Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.





Скачать 352.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.
страница1/4
Дата публикации08.12.2014
Размер352.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.В.23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература (1 курс, 2 семестр)
2. Автор программы: Наумлюк М.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии
4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История зарубежной литературы: средние века и Возрождение» являются:

  1. Общая. Сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от начала эпохи средних веков до 17столетия.

  2. Методологическая. Изложить основы и научить студентов применению историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса, других литературоведческих методов и подходов.

  3. Познавательная. Дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы в контексте культуры, о высших достижениях зарубежной литературы.

  4. Практическая. Обучить основам анализа произведений европейских писателей средневековья и Возрождения.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина «История зарубежной литературы: средние века и Возрождение» является частью курса «История зарубежной литературы», предваряет изучение литературы Просвещения, а также новой и новейшей зарубежной литературы.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-3 – способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

ОК-14 – готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

ПК-2 – способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    1). Знать: основные этапы литературного развития литературы средних веков и Возрождения, высшие достижения литературы этого периода, основные жанры, основные теоретические работы отечественных и зарубежных литературоведов.

    2). Уметь: рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи, анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жанрам, пользоваться справочной, критической литературой, ЭОР, ЭБС.

    3). Владеть: навыками проблемного анализа, конспектирования теоретических источников, установлением межнациональных литературных связей.

    7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

    Общая трудоемкость дисциплины составляет ____4____ зачетных единицы
    (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

    ______144_________ часа.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

050100.62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература, ОФО

1

2

144/4

86

10

36

50

-

58

экзамен


8. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

Часов на СРС

1.

Характеристика средневекового религиозного, эстетического, этического сознания. Средневековый героический эпос

    10

    4

    6

8

2.

Куртуазная литература и культура

    8

4

4

8

3.

Творчество Данте

    12/2

6

6

8

4.

Философия и эстетика Возрождения

    8/4

4

4

8

5.

Возрождение в Италии

    10

6

4

8

6.

Возрождение во Франции

    8

4

4

8

7.

Возрождение в Англии и Испании

    30/4

8

22

10



9. Содержание разделов дисциплины

1. Характеристика средневекового религиозного этического, эстетического сознания. Героический эпос средних веков.

Цель и задачи курса. Определение понятия «средние века», Периодизация литературы и культуры. Переход от античности к средневековью. Ранняя христианская литература. Романский стиль в архитектуре.

Понятие эпической героической поэмы как жанра. Ирландский эпос. Исландский эпос. «Старшая Эдда». Англосаксонский памятник «Беовульф». Южногерманский эпос «Песня о Нибелунгах».

2. Куртуазная культура и литература. Провансальская лирика. Рыцарский роман.

Формирование рыцарской культуры – куртуазии. Рыцарь как поэт, воспевающий Прекрасную Даму. Поэзия трубадуров, вагантов, миннезингеров. Жанровые формы. Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Вальтер фон дер Фогельвейде.

Истоки рыцарского романа. Понятие «авантюра». Бретонские лэ. Композиция, идейное содержание рыцарского романа, своеобразие художественного мира и поэтики. Романы Кретьена де Труа и артуровский цикл. «Ивейн, или рыцарь Льва». Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль». «Роман о Тристане и Изольде». Готика в живописи и архитектуре.

3. Творчество Данте. «Божественная Комедия».

Всемирное значение творчества Данте. Биография Данте, образ Данте в мировой и русской литературе. Трактаты «Об итальянском языке», «Пир». «Новая жизнь» - первая европейская художественная автобиография.

«Божественная комедия» как синтез средневекового художественного сознания. Замысел поэмы, композиция, проблема жанра. Четыре смысла «Божественной комедии» в трактовке Данте. Философский, социальный, исторический, этический и эстетический смысл художественных образов «Божественной комедии». Творчество Данте в русской и европейской критике.

4. Философия и эстетика Возрождения.

Философия и культура Возрождения. Экономические и духовные предпосылки Ренессанса. Николай Кузанский, Франциск Ассизский - предтечи Возрождения. Возрождение как широкое культурное движение. Хронологические рамки эпохи. Гуманизм – идеология Ренессанса. Антропоцентризм Ренессанса, учение о природе. Светский характер Ренессанса. Возрождение в контексте учений Пико делла Мирандола, Альберти, Бембо. Возрождение и Макиавелли. Русская религиозно-философская школа (Бердяев, Флоренский, Лосев) об «обратной стороне» Возрождения.

5. Возрождение в Италии.

Петрарка – первый европейский гуманист. «Автобиография». «Книга песен». Книги о деяниях великих жён и мужей.

Биография, раннее творчество Боккаччо. «Амето», «Фьезоланские нимфы». Гуманистическая концепция мира и человека в романе «Декамерон». Споры в критике о романе (Лосев, Хлодовский, Гуковский). Композиция, система новелл, идеи и художественные образы романа. Своеобразие ренессансного реализма.

6. Ренессанс во Франции.

Возрождение во Франции. Формирование гуманизма. Поэзия К. Маро, Ф. Вийона. Поэты «Плеяды» и трактат Ж. дю Белле «Защита и восхваление французского языка». Жизнь и творчество Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» и его связь с народной культурой, композиция, система образов, гротеск. Теория гуманистического образования и воспитания. Утопический образ Телемского аббатства. Книга Бахтина « Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Понятия «карнавальной культуры», смеховой культуры и амбивалентности. Своеобразие реалистического метода Рабле. Лосев о романе в книге «Эстетика «Возрождения»

7. Возрождение в Англии и Испании.

Предвозрождение и творчество Чосера. Историческая характеристика Англии в XY – XYI веках. «Университетские умы». Томас Мор. Френсис Бэкон. Английская поэзия (Сидни, Рэйли, Спенсер). Драматургия Р. Грина, трагедии К. Марло. Английский театр.

«Шекспировский вопрос». Периодизация творчества. Шекспироведение( Аникст, Морозов, Пинский). Книга Сонетов. Исторические хроники («Генрих IY», «Ричард III»).Природа трагического конфликта в шекспировских драмах. Гегель о трагическом герое и трагическом конфликте шекспировских драм. «Ромео и Джульетта». «Гамлет». Шекспировский театр. Сценические версии и экранизации.

Поэтика шекспировских комедий.

Природа комического у Шекспира. Система образов, тематика, построение шекспировских комедий. Эволюция жанра. «Сон в летнюю ночь». «Венецианский купец». Сценические версии и экранизации.

Возрождение в Испании.

Исторические судьбы Испании. Сервантес. Жизнь и творчество. «Дон Кихот» - роман нового типа, бытописательный и нравописательный роман. Драматургия Лопе де Веги. Художники Испанского Возрождения.
10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Характеристика средневекового религиозного эстетического, этического сознания. Средневековый героический эпос.

- вопросы для самостоятельного изучения


8

- проверка контрольных работ

2.

Куртуазная литература и культура

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты



8

- защита рефератов


3.

Творчество Данте

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы


8

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

4.

Философия этика и эстетика Возрождения

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


8

- выполнение тестов

- защита рефератов


5.

Возрождение в Италии

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты


8

- защита рефератов


6.

Ренессанс во Франции

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты


8

- защита рефератов


7.

Возрождение в Англии и Испании

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты

10

- защита рефератов


11. Образовательные технологии



Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

3.

Творчество Данте в России. Круглый стол. 2 часа

4.

Творчество художников, скульпторов и архитекторов эпохи Возрождения. Компьютерные презентации самостоятельной работы студентов, просмотр и обсуждение представленных сюжетов и видеоматериалов. 4 часа

7.

Просмотр и обсуждение фильмов Питера Брука и Григория Козинцева «Король Лир». 4 часа


Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9.

Для УМК (модуля), состоящего из нескольких дисциплин указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, №1/3 – Дисциплина №1, тема №3.

Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, компьютерная симуляция, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов и т.п.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История...
Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconУчебник для студ высш учеб заведений/ Т. В. Соколова, А. И. Владимирова,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской...
Квн «Волшебный мир искусства» в подготовительной группе детского сада комбинированного вида №122 города Пензы
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconИстория зарубежной литературы. Средние века и Возрождение (для 1...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск