Скачать 315.01 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра зарубежной филологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ (НЕМЕЦКИЙ) ЯЗЫК по направлению Бакалавр 030600.68 Составитель Огородникова И.И. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе учебной дисциплины «Немецкий язык» Место дисциплины в структуре ОПП. «Иностранный язык» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Курс дисциплины «Иностранный язык» имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом междисциплинарных связей, знаний, навыков и умений, приобретаемых студентами в процессе изучения социальных дисциплин и дисциплин профессионального цикла. «Иностранный язык» является базовым элементом в системе поэтапной подготовки студентов-бакалавров к межкультурной коммуникации на иностранном языке и по цели, содержанию и методам обучения тесно связана с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла. В процессе обучения иностранному (немецкому) языку реализуется комплексная цель, включающая следующие компоненты: развивающий, воспитательный, общеобразовательный и практический. Развивающий компонент цели заключается в развитии интеллектуальной и эмоциональной сферы психической деятельности студента и его коммуникативных способностей. Воспитательный компонент выражается в формировании у будущего учителя культуры общения и поведения. Общеобразовательный компонент предусматривает расширение общего, лингвистического, лингвострановедческого и исторического кругозора студента. Практический компонент цели состоит в формировании у студентов коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Преподавание языка должно строиться на основе современных методов и форм обучения, способствующих успешной реализации всех целей обучения языку. При этом учитывается коммуникативная и профессиональная направленность учебного процесса, оптимальное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы студентов, использование различных режимов работы в аудитории: группового, парного, индивидуального. Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины. В соответствии с требованиями, предусмотренными ФГОС ВПО по направлению подготовки для выпускника с квалификацией (степенью) «бакалавр», курс учебной дисциплины «Иностранный язык» ориентирован на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:3 а) общекультурные (ОК): − студент владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); − способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК–3); − владеет иностранным языком на уровне, позволяющим получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК–10); б) общепрофессиональные (ОПК): − студент владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3). 3 Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины Освоение дисциплины «Иностранный язык» направлено на формирование следующих компетенций бакалавра: Лингвистическая компетенция предусматривает овладение знаниями системы языка и правилами ее функционирования в процессе иноязычной коммуникации. Коммуникативная компетенция включает умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями общения. Коммуникативная компетенция подразумевает практические умения и навыки пользования языком, достаточные для реализации коммуникативных функций на уровне, позволяющем полноценно осуществлять профессиональное общение и общение на коммуникативно-бытовом уровне. Лингвострановедческая компетенция предполагает знание основных особенностей исторического и социокультурного развития стран изучаемого языка на современном этапе, умение сравнить их с аналогичными явлениями родной культуры и осуществлять свое речевое поведение в соответствии с ними. Начальная профессиональная компетенция включает овладение базовыми понятиями специальности и умения обсуждать эти понятия на профессиональном уровне. В результате освоения содержания модуля (дисциплины) студент должен знать: − фонетико-орфографические сведения: • базовые фонетические стандарты иностранного языка; • основные правила орфографии и пунктуации в иностранном языке; − лингвистические сведения: • грамматического характера (основные понятия в области морфологии и синтаксиса иностранного языка); • лексического характера (наиболее распространенные языковые средства выражения коммуникативно-речевых функций и общеупотребительные речевые единицы; некоторые фразеологические явления); − социокультурные сведения (информацию о социокультурных особенностях стран изучаемого языка; и правила вербального и невербального поведения в ситуациях общения); − учебные сведения (принцип организации материала в основных двуязычных словарях и структуру словарной статьи, алгоритмы самостоятельного овладения материалом). владеть: • элементарными навыками оформления речевых высказываний в соответствии с грамматическими и лексическими нормами устной и письменной речи; • наиболее распространенными языковыми средствами выражения коммуникативно-речевых функций (просьба, предложение и т.п.); - основными и наиболее распространёнными лексическими и фразеологическими явлениями, характерными для социокультурной тематики; • лексическими навыками опознания синонимов, антонимов, однокоренных слов, и раскрытия значения многокомпонентных слов и выражений; уметь: − извлекать информацию из аудиотекста • выделить основную информацию и определять последовательность ключевых событий, действий и фактов в аудиотексте; • догадываться о значении незнакомых языковых единиц по контексту; − извлекать информацию из письменного текста • выделить тематику и ключевую информацию текста, определять последовательность ключевых событийи фактов в тексте; • осуществлять поиск информации в тексте, • догадываться о значении незнакомых языковых единиц по контексту; • использовать в процессе чтения словари и справочно-информационные материалы; − осуществлять диалогическое и монологическое общение • использовать языковые средства выражения основных коммуникативно-речевых функций; • правильно оформлять речевые высказывания; − осуществлять письменное общение • корректно заполнять официальные бланки и уметь писать краткие письма; • правильно применять основные правила орфографии и пунктуации. Практическая цель заключается в дальнейшем закреплении лингвистической компетенции, приобретенной обучаемым в школе, и формировании у студентов коммуникативной, лингвострановедческой и начальной профессиональной компетенции. Программа включает в себя базовый курс, ориентированный на систематизацию фундаментальных основ немецкого языка, а также основной курс, нацеленный на профессионально-личностное самоопределение студентов в процессе обучения. Преподавание немецкого языка строится на основе современной коммуникативно-направленной методики и соответствующих приемов, средств и форм обучения (аудитивных, визуальных, аудиовизуальных, компьютерной техники и т.д.) и форм обучения, способствующих реализации всех целей изучения языка и интенсификации процесса обучения. Важнейшими условиями процесса обучения являются сочетание аудиторной и лабораторной (работа в видео- и компьютерных классах) с внеаудиторной работой студентов, постепенное увеличение удельного веса их самостоятельной работы, использование различных видов работы в аудитории (группового, парного, индивидуального), ситуативно-ролевое обучение и т.д. В соответствии с базовым и основным уровнями обучения и поставленными целями подбирается учебный материал – грамматический, лексический, тематический материалы, учебные пособия, раздаточный материал, газеты. Особенности университетского курса обучения, учитывающего как общеобразовательную роль иностранного языка, так и профессионально-ориентированную его направленность, вытекают из:
В процессе обучения немецкому языку следует исходить из того, что чтение, аудирование, говорение и письмо являются как целью, так и средством обучения;
На изучение дисциплины учебным планом отводится 340 часов. Очная форма обучения предполагает 170 часов аудиторных занятий и 170 часов самостоятельной работы студентов. По итогам работы в первом и втором семестрах курсанты выполняют контрольные работы и сдают зачёты, в конце третьего семестра сдают зачёт, весь курс обучения завершается экзаменом. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Трудоемкость и аттестация по дисциплине: Программа курса рассчитана на 170 часов аудиторной работы и по учебному плану распределяется на 4 учебных семестра, каждый семестр разбит на учебные модули. Курс завершается сдачей экзамена, в конце каждого семестра сдается зачет, проводится контроль самостоятельной работы (КСР) Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 170 часов. Тематическая наполняемость курсаФормулы общения: 1. Знакомство. 2. Приветствие и прощание. 3. Согласие и несогласие. 4. Просьба, предложение, пожелание. 5. Приглашение. 6. Извинение, сожаление. 7. Отказ. 8. Подтверждение информации, ее опровержение. 9. Совет, рекомендация. 10. Выражение положительной и отрицательной реакции (удивление, радость, разочарование и т.д.). 11. Планирование действий и поступков. Социально-бытовая тематика: 1. Биография. 2. Мои друзья – внешность, черты характера, поведение, планы на будущее. 3. Учеба в университете. Рабочая неделя студента. 4. Досуг, хобби, отдых, путешествия. 5. Социальная структура Германии . 6. Компьютер и Интернет в жизни студента. Страноведческая и общественно-политическая тематика: 1. Физическая и экономическая география стран изучаемого языка (Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн). 2. Государственное устройство и политические партии стран изучаемого языка. 3. Земли и крупнейшие города Германии. 4. Система высшего образования в Германии (университеты Берлина, Мюнхена, Гейдельберга и др.). 5. Искусство и литература стран изучаемого языка. 6. Праздники, нравы, традиции стран изучаемого языка. 7. СМИ в Германии. 8. Молодежные организации Германии. 9. Гражданское общество. Союзы и объединения. |
Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык... Майорова В. В. Иностранный язык в профессиональной сфере (немецкий). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» Примерной программой дисциплины «Иностранный язык» (в вузах неязыковых специальностей) по дисциплине «Немецкий язык» для обучения... | ||
Пояснительная записка к программе учебной дисциплины «Немецкий язык» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: «050303. 65... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Немецкий язык» «Немецкий язык» для профессий среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии... | Учебно-методический комплекс дисциплины Одобрено научно-методическим советом специальности 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) оно | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки | Учебно-методический комплекс дисциплины Одобрено научно-методическим советом специальности 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) оно | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык... | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое... Специальность — 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | Пояснительная записка Цели и задачи. Основной целью дисциплины «Иностранный язык (Английский)» Иностранный язык (Английский язык). Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 «Филология».... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Пояснительная записка 3 Обязательный минимум содержания дисциплины... Обязательный минимум содержания дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности (немецкий)» 4 |