовки докладов:


Виды и содержание самостоятельной работы:

- Основные этапы развития патофизиологии.

Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии патофизиологии.


-конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на практических занятиях




  1. Тема занятия, его цели и задачи

Общая нозология.

Цели и задачи: Уяснить основные механизмы формирования специфической реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность; оценивать реактивностъ; и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормоналъного фона, иммунной системы и др.).


  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь. Этиология. Причина болезни, условия болезни. Факторы риска. Патогенез, "порочный круг". Саногенез. Терминальные состояния. Преагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть.

3. Вопросы к занятию

  1. Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь.

  2. Болезнь: определение, критерии болезни, стадии и исходы болезни, принципы классификации болезней.

  3. Общая этиология, определение. Причины и условия возникновения болезней, их классификация, понятие о факторах риска.

  4. Общий патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Ведущие звенья патогенеза, "порочные круги".

  5. Саногенез, определение. Механизмы выздоровления. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма.

  6. Терминальные состояния. Преагональное состояние, агония, клиническая и биологическая смерть.



4. Вопросы для самоконтроля

1. Определение болезни.

2. Что такое патологическая реакция?

3. Что такое патологический процесс?

4. Исходы болезней?

5. Что такое терминальные состояния?

6. Что такое агония?

7. Что такое смерть клиническая и смерть биологическая?

8. Принципы классификации болезней.

9. Что такое этиология?

10. Что такое патогенез?

11. «Полом и защита» в патологии.

12. Что такое причинный фактор болезни и причины болезни?

13. Что такое условие болезни?

14. Что такое синдром?

15. Что такое симптом?

16. Чем отличается синдром от нозологической формы?

17. Что такое полиэтиологические болезни, абсолютный и относительный полиэтиологизм?

18. Что такое «порочный круг»?

19. Что такое «ключевое звено патогенеза»?

20. Понятие о «типовом патологическом процессе» и его свойствах.

21. Острые и хронические процессы.
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50.

2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41.

Дополнительная литература:

  1. Зайчик А.Ш. Основы общей патологии /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 1999 - 624 с.

  2. Курс лекций по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина,1995. -752 с.

  3. Патологическая физиология. В 2-х т./Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина - М.: «Медпресс»,1998.

  4. Черешнев В.А. Патофизиология /В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков. – М.: Вече, 2001. – 710 с.



Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


- Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационные расстройства. Необратимые изменения после реанимации (все фак-ты).

- Роль экологических факторов в возникновении и развитии болезней.






1.Тема занятия, его цели и задачи

Болезнетворное действие факторов окружающей среды.
Цели и задачи занятия. Изучить роль болезнетворных факторов внешней среды в формировании болезни, механизмы их повреждающего действия, изменения в органах и тканях при действии болезнетворных факторов.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Горная болезнь, кессонная болезнь, лучевая болезнь, кинетозы, гипертермия, гипотермия, солнечный удар, тепловой удар, алкоголизм, токсикомания, наркомания.

3. Вопросы к занятию

  1. Действие повышенных температур. Перегревание, причины, стадии развития, механизмы компенсации. Отличие теплового удара от солнечного.

  2. Действие пониженных температур. Переохлаждение, причины, стадии развития, механизмы компенсации. Применение гибернации в медицине.

  3. Повреждающее действие ионизирующего излучения. Общий патогенез и воздействие на клетки, местное действие ионизирующей радиации.

  4. Острая лучевая болезнь: формы, периоды развития, основные проявления.

  5. Хроническая лучевая болезнь, отдаленные последствия действия ионизирующей радиации.

  6. Действие повышенного атмосферного давления. Кессонная болезнь.

  7. Действие пониженного атмосферного давления, горная болезнь.

  8. Действие ускорения на организм, кинетозы.


4. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое кинетозы?

2. Проявления и патогенез кинетозов.

3. Назовите основные факторы в патогенезе ожоговой болезни.

4. Какие ткани чувствительны к действию радиации?

5. Назовите стадии острой лучевой болезни.

6. Стадии хронической лучевой болезни.

7. Основные патогенетические факторы лучевой болезни.

8. Механизм действия на организм электрического тока.

9. Местные и общие проявления действия электрического тока.

10. Какие факторы определяют силу действия электрического тока на организм?

11. Проявления и патогенез кессонной болезни.

12. Проявления и патогенез действия на организм пониженного атмосферного давления.

13. Назовите условия, способствующие развитию гипертермии.

14. Назовите компенсаторные реакции организма при гипотермии.

5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50.

2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41.

Дополнительная литература:

  1. Зайчик А.Ш. Основы общей патологии /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 1999 - 624 с.

  2. Игнатьева С.Н. Болезнетворные факторы внешней среды. Учебно-методическое пособие для студентов мед. вузов/С.Н. Игнатьева - Архангельск, 2008 - 103 с.

  3. Курс лекций по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина,1995. -752 с.

  4. Патологическая физиология. В 2-х т./Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина - М.: «Медпресс»,1998.

  5. Черешнев В.А. Патофизиология /В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков. – М.: Вече, 2001. – 710 с.


Перечень вопросов для самостоятельной работы:

Темы рефератов:

  1. Действие повышенных температур. Перегревание, причины, стадии развития, механизмы компенсации. Тепловой и солнечный удар.

  2. Действие пониженных температур. Переохлаждение, причины, стадии развития, механизмы компенсации. Применение гибернации в медицине.

  3. Болезнетворное действие звука и шума.

  4. Действие алкоголя на организм человека.

  5. Повреждающее действие лазерного излучения.

  6. Действие ультрафиолетового излучения.

  7. Действие факторов космического полета (ускорения, перегрузки, невесомости).

  8. Психогенные патогенные факторы, понятие об ятрогенных болезнях.

  9. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека.

  10. Средовые факторы Крайнего Севера, их патогенное действие на организм, понятие о «краевой патологии».

  11. Синдром полярного напряжения.

  12. Острая лучевая болезнь: формы, периоды развития, основные проявления.

  13. Хроническая лучевая болезнь, отдаленные последствия действия ионизирующей радиации.

  14. Действие повышенного атмосферного давления. Кессонная болезнь.

  15. Действие пониженного атмосферного давления, горная болезнь.


Литература: (2) – С. 42-65; Игнатьева С.Н. Болезнетворные факторы внешней среды. Учебно-методическое пособие для студентов мед. вузов, Архангельск, 2008 - 103 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «патологическая физиология»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Патологическая физиология» за счет активизации...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconПатологическая физиология
Как медико-биологическая дисциплина «Патологическая физиология» требует системных естественно-научных знаний, на основе среднего...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconПатологическая физиология
Как медико-биологическая дисциплина «Патологическая физиология» требует системных естественно-научных знаний, на основе среднего...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconРабочая программа дисциплины «патологическая физиология»
Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; паспорта специальности научных работников 14. 03. 03. «патологическая физиология», учебного...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «физиология животных»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Физиология животных» за счет активизации...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические рекомендации для преподавателя, вторая для студентов....
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconПо учебной дисциплине Методические рекомендации для студентов и преподавателей
Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа по учебной дисциплине. Методические рекомендации для студентов и преподавателей...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические рекомендации для практических занятий по дисциплине
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной форм обучения экономических специальностей, бакалавров, аспирантов...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические указания для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Патологическая физиология» iconМетодические указания по дисциплине методические рекомендации для студентов
Учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск