Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)»





Скачать 369.32 Kb.
НазваниеРабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)»
страница1/3
Дата публикации26.12.2014
Размер369.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ имени Ивана Фёдорова»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова



«_____» ___________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине ДС.02.4.1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)»

По специальности 030901.65 – «Издательское дело и редактирование»
Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра русского языка и стилистики



Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


4

7,8

260

130

73

57

-

-

130

экзамен

Очно-заочная

5

9,

10

204

102

68

34

-

-

102

экзамен

Заочная


5

9,

10

270

-

28

14

-

-

228

экзамен

Москва – 2011 г.
Составитель: Леденева В.В., проф., д.филол.н.
Рецензенты: Рахматуллина Э.А., доцент, к.филол.н.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и стилистики ______ , протокол № ___
Зав. кафедрой________

Одобрена Советом _____факультета издательского дела и журналистики,
____ , протокол № ______.

Председатель__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История русского литературного языка (и язык художественной литературы

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины

Курс История русского литературного языка и язык художественной литературы относится к дисциплинам филологической направленности, предназначенных для студентов старших курсов. Он относится к циклу дисциплин, необходимых в образовательном процессе подготовки будущих специалистов по работе с текстом. Курс предполагает освещение и, соответственно, изучение вопросов становления, развития, функционирования русского литературного языка, его системы норм и системы стилей, роли в этом языка художественной литературы. Задачами курса История русского литературного языка и язык художественной литературы являются: выяснение основ и источников русского литературного языка; освещение роли писателей, общественных и научных деятелей в истории русского литературного языка; исследование взаимосвязи родов, жанров литературы и характера функционирования средств литературного языка; выяснение влияния в различные периоды экстралингвистических факторов на становление и развитие единиц, образующих систему русского литературного языка. Особого внимания заслуживают вопросы об отношении / взаимодействии в разные периоды литературного языка как ведущей разновидности общенационального русского языка и его живых форм – разговорной речи, просторечия, социально-профессиональных и социально-территориальных диалектов.

Одной из важнейших сфер, где начал складываться литературный язык, была литература, поэтому разграничение литературного языка и языка художественной литературы – одна из проблем курса: не следует сводить историю русского литературного языка к изучению истории художественной литературы и языковых средств создания образности, но не следует умалять достоинства языка художественной литературы как образцового. Изучение языка художественной лите­ратуры – один из аспектов в овладении знаниями об истории русского литературно­го языка, связанный с анализом идиолекта и идиостиля того или иного авто­ра.

В каче­стве основных методов исследования следует использовать: описательный, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический, метод реконструкции языковых единиц, метод наблюдения и интерпретации языковых фактов и т.д.

Цель курса состоит в изучении становления, развития, функционирования русского литературного языка (с XI в. до наших дней), чтобы расширить познания студентов в области истории русского литературно­го языка; выработать навыки анализа текстов и вербализующих их языковых единиц; научить пользоваться науч­ной, научно-методической, учебной литературой по предмету.

Задачи курса:

1. Определить понятия общенациональный язык и его разновидности, общенародный язык, литературный язык, языковая ситуация, двуязычие и диглос­сия, язык художественной литературы.

2. Ознакомить студентов с распространенными периодизациями ис­тории русского литературного языка.

3. Осветить вопросы о происхождении русского литературного языка.

4. Представить особенности типов литературно-письменного языка древ­нерусского и великорусского периодов, роль делового языка в Киевском и Московском государствах, значение старославянского языка для развития русского литературного языка, место церковнославянского языка.

5. Осветить результаты влияния экстралингвистических факторов (культурологического, политического, социально-экономического, истори­ческого, географического, религиозного и др.) на развитие русского литера­турного языка.

6. Познакомить с реформами и следствиями реформ русского языка.

7. Проанализировать стилистические системы русского литературно­го языка М.В. Ломоносова («система трех стилей»), Н.М. Карамзина («новый слог»), А.С. Пушкина.

8. Осветить роль в истории русского литературного языка М.В. Ломо­носова, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, прозаиков и поэтов второй половины ХVIII в., писателей-реалистов, публицистов второй половины XIX и ХХ в.

9. Раскрыть связь литературного языка с живыми формами общена­ционального языка в разные периоды.

10. Раскрыть значение русского литературного языка для формирова­ния и сохранения русской национальной культуры.

11. Способствовать формированию представления о средствах языковой изобразительности, проступающие в художественном произведении как образно явленные данности различных форм и типов художественной речи; раскрыть содержание понятия «образ автора» на материале художественных текстов, созданных мастерами словесно-изобразительного искусства; подготовить студентов к филологическому анализу художественного текста;

12. Выработать историческое отношение к тексту как памятнику, отражающему особенности определенного периода истории рус­ского литературного языка, что необходимо при подготовке текста к изданию.

Требования к уровню освоения содержания курса:

1. Профессионально работать с научной литературой, источниками, словарями и справочниками.

2. Грамотно выделять в художественном тексте и квалифицировать предмет и объект исследования – то или иное явление, признак, качество стиля.

3. Систематизировать и анализировать языковой материал, извлечен­ный из источника, представляя его как принадлежащий системе и индивидуально используемый.

Разделы курса

1. Введение.

2. Литературно-письменный язык древнерусской народности эпохи Киевского государства.

3. Литературно-письменный язык великорусской народности эпохи Московского государства.

4. Русский литературный язык начального этапа формирования рус­ской нации и русского национального языка.

5. Роль М.В. Ломоносова и его стилистической системы в истории русского литературного языка.

6. Роль Н.М. Карамзина и карамзинистов в истории русского литера­турного языка.

7. Значение предпушкинской эпохи (И.А. Крылов, поэты-декабристы, А.С. Грибоедов) для развития русского литературного языка нового времени.

8. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. А.С. Пушкин - основоположник новой стилистической системы русского литера­турного языка.

9. Роль М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя в развитии художественного стиля литературного языка.

10. В. Г. Белинский - основоположник публицистического стиля рус­ского литературного языка.

11. Русский литературный язык второй половины XIX века. Вклад писателей-реалистов в формирование и закрепление в литературном языке норм и стилей русского литературного языка.

12. Особенности языка художественной литературы; содержание понятия «образ автора» художественного текста. Художественное произведение – продукт ментально представляемой и отображаемой по законам эстетики времени действительности. Содержание художественного произведения как целостный поэтический смысл, образ изображаемого. Эстетическая функция – способ художественного преобразования средств изображения.

13. Русский литературный язык в XX веке: основные тенденции раз­вития. Значение кодификации в укреплении нормативной стороны русского литературного языка. Полифункциональный характер русского литературно­го языка.

14. Специфика языка произведений художественной литературы ХХ в. СМИ – ведущая форма литературного языка в ХХ1 в.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах

п/п

Наименование тем лекционных занятий

Содержание

Объем в часах

Ауд.

Сам. раб.

1.

Введение


Предмет, цели, специфика и задачи курса История русского литературного языка и язык художественной литературы Литературный язык как ведущая раз­новидность общенационального языка. Литературный язык и другие формы бытования общенационального языка.

Норма и тра­диции, обычаи, правила в употреблении и использовании языковых средств в устной и письменной речи.

Понятие стиля. Вопрос о художественном стиле как функциональной разновидности рус­ского литературного языка; место языка художественной литературы. Понятие языковой ситуации. Двуязычие и диглоссия.

Периодизация истории русского литературного языка.

Вопрос о происхождении русского литературного языка. Теория А.А. Шахматова. Теория СП. Обнорского. В.В. Виноградов и его взгляд на осно­вы русского литературного языка. Взгляды других русских и зарубежных ученых на происхождение русского литературного языка.

История русского литературного языка как научная и учебная дис­циплина.


4

4

2.

Литературно-письменный язык древнерусской народности эпо­хи Киевского государства (X - начало ХIV в.)


Языковая ситуация в Киевском государстве и экстралингвистические факторы, ее подготовившие.

Литературно-письменный язык древнерусской народности и его два типа: книжно-славянский и народно-литературный. Их особенности.

Памятники древнерусской письменности, отражающие особенности книжно-славянского («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Слово на антипасху» Кирилла Туровского, Изборник 1076 г., «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово третье» преподобного Серапиона и др.) и народно-литературного («Повесть временных лет», Сочинения князя Владимира Мо­номаха, «Слово о полку Игореве», «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Батыем Рязани» и др.) ти­пов древнерусского языка.

Роль старославянского языка и история церковно-славянского языка в Киевском государстве.

Деловой язык Древней Руси. Вопрос о его отнесении к типу литера­турного языка. «Русская правда» как памятник делового языка Киевского го­сударства.

4

4

3.

Литературно-письменный язык великорусской народности эпохи Московского государства (ХIV - первая половина XVII в.)

Языковая ситуация в Московском государстве и экстралингвистиче­ские факторы, ее подготовившие.

Особенности великорусского языка. Основные фонетические и грам­матические черты, отличающие великорусский язык от древнерусского язы­ка.

2-е южнославянское влияние. Реформа церковно-славянского языка и ее отражение в памятниках письменности книжно-славянского тина литера­турно-письменного языка великорусской народности. Стиль плетения сло­вес. Памятники великорусской письменности, отражающие 2-е южнославян­ское влияние («Житие Стефана Пермского», «Слово о житии и о преставле­нии Великого князя Дмитрия Ивановича», «Повесть о взятии Царьграда», «Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским»).

Развитие, роль, функции делового языка в Московском государстве. Грамота - основной тип деловой бумаги в Московском государстве. Языковые особенности и типы грамот.

Двуязычие, его особенности сравнительно с двуязычием в Киевском государстве. Пути преодоления двуязычия. Особенности языка памятников письменности, отражающих процесс преодоления двуязычия («Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова, «Стоглав» ХУ1 в., «Домострой», «Повесть об Азовском осадном си­дении донских казаков» и др.).

4

4

4.

Русский литературный язык начального этапа формирования рус­ской нации и русского национального языка (вторая половина ХVII в. – начало ХVIII в.)

Образование русской нации и русского национального языка. Языковая ситуация начального этапа образования русской нации и экстралингвистические факторы, ее подготовившие.

Особенности великорусского языка начального этапа формирования русского национального языка.

Тенденции развития русского литературного языка, русской литера­туры и культуры (вторая половина ХVII в. - ХVIII в).

Особенности языка памятников («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцы-не», «Повесть о Фроле Скобееве», «Праздник кабацких ярыжек», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякине суде», «Записки Григория Котоши-хина», «Предисловие Федора Поликарповича Орлова», написанное к «Гео­графии» Варения и др.).

Процессы архаизации русского литературного языка второй полови­ны ХVII в. – начала ХVIII в. Судьба книжно-славянского типа литературно-письменного языка в конце ХVII в. – начале ХVIII в.

Роль культурных связей с юго-западной Русью. Петровская эпоха в истории русского литературного языка. Языковая ситуация в Петровскую эпоху.

Взгляды Феофана Прокоповича на литературный язык, его нормы и стилевую дифференциацию.

Роль А.Д. Кантемира в истории русского литературного языка.

Взгляды В.К. Тредиаковского на литературный язык, нормы, стили, вкус, употребление литературного языка, на старославянский язык. «Разговор об ортографии» - первое руководство фонетического прин­ципа написания слов в русском языке.

3

3

5.

Роль М.В. Ломоносова и его стилистической системы в истории русского литературного языка

М.В. Ломоносов - основоположник науки о русском языке. Основные труды М.В. Ломоносова, посвященные вопросам языкознания: «Российская грамматика», «О пользе книг церковных в российском языке», «Краткое ру­ководство к риторике», «Краткое руководство к красноречию» и др.

Историко-генетическая основа стилистической системы М.В. Ломо­носова. Различия русского и церковно-славянского языков с точки зрения их происхождения и современного состояния. Лексическая классификация еди­ниц русского языка. Стилистическая классификация лексических единиц русского языка.

Теория «трех штилей». Высокий, средний и низкий стили литературного языка. Нормы употребления лексических единиц; соотношение старославянских по происхождению и общеупот­ребительных русских форм речи. Грамматические, орфографические нормы употребления язы­ковых средств в высоком и низком стилях. Вопрос о среднем стиле.

Узость и ограниченность системы трех стилей М.В. Ломоносова.

Роль писателей второй половины ХVIII в. в преодолении узо­сти системы трех стилей: оды А.П. Сумарокова и Г.Р. Державина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, журна­лы Н.И. Новикова и И.А. Крылова, комедии Д.И. Фонвизина.

2

2

6.

Роль Н.М. Карамзина и карамзинистов в истории русского литера­турного языка

Взгляды Н.М. Карамзина и карамзинистов на развитие русского лите­ратурного языка. Н.М. Карамзин - основоположник русской сентименталь­ной литературы и «нового слога» как стилистической системы.

Исторический подход к развитию и истории языка. Ориентация на сбли­жение языка письменного с разговорным. Критерий вкуса - главное руководство карамзинистов в отборе языковых средств. Салонный стиль - поле языкового экспериментирования.

Отбор для сентиментальной литературы лексико-фразеологических средств. Словотворчество. Расширение семантического объема рус­ских и старославянских по происхождению слов. Заимствования из француз­ского языка.

Отношение к просторечию, кан­целяризмам и архаичным старославянизмам.

Перифраза - одно из основных изобразительно-выразительных средств «нового слога» Н.М. Карамзина.

Реформа синтаксиса. Принципы синтаксических построений: принцип свободы произносимой речи, принцип легкого чтения литературно­го произведения, принцип освобождения от искусственных интонаций высокого слога. (В.В. Виноградов). Отказ от архаичных союзов и приори­тет простых, бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений. Оценка деятельности Н.М. Карамзина и карамзинистов в истории русского литературного языка.

2

2

7.

Значение предпушкинской эпохи (И.А. Крылов, поэты-декабристы, А.С. Грибоедов) для развития русского литературного языка нового времени


Языковая ситуация конца ХVIII в. - первой четверти XIX в. Колеба­ния в использовании языковых средств представителями разных литератур­ных направлений. Состояние офи­циально-делового стиля, метафизического языка. Расхождения между язы­ком прозы и поэзии. Полемика по вопросам русского литературного языка между предста­вителями «нового слога» и представителями общества «Беседа любителей русского слова» (славянофилами).

Меткое, образное слово басен И.А. Крылова. Иносказательность (паремия) как сред­ство обличения общечеловеческих и социальных пороков. Экспрессивно-

эмоциональная окрашенность слов и форм в баснях. Функции старославянизмов. Народность языка басен И.А. Крыло­ва.

Роль поэтов-декабристов в истории русского литературного языка. Ориента­ция на устное народное творчество в отборе лексических средств. Функции архаичных лексических единиц в языке произведений поэтов-декабристов.

Роль А.С. Грибоедова в истории русского литературного языка.

Народность языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Дифференциация языка действующих лиц комедии с точки зрения речевой и стилевой характеристики – достижение автора.


2

2

8.

А.С. Пушкин - основоположник новой стилистической системы русского литера­турного языка

Мысли А.С. Пушкина о языке и стиле.

Взгляды А.С. Пушкина на взаимоотношение русских и старославян­ских по происхождению элементов в художественной речи, отношение к заимствованиям.

А.С. Пушкин о русском просторечии и о разговорном языке. Форми­рование в языке произведений А.С. Пушкина разговорной речи как стили­стической категории.

А.С. Пушкин - основоположник новой стилистической системы рус­ского литературного языка. Синтез книжных и разговорных элементов в текстах А.С. Пуш­кина.

Работа А.С. Пушкина в области системной организации русского ли­тературного языка (отбор конкретных имен существи­тельных, глаголов действия, признаковых слов с прямым значением; ориентация на простые синтаксические конструкции, прямой порядок слов в простом предложении, освобождение языка прозы от излишнего ук­рашательства и вялых метафор, преобладание сочинительных конструкций над подчинительными). Народность в понимании А.С. Пушкина и характер народности языка его произведений.

Реализм языка и стиля произведений А.С. Пушкина. Требования реа­лизма к литературному языку. Создание реалистических образов прямыми обозначениями. Дифференциация речи персонажей с точки зрения языковой и сти­левой характеристики.

4

4

9.

Роль М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя в развитии художественного стиля литературного языка

Продолжение и совершенствование традиций А.С. Пушкина в худо­жественной речи. Синтез разговорных и книжных элементов. Сближение синтаксиса книжного языка с синтаксисом разговорной речи.

Роль М.Ю. Лермонтова в истории русского литературного языка. Ис­пользование в художественной речи отвлеченных и абстрактных слов. Ме­тафора, оценочный эпитет и сравнение - основа поэтического языка М.Ю. Лермонтова. «Благоуханная проза» М.Ю. Лермонтова: особенности и струк­тура. Стилевая дифференциация произведений М.Ю. Лермонтова: эмоцио­нальный стиль, или стиль неточных слов, эмоционально-ораторский стиль, реалистический стиль, или стиль предметной точности слов.

Роль Н.В. Гоголя в истории русского литературного языка. Влияние на язык произведений Н.В. Гоголя условностей «натуральной школы». Ис­пользование в художественной речи элементов широкого русского просто­речия, диалектизмов, украинизмов. Преобладание синтак­сиса разговорной речи над синтаксисом книжной речи. Система средств комического в лексике, фразеологии и синтаксисе. Изобразительно-выразительные средства в идиостиле Н.В. Гоголя.

3

3

10.

В.Г. Белинский основоположник публицистического стиля рус­ского литературного языка


Продолжение и совершенствование традиций А.С. Пушкина приме­нительно к публицистическому стилю русского литературного языка. Развитие и совершенствование общественно-политической и литера­турно-критической терминологии русского литературного языка.

Роль В.Г. Белинского в становлении публицистической и критической прозы.

Отбор В.Г. Белинским лексико-фразеологических средств из общена­ционального русского языка для передачи полемических и критических взглядов на литературу и общество.

Словообразование и морфемика производных слов в языке произве­дений В.Г. Белинского как отражение системы русского литературного языка нового времени.

Синтаксис публицистических произведений В.Г. Белинского: сбли­жение с синтаксисом разговорной речи, эволюция соотношения простых и сложных синтаксических конструкций.

2

2

11.

Русский литературный язык второй половины XIX века. Вклад писателей-реалистов в формирование и закрепление в литературном языке норм и стилей русского литературного языка

Основные про­цессы в лексике, морфологии, синтаксисе русского литературного языка второй половины XIX в. Влияние на литературный язык внелитературных форм языка. Роль заимствований в становлении термино-системы. Влияние на литературный язык язы­ка науки (интеллектуализация).

Роль писателей в закреплении и совершенствовании системы норм русского литературного языка. Формирование особых функций старославя­низмов и церковнославянизмов в художественных и публицистических про­изведениях (М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков).

Развитие стилистической системы литературного языка. Онтологическое противопос­тавление книжной и разговорной стихий.

Развитие и совершенствование стилистической системы русского ли­тературного языка. Отражение в художественной литературе и эпистолярных текстах стилистического многообразия литературного языка и особенностей речи социальных слоев русского общества. Формирование публицистического и научного функциональных сти­лей русского литературного языка.

Формирование просторечия как осо­бой стилистической категории.

4

4

12.

Особенности языка художественной литературы; содержание понятия «образ автора» художественного текста


Художественное произведение – продукт ментально представляемой и отображаемой по законам эстетики времени действительности. Автор и способы его языкового воплощения. Слово как материал и произведение словесного искусства.

«Образ автора» как категория художественной речи/ художественного целого. Содержание художественного произведения как целостный поэтический смысл, образ изображаемого. Речь персонажей Имя персонажа – изобразительный компонент текста. Эстетическая функция – способ художественного преобразования средств изображения.

2

2

13.

Русский литературный язык в XX веке: основные тенденции раз­вития. Значение кодификации в укреплении нормативной стороны русского литературного языка. Полифункциональный характер русского литературно­го языка.


Языковая ситуация в России в первой четверти XX в. Общественные, политические, экономические изменения, культурная революция и их влия­ние на литературный язык первой четверти XX в.

Стабильный характер грамматического строя и подвижный характер словарного состава русского языка в послереволюционный период.

Во­влечение в сферу литературной речи необработанного лексического материала, многочисленных аббревиатур и советизмов. Роль М. Горького в борьбе за чисто­ту русского языка.

Нормализация и кодификация литературного языка в 30-е - 40-е гг. Изменение орфоэпических норм литературного языка: старомосковское и новомосковское произношение. Создание нормативных словарей, справочников, монографий, учебников и учебных пособий, направленных на продуктивное овладение литературной нормой носителями русского языка.

Формирование новых стилистических категорий: литературно-разговорная речь, обиходно-бытовая речь. Взаимодействие литературного языка и живых форм общенациональ­ного языка.

Русский литературный язык XX в. - язык международный, язык меж­национального общения


4

4

14.

Специфика языка произведений художественной литературы ХХ в. СМИ – ведущая форма литературного языка в ХХI в.


Широкое освоение литературным языком просторечных, диалектных, жаргонных слов через посредство языка художественной литературы (В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин и др.; В. Пелевин, Т. Толстая, В. Ерофеев, Б. Акунин и др.). Влияние на литературную речь жаргонов: молодежного, тю­ремного, карточных игроков, музыкальных исполнителей и т.д. Формирова­ние молодежного сленга

Функциональные стили литературного языка в современном русском языке: тенденция к нивелировке/ взаимовлиянию. Дифференциация и интеграция как тенденции сосуществования форм бытования общенационального русского языка. Взаимопроникновение и взаимовлияние единиц художественного, публицистического и научного стилей и закрытый характер системы делового стиля. Разговорный стиль в СМИ. Возрастание роли устных СМИ в закреплении вариативности как свойства современного русского литературного языка.


4

4
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconПрограмма дисциплины «История русского литературного языка»
Программа дисциплины «История русского литературного языка» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических...
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconКалендарно-тематическое планирование. Русский язык 12 класс
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconРусский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История языка (французский язык)»
Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации....
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» для специальности...
Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации....
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconТезисы научно-исследовательской работы по теме: «Вклад Пушкина в...
Научный Афанасьева В. Н. учительница русского языка и литературы бсош №1
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconТазиева Е. М. Культура речи: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2009. 2- е изд
«Письмо. История письма, развитие и совершенствование русского алфавита», «Литературный язык и нелитературные формы национального...
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconКонспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс)...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconВ. В. Дубовик теория и история русского языка
В. В. Теория и история русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 1 курса направления 032700....
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconЗанятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной...
...
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconТематическое планирование 9 класс
Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Рабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск