СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
КЛАСС
«Преобразующая сила музыки ( 8 часов).
В чем сила музыки. Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка - огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла, горя и радости в музыке. Устремление музыки – только ввысь, только к свету.
Музыкальный материал: Штраус И. «Триктрак» (полька), Рахманинов С.В. «Прелюдия соль минор», Струве Г. «Школьный корабль», «Музыка всегда с тобой», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Матвеев М. «Матушка, что во поле пыльно», Брель Ж. «Вальс», Иванов В. «Песня о дружбе», Островский А. «Мальчишки и девчонки», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», «Симфония №6», Шопен Ф. «Блестящий вальс №14», Глюк «Мелодия», «Орфей и Эвридика», русская народная песня «Светит месяц», Мусоргский М.П. «Старый замок», Молчанов К. «А зори здесь тихие» (тема труб), Дебюсси К. «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»), Бетховен Л. «Симфония №9» (фрагменты), «Симфония №5», Прокофьев С.С. «Опера Повесть о настоящем человеке», «Кантата Александр Невский».
Дополнительный материал: Федотов П.А. «Сватовство майора», Пукирев В.В. «Неравный брак» (репродукции картин), Врубель М. «Пан» (репродукция полотен древней живописи), Нестеров М.В. «Портрет хирурга С.С. Юдина» (репродукция картины).
Разучивание произведений: Струве Г. «Школьный корабль», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Островский А. «Мальчишки и девчонки».
«Преобразующая сила музыки ( 9 часов).
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Единство сторон музыкального произведения. Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Мелодия – душа музыки. Звук, который выражает слово. Звуки музыки организуются по законам гармонии. Эмоциональный мир полифонии. Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала. «Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры. Песни, звавшие на подвиг. Музыкальная динамика.
Музыкальный материал: Сигер П. «Песня о молоте», Шостакович Д. «Симфония №7, №8», Бетховен Л. «Аппассионата», «Эгмонт», Мигули В. «Песня о солдате», Шуберт Ф. «Серенада», Раухвергер М. «Снежная королева», Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», «Реквием Лакримоза», Чайковский П.И. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Салманов В. «Увели нашу подружку» (4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»), Сен-Санс «Лебедь», Струве Г. «Музыка», Мартынов Е. «Лебединая верность». Бах И.С. «Фуга соль минор», «Весенняя песня», «Вариация 21» (фрагмент), Рахманинов С.В. «Весенние воды», Морозов А. «Малиновый звон», русская народная песня «Бородино», Хренников Т. «Давным - давно», «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..», Глинка Ф. «Похвалялся вор - французик», «Военная песнь», Беранже П-Ж. «Старый капрал», Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война».
Дополнительный материал: Портреты композиторов.
Разучивание произведений: Сигер П. «Все преодолеем», Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате», Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Струве Г. «Музыка», Бах И.С. «Весенняя песня», Морозов А. «Малиновый звон», Хренников Т. «Давным - давно», русская народная песня «Бородино», Соловьев – Седой В.П. «Соловьи», Пахмутова А. «Песня – сказ о Мамаевом кургане».
В чем сила музыки (19 часов) В чем сила музыки? «Чудесное» в стране музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя.
Музыкальный материал: фрагменты произведений, звучавших в течение года, песни, исполняемые на уроках, презентации музыкальных произведений (по выбору учащихся).
Дополнительный материал: Задания к викторинам, конкурсам, кроссвордам, самостоятельным работам по музыке.
Требование к уровню знаний, умений и навыков учащихся
6 класса.
Учащиеся должны - характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- музыкальные жанры, формы музыки, средства музыкальной выразительности;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; - воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
- сопоставлять музыкальные и литературные произведения;
- сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств;
6 класс
Календарное планирование
№
п/п
| Содержание учебного материала
| Формы и методы контроля
| Дата проведения
по план
| Дата проведения
фактическая
|
Тема: «Преобразующая сила музыки»
| 1
| Меняется ли настроение в зависимости от мелодии, которая звучит в данный момент
| лекция-беседа
| 4.09
|
| 2
| В чем сила музыки П.И. Чайковского
| лекция-беседа
| 11.09
|
| 3
| Характерные особенности польской и русской музыки
| лекция-беседа
| 18.09
|
| 4
| Контрастное сопоставление музыкальных произведений
| лекция-беседа
| 25.09
|
| 5
| Революционная Греция в музыке
| защита рефератов;
| 2.10
|
| 6
| Баховское влияние на человека в нашем деле
| написание эссе
| 9.10
|
| 7
| Музыка и революция
| лекция-беседа
| 16.10
|
| 8
| Обобщение тем I четверти
«Преобразующая сила музыки»
| круглый стол
| 23.10
|
|
Тема: «Преобразующая сила музыки»
| 9
| Сила революционной песни
| лекция-беседа
| 30.10
|
| 10
| Образ революции в произведениях
С. Рахманинова
| защита рефератов;
| 13.11
|
| 11
| Образ революции в произведениях
С. Рахманинова
| защита рефератов;
| 20.11
|
| 12
| Образ революции в произведениях
С. Рахманинова
Революция в сатирической опере Римского-Корсакова
| просмотр оперы с последующим обсужд.
| 27.11
|
| 13
| Революция в сатирической опере Римского-Корсакова
| просмотр оперы с последующим обсужд
| 4.12
|
| 14
| Музыка Скрябина – музыка революционная
| лекция-беседа
| 11.12
|
| 15
| Русская народная революционная песня в композиторской музыке
| лекция-беседа
| 18.12
|
| 16
| Революция в кантате
| круглый стол
| 25.12
|
|
| Тема: «В чем сила музыки»
| 17
| Неправда и красота несовместимы
| написание эссе
| 10.01
|
| 18
| Музыка Баха и современность
| защита рефератов;
| 17.01
|
| 19
| Музыка Баха
| лекция-беседа
| 24.01
|
| 20
| Правда и красота в музыке
| написание эссе
| 31.01
|
| 21
| Сатирические фрагменты в музыке
| защита рефератов;
| 7.02
|
| 22
| Опера Римского-Корсакова «Снегурочка»
| просмотр оперы с последующим обсужд.
| 14.02
|
| 23
| Звучит нестареющий Моцарт
| круглый стол
| 21.02
|
| 24
| Красота музыки Моцарта
| написание эссе
| 28.02
|
| 25
| Музыка современных композиторов
| лекция-беседа
| 7.03
|
| 26
| Д. Кабалевский. Концерт № 3 для фортепиано
с оркестром
| круглый стол
| 14.03
|
|
Тема: «В чем сила музыки?»
| 27
| Чувство радости в музыке
| лекция-беседа
| 21.03
|
| 28
| Современность в русских народных песнях
| написание эссе
| 4.04
|
| 29
| Колокольность в музыке
|
| 11.04
|
| 30
| Музыка Востока
| лекция-беседа
| 18.04
|
| 31
| Король вальсов –
И Штраус
| круглый стол
| 25.04
|
| 32
| Чайковский – первый фортепианный концерт
| лекция-беседа
| 2.05
|
| 33
| Образы симфонической музыки
| лекция-беседа
| 16.05
|
| 34
| Мир музыкального театра
| защита рефератов;
| 23.05
|
| 35
| Обобщение тем II полугодия «В чем сила музыки?»
| круглый стол
| 30.05
|
|
Всего: 35 часа |