Скачать 0.51 Mb.
|
МОУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1» пос. Саракташ Оренбургской области Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Сурначевой Ольги Александровны Сурначева Ольга Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории Место работы: МОУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1» п.Саракташ Оренбургской области. Педагогический стаж – 24 года. Возраст 46 лет Образование (название, год окончания учебного заведения, специальность по диплому) Оренбургский государственный педагогический институт им.В.П.Чкалова, окончила в 1985 году по специальности учитель русского языка и литературы. Правительственные, отраслевые награды: Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2003г.), « Почетный работник общего образования Российской федерации»(2007 г.) Участие в конкурсах профессионального мастерства: конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) - победитель Педагогическое кредо: Лучший способ обучения и воспитания – это личный пример учителя Профессиональные и личностные ценности: Профессионализм, самосовершенствование, любовь к делу и детям – основа успеха педагогической деятельности. Основная миссия учителя – это помогать человеку стать Человеком Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физически и морально здоровые личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя концепция основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть следующими. Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. Моя задача - вселить уверенность в ребенка, у которого должен отсутствовать страх передо мной, перед моими знаниями. И только тогда разум ученика будет раскрыт и свободен подобно парашюту. Он готов постоянно учиться, ему нравиться самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно одного слова, одного совета, и он сам начинает тянуться к книгам, к трудным задачам, к новым исследованиям. В какой-то момент наступает третий этап- ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят, с моей стороны, со стороны учителя. Я должна каждый урок показывать моим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно. В середине сложности лежит возможность. Путешествие длиною в тысячу миль начинается с одного шага, и я должна помочь сделать этот первый шаг. Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю своих учеников, которые нашли свое место в жизни, я понимаю, что это и есть счастье, ибо и я приложила к этому руку. Это счастье уметь быть нужным детям и счастье вдохновлять обычных детей на успех. Но добиться успеха можно только в том случае, если я, как учитель, смогу воспитать в детях целеустремленность. И тогда обыкновенные люди с необыкновенной целеустремленностью становятся настоящими лидерами. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Мои основные технологии – это педагогические мастерские и создание творческих проектов. Проект – это отличная подготовка школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. Умения, которые приобретают дети, служат им добрую службу. Они учатся:
У каждого учителя есть своя дидактика. А я мечтаю об идеальной дидактике. Что это такое? Идеальная дидактика - это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. В заключение я бы хотела поделиться с вами девизом каждого учителя и ученика, с которого как с «Отче наш» должен начинаться каждый день ребенка и взрослого. Вся наша жизнь строится на модальных глаголах: мочь, хотеть, долженствовать… Сделал – свершение Не буду – отступление Не могу – поражение Должен – твой долг Попытка – слово каждого часа Сделаю – слово радости Могу – это твоя сила. Результаты педагогической деятельности. В современном мире самым ценным ресурсом является информация, а самым невосполнимым – время. Каким образом, не увеличивая продолжительности обучения, научиться осваивать большой объем знаний? В Письме Министерства образования и науки РФ от 13.08.02 №61-51-088 ИН предлагается «осуществить организацию образовательного процесса на основе новой технологии обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий». Рекомендуется использовать информационные технологии при изучении различных школьных предметов. Поэтому с 2004 года я работаю над проблемой использования информационно- коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы. Данная проблема возникла не сама по себе. Условием ее возникновения стал невысокий уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентности школьников, огромный поток негативной информации, отрицательно влияющей на формирование личности ученика, а также неумение находить, обрабатывать и использовать нужную, полезную информацию. Поэтому я поставила перед собой цель – развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы (на тот момент я преподавала в трёх 10-х классах, один из которых был «математическим», второй «гуманитарным», а третий «общеобразовательным»). Степень обученности учащихся (СОУ) была разной. Актуальность моего опыта и проблемы, над которой работаю, связана, в первую очередь, с широкой востребованностью целых областей профессиональной деятельности, основанных на умении работать с информационными ресурсами. Но в связи с этим возникает другая проблема- проблема нравственности и гуманности информации, сохранения самобытности человеческой личности. Уроки русского языка и литературы как нельзя лучше формируют новое мышление школьников, при котором проблемы этики, морали и права не затмевались бы мощным потоком негативной информации. Прежде чем начать применять данную технологию в учебной деятельности, я тщательно изучила методологическую основу ИКТ (информационно- коммуникационных технологий), теоретическую базу, а также опыт использования ИКТ российскими и зарубежными педагогами. При разработке уроков я, в первую очередь, опиралась на научные труды Полат Е.С. («Новые педагогические информационные технологии в системе образования. M., Academia), Селевко Г.К. («Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., НИИ школьных технологий), изучила статьи из Сборников трудов «Информационные технологии в образовании», статьи из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе»,. «Приложения» к газете «1 сентября», просмотрела серию уроков-презентаций с применением метода проектов учителя русского языка и литературы СОШ №1 п.Первомайский Оренбургской области О.Д. Сабашниковой, учителя литературы МОУ СОШ №3 Сосновый бор О.В. Моисеевой и др., научилась сама работать по программе Intel-образование («Обучение для будущего»), создала проект-презентацию по творчеству С.Есенина «О Русь, взмахни крылами!», веб-страницу, буклет. И только после такой большой подготовительной работы стала применять информационные технологии на уроках сначала в старшем звене, а затем и в среднем. Мои старшеклассники научились создавать проекты- презентации по русской литературе, освоили программу 1С: Репетитор, тщательно готовили доклады и рефераты, научились работать с СD- дисками и т.д. В дальнейшем, когда я стала работать с другими классами, ученики освоили новый образовательный контент Кирилла и Мефодия. Эта программа дает возможность более широко и глубоко постигать материал урока, разнообразить инструментарий усвоения знаний и контроля. Оценка информационной и коммуникационной компетентности учащихся была замерена на основе научной модели, разработанной преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена г.Санкт-Петербурга. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе нашей школы на сегодняшний день является новаторством в том плане, что Саракташский район вступил в эксперимент по созданию единой информационной среды, и коллектив школы сейчас осваивает программу «Лот 2. Школа 2,5».Новизна опыта как раз заключается в расширении информационного образовательного пространства школьника, акцент ставится на практическое применение информационных ресурсов в жизни человека. В чем же заключается технология опыта? В том, чтобы научить детей искать, обрабатывать и передавать полезную информацию, используя специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео, мультимедиа, ресурсы Интернет), научить проектировать и продуцировать свою деятельность с обязательной презентацией этой деятельности, работая самостоятельно, в парах и в группах. Применяя информационно-коммуникационные технологии на своих уроках в течение 3-х лет, я получила такие результаты, как: - рост мотивации к учебно-познавательной деятельности и, как следствие, хорошие результаты итоговой аттестации выпускников 2004-2006 годов, рост уровня обученности, качества знаний, - видела умение ребят создавать новое, оригинальное в различных видах урочной и внеурочной деятельности (10 проектов-презентаций по русской литературе ХIХ-ХХ вв., сайт по зарубежной литературе), -увеличилось количество участников, призёров и победителей школьных, районных и зональных олимпиад; -появились публикации работ учащихся в школьной и районной прессе; -участие детей в районных, областных конкурсах (например, районный конкурс сочинений на тему о любимом учителе, областной- о роли энергетики в жизни человека и др.) -участие в Интернет-конкурсах, форумах (например, Всероссийский Интернет- конкурс на лучшего фантаста-непрофессионала). И, как следствие, наблюдала свой собственный рост в сфере инноваций. Если говорить об адресной направленности опыта, то он применяется учителями русского языка и литературы в среднем и старшем звене (на сегодняшний день практически все учителя – словесники нашей школы хорошо освоили и применяют информационные технологии на своих уроках). В связи с этим мы постоянно обмениваемся опытом, методическими разработками, продуктами и своей деятельности, и деятельности учеников. Начиная с 2004 года, я каждый год выступаю на районных семинарах с открытыми уроками по использованию информационно-коммуникационных технологий, предоставляя учителям района возможность познакомиться с методикой применения различных информационных образовательных программ на уроках и во внеурочной деятельности. При каких же условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты? При изучении и применении на уроках не только методологической основы данной технологии, но и при использовании опыта других учителей, при хорошей оснащенности материальной базы школы современными информационными ресурсами, при творческом подходе и желании к проектированию и продуцированию своей деятельности и деятельности учеников. Это поможет ученикам быстрее освоиться в новом информационном пространстве. Диаграмма качества знаний по русскому языку и литературе учащихся 10-х (11-х) классов за 2003-04 - 2004-05 уч.года. Анализ данных о качестве знаний по русскому языку и литературе учащихся 10Б (11Б) класса за 2005-2006 учебный год. Научно-методическая деятельность Методические разработки уроков-презентаций «Поэты XX века» Пояснительная записка. Уроки по данной теме разработаны с учетом проектов, выполненных в программе Microsoft Office Power Point учащимися и учителем. Здесь представлено несколько разработок уроков, в основном вводных, по темам: «Романтический мир раннего Блока»; «О Русь, взмахни крылами!» (по творчеству С. Есенина; «Во весь голос!» (по творчеству В. Маяковского); «Я голос ваш!» (по творчеству А. Ахматовой). Цель этих уроков - показать учащимся пути освоения предмета, используя информационно-коммуникационные технологии. Структура уроков очень похожа:
Вы можете корректировать уроки с учетом ваших возможностей, разнообразить инструментарий урока, дополняя его работами своих учеников. Урок – презентация по творчеству А. А. Блока «Романтический мир раннего Блока» Цель урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги «Стихов о Прекрасной Даме». Оборудование: портрет А.А. Блока, фотографии разных лет, компьютер, проектор, презентация. Возможен просмотр одного из учебных фильмов о биографии поэта. Ход урока: I.Оргмомент. Сообщение цели урока. II. Слово учителя - Александр Александрович Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию века XX, соединив русскую классику и новое искусство. Сегодня на уроке мы посмотрим презентацию по творчеству Блока, услышим голос поэта, постараемся проникнуть в мир его ранних поэтических творений. III. Запуск программы. 1. Появляются слайды с портретом Блока, его родителей. 2.Сообщения учащихся о детстве поэта, доме, в котором он рос, его родителях и знаменитом дедушке-учёном Бекетове. 3. Несколько слайдов о юности Блока, его первой и единственной любви. - В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока, - любовь к Л.Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В.С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. Слайды: фотографии Блока с женой Л.Д. Менделеевой. 4.Чтение стихотворений цикла и краткий комментарий: «В ночи, когда уснет тревога...»; «Ветер принес издалека…»; «Сумерки, сумерки вешние...»; «Встану я в утро туманное...»; «Мы встречались с тобой на закате...». -Стихи этого цикла-своеобразный лирический дневник интимных, любовных_переживаний. Любовь рисуется как обряд_служения_чему-то высшему. 5. Чтение и анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы...». - Какие черты символизма отразились в этом стихотворении? - Как изображена Прекрасная Дама? - Какими именами её называет лирический герой? (Возможно прослушивание стихотворений в записи, в исполнении артистов: «Мне снились веселые думы...»; «Скрипка стонет под горой...»; «Рассвет»; «Девушка пела в церковном хоре...») 6.Слайды с титульными листами сборников А.Блока. 7. Прослушивание записи с голосом поэта. 8.-Родина первоначально осознавалась Блоком в несколько мистическом плане: Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне почевает Русь, Она и в снах необычайна, Её одежды не коснусь... Слайд: просторы России. -Но уже в 1908 году он пишет стихотворение «Россия» без малейшего налёта мистики: …Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!.. |
О дополнении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения... Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Марс Нуриевич, руководитель Ресурсного центра маоу лицея №77 г. Челябинска, Почётный работник образования рф, дважды победитель конкурса... | ||
Аннотация к проекту «Мой олимпийский сувенир» Авторы: Гаранина Анна, Якушева Елизавета Маркова Татьяна Григорьевна, учитель технологии начальных классов, педагог дополнительного образования, Почётный работник общего... | Положение о конкурсе «1000 лучших учителей России (История)» «1000 лучших учителей России» (далее Конкурс). Организаторами Конкурса являются некоммерческое партнерство «Экономическое сообщество... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краснодар гимназии №23 Надежда Борисовна Лысенко — победитель конкурса лучших учителей России в рамках пнпо, проводившая апробацию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дня общественной экспертизы (дня открытых дверей) школ и учителей, активно внедряющих инновационные образовательные программы и претендующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Значок «Отличник народного просвещения» 1995г., победитель конкурса лучших учителей – 2009г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Значок «Отличник народного просвещения» 1995г., победитель конкурса лучших учителей – 2009г | ||
Наши достижения городской конкурс проектов уроков с использованием икт Конкурс лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" | Конкурс лучших учителей Челябинской области (Киселёва Ю. А.) Районный... Выступление с презентацией заместителя директора по учебной работе Жиденковой Т. А | ||
Отчёт директора моу сош №6 города Кропоткина Приказ Минобрнауки России №134 от 5 мая 2007 года. Два педагога школы Кузнецова Н. Т. и Кочнева Т. В. стали победителями Всероссийского... | Конкурс на соискание премии за лучшую работу по популяризации науки... Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес | ||
Тема: «Формирование представлений и понятий в географии» Конкурса лучших учителей Российской Федерации – 2009, победителя Конкурса лучших учителей Костромской области – 2011 | Отчет о проведении мероприятий по распространению опыта учителей-победителей... Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 г. Нефтегорска муниципального... | ||
"К. Ушницкий. Сказка "Ветер и солнце"", литературное чтение, 4 класс Курсанты 16 члк «Открытые уроки лучших учителей-победителей пнпо-2011 и педагогов-победителей Гранта Президента рс(Я)» | Конкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного... Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании |