Литература I÷ii веков о Христе и христианах





НазваниеЛитература I÷ii веков о Христе и христианах
страница1/12
Дата публикации22.07.2013
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12





С.А.Майзель

Легенда о Христе
Оглавление.
1. Нехристианская литература I÷II веков о Христе и христианах………………………. 2

2. Христианская литература I-II веков о Христе и христианах………………………….. 5

2.1. Дошедшие до нас первоисточники…………………………………………………. 5

2.2. Возраст и причины создания первых новозаветных текстов………………….. 6

2.3. К вопросу о чудесах в новозаветной литературе………………………………… 7

2.4. Язык новозаветных текстов………………………………………………………….. 8

2.5. К вопросу о достоверности авторства новозаветной литературы……………. 8

3. Легенда об Иисусе Христе………………………………………………………………… 9

4. Евангелисты…………………………………………………………………………………. 12

4.1. Евангелие от Марка………………………………………………………………….. 12

4.2. Евангелие от Матфея……………………………………………………………….. 17

4.3. Евангелие от Луки……………………………………………………………………. 21

4.4. Евангелие от Иоанна………………………………………………………………… 26

5. Почему евреи не поверили в Мессию…………………………………………………… 31

6.Туринская плащаница……………………………………………………………………… 32

7. И все-таки он был…………………………………………………………………………... 41

8. Христианство в массы……………………………………………………………………… 43

9. Заключение…………………………………………………………………………………... 48

10. Список использованной литературы…………………………………………………… 50


Ленинградская обл.

Д.Кирполье

2008г.


Настоящая работа написана под впечатлением книги З.Косидовского “Евагельские легенды” (сайт http://www.atheism.ru/old/KsiAth1.html) и с использованием большого количества отрывков из нее, а также книги М.Абрамовича “Иисус, еврей из Галилеи”(сайт http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid= 3166&page1÷…page 47), нескольких других книг, русскоязычных интернет-сайтов, посвященных святым апостолам и Туринской Плащанице и, конечно, всех новозаветных книг.

Рассуждая о достоверности библейской легенды про Христа, мы должны либо поверить в возможность необъяснимых наукой чудес и согласиться с тем, что наш горизонт не должен ограничиваться пределами чувственного восприятия мира и современными нам научными знаниями, либо не поверить в это и признать сведения, сообщаемые о Христе и его апостолах лживыми.

Я отношусь к тем людям, которые готовы согласиться с первым высказыванием, но при этом я не могу поверить в возможность чудес, о которых пишет Библия. А фраза о том, что Б-г все может, меня не убеждает. Однако, не верить апостольским сведениям мне тоже трудно. Не может же такое количество людей сознательно лгать, а еще больше людей свято верить в эту ложь. Поэтому я попытался разобраться для себя насколько правдивы апостольские книги о Христе, насколько правдива сама эта легенда и почему такое количество людей до сих пор в нее верят.
1. Нехристианская литература I÷II веков о Христе и христианах.
Нехристианская литература I-II веков о Христе пишет очень мало. Существуют ли какие-либо документальные или материальные доказательства, под­тверждающие его реальность? Во время пожара Рима в 64г. при императоре Нероне сгорел весь государственный архив, в котором, возможно, находились такие документы. Например, отчеты Понтия Пилата или других прокураторов. В 70 году, когда Тит захватил и разрушил Иерусалим, вместе с храмом и близлежащими постройками сгорели все иудейские документы, в т.ч., возможно, и протоколы суда иудейского синедриона над Иисусом. Поэтому оригинальных документов о той эпохе у историков нет и никогда не было. Однако, сегодня, благодаря косвенным открытиям в разных отраслях знаний, появилась возможность глубоких и широких косвенных исследований этого вопроса. И в результате коллективных усилий историков, религиоведов, филологов, археологов и ученых ряда других специальностей возникла богатейшая литература, проливающая, свет на эти проблемы и позволяющая с высокой степенью вероятности делать предположения по этому вопросу.

Христианская традиция в доказательство исторической достоверности существования Иисуса ссылается на сохранившиеся до нашего времени тексты нехристианских авторов, чья беспристрастность якобы не вызывала сомнений. Речь идет о трех римских авторах: Таците, Плинии Младшем и Светоний. От первых последователей Христа эти авторы отличались буквально всем: образованием, социальным происхождением, имущественным положением, культурой и религиозными представлениями.

Христиане принадлежали к городскому плебсу и гнездились в самых бедных кварталах Рима. Названные же три писателя принадлежали к высшей знати империи. Эти почтенные граждане вряд ли могли питать особую симпатию к плебсу, чуждому им нравами и религией; гораздо естественнее предположить, что плебс внушал им отвращение. И если такие люди сочли все же необходимым упомянуть в своих сочинениях о создателе столь чуждой им религии, то это по мнению богословов служит лучшим доказательством достоверности существования Иисуса Христа. Все это, однако, было бы убедительным лишь в том случае, если б удалось доказать, что они действительно принадлежат перу названных авторов и, главное, подлинность фактов, лежащих в основе самой легенды о Христе. Поэтому исследователи, изучая жизненный путь Иисуса, занялись в первую очередь этой христианской традицией и подвергли высказывания трех римских авторов тщательному изучению. Их выводы были обнародованы лишь после долгих лет кропотливых изысканий и не во всех своих деталях встретили единодушное одобрение.

Начнем с Тацита, крупнейшего историка и писателя Древнего Рима, патриция и консула (около 55÷120 гг. н.э.). Примерно в 116 году он опубликовал свое главное сочинение “Анналы”, в котором впервые написал об Иисусе Христе и христианах. В книге 15-й “Анналов” дано описание знаменитого пожара, вспыхнувшего в Риме в 64г. и чуть не уничтожившего весь город. Как известно, современники обвиняли императора Нерона в том, что он умышленно приказал поджечь город, мечтая потом построить его заново по своему вкусу. Венценосный безумец, пытаясь отвести от себя подозрения, свалил вину на христиан. В описании римского пожара, Тацит сообщает: “Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорён к смерти прокуратором Понтием Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость. Вначале схватили тех, кто эту веру исповедовал публично, затем на основании их показаний великое множество других и признали их виновными не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому. Казнили их с позором одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов.”

О подлинности этого отрывка свидетельствует явно враждебное отношение к жертвам Нерона и их вере, презрительно названной пагубным суеверием. Поскольку невозможно предположить, что это более поздняя христианская вставка, авторство Тацита представляется неоспоримым. Но тут возникает вопрос: можно ли вообще верить Тациту, когда он пишет, что в 64г. Риме жило много христиан? Оказывается нет. Дело в том, что в 64г. н.э. римляне не знали такого термина: “христиане”. Последователи Христа тогда назывались назореями. В Риме жило достаточно много иудеев и в их числе были и назореи, которые составляли отдельную секту и не порывали с иудаизмом. Они считали себя правоверными иудеями и отличались от своих собратьев лишь своим убеждением, что предсказанный библейскими пророками Мессия уже явился в образе Иисуса Христа. Неудивительно, что римляне не отличали назореев от иудеев. Но слова “христиане” тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, его придумали язычники, жители Антиохии.

Поэтому приходится отметить, что Тацит, изображая прошлое, не слишком заботился о точности. А вот в начале второго столетия, когда писались “Анналы”, в Риме было действительно много последователей Иисуса, которых тогда уже называли христианами. И Тацит просто перенес современную ему обстановку на целых полвека назад. Историк черпал, должно быть, свои сведения у самих христиан. А те рассказывали не только о гибели многих своих ни в чем не повинных единоверцев во время пожара, но заодно и о смертном приговоре Иисусу, вынесенном Понтием Пилатом при императоре Тиберии.

Вторым римским писателем, упоминавшим в своих сочинениях о последователях Иисуса Христа, был Плиний Младший (52÷ок.114), который, это стоит подчеркнуть особо, близким другом Тацита. Прочное место в истории мировой культуры он занял благодаря своей переписке, девять томов которой сохранилось до наших дней, в особенности же благодаря отчетам императору Траяну из Вифинии и Понта, где он занимал B 111÷113 годах пост римского наместника. В одном из таких писем-отчетов Плиний Младший пишет о последователях Христа: “Эта вера распространяется повсюду не только в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди давно уже не совершают жертвоприношений. Несколько дальше мы читаем: “У них есть обычай в определенные дни собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу.” Будучи римским наместником, Плиний Младший не мог не знать, что происходит в подвластных ему провинциях, и то, что он писал о христианах императору свидетельствует о широком распространении христианства и о том, что приведенные выше строки можно считать подлинными.

Третий названный нами римский автор, Светоний (~70÷160 гг.). Он тоже вращался в высших придворных кругах, был крупным сановником при императоре Траяне и секретарем при императоре Адриане. Естественно это открывало ему доступ к государственным архивам и к текущим материалам, освещающим положение дел в Римской империи. Однако, в его знаменитом сочинении “Жизнеописание двенадцати Цезарей” (~121 год) есть всего две краткие, но красноречивые фразы. В главе об императоре Клавдии сказано: “Он изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые каким-то Хрестосом”, а в главе о Нероне: “Наказали пытками христиан, приверженцев нового и преступного суеверия”. После тщательных исследований ученые пришли к единодушному выводу, что обе фразы являются подлинными и принадлежат самому Светонию, с той лишь оговоркой, что вторая, несомненно, заимствована у Тацита. И при таких широких возможностях до чего скудны его сведения о христианах!

Вот, в сущности, все, что сказано о христианах в дошедших до нас текстах римских авторов. При этом все три коротких справки римских авторов о Христе сделаны спустя восемьдесят с лишним лет после его трагической казни на кресте и сообщают скорее о его последователях, христианах, чем о самой личности этого человека. Однако, из этих весьма лаконичных сообщений явствует, что в начале второго века христианство имело в Риме уже довольно много приверженцев, но пользовалось не слишком доброй славой. Правда, и Тацит и Плиний Младший упоминают о личности Христа. Но в силу того, что знают о нем слишком мало, посвящают ему всего несколько слов, а то что сообщают, известно им лишь понаслышке и от тех же христиан. А ведь речь идет об основателе новой религии, который должен был их заинтересовать хотя бы потому, что в то время уже десятки, а может быть, и сотни тысяч людей почитали его, как бога. И они понимали это. Отсюда приходится признать, что в интересующем нас вопросе римская историография сообщает об Иисусе Христе и вообще о зарождении христианства до крайности мало.
Итак, римляне на рубеже I и II веков н.э. о Христе и христианстве знали очень мало и их знания были весьма ненадежны. А как обстоят дела с еврейской историографией? В конце концов, ведь именно у евреев, очевидцев памятных событий, разыгравшихся вокруг Иисуса из Назарета, были все данные для того, чтобы оставить нам подробное описание проповедей Иисуса, судебного процесса в синедрионе или самого акта распятия. Однако, ничего этого нет, и все, чем в этом вопросе располагает современная история сводится к одной-единственной записи в сочинении еврейского историка Иосифа Флавия “Иудейские древности”. Вот она: “Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно восприняли его веру. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом, по его имени” (И.Флавий Иудейские древности кн.18, гл.III, п.3).

Нетрудно понять, почему христианская традиция придавала этому свидетельству огромное значение. Ведь его автором был еврей, который, несмотря на свое политическое отступничество, всегда оставался верен религии предков, а кроме того, как историк всегда имел репутацию добросовестного автора и был хорошо осведомлен обо всем, что в то время происходило в Палестине. Сегодня, однако, мы уже знаем точно, что эта единственная еврейская информация об Иисусе является фальшивкой, более поздней вставкой, сделанной каким-то христианским переписчиком. Как пишет З.Косидовский ученые установили даже приблизительное время, когда была сделана вставка.

В доказательство того, что вышеприведенное сообщение является посторонней вставкой, сделанной значительно позже смерти И.Флавия, З.Косидовского приводит следующее соображение. Дело в том, что исторические сочинения Иосифа Флавия, переведенные почти на все европейские языки, начиная с момента их опубликования и по сей день пользуются огромной популярностью. Широко пользовались ими и в древние времена как языческие авторы (в частности, римский историк Дион Кассий и эллинский философ Порфирий), так и христианские (Ориген, Евсевий Кесарийский, автор латинского перевода Библии Иероним и т.п.). Знали об этой книге и пользовались ею и такие раннехристианские писатели, как Климент, Минуций, Тертуллиан и Феофил из Антиохии, жившие во II веке. Однако, они, комментируя эту книгу и пользуясь информацией из нее, ни единым словом не упоминают об этой столь любезным христианским сердцам сведениям об Иисусе. И это при таком дефиците подобной информации. Невозможно предположить, что они это сделали умышленно, руководствуясь какими-то таинственными соображениями, и потому напрашивается один-единственный вывод: в тексте “Иудейских древностей”, которым они располагали, этого отрывка ещё не было. Его впервые цитирует лишь более поздний писатель, Евсевий, автор первой “Истории христианской церкви”, живший в 263-339 годах.

Любопытный материал для дискуссии об этом отрывке из книги И.Флавия дает и другой крупный раннехристианский богослов и писатель Ориген, живший в 185÷254 годах, то есть раньше Евсевия и до включения в текст “Иудейских древностей” вставки об Иисусе. Из его полемического трактата “Против Цельса” следует, что в имевшемся у него экземпляре “Иудейских древностей” рассказывалось об Иоанне Крестителе и святом Иакове; что же касается Иисуса, то Оригену был, очевидно, известен какой-то иной текст, на основании которого он упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса Мессией. Отсюда З.Косидовский делает вполне правдоподобный вывод, что вставка была сфабрикована каким-нибудь переписчиком на рубеже III и IV веков. И я с ним согласен.

А что другие крупные еврейские писатели того времени? Оказывается, что они об Иисусе хранят полное молчание. Так заклятый враг Иосифа Флавия Юстус Тивериадский, автор своей “Иудейской войны” и “Летописи царей иудейских”, ничего об Иисусе не написал. И хотя эти сочинения до нас не дошли, но так пишет константинопольский патриарх Филарет, живший в XI веке и читавший эти книги. И, наконец, Филон Александрийский, один из крупнейших еврейских философов и мыслителей, живший в одно время с Иисусом, хорошо знавший иудейскую жизнь того времени и немало способствовавший формированию некоторых идей раннего христианства, в своем огромном по объему литературном наследии, посвященном главным образом вопросам религии и современной ему политики, совершенно ничего не говорит об ни о галилейском проповеднике, казненном в Иерусалиме, ни об Иисусе.

Наконец, тех, кто безоговорочно верит всему, о чем рассказывается в Евангелиях, должен насторожить тот факт, что в еврейских летописях нет ни слова о наступившем якобы в момент смерти Иисуса трехчасовом солнечном затмении, о душах умерших покинувших могилы, и прежде всего о том, что драгоценный занавес, святая святых Иерусалимского храма, разорвался в тот миг пополам. Трудно поверить, чтобы ни один еврейский летописец не счел этих явлений, если б они действительно имели место, достойными упоминания. Что же касается солнечного затмения, то о нем ничего не знает даже славившийся своей научной добросовестностью Плиний Старший, хотя он посвятил солнечным затмениям целую главу своей “Естественной истории”.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Россия рубежа ХIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconЛитература русская литература XII xix веков. Образы «Слова о полку Игореве»
Речевая характеристика героя как средство создания образа (на примере комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconРабочая программа по учебному курсу «История средних веков». 6 класс...
Агибаловой, Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории средних веков, в который...
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconТематическое планирование по курсу «История Средних веков»
Место средних веков во Всемирной истории; по каким источникам ученые изучают историю Средних веков
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
РС», 2011 -328 с. Дополнительная литература: Петрова Н. Г. История средних веков: Европа и остальной мир. Книга для учителя: 2 изд-М....
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconПриказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11...
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconРусская литература 19-20 веков. 10-11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconРусская литература 19-20 веков. 10-11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconЛитература на базе среднего (полного) общего образования (11 классов)
Охватывает: 1 рубеж XIX – ХХ веков
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами...
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconМетодическое пособие «западноевропейская литература XVII-XVIII веков»...
Методическое пособие «западноевропейская литература XVII-XVIII веков» и его использование в рамках рнс оценки личностных достижений...
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средних веков, в который вхо­дят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (Е. В. Агибаловой,...
Литература I÷ii веков о Христе и христианах iconУчебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и...
Мы, и знакомством с художественными текстами, подлежащими анализу, специальной литературой. Выбирая тему, следует руководствоваться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск