Скачать 0.54 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 им. Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании заместитель Директор школы: ШМО учителей директора гуманитарного цикла по УВР 2012 года Н.А. Шмидт Протокол № О.С. Александрова Приказ № Руководитель: 2012 года 2012 года Рабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный год Учитель: О.Б. Ершова город Буй 2012 год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 го Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования определяет его задачи:
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. При изучении литературы второй группой на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Основу содержания литературного образования в 8 классе составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося 8 класса. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность и хронологический принцип: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, жанров древнерусской литературы, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала за курс 8 класса. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования в 8 классе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые и определяют задачи обучения. Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта: Учебник: «Литература». 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2008 Методическое пособие для учителя: 1. Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс/ И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009 Количество часов Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Классных сочинений: 4 Домашних сочинений: 1 Формы организации учебного процесса: Формы обучения: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; - составление учащимся авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; - написание сочинений; - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - различные виды пересказа; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; - подготовка рефератов, докладов; - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. |
Рабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012... В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов... | Рабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:... Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,... | ||
На 2012-2013 учебный год Разработчик: Бушманова С. Ф. учитель истории... Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | Рабочая программа по литературе в 10 б классе Учитель: Шайдуллина... «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт» | ||
Рабочая программа по русскому языку в 9 б классе Учитель: Шайдуллина... «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт» | Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013 | ||
Рабочая программа по информатике и икт для 11 класса на 2012-2013... Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» в 10 классе на... Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне... | ||
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч... Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | Рабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю.... Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка | ||
Рабочая программа по предмету «алгебра» Класс 9 2011 2012 учебный... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 | Рабочая программа по предмету «История» 5класс Разработчик: Бушманова... Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по немецкому языку в 7 классе... Рабочая программа по немецкому языку в 7 классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе следующих нормативных документов | Типовые задания по предмету Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | ||
Программа по геометрии для 7 класса. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09... | Доклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Данный доклад содержит информацию об основных результатах за 2012-2013 учебный год |