Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры»





Скачать 156.13 Kb.
НазваниеПояснительная записка курс по выбору «Экология культуры»
Дата публикации10.12.2014
Размер156.13 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2008 г.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальность 030601.65 Журналистика.

Форма обучения – очная.

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы: ________________/Комаров С. А., Лагунова О. К./

«______»___________2008 г.


Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы от «__»____2008 г., протокол №____. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Эртнер Е. Н. /

«______»___________ 2008 г.


Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 23 сентября 2008 г., протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ИФиЖ ___________ /Рацен Т.Н./

«23» сентября 2008 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ_____________/Федорова Н. А./

«_____»_____________ 2008 г.


Комаров С.А., Лагунова О. К. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 030601.65. Журналистика. Форма обучения – очная. Тюмень, 2008. 8 стр.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, задания для самостоятельной работы студента, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу. Соответствует ГОС ВПО.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология культуры [электронный вариант]\ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией института, факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.н., профессор, завкафедрой русской литературы

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

©Комаров С.А., 2008

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по выбору «Экология культуры» предназначен для студентов 2 курса журналистского отделения. Курс имеет интегративный характер, призван развить и закрепить аксиологическую ориентацию слушателей. С этим связаны культурологический и филологический векторы его построения.

Цели и задачи дисциплины. Цель курса – сформировать убеждение в экологичности творческого образа жизни человека, показать его культурные феномены как элементы истории планеты.

Задачи:

  1. представить экологию культуры как составляющую экологии человека;

  2. познакомить с техникой творческой деятельности в искусстве слова и внесловесных видах искусства;

  3. акцентировать космосообразную аксиологию художественного целого;

  4. продемонстрировать экологичность феноменов природы, любви, дружбы, города, дома в художественном мире конкретных произведений.

Место дисциплины в учебном процессе: Учебно-методический комплекс «Экология культуры» коррелирует с дисциплинами «Философия», «История отечественной литературы», «Концепции современного естествознания», «Основы теории литературы», читаемыми на журналистском отделении.

Дидактические единицы: Экологическое сознание человека и общества; проблемы экологического просвещения и образования; роль СМИ и коммуникационных технологий в этих процессах и реализации в целом концепции устойчивого развития общества.

Требования ГОС ВПО. Развитие проблемно-категориальных блоков: Человек, общество, культура; Человек и природа; Представление о современном человеке в различных культурах; Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; Сознание, самосознание и личность; Познание, творчество, практика; Будущее человечества; Глобальные проблемы современности; Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего; Искусство в системе культуры; Место литературы в ряду других искусств. Студент должен продемонстрировать умение выделить проблему, проявить способность исследовать проблему, делать обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания.
Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов



Лекции

18



Самостоятельная работа

22




Итого

40

Форма контроля – зачет.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Таблица 1.



Наименование темы

Кол-во часов

Формы контроля

Лекции

Практ. и семин. занятия

Самост. работа студ.




Модуль 1.



Экология человека и экология культуры

2







конспект лекций, собеседование



Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры

2




3

конспект лекций, контрольная работа, реферат-рассуждение



Понятие природы и культурно-исторические фазы ее освоения

2




4

конспект лекций, контрольная работа, реферат-рассуждение




Модуль 2.



Экология словесного творчества

2




3

конспект лекций, контрольная работа, реферат-рассуждение



Экология как учение о доме. Образ дома в художественном тексте

2




3

конспект лекций, контрольная работа, реферат-рассуждение



Образ природы в художественном произведении

2




3

конспект лекций, контрольная работа, реферат-рассуждение




Модуль 3.



Образ любви и дружбы в художественном произведении

2




3

конспект лекций, контрольная работа, реферат-рассуждение



Город как космос и хаос в художественном произведении

4




3

конспект лекций, контрольная работа, реферат-рассуждение




Всего

18




22





Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 2.

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

собеседование

ответ на семинаре

тексты наизусть

контрольная работа

реферат

Модуль 1






0-2













0-2



0-2













0-2



0-2

0-4

0-2

0-4




0-12



0-2

0-2







0-4

0-8



0-2













0-2















0-2

0-2






0-2










0-2

Всего

0-10

0-8

0-2

0-4

0-6

0-30

Модуль 2






0-4













0-4



0-4

0-6




0-4




0-14



0-2

0-4




0-4

0-2

0-12

Всего

0-10

0-10




0-8

0-2

0-30

Модуль 3






0-6

0-4




0-6

0-4

0-20



0-6

0-4




0-6

0-4

0-20

Всего

0-12

0-8




0-12

0-8

0-40

Итого

0-32

0-26

0-2

0-24

0-16

  1. 100



3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Экология человека и экология культуры

Подходы к определению сущности культуры. Экология человека как наука и ее предмет. Аксиоматика экологии человека. Причины и время появления формулы «экология культуры», толкование формулы. Экология культуры как раздел экологии человека.

Опорные понятия темы: сущность культуры, экология человека, экология культуры.
Тема 2. Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры

Космос и хаос как категории. Хаосмос как категория и проблема. Социально-исторический тип человека как субъект и объект экологии культуры. Крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллектуал в аспекте экологии культуры. От традиционного общества к обществу модерна и постмодерна. Советская цивилизация и постсоветское развитие. Картина мира.

Опорные понятия темы: космос, хаос, социально-исторический тип человека, тип общества.
Тема 3. Понятие природы и культурно-исторические фазы ее освоения

Природа в античном и средневековом типах культуры. Природа в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. Биосфера и ноосфера. Экологизация сознания. Постмодерн и историческая перспектива.

Опорные понятия темы: тип культуры, природа и ее культурные версии, ноосфера.
Тема 4. Экология словесного творчества

Творчество как экологический источник. Слово и его искусство: экологический аспект. Художественный текст как экологический феномен. Художественный мир литературного произведения. Понятие целостности произведения и текст как феномен. Произведение как новая вещь в мире. Творчество и проблема отходов. Субъект творчества и коммуникация как экологические феномены. Туризм и чтение как элементы экологии культуры.

Опорные понятия темы: творчество, литературное произведение, чтение.
Тема 5. Экология как учение о доме. Образ дома в художественном тексте

Дом – Бездомье. Гамлет есть Дом. Образы дома в русской поэзии второй половины ХХ века (Д. Самойлов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев, Т. Кибиров). Образы бездомья и их космизация (С. Есенин, Э. Хемингуэй, И. Бунин, К. Симонов). Образ дома в региональной поэзии. Защитные механизмы культуры. Экологичность антивоенной тематики.

Опорные понятия темы: образ, дом, бездомье, функции культуры, объектная структура текста.
Тема 6. Образ природы в художественном произведении

Природа – цивилизация в текстах В. Соловьева и И. Бунина. Классический и модернистский образ природы (А. Фет – Ф. Сологуб). Антропологизация природы (М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Солженицын). Природа в текстах русскоязычных и русских писателей Сибири. Образ природы в живописи и музыке.

Опорные понятия темы: классическая и неклассическая парадигмы, природа, цивилизация, автор, субъектная структура текста, образ в музыке.
Тема 7. Образ любви и дружбы в художественном произведении

Образ любви в художественном тексте классического и неклассического типов (А. Пушкин – А. Блок). Образы дружбы (А. Пушкин, А. Чехов, А. Вампилов, Е. Айпин). Анализ текста в экологической перспективе. Живописный образ любимой в ХХ веке.

Опорные понятия темы: художественный модус, анализ текста, экологическая перспектива, читатель, образ в живописи.
Тема 8. Город как космос и хаос в художественном произведении

Город как феномен и образ. Образ города: от хаоса к космосу (В. Маяковский, И. Бродский). Образ предместья (А. Чехов, А. Вампилов). Образ города в живописи и музыке. Образ города в региональной поэзии.

Опорные понятия темы: город, предместье, экологический кризис.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
I. Контрольная работа по анализу текста литературного произведения в аспекте экологии культуры.

Список текстов

  1. В.С. Соловьев. На поезде утром.

  2. А.И. Солженицын. Лиственница.

  3. И.А. Бунин. Коренной.

  4. Д. Хармс. Сундук.

  5. Ю. Вэлла. Письмо.


II. Реферат-рассуждение по одной из предложенных тем:

  1. Экологичность журналистского текста (на материале одной публикации).

  2. Экология культуры и язык современного киноискусства (на материале двух кинофильмов).

  3. Современный театр в аспекте экологии культуры (на материале одного-двух спектаклей).


Требования к письменным работам:

А) выполнены в Word2003 (кегль 12, интервал одинарный, все поля 2 см);

Б) объем контрольной работы – 2 страницы, реферата-рассуждения – 3 страницы формата А4;

В) Использование понятий лекционного курса «Экология культуры» с их графическим выделением в тексте.


  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ




  1. Экология культуры как составляющая экологии человека.

  2. Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры.

  3. Д.С. Лихачев об экологии культуры.

  4. Экология как учение о доме. Экологизация сознания.

  5. Экология словесного творчества.

  6. Анализ текста в экологической перспективе.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература

Экология культуры : учеб. пособие / Е. Н. Эртнер [и др.]. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2009. Гриф УМО.

8. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Живописные и музыкальные произведения на видео- и аудионосителях.


Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры русской литературы «08» октября 2012 г.

Автор __________/Комаров С.А./

Заведующий кафедрой _________/Эртнер Е.Н./

Комаров С.А., Лагунова О. К.
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальность 030601.65 Журналистика.

Форма обучения – очная.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка. Цели и задачи дисциплины 1 осмысление современности...
Дисциплина «Культурология» относится к б профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка Курс по выбору сдм «Теоретические аспекты перевода»
Направление подготовки 5403 м 01 – Филологическое образование (Языковое образование)
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка
Данный курс по выбору «Искусство. Музыка и кино сша» предназначен для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconКурс по выбору "Биология в моей будущей профессии". Пояснительная записка
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка курс по выбору «Делопроизводство в народном образовании»
Четко организованное делопроизводство позволяет руководителю и вышестоящим организациям вовремя получать информацию о состоянии дел...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconFür alle, die Grimms Märchen gern lesen. Пояснительная записка
Данный учебный курс по выбору состоит из 12 часов и рассчитан на учащихся 8-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки с практической...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка деловой английский курс по выбору, разработанный...
Автор: Учебная программа по курсу «Деловой английский» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка Актуальность темы: в последние годы слово «экология»
Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце 19 века определивший экологию...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных...
Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное...
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconРабочая программа по экологии для 7 класса Пояснительная записка
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка курс по выбору «Экология культуры» iconПояснительная записка курс мировой художественной культуры в школе...
Курс мировой художественной культуры в школе – составная часть образовательной области «Искусство». Задачи курса способствуют


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск