Специальные дисциплины





Скачать 107.83 Kb.
НазваниеСпециальные дисциплины
Дата публикации15.11.2014
Размер107.83 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат


ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ

(СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ)
ДИСЦИПЛИНА СДМ.01

«СТИЛИ ЭПОХИ» В ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Автор-составитель программы: Т.Г. Чеснокова, кандидат филологических наук, доцент

Направление:


Форма обучения: очная

Курс:

Семестр:

Количество часов на дисциплину: 36

Количество аудиторных часов на дисциплину:

из них лекций:
Цель дисциплины: углубление профессиональной компетентности филолога-магистранта: формирование четких теоретических и историко-литературных представлений о категории «исторического стиля», его предметной эволюции и литературных воплощениях в контексте междисциплинарных связей литературоведения, искусствознания и культурологии.
Задачи дисциплины:

- сформировать у обучающихся четкие представления об истоках и современном состоянии теории «больших стилей» в отечественном и зарубежном литературоведении;

- представить систематизированную картину возникновения и эволюции «больших стилей» в истории зарубежной литературы; выявить характерные черты различных стилевых систем и показать формы их реализации на материале наиболее выдающихся произведений мировой литературы;

- научить восприятию и анализу стиля как исторического явления, охватывающего разные виды искусств и сферы культуры для более полного анализа литературных произведений с учетом межпредметных связей категории стиля.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Предметное содержание курса составляет необходимую часть тех знаний, из которых у будущего филолога должно сложиться целостное представление о литературном процессе в его теоретических и исторических аспектах.


Курс включает теоретическое введение, в рамках которого выявляются истоки и содержание понятия «стиль эпохи», прослеживается его эволюция в истории науки, показывается его место в ряду основных категорий исторической поэтики и теории литературы. Наряду с этим рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия искусствоведческих и литературоведческих подходов к анализу «больших стилей».

Собственно историческая часть курса призвана продемонстрировать этапы развития больших стилей в европейской литературе от Средневековья до современности. Изложение материала подчинено хронологическому принципу. Наиболее характерные черты каждого стиля рассматриваются на материале творчества одного или нескольких авторов (Ф. Вийон, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Л. Ариосто, У. Шекспир, П. Корнель, В. Гюго, О. Бальзак, Т. Манн, У. Эко и др.).

Заключительная часть курса посвящена анализу места стилевых категорий в современной литературе и перспективам их развития в рамках исторической поэтики и других направлений современного литературоведения и междисциплинарных исследований.
Текущая аттестация

В ходе текущей аттестации предполагается выявить степень усвоения студентами основных теоретических положений курса и навыков анализа литературных произведений с точки зрения их принадлежности к тому или иному «стилю эпохи». С этой целью студентам предлагается выполнить самостоятельный поэтологический анализ выбранного произведения, а также изложить и сопоставить теоретические оценки того или иного исторического стиля в форме реферативного исследования. В качестве средств, облегчающих выполнение заданий, рекомендуется составление картотек и аннотированных библиографий по теме реферата.
Итоговая аттестация

Итогом работы по спецкурсу является экзамен/зачет в форме устного ответа на вопросы по программе курса. В итоговую аттестацию включается оценка результатов выполнения заданий для самостоятельной работы.
Основное содержание курса

Происхождение и многозначность термина «стиль», его междисциплинарный характер. Стиль как литературоведческое понятие: авторский стиль и «стили эпохи». Происхождение литературоведческой теории «больших стилей», ее связь с искусствоведческими и культурологическими теориями XX века (В.Г. Вёльфлин, М. Дворжак, О. Бенеш и др.). Крупнейшие исследователи «больших» стилей в отечественном литературоведении середины XX в.: специфика их научных интересов, содержание основных идей (В. Ванслов, Д.Д. Обломиевский, А.А. Смирнов, А. Аникст, Б.И. Пуришев, Ю.Б. Виппер и др.). Применение стилевых категорий к общей характеристике литературного процесса (работы Д.С. Лихачева, исследования в русле исторической поэтики). Проблематика изучения стилевых категорий на современном этапе (Р. Хлодовский, А.Н. Горбунов, А.В. Михайлов, Л. Тананаева, Н.Т. Пахсарьян, К. Чекалов и др.): соотношение понятий «стиль»/«художественная система», «стиль»/«литературная эпоха». Замена стилевых категорий категориями философского и культурологического характера в ряде зарубежных исследований постмодернистской эпохи («эпистемы» М. Фуко и др.).

