Н. А. Рогачева русское устное народное творчество





НазваниеН. А. Рогачева русское устное народное творчество
страница1/6
Дата публикации06.12.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса
  1   2   3   4   5   6


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Н.А. Рогачева
РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031000.62 Филология.

Форма обучения – очная

Тюмень 2008

Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000.62 Филология. Форма обучения – очная Тюмень, 2008. 55 с.

УМК соответствует требованиям ГОС ВПО по направлению 031000.62 Филология, форма обучения – очная и отражает опыт преподавания историко-литературных и специальных дисциплин сотрудниками кафедры русской литературы Тюменского государственного университета.

Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Русское устное народное творчество [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронной публикации Учебно-методической комиссией филологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор,

зав.кафедрой русской литературы


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

© Н. А. Рогачева, 2008


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины

Программа курса «Русское устное народное творчество» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 031000.62 Филология, форма обучения – очная.

Курс Русского устного народного творчества занимает одну из ключевых позиций в системе высшего филологического образования. В соответствии с основными положениями Стандарта высшего профессионального образования фольклор должен рассматриваться «в контексте истории культуры». Без традиционной устной культуры невозможно сформировать целостное представление о русской словесности, ее историческом развитии, движении жанров, сюжетов, мотивов, образов. Именно в фольклоре как явлении первоначальной культуры происходит вычленение художественно-эстетической доминанты словесного произведения. Поэтому народное коллективное искусство можно назвать своего рода предысторией авторского творчества и одновременно – его альтернативой. Фольклор имеет свою, отличную от литературы, поэтику, что определяет собственные цели и задачи фольклористики как науки. В то же время фольклор служит базовым источником развития таких направлений литературоведческих исследований, как историческая поэтика, историко-генетический и функциональный методы, мифопоэтический и интертекстуальный подходы к анализу литературного произведения.

В высшей школе накоплен богатый материал по изучению народного творчества, существует значительное число программ, учебников и учебных пособий. При этом за последние двадцать лет произошла модернизация учебного комплекса по русскому фольклору, были выпущены существенно более полные по объему учебники и хрестоматии нового поколения, разработаны разные концепции курса. Тем самым возникла потребность создания программы, которая бы учитывала достижения современной фольклористики и опиралась не только на общий, но и на региональный материал.

Цель курса – выработка у студентов-филологов представления о специфике традиционной устной народной словесности как семиотической системы.

Задачи курса.

В курсе фольклора решаются, прежде всего, учебные задачи, которые предполагают а) умение студента различать жанры народной словесности, б) видеть их взаимосвязанность, в) прослеживать генетические связи между произведениями, отдельными сюжетами и мотивами, г) устанавливать отношения между коллективным и авторским творчеством, д) находить закономерности исторического изменения народной культуры, е) характеризовать смысловую и формальную структуру фольклорного произведения.

Методической задачей курса является подготовка студентов к преподаванию предмета в средней школе, где русский фольклор изучается в средних классах. Это требует а) умения составить тематический план, рассчитанный на перспективу, б) умения разработать отдельную тему урока по изучению произведения русского народного творчества, в) подготовить контрольные вопросы для проверки полученных знаний.

Эвристические и исследовательские задачи курса связаны с дальнейшей подготовкой филолога. Знание основ фольклористики, умение пользоваться системой приемов анализа фольклорного текста должно послужить базой для исследовательской работы в рамках избранной студентом специализации.

ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО. В соответствии с основными положениями Стандарта высшего профессионального образования фольклор должен рассматриваться «в контексте истории культуры». От студента требуется знание и понимание специфики фольклора, его жанровой системы, умение характеризовать связь фольклора с историей литературы и творчеством отдельных авторов, понимание исторической изменчивости русской устной народной культуры.

Место дисциплины в учебном процессе

Курс «Устного народного творчества» непосредственно соотносится с курсами «Истории Отечества» (происхождение славян, история Древней Руси, Киевской Руси), «Введения в славянскую филологию» (мифология славян, этнолингвистика), «Лексики» (этимологическое значение слова, его связь с мифологическими представлениями), «Диалектологии» (региональные различия в языке и фольклоре), «Этнографии» (соотношение материальной и словесной народной культуры), «Введения в литературоведение» (жанр, система жанров, поэтика, семиотика), «Древнерусской литературы» (произведения древнерусской словесности как источник для реконструкции архаичных мифов, сведений о бытовании фольклорных жанров).
Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

34

2.

Семинарские занятия

17

3.

Самостоятельная работа

53

4.

Экзамен







Всего

104

Количество кредитов/зачетных единиц – 100

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Тематика занятий

Лекции (кол-во час.)

Практ. занятия (кол-во час.)

Индив. и сам. работа студ. (кол-во час.)

Формы контроля

1.

Специфика фольклора. Фольклор как художественная система

2




2

Конспекты

2.

Анализ статьи А.Н. Веселовского «Синкретизм…»




2




Конспект статьи,

анализ

3.

Архаический фольклор и славянская мифология.

Мифологические мотивы в материальной культуре русского народа.


2

2


4

Тесты

Сообщения по этногр.

Коллоквиум № 1

4.

Жанровая система русского фольклора

1




2

Самост. работа № 2

5.

Ритуал и миф. Календарная обрядовая поэзия.

Жанры календарной поэзии

2

2

2

Проверка конспектов

6.

Мифология смерти и похоронный обряд

2




2

Конспекты

7.

Русская свадьба. Свадебный обряд Тобольской губернии

1




2

Самост. работа № 1

Проверка читательск. дневников,

собеседование

8.

Бытовая магия. Заговоры

1




2

Контр. работа

9.

Русский животный эпос и сказки о животных

2




2

Проверка конспектов и

читательск. дневников

10.

Структура и семантика волшебной сказки

2

2

2

Проверка

читательск. Дневников,

тест

11.

Русская бытовая сказка. Образ дурака в русском фольклоре. Легендарные и авантюрные сказки

1




2

Проверка конспектов и

читательск. дневников

12.

Несказочная проза: жанровый состав

2




4

Проверка конспектов,

собеседов.

13.

Современный фольклор. Фольклор и постфольклор










Самост. работа № 3

Коллоквиум № 2

14.

Паремии

2




2

Проверка конспектов,

собеседов.

15.

Русский героический эпос

4

2

2

Проверка конспектов и чит. дневн.

16.

Исторические песни.

1




2

Проверка

читательск. дневников,

собеседование

17.

Духовный стих

1




2

Контр. работа

18.

Русская лирическая песня

Частушка как малый лирический жанр

2

2

2

Проверка конспектов

19.

Русская баллада: жанровые разновидности

Песни-романсы: традиции баллады в жестоком романсе

1

2

3

Проверка конспектов

20.

Народный театр

1




3

Собеседование

21.

Детский фольклор




1

3

Проверка конспектов

22.

Школы русской фольклористики

2




2

Проверка конспектов,

реферат

23.

Литература и фольклор. Традиции фольклора в произведениях русских писателей

2

2

4

Учебно-исслед. работа

Коллоквиум № 3




Всего

34

17

53





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconРабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700....
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество icon1. Устное народное творчество
Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconБилеты по истории России
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconТематическое планирование литература 8 класс
Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconУрок Фольклор устное народное творчество
Цели: дать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве; показать вариативную природу
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconКлассный час для обучающихся 3-4 класса на тему «Здоровый сон»
«Устное народное творчество», на кото­рой представлены колыбельные песни, сонники
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «устное народное творчество»
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconУрока Тема урока и содержание
Устное народное творчество. Русские народные песни. Предания "о пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком"
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconМетодические рекомендации по литературному произведению: 1 2 классы. Устное народное творчество
Т. В. Береснева, учитель методист начальных классов ср шк. №6 г. Петрозаводска, заслуженный учитель школ Карелии
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconКонспект урока устное народное творчество. Малые жанры. Фио (полностью)...
Учить определять тематику произведений; видеть нравственную глубину малых жанров фольклора
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устное народное творчество. Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconХранительница традиций
Ермачкова Наиля Фаузелевна – руководитель школьного музея «русское народное творчество»
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconКонспект урока литературного чтения по теме: «Устное народное творчество....
Проверка готовности учащихся к уроку, знакомство с видами работ и контроля на уроке
Н. А. Рогачева русское устное народное творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск