Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся





Скачать 78.29 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся
Дата публикации24.07.2013
Размер78.29 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации


Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся

Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения русскому языку в основной

школе. В основу отбора элементов содержания КИМ положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды

компетенций:

лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, его словарем

и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 – краткое изложение.

Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – содержит тестовые задания с выбором ответа и задания с кратким ответом. Проверяется глубина и точность понимания содержания, уровень понимания школьниками культурно-ценностных категорий текста ( основной проблемы, отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи), умение проводить лингвистический анализ языковых явлений.

Часть 3 (С2.1) включает задание с развернутым ответом (сочинение - рассуждение на лингвистическую тему).

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной

речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом

грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы в 2011-2012 учебном году показал, что участники экзамена в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку выпускниками с различными уровнями подготовки показал, что наибольшие трудности выпускники всех групп испытывают, применяя пунктуационные нормы в письменной речи (задания С1 и С2). Трудными для всех выпускников оказались и задания из части 2 работы, связанные с пунктуационным анализом сложноподчиненного предложения (В7) и синтаксическим анализом осложненного простого предложения (В11). В целом задания части 2 работы, связанные с лингвистическим анализом языковых явлений, предъявленных в тексте, вызвали затруднения в основном у выпускников, получивших на экзамене «2», и в меньшей степени – «3». Анализ выполнения части 3 работы обнаружил неподготовленность выпускников, получивших на экзамене отметку «2», к созданию текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Наиболее высокие показатели выпускники всех групп продемонстрировали при выполнении заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста в части 2 экзаменационной работы.

Проведенный в 2012 г. анализ результатов государственной (итоговой) аттестации

по русскому языку в 9 классе с использованием заданий стандартизированной формы позволяет дать некоторые рекомендации по организации итогового повторения в 9 классе на уроках русского языка.

Система повторения призвана знакомить с практикой экзамена по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы.

Системный подход к организации повторения эффективен при решении ключевых задач курса.

В ходе занятий учащиеся должны получить следующие умения и навыки:

• овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

• научиться писать сжатое изложение публицистического стиля;

• владеть формами обработки информации исходного текста;

• работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

• четко соблюдать инструкции, сопровождающие задания;

• самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.

На наш взгляд, целесообразно включать в каждый урок повторительно-обобщающие задания, направленные как на повторение теории (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста), так и выполнение практических упражнений (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности).

Приведем примерный план повторительно – обобщающих упражнений

Модуль 1

Система подготовки к выполнению тестовых заданий

п/п

Содержание задания

Вид деятельности обучающихся

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Работа с тестом, заполнение бланков

2.

Задание 1. Текст

Чтение текста, определение темы и идеи текста, работа с тестовыми заданиями

3.

Задание 2. Определение значения слова в тексте

Работа с тестовыми заданиями

4.

Задание 3. Систематизация знаний по теме: «Изобразительно-выразительные средства»

Повторение теоретических сведений, работа с тестовыми заданиями

5.

Задание 4. Систематизация знаний по теме: «Фонетика»

Повторение теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

6.

Задание 5. Совершенствование навыка правописания гласных в корнях слов

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

7.

Задание 6. Совершенствование навыка правописания приставок

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

8.

Задание 7. Совершенствование навыка правописания суффиксов

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

9.

Задание 8. Развитие знаний и умений по теме: «Стилистика»

Систематизация теоретических сведений, работа с тестовыми заданиями

10.

Задание 9. Систематизация знаний по теме: «Способы связи слов в словосочетании»

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений

11.

Задание 10. Формирование знаний и умений по теме: «Грамматическая основа»

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений

12.

Задание 11. Совершенствование навыка постановки знаков препинания при обособленных членах

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

13.

Задание 12. Совершенствование навыка постановки знаков препинания при вводных словах

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

14.

Задание 13. Совершенствование навыка постановки знаков препинания в сложноподчиненном, сложносочиненном бессоюзном предложениях

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

15.

Задание 14. Развитие представлений о видах подчинения придаточных предложений

Систематизация теоретических сведений, работа с тестовыми заданиями

16.

Задание 15. Обобщение знаний по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

Модуль 2

Система подготовки к написанию сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему

№ п/п

Содержание задания

Вид деятельности обучающихся

1.

Задание 1. Формирование знаний и умений по теме: «Структурные особенности сжатого изложения. Понятие микротемы. Основные приёмы компрессии исходного текста»

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

2.

Задание 2. Практическое занятие « Написание сжатого изложения»

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

3.

Задание 3. Формирование знаний и умений по теме: «Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.»

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

4.

Задание 4. Формирование знаний и умений по теме: «Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему».

Формирование навыка лингвистического анализа текста. Аргументация тезиса.

5.

Задание 5. Практическое занятие «Написание сочинения-рассуждения»

Написание сочинения на лингвистическую тему.

6.

Итоговая контрольная работа с использованием заданий стандартизированной формы

Выполнение итоговой контрольной работы с использованием заданий стандартизированной формы

Образовательные электронные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

Литература

  1. ЦыбулькоИ.П. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: Астрель,, 2013.

  2. Егораева Г.Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме).- М., «Экзамен», 2013.

  3. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА на уроке и дома. Тренировочная тетрадь.- М., «Легион»,2013.

  4. Степанова Л.С. ГИА-2013. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме.- М., «Астрель», 2013.

  5. Т.М.Пахомова. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  6. ФИПИ http://www.fipi.ru/

75-30-20 Мовнар И.В.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
На выполнение экзаменационной работы дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03....
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconИнструкция по проведению государственной (итоговой) аттестации по...
Расписание проведения и продолжительность проведения государственной (итоговой) аттестации, в том числе экзамена по русскому языку,...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconОбзор методических пособий по математике для подготовки к Единому...
Необходимо изучить демонстрационный вариант экзаменационнй работы для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconО проведении государственной (итоговой) аттестации по русскому языку...
Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03....
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconИнструкция для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся icon«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»...
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconПоложение о государственной экзаменационной комиссии Ульяновской...
Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconОтветы на вопросы чата 20 мая
Положение о государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 и 11 классов мбоу гимназии №4 г о. Самара (далее Положение) определяет...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по подготовке к экзаменам
Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,...
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся iconМетодические рекомендации по подготовке и прохождению Государственной...
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030503 «Правоведение» по подготовке и проведению Государственной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск