Скачать 177.65 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины «Анализ и интерпретация текста (на немецком языке)» для направления 032700.68 «Филология» подготовки магистра Магистерская программа «Компаративистика: русская литература в кросс - культурной перспективе» Автор программы: Iris Bäcker, PhD, доцент, DAAD-Lektorin, HSE Moscow, ibaecker@hse.ru Одобрена на рабочем совещании профессорско-преподавательского состава направления «Филология» факультета филологии НИУ ВШЭ Председатель А.Л. Осповат Рекомендована секцией УМС по лингвистике, филологии и журналистике НИУ ВШЭ Председатель К.М. Поливанов Утверждена УС факультета филологии Ученый секретарь [Е.А. Никишина] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.68 «Филология», изучающих дисциплину «Анализ и интерпретация текст (на немецком языке)». Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Анализ и интерпретация текст (на немецком языке)» являются:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы и является курсом по выбору. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть немецким языком на уровне не ниже В1 в соответствии с общеевропейской классификацией. В случае, если средний уровень группы не отвечает данному требованию, выполнению непосредственных задач данной программы предшествует комплекс адаптационных упражнений, призванных довести языковые компетенции до необходимого уровня. При этом основной акцент делается на формирование навыков чтения неадаптированных художественных текстов со словарем и устойчивых представлений о грамматической структуре немецкого языка. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5. Тематический план учебной дисциплиныНа первом году обучения РУП для направления подготовки магистрантов по направлению 032700.62 «Филология», утверждённый в 2012 г., предусматривает 112 часов аудиторной работы и 104 часа самостоятельной работы.
На втором году обучения РУП для направления подготовки магистрантов по направлению 032700.62 «Филология», утверждённый в 2012 г., предусматривает 56 часов аудиторной работы и 52 часов самостоятельной работы.
6. Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыковДля текущего, промежуточного и итогового оценивания применяется балльно-рейтинговая система контроля. Итоговая оценка складывается из оценки, полученной за ответ на зачете или экзамене, а также на основании общих баллов за выполнение текущих и/или контрольных заданий по каждому учебному модулю курса. Суммарное количество баллов позволяет наиболее адекватно определить оценку умений и навыков студента по иностранному языку как учебной дисциплине и его рейтинг в группе среди других студентов курса. Для дифференцированного зачета или экзамена применяется следующая шкала, обеспечивающая сопоставимость с международной системой оценок, которая соотносится со шкалой ГУ-ВШЭ (1:10):
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. При оценке устного ответа студента на зачете учитываются два вида компетенций:
Учитывая разный уровень языковой подготовки магистрантов на первом курсе, на зачете, проводимом во втором модуле, упор делается в первую очередь на языковые компетенции. 70% оценки составляет понимание текста, 30% складываются из пересказа и ответов на вопросы преподавателя, касающихся как лингвистического анализа, так и простейших форм интерпретации. В четвертом модуле понимание текста составляет 50% оценки, пересказ заменяется анализом содержания (30%), 20% приходится на стилистический, контекстуальный и интертекстуальный анализ. 7. Содержание дисциплины „Vom Nullpunkt bis zur Wende. Eine Einführung in die deutschsprachige Gegenwartsliteratur“7.1 Настоящая программа предусматривает формирование у студентов устойчивых навыков чтения художественной прозы на немецком языке, сопровождаемого лексико-грамматическим анализом, выявлением и разъяснением сложных синтаксических структур. На более продвинутом этапе чтение должно сопровождаться стилистическим анализом текста, интерпретацией содержания, контекстуальным и интертекстуальным анализом. Реальное соотношение языковой и филологической составляющих анализа текста напрямую зависит от уровня владения немецким языком, продемонстрированного группой при поступлении в магистратуру. Aнализ и интерпретация текстов сопровождается адаптационными занятиями, призванными довести владение немецким языком до необходимого уровня. Продолжительность: 140 аудиторных часа и 148 часов самостоятельной работы. 7.2 Um die gesamte deutschsprachigen Gegenwartsliteratur vorzustellen, setzt diese „Einführung“ mit dem Jahr 1945 ein, also mit der vielzitierten „Stunde Null“ nach dem Ende des Zweiten Weltkriegs. Sie endet mit dem Jahr 1989/1990, welches das Ende der deutschen Zweistaatlichkeit ebenso wie das Ende der Spezies „Nachkriegsliteratur“ markiert. Nach 1945 war allmählich eine „neue“ deutsche Literatur entstanden, die sich in ihren Themen und Fragestellungen auf jenen Nullpunkt und seine Vorgeschichte, auf Nazizeit, Weltkrieg und Shoah rückbezog, auch wenn sie ausdrücklich nur von der Gegenwart der Trümmer- oder Wirtschaftswunderzeit sprach. Sie wuchs aber spätestens seit 1949 in Ost und West in eigene Systeme mit je eigenen Spielregeln hinein. Im Westen entstand ein Literaturbetrieb, im Osten war die Entwicklung einer von Partei und Staat gelenkten Literaturgesellschaft Programm. Die Kriterien, nach denen die literarischen Texte ausgewählt und zu thematischen Schwerpunkten zusammengefasst werden, folgen teils unmittelbar der Zeitgeschichte (Vorzeit und Trümmerjahre, Wiederaufbau und Wirtschaftswunder, Teilung und deutsche Einigung); teils orientieren sie sich an „wunden Punkten“, die wesentlich mit der gesellschaftlichen Entwicklung zusammenhängen (Politisierung der Verhältnisse, Privatisierung der Konflikte); schließlich geht es um die Fragen der nationalen und kulturellen Identität (Vaterland und Muttersprache) und um die Funktion der Literatur selber. Die Analyse und Interpretation der ausgewählten Texte soll die Studierenden zu den Fragen hinführen:
8. Образовательные технологииПроцесс обучения анализу и интерпретации текстов на немецком языке предполагает использование активных и интерактивных форм проведения занятий, включающих краткие сообщения, дискуссии, круглые столы, разбор практических задач. Обеспечению эффективности учебного процесса способствуют такие принципы, как приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, принцип опоры на опыт обучающегося, индивидуализация обучения, принцип актуализации результатов обучения, принцип осознанности обучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы «Компаративистика: русская литература в кросс - культурной перспективе» и при изучении данной дисциплины составляет 70% аудиторных занятий. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаТематика заданий текущего контроля
Rudolf Otto Wiemer Zeitsätze Als wir sechs waren, hatten wir Masern. Als wir vierzehn waren, hatten wir Krieg. Als wir zwanzig waren, hatten wir Liebeskummer. Als wir dreißig waren, hatten wir Kinder. Als wir dreiunddreißig waren, hatten wir Adolf. Als wir vierzig waren, hatten wir Feindeinflüge. Als wir fünfundvierzig waren, hatten wir Schutt. Als wir achtundvierzig waren, hatten wir Kopfgeld. Als wir fünfzig waren, hatten wir Oberwasser. Als wir neunundfünfzig waren, hatten wir Wohlstand. Als wir sechzig waren, hatten wir Gallensteine. Als wir siebzig waren, hatten wir gelebt. Bitte schreiben Sie nach dem Beispiel von Rudolf Otto Wiemer Ihre eigenen Zeitsätze.
Bitte verfassen Sie eine Inhaltsangabe zu der Kurzgeschichte „Nachts schlafen die Ratten doch“ von Wolfgang Borchert. Berücksichtigen Sie dabei folgende Hinweise: Funktion Die Inhaltsangabe informiert in knapper Form über den Inhalt eines Textes. Aufbau Die Inhaltsangabe besteht aus zwei verschiedenen Teilen: Die Einführung enthält Angaben zu: a) Autor, b) Titel, c) Erscheinungsort, d) Textgenre, e) Thema (In der Kurzgeschichte „Nachts schlafen die Ratten doch“ von Wolfgang Borchert, erschienen …, geht es um …). Die eigentliche Inhaltsangabe gibt den Inhalt des Textes (Figuren, erzähltes Geschehen), auf das Wesentliche verkürzt, wieder. (Berichtet wird/ erzählt wird/ dargestellt wird ...) Sprachliche Form Bei der sprachlichen Gestaltung sind drei Aspekte besonders wichtig: Der Text - ganz egal in welcher Zeitstufe (Tempus) er selbst verfasst ist - wird immer im Präsens wiedergegeben. Über den Inhalt des Textes wird sachlich, also ohne Ausschmückungen, informiert. Bei der Inhaltsangabe wird keine wörtliche Rede (direkte Rede) verwendet. Wörtliche Rede wird immer in indirekte Rede umgewandelt.
10. Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: 1. На практических занятиях оценивается активность студента, степень его подготовленности к семинару, участие в общем обсуждении. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. 2. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: выполнение письменных упражнений, перевод домашнего чтения. Студент обязан отчитаться по всему объему прочитанных текстов, даже в случае его отсутствия на занятиях по уважительной причине. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Результирующая оценка за текущий контроль во втором модуле на первом году обучения складывается по следующей формуле: Онакопл = 0,2·Ореферат + 0,4·Осам. работа + 0,4·Оаудиторная В третьем модуле: Онакопл = 0,2·Оконтр.раб + 0,4·Осам. работа + 0,4·Оаудиторная В четвертом модуле: Онакопл = 0,2·Оконтр.раб + 0,2·Оэссе + 0,3·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная Результирующая оценка за текущий контроль в первом модуле на втором году обучения складывается по следующей формуле: Онакопл = 0,2·Одомашнее задание + 0,4·Осам. работа + 0,4·Оаудиторная во втором модуле: Онакопл = 0,2·О домашнее задание + 0,4·Осам. работа + 0,4·Оаудиторная Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета или экзамена выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,3·Озачет/экз + 0,7·Онакопл Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Орезульт=0,4 Оитоговый + 0,6 О накопл 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовый учебникKrauss, Hannes; Erb, Andreas; Bogdal, Klaus-Michael; Sommer, Rose (Hg.) (1999): Vom Nullpunkt zur Wende. Deutschsprachige Literatur nach 1945. Ein Lesebuch für die Sekundarstufe. Erw. Neuausg. Essen: Klartext. Hartmann, Anne; Leroy, Robert (Hg.) (1987): Nirgend ein Ort. Deutschsprachige Kurzprosa seit 1968. München: Hueber. Bohn, Volker (2000): Deutsche Literatur seit 1945. Texte und Bilder. 3. Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp. Bohn, Volker (Hg.) (1995): Deutsche Literatur 1945. Nachrichten von Büchern und Menschen. Fernsehdokumentation. 2. Aufl. Mainz: ZDF/Stiftung Lesen. Arnold, Heinz Ludwig (Hg.) (2011): Deutsche Erzählungen. Von Schiller bis Kafka. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch. Основная литератураArnold, Heinz Ludwig (1993): Die drei Sprünge der westdeutschen Literatur. Eine Erinnerung. Göttingen: Wallstein. Schlaffer, Heinz (2008): Die kurze Geschichte der deutschen Literatur. 3. Aufl. München: Dt. Taschenbuch-Verl. Kurzke, Hermann (2010): Die kürzeste Geschichte der deutschen Literatur und andere Essays. Orig.-Ausg. München: Beck. Boyle, Nicholas (op. 2009): Kleine deutsche Literaturgeschichte. Unter Mitarbeit von Martin Pfeiffer. München: C. H. Beck. Дополнительная литератураVogt, Jochen (1991): Erinnerung ist unsere Aufgabe. Über Literatur, Moral und Politik 1945-1990. Opladen: Westdeutscher Verlag. Vogt, Jochen (2004): Knapp vorbei. Zur Literatur des letzten Jahrhunderts. Paderborn: Fink. Jahraus, Oliver; Neuhaus, Stefan (Hg.) (2002): Kafkas "Urteil" und die Literaturtheorie. Zehn Modellanalysen. Stuttgart: Philipp Reclam. Wellbery, David E. (Hg.) (1987): Positionen der Literaturwissenschaft. 2. Aufl. München: C. H. Beck. Справочники, словари, энциклопедииBogner, Ralf Georg (Hg.) (2009): Deutsche Literatur auf einen Blick. 400 Werke aus 1200 Jahren. Darmstadt: Primus/KNO VA. Schnell, Ralf (2011): Deutsche Literatur von der Reformation bis zur Gegenwart. Neue Ausg. Reinbek: Rowohlt Taschenbuch. Detering, Heinrich; Jeßing, Benedikt; Meid, Volker; Meier, Albert; Schnell, Ralf (2013): Geschichte des deutschsprachigen Romans. Stuttgart: Reclam. Lutz, Bernd (Hg.) (2010): Metzler-Lexikon Autoren. Deutschsprachige Dichter und Schriftsteller vom Mittelalter bis zur Gegenwart. 4. Aufl. Stuttgart: Metzler. Barner, Wilfried (Hg.) (2006): Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. 2. Aufl. München: Beck. Schnell, Ralf (2003): Geschichte der deutschsprachigen Literatur seit 1945. 2. Aufl. Stuttgart: Metzler. |
Программа дисциплины «Анализ и интерпретация текстов (на немецком... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Анализ и интерпретация текстов (на французском... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки... | Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | ||
Программа дисциплины Социология литературы для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «История» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | ||
Программа дисциплины Сопоставительный анализ научных дискурсов на... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 032700. 62 Филология, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»... | ||
Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |