Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8
страница1/6
Дата публикации02.12.2014
Размер1.01 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе




МГГУ им. М.А. Шолохова

Зав.кафедрой

Проф. Котовчихина Н.Д.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.2012г.

Учебно-методический комплекс

по модулю «Драматургия М.А. Булгакова: поэтика и проблематика»

Б3.КВ9, Б3.КВ8 (шифр, название)
(4/7)

Факультет филологический

Кафедра русской и зарубежной литературы

Направление: педагогическое образование

Составитель: к.ф.н., доцент

В.А. Гаврилов

Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю

Зав.кафедрой

Проф. Котовчихина Н.Д.

­­­­­­­­­­­­­­­­________________________


Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20__г.
1. Программа модуля

«Драматургия М.А. Булгакова: поэтика и проблематика»

Б3.КВ9, Б3.КВ8 (шифр, название)

Код направления подготовки 050100.62
(4/7)
Факультет филологический

Кафедра русской и зарубежной литературы

Направление: педагогическое образование

Профиль: литературное образование, филологическое образование

Составитель: к.ф.н., доцент

В.А. Гаврилов
Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: изучение жанрового состава драматургии Булгакова, изучение в ней комических, драматических, трагических и фарсовых начал; изучение национально-исторического, романического, социокультурного и философского аспекта проблематики.

Задачи целостный анализ одиннадцати пьес Булгакова. Освещение их стилевого своеобразия, изучение форм выражения авторской позиции, типологии характеров; анализ классических традиций в драматургии Булгакова.

Объем в ЗЕ: 2 ЗЕ

Время изучения: курс 4 семестр 8 (заочное отделение, литературное образование), курс 3 семестр 5-6 (дневное отделение, филологическое образование)

Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: введение в литературоведение, из которого студенты почерпнули знания о своеобразии драмы как литературного рода, о жанровой системе драмы, о сюжетно-композиционных особенностях комедии, драмы , трагедии.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Русская литература ХХ века, теория литературы
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный, общекультурный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):


  1. Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2)

  2. Способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5)

  3. Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8)


Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Знание особенностей драматургии М.А. Булгакова. Студенты овладевают умением определять общественный и литературный контекст, который воплощен в данном произведении, учатся приемам и принципам анализа формы и содержания драматических произведений. На материале творческой эволюции Булгакова студенты закрепляют знание фундаментальных закономерностей литературного процесса.

Формы освоения ОМ:
Поскольку студенты владеют значительным багажом теоретических и историко-литературных знаний, весьма эффективными могут быть эвристические и проблемные приемы изучения ОМ. Предполагается активное применение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

ЗАДАНИЕ Тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа)

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (1)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Задания представлены в виде закрытых тестовых вопросов.

ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

Для правильного ответа на них необходимо знать систему персонажей в пьесах Булгакова, ориентироваться в сюжетах, необходимо знать художественные приемы, определять по высказыванию персонажа его имя, знать жанровые признаки пьес Булгакова, определять принадлежность важнейших эпизодов к тем или иным элементам сюжета.
ФУНКЦИЯ Ф06ПедБ-10 (Организация учебного материала по профилю).

ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02
ЗАДАНИЕ Реферирование

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (2)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Составление рефератов по основным монографиям о творчестве Булгакова. Составление рефератов в форме очерка критических и научных работ по одной из пьес Булгакова или по одному из жанров.

ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

В реферате должна быть обозначена главная проблема или несколько проблем, разрабатываемых в булгаковедении. Студент должен представить обзор критических и научных мнений по данной проблеме. Установить близость или расхождение по приводимым точкам зрения.
ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02
ЗАДАНИЕ Эссе

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (3)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

Предлагается тема эссе по проблематике булгаковской драматургии, по сопоставительному анализу булгаковских драм или по сопоставительному анализу булгаковских драм с творчеством других авторов.
ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ

В рамках поставленной темы студенты должны уметь проблематизировать материал, указать главный и второстепенные аспекты в этом материале. Описать соотношения этих аспектов, выяснить динамические связи и соотношения между компонентами исследуемого материала.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские и практические занятия (групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1

Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2)



Компетенция 2

Способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5)



Лекционные темы 1-6

Конспекты, презентации

Задания 1-4

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тесты

Компетенция 3

Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8)



Конспекты, презентации

Задания 1-12

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тесты




  1. Объем модуля и виды учебной работы

4 курс, заочное отделение (литературное образование)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический\

Педагогическое (филологическое образование)

Драматургия М.А. Булгакова.

Проблематика и поэтика


Лекции

6

20

8

Практические/семинарские

6

40

8

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы







8

Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








8

Общий объем часов по дисциплине

12

60

72 общ


3 курс, дневное отделение (филологическое образование)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический\

Педагогическое (филологическое образование)

Драматургия М.А. Булгакова.

Проблематика и поэтика


Лекции

6

24

5-6

Практические/семинарские

12

30

5-6

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








5-6

Общий объем часов по дисциплине

18

54

72 общ





3. Содержание модуля/ дисциплины

Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

Литературное образование

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Тема революции гражданской войны

2

4

18

2.

Проблема творческой личности в конфликте

с обществом

и властью в драматургии Булгакова.

2

4

18

3.

Формы комизма в драматургии Булгакова.

4

4

18


Филологическое образование

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Тема революции гражданской войны

4

4

22

2.

Проблема творческой личности в конфликте

с обществом

и властью в драматургии Булгакова.

4

4

22

3.

Формы комизма в драматургии Булгакова.

6

6

22



  1. Календарно-тематический план

Факультет - филологический

Специальность – учитель русского языка, учитель литературы

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Драматургия М.А. Булгакова. Проблематика и поэтика»

Курс 3 – очная форма обучения, 6 семестр


Направление

Наименования разделов

Всего часов

Лекции

Практические

Ллабораторные

Самостоятельные

Календарные сроки выполнения

Педагогическое направление (литературное образование)

Жанровая система драматургии Булгакова в контексте русской литературы 1920-1930 гг

5

1

0

0

4

Февраль

Своеобразие пафоса в пьесе «Дни Турбиных»

7

0

2

0

5

Февраль

Типология характеров в драме «Бег»

7

0

2

0

5

Февраль

Концепция революции и гражданской войны в драматургии Булгакова

5

1

0

0

4

Март

Сюжетно-композиционное своеобразие комедии «Багровый остров»

7

0

2

0

5

Март

Мастерство Булгакова-сатирика в комедии «Зойкина квартира»

7

0

2

0

5

Март

Конфликт творческой личности и власти в драмах Булгакова

6

2

0

0

4

Апрель

Художественный конфликт в драме «Кабала Святош»

7

0

2

0

5

Апрель

Позиция автора и логика жизни в драме «Пушкин»

7

0

2

0

5

Апрель

Формы комизма в драматургии Булгакова

6

2

0

0

4

Май









Курс 4 – заочная форма обучения, 7 семестр

Направление

Наименования разделов

Всего часов

Лекции

Практические

Ллабораторные

Самостоятельные

Календарные сроки выполнения

Педагогическое направление (литературное образование)

Жанровая система драматургии Булгакова в контексте русской литературы 1920-1930 гг

5

1

0

0

4

Февраль

Своеобразие пафоса в пьесе «Дни Турбиных»

6

0

1

0

5

Февраль

Типология характеров в драме «Бег»

6

0

1

0

5

Февраль

Концепция революции и гражданской войны в драматургии Булгакова

6

2

0

0

4

март

Сюжетно-композиционное своеобразие комедии «Багровый остров»

6

0

1

0

5

Март

Мастерство Булгакова-сатирика в комедии «Зойкина квартира»

6

0

1

0

5

Март

Конфликт творческой личности и власти в драмах Булгакова

5

1

0

0

4

Апрель

Художественный конфликт в драме «Кабала Святош»

6

0

1

0

5

Апрель

Позиция автора и логика жизни в драме «Пушкин»

6

0

1

0

5

Апрель

Формы комизма в драматургии Булгакова

6

2

0

0

4

Май






  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconРешение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю кв8 «Развитие исторической...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 «Поэтика прозы М. М....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconМ. А. Булгакова в современной школе. Автор работы рассматривает проблему...
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м кв8 «Организация волонтерской помощи лицам с овз»
Основной целью данного курса является формирование у слушателей теоретических основ и практических навыков организации волонтерских...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Интермедиальная поэтика русской литературы»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconВопросы для зачёта. (Можно написать реферат и рассказать)
М. Е. Салтыков- щедрин. Проблематика и поэтика сатиры Салтыкова – Щедрина «История одного города»
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Язык и культура» для...
Рассмотрение всех тем осуществляется с позиций антропоцентрической лингвистики, проблематика которой воплощается в двух подходах
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы в 10 классе «Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина»
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв2
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв2
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю «Онтогенез речевой деятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю в11
...
Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова: поэтика и проблематика» > кв9, кв8 iconУчебно-методический комплекс по модулю в1 «Методы логопедической коррекции и нейрореабилитации»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск