Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель





НазваниеКонкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель
страница1/5
Дата публикации27.12.2014
Размер0.51 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4   5
МОУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1»

пос. Саракташ Оренбургской области

Обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

Сурначевой Ольги Александровны




Сурначева Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы

высшей категории
Место работы: МОУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1» п.Саракташ Оренбургской области.

Педагогический стаж – 24 года.

Возраст 46 лет

Образование (название, год окончания учебного заведения, специальность по диплому) Оренбургский государственный педагогический институт им.В.П.Чкалова, окончила в 1985 году по специальности учитель русского языка и литературы.

Правительственные, отраслевые награды: Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2003г.), « Почетный работник общего образования Российской федерации»(2007 г.)

Участие в конкурсах профессионального мастерства: конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) - победитель

Педагогическое кредо: Лучший способ обучения и воспитания – это личный пример учителя

Профессиональные и личностные ценности: Профессионализм, самосовершенствование, любовь к делу и детям – основа успеха педагогической деятельности.

Основная миссия учителя – это помогать человеку стать Человеком

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения  и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физически и морально здоровые личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

Моя концепция основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть следующими.

 

Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.

 

Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.

 

Моя задача - вселить уверенность в ребенка, у которого должен отсутствовать страх передо мной, перед моими знаниями. И только тогда разум ученика будет раскрыт и свободен подобно парашюту. Он готов постоянно учиться, ему нравиться самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно одного слова, одного совета, и он сам начинает тянуться к книгам, к трудным задачам, к новым исследованиям.

 

В какой-то момент наступает третий этап- ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят, с моей стороны, со стороны учителя. Я должна каждый урок показывать моим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно. В середине сложности лежит возможность.  Путешествие длиною в тысячу миль начинается с одного шага, и я должна помочь сделать этот первый шаг.

Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю своих учеников, которые нашли свое место в жизни, я понимаю, что это и есть счастье, ибо и я приложила к этому руку. Это счастье уметь быть нужным детям и счастье вдохновлять обычных детей на успех. Но добиться успеха можно только в том случае, если я,  как учитель, смогу воспитать в детях целеустремленность. И тогда обыкновенные люди с необыкновенной целеустремленностью становятся настоящими лидерами.

 

 

Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Мои  основные технологии – это педагогические мастерские и создание творческих проектов. Проект – это отличная подготовка школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. Умения, которые приобретают дети, служат им добрую службу. Они учатся:

  • добиваться продвижения в работе и использовать в ней методы и правила «рефлективной практики»

  • открыто высказывать свои идеи и мнения, делать эту работу достоянием публичности

  • развивать навыки лидера

  • делать презентации, выступать на конференциях,

  • знать, что их идеи могут воплотиться в жизнеспособные проекты

  • быть уверенными в себе и формировать самоуважение

  • иметь свой голос и слышать другого.  

У каждого учителя есть своя дидактика. А я мечтаю об идеальной дидактике. Что это такое?

 

Идеальная дидактика - это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.

 

В заключение я бы хотела поделиться с вами девизом каждого учителя и ученика, с которого как с «Отче наш» должен начинаться каждый день ребенка и взрослого. Вся наша жизнь строится на модальных глаголах: мочь, хотеть, долженствовать…

 

Сделал – свершение

Не буду – отступление

Не могу – поражение

Должен – твой долг

Попытка – слово каждого часа

Сделаю – слово радости

Могу – это твоя сила.

Результаты педагогической деятельности.

В современном мире самым ценным ресурсом является информация, а самым невосполнимым – время. Каким образом, не увеличивая продолжительности обучения, научиться осваивать большой объем знаний?

В Письме Министерства образования и науки РФ от 13.08.02 №61-51-088 ИН предлагается «осуществить организацию образовательного процесса на основе новой технологии обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий». Рекомендуется использовать информационные технологии при изучении различных школьных предметов.

Поэтому с 2004 года я работаю над проблемой использования информационно- коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Данная проблема возникла не сама по себе. Условием ее возникновения стал невысокий уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентности школьников, огромный поток негативной информации, отрицательно влияющей на формирование личности ученика, а также неумение находить, обрабатывать и использовать нужную, полезную информацию. Поэтому я поставила перед собой цель – развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы (на тот момент я преподавала в трёх 10-х классах, один из которых был «математическим», второй «гуманитарным», а третий «общеобразовательным»). Степень обученности учащихся (СОУ) была разной.

Актуальность моего опыта и проблемы, над которой работаю, связана, в первую очередь, с широкой востребованностью целых областей профессиональной деятельности, основанных на умении работать с информационными ресурсами. Но в связи с этим возникает другая проблема- проблема нравственности и гуманности информации, сохранения самобытности человеческой личности. Уроки русского языка и литературы как нельзя лучше формируют новое мышление школьников, при котором проблемы этики, морали и права не затмевались бы мощным потоком негативной информации.

Прежде чем начать применять данную технологию в учебной деятельности, я тщательно изучила методологическую основу ИКТ (информационно- коммуникационных технологий), теоретическую базу, а также опыт использования ИКТ российскими и зарубежными педагогами. При разработке уроков я, в первую очередь, опиралась на научные труды Полат Е.С. («Новые педагогические информационные технологии в системе образования. M., Academia), Селевко Г.К. («Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., НИИ школьных технологий), изучила статьи из Сборников трудов «Информационные технологии в образовании», статьи из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе»,. «Приложения» к газете «1 сентября», просмотрела серию уроков-презентаций с применением метода проектов учителя русского языка и литературы СОШ №1 п.Первомайский Оренбургской области О.Д. Сабашниковой, учителя литературы МОУ СОШ №3 Сосновый бор О.В. Моисеевой и др., научилась сама работать по программе Intel-образование («Обучение для будущего»), создала проект-презентацию по творчеству С.Есенина «О Русь, взмахни крылами!», веб-страницу, буклет.

И только после такой большой подготовительной работы стала применять информационные технологии на уроках сначала в старшем звене, а затем и в среднем. Мои старшеклассники научились создавать проекты- презентации по русской литературе, освоили программу 1С: Репетитор, тщательно готовили доклады и рефераты, научились работать с СD- дисками и т.д. В дальнейшем, когда я стала работать с другими классами, ученики освоили новый образовательный контент Кирилла и Мефодия.

Эта программа дает возможность более широко и глубоко постигать материал урока, разнообразить инструментарий усвоения знаний и контроля. Оценка информационной и коммуникационной компетентности учащихся была замерена на основе научной модели, разработанной преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена г.Санкт-Петербурга.

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе нашей школы на сегодняшний день является новаторством в том плане, что Саракташский район вступил в эксперимент по созданию единой информационной среды, и коллектив школы сейчас осваивает программу «Лот 2. Школа 2,5».Новизна опыта как раз заключается в расширении информационного образовательного пространства школьника, акцент ставится на практическое применение информационных ресурсов в жизни человека.

В чем же заключается технология опыта? В том, чтобы научить детей искать, обрабатывать и передавать полезную информацию, используя специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео, мультимедиа, ресурсы Интернет), научить проектировать и продуцировать свою деятельность с обязательной презентацией этой деятельности, работая самостоятельно, в парах и в группах.

Применяя информационно-коммуникационные технологии на своих уроках в течение 3-х лет, я получила такие результаты, как:

- рост мотивации к учебно-познавательной деятельности и, как следствие, хорошие результаты итоговой аттестации выпускников 2004-2006 годов, рост уровня обученности, качества знаний,

- видела умение ребят создавать новое, оригинальное в различных видах урочной и внеурочной деятельности (10 проектов-презентаций по русской литературе ХIХ-ХХ вв., сайт по зарубежной литературе),

-увеличилось количество участников, призёров и победителей школьных, районных и зональных олимпиад;

-появились публикации работ учащихся в школьной и районной прессе;

-участие детей в районных, областных конкурсах (например, районный конкурс сочинений на тему о любимом учителе, областной- о роли энергетики в жизни человека и др.)

-участие в Интернет-конкурсах, форумах (например, Всероссийский Интернет- конкурс на лучшего фантаста-непрофессионала).

И, как следствие, наблюдала свой собственный рост в сфере инноваций.

Если говорить об адресной направленности опыта, то он применяется учителями русского языка и литературы в среднем и старшем звене (на сегодняшний день практически все учителя – словесники нашей школы хорошо освоили и применяют информационные технологии на своих уроках).

В связи с этим мы постоянно обмениваемся опытом, методическими разработками, продуктами и своей деятельности, и деятельности учеников.

Начиная с 2004 года, я каждый год выступаю на районных семинарах с открытыми уроками по использованию информационно-коммуникационных технологий, предоставляя учителям района возможность познакомиться с методикой применения различных информационных образовательных программ на уроках и во внеурочной деятельности.

При каких же условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты? При изучении и применении на уроках не только методологической основы данной технологии, но и при использовании опыта других учителей, при хорошей оснащенности материальной базы школы современными информационными ресурсами, при творческом подходе и желании к проектированию и продуцированию своей деятельности и деятельности учеников.

Это поможет ученикам быстрее освоиться в новом информационном пространстве.

Диаграмма качества знаний по русскому языку и литературе учащихся 10-х (11-х) классов за 2003-04 - 2004-05 уч.года.



Анализ данных о качестве знаний по русскому языку и литературе учащихся 10Б (11Б) класса за 2005-2006 учебный год.




Научно-методическая деятельность

Методические разработки уроков-презентаций «Поэты XX века»
Пояснительная записка.

Уроки по данной теме разработаны с учетом проектов, выполненных в программе Microsoft Office Power Point учащимися и учителем. Здесь представлено несколько разработок уроков, в основном вводных, по темам: «Романтический мир раннего Блока»; «О Русь, взмахни крылами!» (по творчеству С. Есенина; «Во весь голос!» (по творчеству В. Маяковского); «Я голос ваш!» (по творчеству А. Ахматовой).

Цель этих уроков - показать учащимся пути освоения предмета, используя информационно-коммуникационные технологии.

Структура уроков очень похожа:

  1. Оргмомент. Объявление цели урока.

  2. Слово учителя.

  3. Запуск программы. Показ слайдов, который прерывается чтением и анализом стихотворений, сообщениями учащихся о важных жизненных реалиях поэта (поэтессы). Во время показа слайдов желательно, чтобы звучали голоса поэтов, найденные в Интернете, музыка. Это делает урок более эмоциональным, выразительным и глубоким.

  4. Обобщение.

  5. Домашнее задание.

Вы можете корректировать уроки с учетом ваших возможностей, разнообразить инструментарий урока, дополняя его работами своих учеников.


Урок – презентация по творчеству А. А. Блока

«Романтический мир раннего Блока»

Цель урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос

Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока;

показать особенности поэтики первой книги «Стихов о Прекрасной Даме». Оборудование: портрет А.А. Блока, фотографии разных лет, компьютер, проектор, презентация. Возможен просмотр одного из учебных фильмов о биографии поэта.

Ход урока:

I.Оргмомент. Сообщение цели урока.

II. Слово учителя

- Александр Александрович Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию века XX, соединив русскую классику и новое искусство. Сегодня на уроке мы посмотрим презентацию по творчеству Блока, услышим голос поэта, постараемся проникнуть в мир его ранних поэтических творений.

III. Запуск программы.

1. Появляются слайды с портретом Блока, его родителей.

2.Сообщения учащихся о детстве поэта, доме, в котором он рос, его родителях и знаменитом дедушке-учёном Бекетове.

3. Несколько слайдов о юности Блока, его первой и единственной любви.

- В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, по­влиявших на личную и литературную судьбу Блока, - любовь к Л.Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими тру­дами В.С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), поставившая ее автора в круг видных рус­ских поэтов. Имя Блока приобретает известность.

Слайды: фотографии Блока с женой Л.Д. Менделеевой.

4.Чтение стихотворений цикла и краткий комментарий: «В ночи, ко­гда уснет тревога...»; «Ветер принес издалека…»; «Сумерки, сумерки вешние...»; «Встану я в утро туманное...»; «Мы встречались с тобой на закате...».

-Стихи этого цикла-своеобразный лирический дневник интимных, любовных_переживаний. Любовь рисуется как обряд_служения_чему-то высшему.

5. Чтение и анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы...».

- Какие черты символизма отразились в этом стихотворении?

- Как изображена Прекрасная Дама?

- Какими именами её называет лирический герой?

(Возможно прослушивание стихотворений в записи, в исполнении артистов: «Мне снились веселые ду­мы...»; «Скрипка стонет под горой...»; «Рассвет»; «Де­вушка пела в церковном хоре...»)

6.Слайды с титульными листами сборников А.Блока.

7. Прослушивание записи с голосом поэта.

8.-Родина первоначально осознавалась Блоком в несколько мистическом плане:

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне почевает Русь,

Она и в снах необычайна,

Её одежды не коснусь...

Слайд: просторы России.

-Но уже в 1908 году он пишет стихотворение «Россия» без малейшего налёта мистики:

…Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слёзы первые любви!..
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconО дополнении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения...
Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Марс Нуриевич, руководитель Ресурсного центра маоу лицея №77 г. Челябинска, Почётный работник образования рф, дважды победитель конкурса...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconАннотация к проекту «Мой олимпийский сувенир» Авторы: Гаранина Анна, Якушева Елизавета
Маркова Татьяна Григорьевна, учитель технологии начальных классов, педагог дополнительного образования, Почётный работник общего...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconПоложение о конкурсе «1000 лучших учителей России (История)»
«1000 лучших учителей России» (далее Конкурс). Организаторами Конкурса являются некоммерческое партнерство «Экономическое сообщество...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краснодар гимназии №23 Надежда Борисовна Лысенко — победитель конкурса лучших учителей России в рамках пнпо, проводившая апробацию...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дня общественной экспертизы (дня открытых дверей) школ и учителей, активно внедряющих инновационные образовательные программы и претендующих...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Значок «Отличник народного просвещения» 1995г., победитель конкурса лучших учителей – 2009г
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Значок «Отличник народного просвещения» 1995г., победитель конкурса лучших учителей – 2009г
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconНаши достижения городской конкурс проектов уроков с использованием икт
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconКонкурс лучших учителей Челябинской области (Киселёва Ю. А.) Районный...
Выступление с презентацией заместителя директора по учебной работе Жиденковой Т. А
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconОтчёт директора моу сош №6 города Кропоткина
Приказ Минобрнауки России №134 от 5 мая 2007 года. Два педагога школы Кузнецова Н. Т. и Кочнева Т. В. стали победителями Всероссийского...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconКонкурс на соискание премии за лучшую работу по популяризации науки...
Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconТема: «Формирование представлений и понятий в географии»
Конкурса лучших учителей Российской Федерации – 2009, победителя Конкурса лучших учителей Костромской области – 2011
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconОтчет о проведении мероприятий по распространению опыта учителей-победителей...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 г. Нефтегорска муниципального...
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель icon"К. Ушницкий. Сказка "Ветер и солнце"", литературное чтение, 4 класс Курсанты 16 члк
«Открытые уроки лучших учителей-победителей пнпо-2011 и педагогов-победителей Гранта Президента рс(Я)»
Конкурс лучших учителей РФ на получение Премии Президента РФ (2007) победитель iconКонкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного...
Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск