Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация»





Скачать 355.55 Kb.
НазваниеМетодика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация»
страница1/2
Дата публикации15.11.2014
Размер355.55 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ФГАОУ ВПО

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

Учебное пособие
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060301 «ФАРМАЦИЯ»

Белгород 2012

Пересмотрена Составлена

одобрена и утверждена в соответствии

на заседании ЦМК с ФГОС

«Фармацевтических дисциплин»

Пр.№1 от «30» августа 2013г.

Председатель ЦМК Зам. директора по УРиРОД

___________Н.Н. Бахмутова __________И.П. Дворяшена

«30» августа 2013г. «02» сентября 2013г.

Авторы:

Чмутова А.А. преподаватель фармацевтических дисциплин

Сухореброва К.Г. преподаватель фармацевтических дисциплин

Рецензенты:

Вирютина Т.И., заведующая аптекой, провизор высшей квалификационной категории ОГКУЗ «Инфекционная клиническая больница им. Е.Н. Павловского»

Никитенко О.Б., преподаватель фармацевтических дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ

1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ…….…..4

2. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………..……….……......6

3. РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……...7

4. ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ……………......9

5. ПОСТРОЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…….……….....13

6. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………..15

7. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………….20

8. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………23

9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………..….......24

10. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..……….25

Курсовая работа – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная на актуальную в научном и практическом отношении тему, связанную с углубленным и разносторонним исследованием лекарственных растений, лекарственного растительного сырья продуктов животного происхождения.

Цель курсовой работы заключается в расширении знания студента по изучаемой дисциплине, закреплении практических навыков, в умении пользоваться периодической, справочной, реферативной литературой.

Необходимо научиться адаптировать обобщать литературные данные, а также результаты собственных исследований, уметь принять полученные знания для решения практических задач. Выполнение курсовой работы в наибольшей степени способствует подготовке молодого специалиста к самостоятельной работе.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВЫМРАБОТАМ

Курсовая работа по фармакогнозии выполняется студентами самостоятельно на основе собранного экспериментального материала и изучения специальной литературы по избранной теме. Курсовая работа должна быть выполнена на актуальную тему, имеющую научную и практическую значимость.

При выполнении курсовой работы студент отбирает и реферирует литературу по изучаемому вопросу, обобщает литературные данные в виде обзора, отбирает наиболее приемлемые методики и проводит эксперимент по избранной теме, обрабатывает результаты собственных исследований, анализирует их, делает выводы из полученных данных и дает практические рекомендации.

Структура курсовой работы экспериментального характера.

1. Титульный лист (приложение 1)

2. Содержание (приложение 2)

3. Введение

4. Обзор литературы

5. Материалы и методы исследований

6. Результаты собственных исследований

7. Заключение, выводы и рекомендации

8. Список использованной литературы

*структура реферативной курсовой работы не предполагает

выполнение разделов 5 и 6.

В процессе выполнения курсовой работы на различных ее этапах

студент должен:

1. обосновать актуальность темы курсовой работы;

2. сформулировать цели и задачи исследования;

3. подобрать и изучить литературные источники;

4. собрать необходимый фактический материал или провести эксперимент;

5. проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы;

6. подготовить иллюстрации (таблицы, графики, рисунки);

7. систематизировать полученный материал и оформить курсовую работу;

Курсовая работа, содержащая результаты собственных экспериментальных данных, является частью дипломной работы.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы курсовой работы – это первый этап, от которого зависит направление исследования.

Примерный перечень тем курсовых работ разрабатывается преподавателем. Тематика курсовых работ должна отвечать учебным целям фармакогнозии как науки и сочетаться с практическими задачами фармации по поиску новых лекарственных средств растительного и животного происхождения, выделению и изучению биологически активных природных веществ, стандартизации лекарственного растительного сырья, по охране и рациональному использованию ресурсов лекарственных растений.