«Большие стили» в истории западноевропейского искусства и литературы. Стили Средневековья: романский и готический. Этапы их эволюции, художественные признаки и культурологическое содержание. Проявления готического стиля в творчестве Ф. Вийона.

Истоки формально-стилевого подхода к Ренессансу в искусствоведческой концепции Г. Вёльфлина. Формальное единство ренессансного стиля как совокупности приемов; место Ренессанса в эволюции художественных форм. «Следы» концепции Г. Вёльфлина в современных литературоведческих исследованиях.

Истоки современного «формально-содержательного» подхода к Ренессансу в трудах историков и культурологов. Восхождение от гуманистического «стиля мышления» (Л.М. Баткин) к стилю литературы и искусства «гуманистической» эпохи. Дифференцированный подход к Ренессансу. Отказ от концепции ренессансного культурного и художественного единства: итальянский Ренессанс и Северное Возрождение (О. Бенеш). Разграничение понятий «эпоха Возрождения» и «культура Ренессанса» (А.Х. Горфункель), «стили ренессансной эпохи» и «ренессансный стиль» (Р.И. Хлодовский): различие путей формирования и функций ренессансного стиля в литературах европейских стран (XIV–XVI в.). Отказ от обобщающего понятия «эпоха Возрождения» или сужение его значения в литературоведческих (и исторических) работах культурологической ориентации (Г.К. Косиков, Л.М. Баткин). Нестилевой подход к художественной системе Ренессанса: Л. Пинский об «антропологическом», идеализирующем «методе» в литературе и искусстве Возрождения.

Стилевое развитие ренессансной литературы в историческом аспекте. Формирование литературного стиля «ренессанс» как стиля национальной классики в Италии (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Сущность явлений Высокого Ренессанса в итальянской культуре конца XV – начала XVI в.: «Неистовый Роланд» Л. Ариосто и др. Иные стили эпохи Возрождения: ренессансный «реализм», маньеризм. Их формирование, роль и место в литературе позднего итальянского Возрождения. Предклассицистические тенденции в теории и практике итальянского Ренессанса.

Наложение средневековых и ренессансных, национальных и заимствованных стилевых тенденций в странах Северного Возрождения. Роль маньеризма как посредника между местными (средневековыми) стилевыми традициями и традицией итальянского Ренессанса. Историко-культурная и художественная природа «собственно маньеризма» в европейском масштабе, его переходный характер. Маньеризм и барокко, маньеризм и классицизм. Тенденция к формированию синтетических индивидуальных стилевых систем в литературе позднего Ренессанса – начала XVII века: М.Сервантес, У.Шекспир, Лопе де Вега. «Трагический гуманизм» в художественной культуре переходного времени: происхождение понятия и его место в современных исследованиях.

Стили XVII века: барокко и классицизм. Их соотношение, взаимодействие и внутренняя дифференциация. Стиль и «художественная система» в «эпоху противоречия». Особенности жанровых систем классицизма и барокко. Трагедия и трагическое в литературе и культуре эпохи (Кальдерон, Корнель, Расин, Драйден). Комедия и комическое (Мольер, английская комедия Реставрации).

Направления и стили эпохи Просвещения. Классицизм, барокко, рококо, сентиментализм в художественной культуре XVIII века. Их соотношение и проявления в драме, лирике и повествовательной прозе. Соотношение понятий «классицизм» и «классика» на пороге «антитрадиционалистской» эпохи (С. Аверинцев). Художественное своеобразие «веймарского классицизма» («классики») И.В. Гете и Ф. Шиллера. Понятие предромантизма.

Романтизм: эпоха, стиль, метод, культурная парадигма (обзор современных теорий). Проблема национального своеобразия западноевропейских «романтизмов». Немецкий романтизм в интерпретации Н.Я. Берковского и А.В. Михайлова (объем понятия, национальная специфика, периодизация). Внутренняя дифференциация национальных «романтизмов»: содержание понятия «народный романтизм» (на примере французской литературы XIX века). «Большой» романтизм в концепции В.М. Толмачева: маятник «объективного» и «субъективного» методов в литературе XIX–XX вв.

Реализм: содержание и место категории в современной литературной науке. Происхождение термина, разнообразие подходов к его интерпретации в первой половине XX века. Идеологическая и социологическая трактовка понятия. Концепции «критического» и «социалистического» реализма. Реализм как совокупность приемов в концепции формальной школы. Реализм как стиль и реализм как метод (художественная система).

Место реализма в литературном процессе XX столетия. Реализм в «споре» с декадансом и модернизмом: взаимодействие стилей, методов или направлений? Дискуссия о реализме 1930-х гг. (реализм в понимании Б. Брехта, Д. Лукача, М. Лифшица и др.). «Кризис» концепции реализма и исторический смысл понятия «реализм без берегов» Р. Гароди. Панреализм и панмодернизм в зарубежной науке XX века. Границы стилевого подхода к наиболее выдающимся «немодернистским» произведениям «модернистской эпохи». Современные подходы к проблеме: традиционное удержание термина в университетских курсах и его теоретическое «вымывание» из ряда новейших научных работ. «Нетерминологическое» употребление понятия «реализм» в зарубежных историко-литературных исследованиях. Художественно-стилевая природа явлений «магического реализма» и их место в литературном процессе XX века.

Наиболее общие стилевые тенденции в литературе эпохи постмодерна, принцип постмодернистской игры со стилем (на конкретных примерах).

Проблемы и перспективы теоретического осмысления и практического применения понятия «стиль эпохи» на современном этапе.
Основные понятия

Антитрадиционализм, барокко, готика, гуманизм, жанровая система, историческая поэтика, классика, классицизм, культурология, литературная эпоха, магический реализм, маньеризм, модернизм, народный романтизм, переходные стили, постмодернизм, предромантизм, Просвещение, реализм, Ренессанс, рококо, романский стиль, романтизм, сентиментализм, стиль эпохи, теория стилей, трагедия, трагический гуманизм, традиционализм, художественная система, эпистема.
Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа магистрантов проводится по нескольким направлениям:

- чтение и анализ рекомендованной литературы;

- работа с подготовительными материалами для написания рефератов (составление картотек терминов и основных понятий курса с их кратким описанием);

  • составление рефератов и аннотированной библиографии.


Список рекомендуемой литературы
Основная

Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Интрада, 2004.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000: Учеб. пособ. / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

История зарубежной литературы XVII века / Под ред. Н.Т. Пахсарьян: Учеб. пособ. М.: Высш. школа, 2005.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НТП «Интелвак», 2003.

Михайлов А.В. Проблема анализа перехода к реализму в литературе XIX века // Михайлов А.В. Языки культуры: Учеб. пособ. по культурологии. М., 1997. С. 43–111.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Там же. С. 112–175. Текст также доступен: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Mikhailov_Baroque.htm

Михайлов А.В. Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени // Там же. С. 472–508.

Пахсарьян Н.Т. К проблеме изучения литературных эпох: понятие рубежа, перехода и перелома // Литература в диалоге культур-2. Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2004. - С. 12–17. Текст доступен: http://www.philology.ru/literature1/pakhsaryan-04c.htm

Пахсарьян Н.Т. Романтизм и массовая литература в XIX столетии // Девятые международные Виноградовские чтения: Проблемы истории и теории литературы и фольклора. М., 2006. С. 107–111.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.

Современное зарубежное литературоведение: Энцикл. справочник. М., 1996.

Толмачев В.М. О границах символизма // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Филология. Философия. История. М., 2004. № 3. С. 247267. Текст статьи также доступен: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Tolmachev_symbolism.htm

Фуко М. Что такое Просвещение? Перевод с французского и примечания Н. Т. Пахсарьян // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999. № 2. С. 132 – 149. Текст доступен: http://natapa.msk.ru/biblio/works/foucault.htm#_edn1

Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2000 (или позднейш. изд.).

Якобсон Р.О. О художественном реализме // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 387–393. Текст также доступен: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Jacobson_HudRealism.htm
Дополнительная:

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М.: Наука, 1988.

Аникст А.А. Шекспир и художественные направления его времени // Шекспировские чтения 1984. М.: Наука, 1986. С. 58–64.

Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века: Учеб. пособ. для вузов. М., 2003. С. 170280.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002 или: Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004.

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. М., 1989.

Горбунов А.Н. Шекспир и литературные стили его эпохи // Шекспировские чтения. 1985. М.: Наука, 1987. С. 5–14.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII вв.: Эпохи и стили. М., 1973. С. 172–183.

Луков Вл.А. Предромантизм. М.: Наука, 2006.

Николаев П.А. Реализм как творческий метод: (Историко-теоретические очерки). М., 1975.

Парфенов А.Т. Гротескный реализм на рубеже нового времени // Типология и периодизация культуры Возрождения. М.: Наука, 1978. С. 190–200.

Парфенов А.Т. К проблеме маньеризма в английской драматургии эпохи Возрождения // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 41. № 5. С. 442–453.

Пахсарьян Н.Т. Литературное высказывание о реальности и проблема художественного реализма // Филология в системе совр. университетского образования. Мат. науч. конф. 21–22 июня 2005. Вып. 8. М.: Изд-во УРАО, 2006. С. 3–11.

Пинский Л. Лирика Франсуа Вийона и поздняя готика // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 16–48.

Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV–XVII веков. М., 1955.

Ренессанс, барокко, классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII вв. М.: Наука, 1966.

Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс, барокко (К вопросу о природе и развитии шекспировского гуманизма) // Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965. С. 181–206.

Соловьева Н.А. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М., 1984. См. также: Соловьева Н.А. История зарубежной литературы: Предромантизм: Учеб. пособ. М.: Академия, 2005; Соловьева Н.А. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. М.: Формула права, 2008.

Тананаева Л. Некоторые концепции маньеризма и изучение искусства Восточной Европы конца XVI и XVII века // Советское искусствознание. М., 1987. Вып. 22.

Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004.

Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы. 1983. № 4.

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. М., 1997.

Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

Хлодовский Р.И. О ренессансе, маньеризме и конце эпохи Возрождения в литературах Западной Европы // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 120–139.

Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: Наследие, 2001.

Чеснокова Т.Г. Шекспир и пасторальная традиция английского Возрождения: (Пасторальные мотивы в комедиях У. Шекспира). М.: МАКС Пресс, 2000. Гл. 4.

Dvořak M. The History of Art as the History of Ideas / Transl. by John Hardy. L. etc.: Routledge & Kegan Paul, 1984.

Hauser A. Mannerism. The Crisis of the Renaissance and the Origin of Modern Art: In 2 vol. L.: Routledge & Kegan Paul, 1965. Vol. 1.

Также рекомендуются сайты:

http://www.philology.ru/literature.htm

http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka.htm

http://www.natapa.msk.ru/

http://philologos.narod.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специальные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Нейрофизиология»
ОД. А. 03; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «семейное право»
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «гражданский процесс»
ОД. А. 03; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «международное частное право»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «фазовые превращения в конденсированных средах»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconРазработка рабочей программы учебной дисциплины «Специальные дисциплины...
Разработка рабочей программы учебной дисциплины «Специальные дисциплины «Управление и консалтинг в области информатизации бизнеса»»...
Специальные дисциплины iconРабочая программа по курсу сдм. 03 (специальные дисциплины) образовательной...
Сдм. 03 (специальные дисциплины) образовательной программы подготовки магистра по направлению 230100 — Информатика и вычислительная...
Специальные дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия»
Цель изучения дисциплины: дать бакалаврам, обучающимся по специализации «Искусства и гуманитарные науки», углубленные специальные...
Специальные дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины системы технологической радиосвязи...
...
Специальные дисциплины iconПрограмма дисциплины Специальные исторические дисциплины
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Специальные дисциплины iconВопросы по психологии
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconПротокол №11 от «8» июня 2010 г
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Специальные дисциплины iconРабочая программа дисциплины сд. Ф. 09 Специальные налоговые режимы
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Специальные дисциплины iconПрограмма дисциплины «История психологии»
...
Специальные дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическая конфликтология
Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск