Скачать 27.07 Kb.
|
Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников. Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно. А. Н. Толстой Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам и библиотекарям за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? "Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли оно у ребенка активным или умеренно пассивным. Я считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм: - внеклассных занятий; коллективное чтение; беседа; состязания чтецов; реклама книги; литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; библиотечный час; час «тихого чтения». Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников в школьной библиотеке. Литературные игры – игры, построенные на словесном материале (В. А. Мануйлов). Взяв за основу это определение, мы разделим литературные игры следующим образом: - игры и упражнения по развитию речи; - литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т.д.) - литературные викторины; - «стилизованные» игры («Брейн – ринг», «Поле – чудес», «Умники и умницы», «Сильное звено» и т.д.). Литературные игры интересы и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т.д. В определенный срок (неделя или больше – в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение. По окончании этого срока провожу литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного. С огромным желанием пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, игры со словами, создание иллюстраций и т.д.) В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет мне обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо и прочесть – задача взрослых (будь то родитель, учитель, воспитатель, библиотекарь), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальные мощи России. |
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской... Зателепин Олег Кимович кандидат юридических наук, доцент, помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Становление читателя: формирование читательского интереса, читательской самостоятельности | ||
Формирование читательской грамотности младших школьников, по умк... | Ведение дневника читательских удивлений как средство повышения интереса... | ||
Урока Тема урока ... | Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней ... | ||
Тема урока Вид урока ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность» | ||
Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | О проведении II городской научно-практической конференции младших школьников Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие... | ||
Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | Саниева Ригина Ринатовна нк-35 Устименко И. А. Методы формирования... Ванность навыков самостоятельной работы с книгой на первом, важном подготовительном этапе является одной из предпосылок интеллектуального... | ||
Формирование читательской самостоятельности у учащихся через Организовать помощь подрастающему поколению в получении дополнительных знаний по школьной программе | Рабочая программа педагога Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базовым в системе образования младших школьников;... | ||
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Названные виды работ провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Рассмотрим... | Цель: развитие познавательного интереса младших школьников к миру профессий Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе |