Скачать 321.78 Kb.
|
На правах рукописи Надолинская Юлия Сергеевна Функционально-семантическое поле прямого объекта в современном русском языке Специальность – 10.02.01 – русский язык АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Ростов-на-Дону – 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт» Научный руководитель: Доктор филологических наук, профессор Чесноков Петр Вениаминович Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Николаев Сергей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент Макаренко Елена Владимировна Ведущая организация: Ставропольский государственный университет Защита состоится «____» ______________ 2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.09 по филологическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, факультет филологии и журналистики ЮФУ. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан «____» _____________ 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета Самигулина Ф.Г. Диссертационная работа посвящена исследованию функционально-семантического поля (ФСП) прямого объекта в современном русском языке.Средства выражения значения прямого объекта в совокупности можно представить в виде сложной многоуровневой системы, особенности которой до конца не изучены. Е. В. Гулыга и Е. И. Шендельс называют такую систему разноуровневых средств, служащих для выражения некоторого общего значения, грамматико-лексическим полем. Мы же будем использовать термин А. В. Бондарко, называя поле прямого объекта функционально-семантическим, так как этот термин характеризует поле со стороны плана содержания, в отличие от термина грамматико-лексическое поле, ориентированного на план выражения. Анализ отдельных словоформ и синтаксических конструкций, входящих в изучаемое ФСП, проводится с точки зрения воплощения в них семантических форм мышления.Актуальность диссертации определяется необходимостью рассмотрения различных средств выражения значения прямого объекта с точки зрения современной теории в лингвистике – полевой методики и реализации в них параметров семантических форм мышления. В настоящем исследовании ФСП прямого объекта описывается как многоуровневая система, в рамках которой микрополя (МП) выделяются на разных уровнях и по разным основаниям. Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые все способы выражения прямого объекта рассматриваются как ФСП контаминационного, смешанного типа, где микрополя выделяются не только на основе различий в объективной реальности, но и на основе различий в семантических формах мышления: на одних уровнях микрополя выделяются на базе разницы их конституентов в отражаемом содержании (и тогда ФСП прямого объекта выступает как поле с онтологическим расслоением), а на других уровнях – на базе разницы их конституентов в форме отражения одного и того же содержания (и тогда ФСП прямого объекта выступает как поле с гносеологическим расслоением). Таким образом, ФСП прямого объекта впервые рассматривается как система, также впервые описываются различные способы и средства выражения значения прямого объекта в свете учения о семантических формах мышления. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенная работа: 1.Позволяет представить разнообразные способы выражения прямого объекта в современном русском языке в виде целостной системы – языкового поля прямого объекта.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования на факультативных занятиях по русскому языку в школе, в рамках курсов русского языка и общего языкознания на филологических факультетах педагогических институтов и университетов, а также на спецкурсах и спецсеминарах. Кроме того, по образцу анализа языкового материала, осуществленного в работе, может проводиться анализ других функционально-семантических полей. Целью работы является всестороннее рассмотрение поля прямого объекта в современном русском языке. В связи с этим предполагается решение следующих задач: 1. Определить тип ФСП прямого объекта в современном русском языке. 2. Установить принципы распределения конституентов ФСП прямого объекта по микрополям (МП). 3. Проанализировать специфику классификации конституентов микрополей каждой степени по микрополям последующей (более низкой) степени: конституентов микрополей первой степени по микрополям второй степени, конституентов микрополей второй степени по микрополям третьей степени, конституентов микрополей третьей степени по микрополям четвертой степени и т.д. 4. Выявить, какие из двенадцати параметров семантических форм мышления являются релевантными для ФСП прямого объекта. 5. Рассмотреть языковые средства выражения конституентов микрополей ФСП прямого объекта в русском языке. 6. Определить доминанту и периферию ФСП прямого объекта. Объектом исследования являются синтаксические конструкции, выражающие значение прямого объекта. В качестве предмета исследования выступают отношения, возникающие между компонентами таких конструкций. Основным методом исследования является индуктивный метод: проводятся наблюдения над определенными языковыми фактами, которые затем систематизируются и теоретически интерпретируются. Кроме того, методы исследования включают собственно-описательный метод и компонентный анализ, метод лингвистического наблюдения. Для выделения поля как группировки использовалась полевая методика структурирования. В работе большое место занимает прием классификации анализируемого материала, проводится сопоставительный анализ. Также привлекался метод трансформационного анализа, т.е. мы преобразовывали синтаксическую структуру с одной семантической формой в другую синтаксическую структуру с другой семантической формой с сохранением единого типового значения. На защиту выносятся следующие положения:
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в виде докладов на Всероссийской межвузовской конференции «Активные процессы в современном русском языке» (Таганрог, 2006 г.); Международной научной конференции «Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков» (Таганрог, 2007 г.); 5-ой Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь XXI века – будущее Российской науки» (Ростов, 2007г.); III Международной межвузовской конференции «Язык. Дискурс. Текст» (Ростов, 2007 г.), а также на ежегодных студенческих конференциях ТГПИ (2004 – 2005 гг.) и конференциях молодых преподавателей и аспирантов ТГПИ (2006 – 2009 гг.). Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы (164 наименования). Во введении дается обоснование актуальности работы и ее новизны, говорится о теоретической и практической значимости исследования, приводятся положения, выносимые на защиту. В первой главе – «Теоретические основы исследования» – представлен обзор и анализ литературы по данной теме, описывается история вопроса. |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном... Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса... | ![]() | Рассказ учителя на русском языке сопровождается показом слай Цель: Продемонстрировать информационно-рецептивный метод работы со страноведческим материалом на уроках немецкого языка путём прямого... |
![]() | Латинские заимствования в современном русском литературном языке (дипломная работа) | ![]() | Историзмы, не вышедшие из употребления в современном русском языке Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) |
![]() | Исследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая) Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном... | ![]() | Статьи и фио авторов на русском языке В целях повышения эффективности обучения аспирантов руководством лаборатории было принято решение о создании базы реферативных материалов... |
![]() | Семантическое поле пословиц и поговорок, характеризующих личность Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | ![]() | Основные публикации Г. В. Беляковой Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке: монография. –... |
![]() | Основные публикации Г. В. Беляковой Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке: монография. –... | ![]() | Объемом до двух печатных листов для докторской и одного листа для... ... |
![]() | Реферат Требования к ученическим рефератам В современном русском языке понятие реферат (от лат refero — докладываю, сообщаю) трактуется в двух значениях | ![]() | Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Структура и семантика... ... |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с наиболее распространёнными английскими заимствованиями в современном русском языке, их лексическим значением, произношением... | ![]() | Урок №1. Тема: «Введение в информатику» Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302... |
![]() | Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ![]() | Г. Томск, ул. Бирюкова, 22, телефон: 8 (38-22) 67-88-78, факс: 8... Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302... |