Краткое содержание статьи





Скачать 123.61 Kb.
НазваниеКраткое содержание статьи
Дата публикации03.01.2015
Размер123.61 Kb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > Литература > Краткое содержание
Черепанова Л.В., Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. – 2006. - №5. – с.46 - 50
Ключевые слова:

метод учебного проектирования, проектная парадигма, компетентностный подход, созидательно-ориентированный стиль мышления, управление учебным процессом, основные признаки метода проектов.

Краткое содержание статьи:

Метод проектов в российской и зарубежной педагогике и лингводидактике известен с прошлого века. О занятиях по методу проекта, на которых ученики работают над намечаемыми для них заданиями и в определенный срок отчитываются о выполнении рабо­ты, писали как отечественные (А.В.Текучев, С.Т. Шацкий и др.), так и зарубеж­ные ученые (Дж. Дьюи, С. Френе и др.). Современный этап характеризуется пе­реосмыслением данного метода в усло­виях модернизации образования, его дальнейшей разработкой и внедрением в практику обучения.

Метод проектов представляет собой такую организацию учебно-познава­тельной деятельности школьников, в ре­зультате которой ученики создают про­ект, являющийся результатом детальной разработки ими какой-либо теоретичес­ки или практически значимой пробле­мы, ее описания и решения. В основе данного метода лежит развитие позна­вательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информаци­онном пространстве, а также критичес­кого мышления.

Стержнем проектной деятельности является проблема, значимая для учени­ка, на решение которой направлена ис­следовательская деятельность школьни­ков. Он должен самостоятельно и/или с помощью учителя определить цель и за­дачи деятельности над проектом, ре­шить, какие знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности ему понадобятся для решения проблемы, что и в какой последовательности он дол­жен сделать, как и когда проконтролиро­вать и в случае необходимости откоррек­тировать собственную деятельность.

Метод проектов позволяет развивать у школьников в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетентности. Проектная деятельность учит школьников:

  • самостоятельно приобретать знания;

  • использовать приобретенные знания для решения новых практических и познавательных задач;

  • вырабатывать на основе освоенных приемов исследовательской деятельности собственные когнитивные стратегии, в основе которых лежат развитые уме­ния и навыки регуляции учебно-позна­вательной деятельности.

Кроме того, в процессе проектной де­ятельности происходит формирование ценностных ориентации и мотивов по­знавательной деятельности.

Этапы работы над исследователь­ским проектом включают в себя:

  1. Определение проблемы, цели и за­дач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы.

  2. Выдвижение гипотезы исследова­ния.

  3. Определение и обсуждение мето­дов исследовательской деятельности.

  4. Определение способов оформле­ния результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчет и др.).

  5. Сбор, обработку, анализ и система­тизацию источников исследования проблемы, полученных данных.

  6. Подведение итогов, оформление результатов исследования.

  7. Презентацию исследовательского проекта в выбранной форме.

  8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проб­лем исследования.


На первом этапе необходимо актуа­лизировать опорные в данной деятельно­сти понятия. К ним относятся:

    • проблема исследования,

    • цель, задачи деятельнос­ти,

    • гипотеза, метод, план, выписки.


Проблема исследования — требующий решения вопрос, который возникает тогда, когда имеется противоречие.

Цель — желаемый результат деятельности, достигнутый за определенный промежу­ток времени.

Задачи — желаемые результаты дея­тельности, конкретизирующие цель и указы­вающие на то, в каком направлении должно быть проведено исследование.

Гипотеза — это предположение, которое формулируется с целью последующей проверки.

Метод — совокупность (набор) способов и приемов исследования, проверки гипотезы.

Используются методы: анкетирование, опрос, анализ (литературы, состояния), на­блюдения, беседа.

Формы отчета о результатах исследова­ния: доклад, реферат, исследовательская ра­бота, презентация, творческий отчет. (Доклад — развернутое сообщение на опреде­ленную тему, которое содержит новые для ау­дитории сведения научного характера. Рефе­рат — жанр вторичного текста, в котором полно и вместе с тем кратко изложено содер­жание исходных текстов. Реферат отвечает на вопрос: какая информация излагается в исходном тексте? Исследовательская работа — вид текста научного стиля, в котором описа­ны теоретические положения, определившие гипотезу, цели, задачи и направления иссле­дования, описание эксперимента и выводов. Презентация — представление в устной форме исследовательского проекта с целью озна­комления слушателей с результатами и выво­дами исследования. Отчет — речевое произведение, содержащее информацию об ито­гах, результатах, выводах исследования.)

План работы — программа действий, приводящая к решению цели и задач, провер­ке гипотезы.

Выписки — дословная или документаль­но точная запись частей текста.
На втором этапе составляется план работы над исследовательским проек­том. Хорошо, если план работы над ис­следовательским проектом будет отно­ситься с этапами деятельности. (Напо­мним, что психологами, в частности А.Н.Леонтьевым, выделены следующие фазы деятельности: 1 — фаза ориенти­ровки, 2 — планирования деятельности, 3 — реализации деятельности, 4 — фаза контроля.)
План действий на фазе ориентиров­ки.

  1. Определи проблему исследования.

  2. Сформулируй цель работы,

  3. Исходя из цели, определи задачи работы над проектом.

  4. Сформулируй предварительную ги­потезу.

  5. Реши, какими методами ты будешь пользоваться, чтобы проверить выдвину­тую гипотезу.

  6. Определи, в какой форме ты изложишь результаты исследования.


План действий на фазе планирова­ния.

  1. Составь план исследования, исходя из цели, задач и выдвинутой гипотезы.

  2. Собери литературу, в которой рас­смотрена твоя проблема.




  1. Прочитай и сделай необходимые выписки.

  2. Составь (если необходимо) вопросы анкеты, беседы.


План действий на фазе реализации.

  1. Систематизируй собранные материалы.

  2. Проанализируй анкеты, записи бесед, данные наблюдений.

  3. Составь план оформления результатов исследования (доклада, реферата и т.д.).

  4. Оформи результаты исследования.


План действий на фазе контроля.

  1. Соотнеси получившийся текст с требованиями, которым такой текст дол­жен соответствовать.

  2. Определи, соответствует ли создан­ный тобой текст требованиям. Если нет, то попробуй понять, какие требования, предъявляемые к текстам избранного то­бой жанра, не соблюдены.

  3. Внеси исправления и дополнения.


Приведем пример исследовательско­го проекта по проблеме «Жаргонизмы в речи школьников».

I. Этап ориентировки.

1. Проблема исследования: жаргонизмы в речи школьников.

2. Цель работы: проанализировать речь современных школьников (в частности, учащихся Лицея при Забайкальском гос. пед. Университете) с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов.

3. Задачи работы над проектом:

  • определить понятия «жаргон» и «арго» и сопоставить их;

  • определить, выделить и описать функции и разновидности жаргона;

  • провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделить:

    • круг наиболее употребительных жаргонных слов,

    • частотность употребления жаргонизмов,

    • причины употребления лицеистами жаргонизмов.

4. Предварительная гипотеза: жаргониз­мы — часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с же­ланием выделиться среди людей, быть совре­менными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

5. Методы: чтение и анализ литературы, анкетирование, опрос, анализ анкет.

6. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка, а затем на конференции.
II. Фаза планирования.

1. План исследования:

  • Выявить, как определяют жаргон и арго толковые словари.

  • Сравнить их определения и определить, есть ли между жаргоном и арго разница. В чем она состоит.

  • Прочитать литературу по теме и выде­лить:

    • функции жаргона,

    • истоки жаргона,

    • виды жаргонов.




      • Составить вопросы для анкеты.

      • Провести анкетирование.

      • Проанализировать анкеты.

      • Составить план доклада.

      • Оформить исследование в форме до­клада.


2. Литература. (15 названий — пособия по культуре речи, словари, журнальные статьи.)

3. Выписки. (Статьи «Жаргон» и «Арго» из словарей и справочников.)

4. Анкета:

1) Напишите известные вам жаргонные слова.
2) Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
3) Для чего вы их употребляете (нужное подчеркнуть)?

а) считаете, что модно, современно;

б) нуж­ны в речи для связи слов;

в) помогают преодо­леть недостаток слов в моей речи;

г) делают речь понятнее для друзей;

д) что-то другое (на­пиши свой вариант).
4) Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?

а) да; б) нет; в) не думал об этом.
5) Стараетесь ли вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?

а) да; б) нет; в) не думал об этом.
6) Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи (нужное подчеркнуть)?

а) да; б) нет; в) иногда, в разных случаях; г) не думал об этом.
III. Фаза реализации (создание текста доклада).
План

    1. Введение (цель работы, задачи исследования).

    2. Жаргон — социальная разновидность речи. Понятие «жаргон». Языковые функции жаргона. Истоки жаргона. Виды жаргонов.

    3. Лингвистическое исследование речи лицеистов.

    4. Цель анкетирования.


Вопросы анкеты.

Анализ ответов учащихся лицея при ЗабГПУ.
Выводы.

1. Выбор темы исследования обусловлен желанием выделить на основе изученной ли­тературы истоки такой разновидности языка, как молодежный жаргон, собрать, записать и определить значение малоизученной лекси­ки молодежного сленга, многие слова и выражения которого поражают своей яркостью, точностью и остроумием. Цель работы за­ключалась в анализе речи современных школьников (в частности учащихся лицея ЗабГПУ) с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргониз­мов.
2. Для этого нам необходимо было решить следующие задачи:

  • определить понятия «жаргон» и «арго» и сопоставить их;

  • определить, выделить и описать функ­ции и разновидности жаргона;

  • провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделить:

    • круг наиболее употребительных жаргонных слов,

    • частотность употребления жаргонизмов,

    • причины употребления лицеистами жаргонизмов.

3. Для решения поставленных задач нами было проведено анкетирование учащихся ли­цея ЗабГПУ.

3.1. Целью проведения анкетирования послужило следующее:

  • определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи;

  • определить мотивы употребления жар­гонизмов в речи;

  • определить отношение лицеистов к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;

  • выявить наличие или отсутствие стрем­ления обойтись без жаргонизмов.


Для этого в анкету были включены следующие задания (приведены).

Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространенные жаргонизмы:

существительные: лох, чувак, канарей­ка, кукушка, чайка, улитка, мышь, овца, олень, чмо, черт, чайник, тип, тормоз, косяк, пыхча, филки, бабки, видак, телик, ящик, цибара, главняк, тема, шняга, лажа, прикид, хата, хавчик гон, замут, прикол;
глаголы: отвянь, отвали, отсыхай, осади, не свисти, гонишь, точить, рубать, хавать, колбаситься;
наречия: яшшпяк, клево, потрясно, офигенно, лафа, зашибись, мощно, угарно, сто пудова, басяво, прикольно;
цельные словосочетания: базара нет, речи нет, шнурки в стакане, я не в курсе.
Анализ значения жаргонизмов помог вы­делить тематические группы слов:

  • наименования людей по родству (предки);

  • наименования людей по профессии (менты, легавые, училка, препод, дирик, классуха, поломойка, зав. складом);

  • бытовая техника (видак, телик, ящик);

  • пища и процесс ее поглощения (хавчик, точить, рубать, хавать);

  • обозначения людей по качеству их характера (канарейка, кукушка, чайка, улитка, мышь, овца, олень);

  • сигареты, наркотики (косяк, пыхча, ци­бара);

  • деньги (филки, бабки, мани, зеленые, пятихатка);

  • состояние, оценка (ништяк, клёво, по­трясно, офигенно, лафа, зашибись, мощно, угарно, басяво, прикольно, шняга, лажа).


33% лицеистов наиболее часто употреб­ляют, как видно из анкет, слова лох и чувак,

31% — ништяк, клёво, потрясно, офигенно, лафа, зашибись, мощно, угарно,

26% — кукуш­ка, канарейка, чайка, улитка, мышь, овца, олень.
Как показывают наши наблюдения, в жаргоне современного лицеиста много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист.
На вопрос, для чего употребляются лице­истами жаргонизмы, были получены следую­щие ответы:

45% учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее друзьям;

15% — не задумывались об этом;

14% — счи­тают, что это модно, современно,

11% — нуж­даются в них для связки слов;

9% отвечали, что жаргонизмы помогают им преодолеть не­достаток в речи.
Таким образом, анализ отве­тов позволил подтвердить положения, дан­ные в работах исследователей, о том, что ос­новная причина появления молодежного жаргона состоит в желании, создав «свой» язык, организовать общение среди сверстни­ков, входящих в ряд своих. Они пишут, что жаргон засоряет речь, но «в минуты жизнен­ных неурядиц ничего приличного на ум не приходит. На нем (жаргоне) легче высказать­ся», «Жаргон нужен молодежи, чтобы об­щаться на своем языке и отличаться от взрос­лых», «Нужен для разнообразия. Если все бу­дут говорить на правильном, литературном языке, то будет даже скучно».

На вопрос о том, смогли бы они обойтись без жаргона, большинство — 35% ответили положительно, 21% — даже не задумывались об этом и 17% — не смогли бы. Однако 31% лицеистов стараются не употреблять жаргон­ных слов в своей речи, 29% — не стараются их избегать и 19% — не думали об этом.

Это свидетельствует о том, что молодеж­ный жаргон для ребят — временное явление. Став взрослыми, многие из них наверняка за­будут эти слова и не будут их употреблять в своей речи.

На вопрос: «Нужны ли жаргонизмы в ре­чи?» — 54% лицеистов считают, что нужны иногда, в разных случаях, 17% —уверены, что нужны. 9% считают, что вообще не нужны и 5% — не думали об этом. Эти данные подтвер­ждают уже сделанные выводы о том, что мо­лодежный жаргон является средством утвер­ждения молодежи б жизни, он вызван стрем­лением создать свою, похожую на взрослую жизнь.
4. Нами отмечена следующая особенность лексики молодежи. Значительную часть ее составляют слова воровского арго. Напри­мер: бабки, базар, базарить, беспредел, по фене ботать, вакса, в масть, в натуре, хавка, туфта, туши свет и многие другие. Причи­на такого «увлечения» воровской лексикой, по-видимому, в следующем: во времена ста­линских репрессий в составе многомиллион­ного населения лагерей побывали и недавние инженеры, и советские служащие, и артис­ты, и врачи, и ученые, и журналисты, воров­ской жаргон стал распространенным тюремно-лагерным языком, известным всей стране. Кроме того, этот жаргон нашел отражение и в литературе: в произведениях А.Солжени­цына, В.Шалимова, С.Довлатова, В.Высоцко­го. Может быть, поэтому существует «пере­сечение» воровского и молодежного арго.

Без сомнения, большая часть молодого по­коления не осознает истоков возникновения некоторых слов, употребляемых ими в речи.

Мы сами удивились большому числу знакомых слов и выражений в словаре воровского языка; до начала работы над рефератом мы над этим не задумывались.

Несмотря на то что К.С.Горбачевич счита­ет увлечение жаргонными словами «детской болезнью», существует опасная тенденции жаргонизировать литературный язык. Оче­видно, надо формировать у современной мо­лодежи высокую культуру речи. Как считает С.И.Ожегов, «высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно пе­редать свои мысли средствами языка. Пра­вильной речью называется та, в которой со­блюдаются нормы современного литератур­ного языка. Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она за­ключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее вы­разительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая), и, следова­тельно, стилистически оправданное».
IV. Фаза контроля.

На этом этапе сопоставлялись цель, зада­чи, гипотеза, план работы над проектом с ре­зультатом (текстом доклада) и вносились не­обходимые поправки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткое содержание статьи iconКраткое содержание. Краткое содержание. 3
Многоуровневая структура эталонной модели iso osi и стека протоколов tcp/IP. 13
Краткое содержание статьи iconКраткое содержание тем учебной дисциплины «Гражданское право»
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные...
Краткое содержание статьи iconR жанр : romance, fluff Предупреждение : Краткое
Краткое содержание: Иногда, что бы не упустить свое счастье, очень полезно присмотреться к своему врагу…
Краткое содержание статьи iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...
Краткое содержание статьи iconКраткое содержание проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных...
Краткое содержание статьи iconСтатьи об оккультизме (1) содержание содержание 1

Краткое содержание статьи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация (резюме, конспект) – это краткое изложение основного содержания книги, статьи, научного исследования и пр
Краткое содержание статьи iconРеферат краткое изложение содержания книги, статьи, исследования,...
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азъ, 1996. С. 665
Краткое содержание статьи iconТребования к оформлению материалов
Объём статьи – до 10 страниц. Принимаются статьи на русском, иностранных и национальных языках. Информация об авторах, аннотация...
Краткое содержание статьи iconПредлагаем Вам разместить статьи в научно-практическом журнале «Управленческое...
Автор(-ы) представляет в редакцию: распечатанный экземпляр статьи, подписанный автором, а также электронную версию статьи в формате...
Краткое содержание статьи iconРекомендации по оформлению и написанию рефератов
Реферат (от лат rеfеrо "сообщаю") краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких...
Краткое содержание статьи iconКраткое содержание Труд
Мониторинг сми модернизация профессионального образования Март август 2011г
Краткое содержание статьи iconКак правильно написать реферат
Реферат (от лат rеfеrо "сообщаю") краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких...
Краткое содержание статьи icon3. Краткое содержание дисциплины
Аннотации программ учебных дисциплин подготовки бакалавра по направлению 110500. 62 «Садоводство»
Краткое содержание статьи iconКраткое содержание
Спб гбоу спо «Медицинский техникум №9» Календарно-тематический план по дисциплине/разделу
Краткое содержание статьи iconРеферат Этапы работы над рефератом
Реферат (от лат rеfеrо "сообщаю") краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск