Скачать 144.62 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Р.9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 8 семестр) 1.1 Автор программы: Чупашева О.М., доктор филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ 1.3 Пояснительная записка: Данный курс предполагает помочь студентам подготовиться к педагогической практике в среднем звене, в процессе которой они обращаются к различным вопросам синтаксического анализа в условиях, когда синтаксис в вузе ими ещё не изучен. Особое внимание уделяется тем аспектам работы по синтаксису, которые вызывают затруднения и у учителя, и у учащегося. Цель: Формировать навыки синтаксического анализа предложения. Задачи: Рассмотреть некоторые трудные случаи синтаксического анализа предложения в школе; готовить студентов к педагогической практике по русскому языку в среднем звене, развивать логическое мышление будущего учителя, внимание и интерес к фактам языка, лингвистическую зоркость; способствовать развитию нравственных принципов, воспитывать у студентов через организацию занятий такие черты личности, как добросовестность, ответственность, профессиональную компетентность. Студенты должны знать: Синтаксические особенности предложения (в рамках школьной программы). Студенты должны уметь: Анализировать предложение в соответствии со школьной программой. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Соотношение словосочетания и предложения. Широкое и узкое понимание словосочетания. Трактовка словосочетания в школьных учебниках. Синтаксический анализ словосочетания. Трудные случаи анализа грамматической основы предложения. Способы определения главных членов. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, способы его выражения. Разграничение подлежащего и сказуемого. Трудные вопросы анализа второстепенных членов. Способы определения членов предложения. Определение по разновидности. Дополнение, его разновидности. Обстоятельство, его разновидности. Синкретичные второстепенные члены предложения, их анализ в школе. Особенности анализа односоставных предложений. Типы односоставных предложений, их грамматические формы и грамматические значения. Отличие неполных предложений от полных. Наличие/отсутствие незамещенных синтаксических позиций как основа разграничения неполных и полных предложений. Полные и неполные односоставные предложения. Некоторые особенности анализа осложненных предложений. Анализ предложений с однородными членами в школе. Анализ предложений с обособленными членами в школе. Анализ предложений с вводными конструкциями в школе. Анализ предложений с обращениями в школе. Некоторые особенности анализа союзных сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Классификации сложноподчиненных предложений, представленные в школе. Анализ сложноподчиненных предложений в рамках данных классификаций. Некоторые особенности анализа бессоюзных сложных предложений. Грамматическая форма и грамматическое значение бессоюзных сложных предложений. Способы определения грамматического значения бессоюзных предложений. Однозначные и многозначные сложные бессоюзные предложения в школьных учебниках. Особенности анализа предложения с прямой речью. Структура предложений с прямой речью. Ошибки в построении предложений с прямой речью, работа по их предупреждению. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.Тема: Трудные случаи анализа грамматической основы предложения. План.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Задание для самостоятельной работы. Из упражнений учебника для школы выписать предложения, в которых характеристика главных членов вызывает затруднения. Литература.
2.Тема: Отличие неполных предложений от полных. План.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Задание для самостоятельной работы. Рабочие записи по проблеме «Своеобразие эллиптических предложений». Литература. 1.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М., 2005. 2.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса. – М., 2009. 3.Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2006. 4.Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2009. 5. Чупашева О.М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа. Мурманск, 2003. 3.Тема: Некоторые особенности анализа осложненных предложений. План.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Задание для самостоятельной работы. Рабочие записи по проблеме «Уточняющие члены предложения - обособленные?». Литература. 1.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М., 2005. 2.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса. – М., 2009. 3.Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2006. 4.Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2009. 5. Чупашева О.М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа. Мурманск, 2003. 4.Тема: Некоторые особенности анализа союзных сложных предложений План.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Задание для самостоятельной работы. Сочинение-рассуждение на тему «Грамматическое отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных». Литература. 1.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М., 2005. 2.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса. – М., 2009. 3.Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2006. 4.Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2009. 5. Чупашева О.М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа. Мурманск, 2003. 5.Тема: Некоторые особенности анализа бессоюзных сложных предложений План.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Задание для самостоятельной работы. Могут ли БСП иметь несколько грамматических значений? Подтвердите свои рассуждения материалами упражнений из школьных учебников. Литература. 1.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М., 2009. 2.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса. – М., 2009. 3.Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2006. 4.Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2009. 5. Чупашева О.М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа. Мурманск, 2003. 6.Тема: Особенности анализа предложений с прямой речью План.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Задание для самостоятельной работы. Сочинение-рассуждение на тему «Можно ли цитацию отнести к прямой речи?». Литература. 1.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М., 2005. 2.Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса. – М., 2009. 3.Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2006. 4.Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2009. 5. Чупашева О.М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа. Мурманск, 2003. 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.1.8.1 Рекомендуемая литература. Литература основная 1. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2009. 2. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Пособие для 1—11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2008. 3. Чупашева О.М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа. Мурманск, 2003. Литература дополнительная
3. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2006. 4. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2006. 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: - телевизор и видеомагнитофон, - мультимедийный видеопроектор, - ноутбук. 1.9.2 Перечень используемых пособий.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Нет 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет 1.13 Примерная тематика рефератов. 1. Трактовка словосочетания в школьных учебниках. 2. Типы подчинительных связей, их разграничение. 3. Трудности анализа грамматической основы предложения в школе. 4. Разграничение односоставных и двусоставных, полных и неполных предложений. 5. Трактовка сложных предложений в школе. 6. Как выбрать знак препинания в бессоюзном сложном предложении. 1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Толкование терминов в процессе изучения дисциплины дается по изданию: Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990 РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Лингвистические задачи по темам лекции подробно разбираются на практических занятиях. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... |