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя. По своему

характеру и степени трудности темы курсовых работ отличаются, поэтому при их выборе студент должен проконсультироваться с руководителем, хорошо уяснив смысл работы и степень ее трудности.

При планировании тематики курсовых работ экспериментального характера кафедра исходит из реальных возможностей обеспечения студентов рабочим местом, необходимыми реактивами и оборудованием.

Тема и задание для выполнения курсовой работы за студентом закрепляется в 1-2 месяц V семестра 3 курса. В процессе выполнения курсовой работы руководителем проводятся индивидуальные или групповые консультации. Черновой вариант курсовой работы предоставляется руководителю за 1 месяц до сдачи. Если преподаватель дает положительную рецензию, студент оформляет окончательный вариант курсовой работы с учетом изменений и рекомендаций руководителя.

РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сбор материала для выполнения курсовой работы следует начинать с поиска, изучения и анализа литературных источников. При выполнении курсовой работы должно быть использованы источники из числа нормативной, периодической литературы, использование данных учебников не допускается. Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научных библиотек, библиографических справочников и указателей литературы в книгах и статьях. Ознакомление с литературными источниками по интересующему вопросу следует начинать с просмотра фармацевтических, химических и медицинских журналов: «Фармация», «Новые аптеки», «Российские аптеки», «Химико-фармацевтический журнал», «Химия природных соединений», «Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии», «Прикладная биохимия и микробиология», «Медицинская химия», «Растительные ресурсы», «Биоорганическая химия», «Биотехнология», «Фармакология и токсикология», реферативных журналов «Химия» и «Биологическая химия», «Ботанический журнал», а также различных справочников, материалов съездов и научных конференций, изданных в последние годы. Параллельно следует начать просмотр библиотечных каталогов (алфавитного, систематического, предметного и электронного).

Законспектированную литературу необходимо сразу сгруппировать по разделам курсовой работы. После этого можно приступить к написанию обзора литературы. Обзор литературы должен показать умение студента самостоятельно проводить поиск и систематизировать литературные данные, делать выводы и обобщения, необходимые для глубокого раскрытия темы.

При оформлении курсовой работы в тексте обязательно приводятся ссылки на литературный источник. Существуют несколько способов цитирования, принятые в научной литературе. Прямое цитирование – цитата приводится дословно, с сохранением авторской пунктуации, заключается в кавычки и сопровождается «словами автора», в которых указывается, кому принадлежит высказывание. Например: «Опыт, - говорил И.П. Павлов, - как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и таким образом в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет от природы то, что он хочет. И сила биологического опыта поистине колоссальна». Другой способ цитирования применяется чаще в научной литературе – цитирование, когда цитата естественно встраивается в предложение, является как бы частью его. Например: Знаменитый немецкий философ А. Шопенгауэр сказал, что «все люди, конечно, умрут, но нормальный человек никогда не думает об этой очевидной истине и если бы он об этом думал, то его состояние незначительно отличалось бы от состояния человека, приговоренного к смертной казни. Сказать человеку, не посвященному в тонкости онкологии, что у него рак - это обречь его на состояние человека, ожидающего смертного приговора». Существует еще один способ цитирования, который называют «косвенным» или «свободным» цитированием. Например: По данным А.Л. Костюка и А.И. Чиркова [17] влияние белладонны на организм определяется преимущественным действием атропина и скополамина, однако активность препаратов определяется, главным образом, основным алкалоидом - атропином.

В конце курсовой работы помещается список литературы, включающий обязательно все цитируемые литературные источники. Список литературы, используемый при написании курсовой работы, должен быть включать минимум 10 источников.

В содержательной части курсовой работы обязательно должны присутствовать ссылки на все источники, приведенные в списке литературы.

Источники в списке располагаются в алфавитном порядке и обязательно нумеруются. Нумерация осуществляется арабскими цифрами. В содержательной части работы ссылки указываются в виде номеров источников в квадратных скобках, номера разделяются запятыми, диапазон номеров указывается в виде первого и последнего номера, разделенного дефисом. Например: [1,2-5,17,20].

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

(ОБЩИЕ ПРАВИЛА)

В документе различают следующие области, расположенные в таком порядке:

- заголовок описания, содержащий имя (имена) автора (авторов) или наименование коллектива;

- область заглавия и сведения об ответственности: содержит заглавие и относящиеся к нему сведения; приводятся сведения о лицах и организациях, участвовавших в создании документа;

- область издания, включающей сведения о назначении, повторности издания, его характеристику;

- область выходных данных, включающих сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

- область количественной характеристики, включающей сведения об объеме документа (количество страниц) и иллюстрационном материале.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему условных разделительных знаков:

.- (точка и тире) - предшествует каждой, кроме первой, области описания;

: (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) - предшествует сведениям об ответственности: авторы, составители, редакторы, переводчики, организации, принимавшие участие в издании;

// (две косые черты) - ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена основная часть (статья, глава, раздел).

Внутри элементов описания сохраняют пунктуацию, соответствующую нормам языка, на котором составлено библиографическое описание. Для более четкого разделения областей и элементов описания применяется пробел в один печатный знак до и после условного разделительного знака.

Монографии

1. под автором один автор Кознов, В. В. Финансовая математика [Текст] : учеб. пособие для студ. заоч. формы обучения / В. В. Кознов ; БелГУ, Старооскол. фил. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. – 144 с.

два автора: Кочетков, С. В. Организация денежно-кредитного регулирования [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. В. Кочетков, А. Н. Муравецкий ; под общ. ред. С. В. Кочеткова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2005. – 207 с. : табл.

три автора: Гусев, Е. И. Лекарственные средства в неврологической клинике [Текст] : руководство для врачей / Е. И. Гусев, А. С. Никифоров, А. Б. Гехт. – 2-е изд., стер. – М. : МЕДпресс-информ, 2006. – 416 с.

2. под заглавием Медков, В. М. Демография : учебник / В. М. Медков ; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 576 с. : ил., табл., схемы. – (Классический университетский учебник).

Сборники

Женщины и мужчины Белгородской области [Текст] : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган федер. службы гос. статистики по Белгор. обл. – Белгород : Изд-во Белгор. облкомстата, 2005. – 120 с. : табл.

Разработка и использование гибких образовательных технологий в системе среднего профессионального образования [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Губкин, 7-8 апр. 2005 г. : в 2 ч. / В. К. Харченко, В. Ю. Переверзев, Л. В. Серых и др. ; науч. ред. и сост. П. Е. Решетников. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2005. – Ч. 1. – 315 с. ; Ч. 2. – 225 с.

Диссертации

Шатрова, Т. И. Языковая игра в текстах комической направленности: процессы кодирования и декодирования [Текст] : дис. … канд. филол. наук / Т. И. Шатрова. – Белгород, 2006. – 159 с.

Авторефераты диссертаций

Островская, О. В. Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением: на материале немецкого языка [Текст] : автореф. дис. … канд. филол. наук / О. В. Островская ; БелГУ. –Белгород, 2006. – 22 с.

Стандарты

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004– 07–01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 105 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). Или Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст] : ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с. : ил.

Сборники стандартов

Клинические рекомендации [Текст] : стандарты ведения больных для врачей (фельдшеров) / ред. совет: А. А. Баранов и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 899 с. : табл.

Отчеты о научно-исследовательской работе

Состояние и перспективы развития статистики печати Российской Федерации [Текст] : отчет о НИР (заключ.) : 06-02 / Рос. кн. палата ; рук. А. А. Джиго ; исполн.: В. П. Смирнова и др. – М., 2000. – 250 с. – Инв. № 756600.

Патенты

Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 H 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство [Текст] / Чугаева В. И. ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-ислед. ин-т связи. – № 2000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с. : ил. Или Приемопередающее устройство [Текст] : пат. 2187888 Рос. Федерация : МПК7 H 04 В 1/38, Н 04 J 13/00 / Чугаева В. И. ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-ислед. ин-т связи. – № 2000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с. : ил.

Авторские свидетельства

А. с. 1007970 СССР, МКИ3 В 25 J 15/00. Устройство для захвата неориентированных деталей типа валов [Текст] / В. С. Ваулин, В. Г. Кемайкин (СССР). – № 3360585/25–08 ; заявл. 23.11.81 ; опубл. 30.03.83, Бюл. № 12. – 2 с. : ил. Или Устройство для захвата неориентированных деталей типа валов [Текст] : а. с. 1007970 СССР : МКИ3 В 25 J 15/00 / В. С. Ваулин, В. Г. Кемайкин (СССР). – № 3360585/25–08 ; заявл. 23.11.81 ; опубл. 30.03.83, Бюл. № 12. – 2 с. : ил.

Картографические издания

Мир. Политическая карта мира [Карты] : полит. устройство на 1 янв. 2001 г. / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2001 г. ; гл. ред. Н. Н. Полункина. – 1 : 25 000 000 ; поликон. пр-ция ЦНИИГАИК. – М. : Картография, 2001. – 1 к. (2 л.).

ресурсы Интернет

Заика Е. Ф. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков [Электронный ресурс] / Е. Ф. Заика, Я. П. Молчанова, Е. П.Серенькая ; Моск.

Веряев, А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагог: наука, технология, практика : электронный журн. / Сибир. отд. Междунар. акад. наук педобразования,

Статья из журнала

Липатова, Т. А. Вузовские библиотеки и информационная культура студентов [Текст] / Т. А. Липатова // Библиотеки учебных заведений. – 2005. – № 7. – С. 8-16.

Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, M. Д. Малых // Вестник Московского университета. Сер. 3. Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23–25.

Статья из сборника

Борисовский, В.И. Наркобизнес – паутина зла [Текст] / В.И. Борисовский // Уголовная политика Российской Федерации в сфере противодействия наркотизации общества : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 130-летию БелГУ, Белгород, 17-18 нояб 2006 г. / Белгор. гос. ун-т ; отв. ред. Е.Е. Тонков. – Белгород: БелГУ, 2006 – С. 10-16.

Отдельный том многотомного издания

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / В. Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с. : ил. Или Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / З. Гиппиус. – М. : Лаком- книга : Габестро, 2001. – Т. 2. – 415 с. – (Золотая проза серебряного века).

ПОСТРОЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Построение курсовой работы и ее оформление является очень ответственным этапом и требует творческого отношения исследователя. Для успешного решения этой задачи необходимо придерживаться определенных требований:

1. Четко и ясно излагать материал, соблюдая при этом системность и последовательность;

2. Стремиться, как можно более полно раскрывать тему;

3. Делить текст рукописи на абзацы, т.е. смысловые части, начинающиеся с красной строки, с целью облегчения чтения и усвоения содержания работы. Критерием такого деления является смысл написанного – каждый абзац включает самостоятельную мысль, выраженную одним или несколькими предложениями;

4. При работе над рукописью следует избегать частых повторений одних и тех же слов, выражений, не допускать переход к новой мысли, пока предыдущая не получила законченного выражения;

5. Объективно излагать факты или результаты собственных исследований (если работа носит экспериментальный характер);

6. Необходимо соблюдать единство условных обозначений, пользоваться общепринятыми сокращениями слов. Разрешается сокращать часто повторяемые специальные термины, названия. При первом упоминании таких обозначений обязательно приводят их полное название и в скобках – сокращенное, например: тонкослойная хроматография (ТСХ), газожидкостная хроматография (ГЖХ). Сокращенное обозначение единиц измерения допускается в тексте только после цифр (1 л, 2 кг);

7. Обязательно включать краткую характеристику заболеваний, при которых используются те или иные лекарственные растения;

8. Давать полное русское и латинское название лекарственных растений и их семейств с указание авторов;

9. Давать ботаническое описание лекарственного растения, отмечать наличие возможных примесей;

10. Описывать ареал, местообитание лекарственного растения;

11. Приводить условия заготовки, сушки и хранения описываемых лекарственных растений;

12. Обязательно указывать показатели качества лекарственного сырья, методы стандартизации;

13. Указывать химический состав лекарственного растительного сырья, формулы основных действующих биологически активных веществ;

14. Приводить фармакологическое действие и область применения данных растений;

15. Перечислить пути использования лекарственного растительного сырья и препараты, созданные на его основе.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы зависит от характера темы и конкретного содержания работы, однако общим является наличие следующих нижеописанных разделов.

Титульный лист (приложение 1).

В содержании (приложение 2) раскрывается структура работы, содержание глав и отдельных разделов. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки, приведенные в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. В оглавлении должно содержаться название заголовков глав (также как и разделов, подразделов, приложений) и номера соответствующих страниц. Заголовки нумеруют римскими цифрами, подзаголовки - арабскими. Все заголовки начинают с прописной буквы и последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Во введении необходимо раскрыть сущность темы, ее актуальность, новизну. Сформулировать цели и задачи исследования, показать научную и практическую значимость полученных результатов.

Во введении должны быть следующие подразделы:

- актуальность темы;

- цели и задачи;

- объект исследования;

- научная новизна;

- практическая ценность результатов;

- область применения результатов;

- методы исследования;

Актуальность темы – показывается ее научно-практическая значимость. За обоснованием актуальности следует описание ее разработанности в научной литературе.

Цель исследований – формулируется одна, конкретизируется в нескольких частных задачах. Цель исследований содержится уже в самой формулировке темы.

Задачи исследований – должны соотноситься с общей целью как конкретные тактические шаги на пути реализации намеченной цели. Если цель в научном исследовании одна, то задач может быть несколько, в зависимости от широты исследований, вида и объема работы.

В практической работе, например, тема исследований может звучать так: «Фитохимическое и морфолого-анатомическое изучение аралии маньчжурской, интродуцированной в Белгородской области». Общая цель исследований будет звучать так: выявить морфолого-анатомические особенности строения листьев как нового лекарственного растительного сырья, определить содержание тритерпеновых сапонинов в корнях и флавоноидов в листьях Аралии маньчжурской, выращенной в Белгородской области для ее применения в качестве источника лекарственного растительного сырья.

В задачи этих исследований входит:

1. провести аналитический обзор литературных данных по изученности экологических аспектов и химических исследований аралии маньчжурской;

2. определить количественное содержание тритерпеновых сапонинов в корнях аралии маньчжурской, интродуцированной в Белгородской области;

3. изучить закономерности накопления флавоноидов в листьях аралии маньчжурской, интродуцированной в Белгородской области;

4. изучить морфолого-анатомическое строение листьев аралии маньчжурской и выявить диагностические признаки, позволяющие идентифицировать сырье.

Для теоретической работы темой, которой является: «Противовоспалительные и противоязвенные лекарственные растения» общая цель исследований будет звучать так: выявить группы лекарственных растений, используемых для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

В задачи этих исследований входит:

1. Провести анализ литературных данных и дать характеристику язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

2. На основании литературных источников рассмотреть и категоризировать основные лекарственные травы, обладающие различными эффектами: противовоспалительным, спазмолитическим, седативным; и травы, способствующие заживлению язвенного дефекта.

3. Дать ботанические характеристики лекарственных растений, их распространение, способ заготовки и применение сырья. По данным литературных источников дать характеристики их химического состава.

Научная новизна – необходимо выбрать либо новый объект и получить какое-либо научное знание о нем, либо старый объект и получить новое научное знание о нем.

Практическая значимость – результаты должны иметь существенное значение для фармацевтической отрасли и должны быть представлены так, чтобы их реально можно было бы применить на практике и получить от этого какую-либо экономическую или иную выгоду. Если работа носит чисто теоретический характер, то должны быть даны рекомендации по применению результатов теоретических исследований. Объем введения не более 1-2 страниц.

В обзоре литературы обобщаются, систематизируются и анализируются основные положения по теме исследования. Этот раздел не должен представлять беспорядочное изложение точек зрения авторов. В обзоре в основном используется литература за последние 7-10 лет.

Если есть необходимость, то каждое растение иллюстрируется рисунком, фотографией. В резюме обзора формулируются дискуссионные или нерешенные вопросы и намечаются пути их решения.

Работа получает дополнительные баллы, если студент на основе изученных литературных источников разработает прописи сборов ЛРС, предлагаемых для лечения тех или иных заболеваний.

Для экспериментальной работы в разделе «Материалы и методы исследования» дается всесторонняя качественная и количественная характеристика использованных материалов, реактивов. Указываются приборы, на которых получены экспериментальные данные. Приводятся описания использованных методик в случае использования общепринятых методик даются лишь ссылки на соответствующие литературные источники.

Объем данного раздела должен быть в пределах 2-4 страниц.

Эксперимент, опыт – это такое изучение, при котором исследователь искусственно вызывает явления или изменяет условия так, чтобы лучше выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимосвязь предметов и явлений.

Результаты собственных исследований излагаются строго в соответствии с детальным планом. В разделе приводятся необходимые рисунки, фотографии графики, таблицы. Они не только иллюстрируют основные положения проделанной работы, но и служит наглядным доказательством и обоснованием последующих выводов. Цифровой материал обычно оформляют в виде таблиц.

С помощью таблицы можно резко сократить количество повторяющихся однообразных расчетов, наглядно представить полученные результаты. При этом в тексте не повторяются приводимые в таблице показатели, а делаются только заключения и обобщения из ее материалов.

Некоторые данные целесообразней представить в виде рисунков (графиков, диаграмм и т.п.). С помощью рисунков лучше всего иллюстрировать динамику каких-либо процессов, в соответствии с ее планом и рубрикацией в тексте.

Включая иллюстрированный материал, объем литературного обзора для экспериментальной курсовой работы должен составлять 5-10 страниц (примерно третья часть общего объема курсовой работы). Объем литературного обзора реферативной работы должен составлять основную часть текста (18-23 страницы).

Заключение в курсовой работе дается в виде общего резюме по исследованию объемом около 1-2 страниц или выводов в виде отдельных (2- 5) пунктов. Цель выводов – в максимально сжатом виде передать основное содержание полученных результатов, а также отразить суть и ценность проведенных исследований. В работе, имеющей практическое значение, выводы должны содержать конкретные рекомендации, которые могли бы быть внедрены в фармацевтическую практику.

При необходимости в курсовую работу может быть включен раздел «Приложения», куда можно поместить справочный и вспомогательный материалы, копии рацпредложений и авторских свидетельств, акты внедрения, заключения о биологической активности растительных экстрактов или выделенных веществ, копии фармакопейных статей. Если приложений несколько, то их нумеруют, в правом верхнем углу пишут «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Общий объем курсовой работы вместе со списком используемой литературы и иллюстрациями должен составлять 25-30 страниц электронного текста.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по определенной форме (приложение 1). Нумерация страниц в курсовой работе начинается со второй, считая первой – титульный лист, а второй – оглавление (приложение 2). На последующих страницах порядковый номер печатается в середине верхнего края страницы или в правом верхнем углу. Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений.

Лист формата A4 (210 мм x 297 мм). Поля: левое - 25-30 мм, правое – 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 1,25—1,27 см (равен одному нажатию клавиши Tab). Текст размещается только на одной стороне листа. Шрифт: обычный, 14 кегль, Times New Roman. Абзац с полуторным межстрочным интервалом, выравнивание по ширине страницы.

Каждый раздел начинают с новой страницы. Заголовки и подзаголовки курсовой работы отделяют от основного текста верху и снизу тремя интервалами, точка в их конце не ставится. Заголовки следует выделять из текста различными шрифтами или подчеркиванием. Важно, чтобы приемы выделения заголовков одной значимости были одинаковые по всему тексту.

В заголовке не допускается перенос слов. При написании курсовой работы следует пользоваться терминами, принятыми в области фармации и смежных с ней областях – биологии, ботаники, органической химии и др.

Язык курсовой работы должен быть четким, ясным, а изложение - логичным и последовательным. Отличительной чертой научного стиля является точность высказывания, так как научные произведения содержат только точные, полученные в результате наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Следует избегать громоздких предложений, повторений, канцеляризмов «на основании вышеизложенного...», «исходя из...». В тексте научных работ допускается использование вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видно, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы под соответствующим заголовком помещают надпись “Таблица” с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы, например: “Таблица 2.3.”.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так: в табл. 2.3. приводятся данные о ....., при повторной ссылке - см. табл. 2.3.

Примечание к таблице размещается непосредственно под ней. Слово «Таблица» и ее номер размещают заподлицо с краем таблицы (справа), выше ее тематического заголовка. Тематический заголовок таблицы помещают посредине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

Основные заголовки в самой таблице также пишут с прописной буквы, подчиненные заголовки - со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком. Если таблица не помещается на одной странице, ее переносят на другую, где указывают «Продолжение таблицы», ее номер, а также в отдельной строке номера граф.

Размер рисунков и фотографий должен быть 9x12 или 6x9 см, графиков, схем и диаграмм - от 9x12 до 14x22 см. Подписи под фотографиями, диаграммами и графиками должны четко и полно объяснять отражаемые на них явления. Для фотографий указывают условия съемки, увеличение, метод обработки материалов. Дается общая нумерация рисунков, фотографий и отдельно - нумерация таблиц. Подпись под всеми видами иллюстраций состоит из слова «Рис.», номера рисунка (без знака «№») и тематического наименования рисунка. Иллюстрации (кроме таблиц) нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.

Длина каждой полной строки под рисунком должна совпадать с шириной рисунка. Пробел между рисунком и подписью должен быть меньше, чем пробел между подписью и следующим текстом. Ссылки в тексте на номер рисунка, страницы, главы пишут сокращенно, например: «рис.2.3», «табл. 2.5», «с. 15», «гл. 4», Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, их следует давать в тексте полностью, без сокращений, например: «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...». Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не номеруют и слово “Рис.” не пишут.

Формулы должны быть вписаны в текст от руки тщательно и разборчиво или напечатаны на компьютере. Не разрешается одну часть формулы вписывать от руки, другую впечатывать. Для ссылки на формулу в скобках указывается только ее номер. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, их следует давать в тексте полностью, без сокращений, например, «из рисунка видно, что…», таблица показывает, что…». Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Размеры знаков для формулы рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры - 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы - не менее 2 мм.

Работа по контролю содержания курсовой работы начинается с общей оценке ее структуры. Следует проверить, насколько логично и последовательно изложен материал. В процессе такой проверки обычно выделяются допущенные в изложении противоречия, пропуски, а также дефекты работы. После того, как работа представляется на кафедру в одном экземпляре в сброшюрованном виде, в папке, сдается руководителю на проверку, не менее чем за месяц до окончания текущего семестра.

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа, имеющая положительный отзыв руководителя, представляется к защите. Защита курсовой работы может проходить на конференции или на совместном заседании кафедры и СНО не позже, чем за 6 дней до начала экзаменационной сессии. Для защиты студент готовит доклад (на 10 минут) и необходимые к нему иллюстрации. В докладе излагаются основные результаты работы. По окончании доклада студенту задают вопросы. Вопросы могут быть не только по теме курсовой работы, но и по всем разделам фармакогнозии. Отвечая на вопросы, студент может пользоваться курсовой работой, приводить содержащиеся в ней данные или цитировать отдельные положения. При оценке курсовой работы учитывается, насколько результаты выполненного исследования соответствуют поставленным целям, учитывается умение студента обстоятельно и четко доложить результаты работы, а также полнота освещения поставленных вопросов, количество выполненного эксперимента. Принимается также во внимание полнота и правильность ответов на заданные вопросы. Оценка за реферативную курсовую работу может быть выставлена руководителем без публичной защиты. Оцениваются курсовые работы по существующей 4- балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка за курсовую работу выставляется в зачетную книжку. Студент, не выполнивший курсовую работу по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность. Лучшие курсовые работы могут быть представлены на студенческую конференцию,другие научно-практические конференции.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Т.Г., Коренская И.М. Выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии; учебное наглядное пособие / Т.Г. Афанасьева, И.М. :Коренская. – Воронеж: ВГУ, 2005.

2. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта / Б.А. Доспехов – Москва. : Колос, 1985.

3. Осак Т.А Как писать рефераты, курсовые и дипломные работы, статьи, тезисы, доклады: учебно-методическое пособие; изд. 2-е, перераб. и доп / Т.А. Осак, А.И.Осак. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.

4. Гречихин А. А. Общая библиография: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 2000. 588 с. (Электронный вариант http://www.hi-edu.ru/ebooks/ CB/about.htm)

5. Научные ведомости Белгородского государственного университета: Научный журнал. Естественные науки (объединяет в себе геолого- географические, биологические и химические науки) (Электронный вариант http://www.bsu.edu.ru/Nauka/Vedomosti)

6. Памятка соискателю ученой степени: Требования к диссертации. (Электронный вариант http://www.aspirantura.spb.ru/other/asp_moscow.html)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Образец оформления титульного листа курсовой работы

Зарегистрировано «___»_____20___г.

__________________________

Подпись (расшифровка подписи)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ФГАОУ ВПО

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconРабочая программа учебной дисциплины генетика человека с основами...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060301 Фармация
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconРабочая программа ботаника /наименование дисциплины/ Для специальности...
Рабочая программа по ботанике разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconОсновная образовательная программа по дисциплине базовой части Ботаника...
...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconРабочая программа по дисциплине: Гигиенические основы здорового образа...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconРабочая программа Патология Специальность 060301 «Фармация»
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060301 «Фармация», утвержденным приказом Министерства образования...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconТематический план лекций по патологии для студентов 3-го курса по...
Патофизиология гемостаза. Геморрагические диатезы. Тромботические состояния. Двс – синдром
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconРабочая программа Патология Вариативная часть Типовые патологические...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060301 «Фармация», утвержденным приказом Министерства образования...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconУчебное пособие
А информатики и икт в школьном образовании, а также методические примеры, образцы выполнения лабораторных работ в курсе Теории и...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconУчебное пособие для студентов (контрольные вопросы, задачи и домашние...
В пособии даны рекомендуемые темы рефератов, примерный перечень вопросов к экзамену и тематика курсовых и квалификационных работ
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconУчебное пособие для студентов (контрольные вопросы, задачи и домашние...
В пособии даны рекомендуемые темы рефератов, примерный перечень вопросов к экзамену и тематика курсовых и квалификационных работ
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconМетодика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных...
Методика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Учебно-методическое пособие / В. А. Конышев....
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconМетодические указания по написанию курсовых работ
Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Мировая экономика» для студентов заочного отделения по специальности «Экономика и управление...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ
Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми...
Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии для студентов 3 курса учебное пособие по специальности 060301 «фармация» iconМетодические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ по логопедии
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск