Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов





Скачать 121.91 Kb.
НазваниеУдмуртская драматургия 1920–1950-х годов
Дата публикации08.01.2015
Размер121.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
История удмуртского театра и драматургии
Цели освоения дисциплины:

Углубление знаний студентов о путях развития удмуртской драматургии и роли творческих индивидуальностей в формировании театрального искусства. Осмысление вклада каждой личности в развитие удмуртской драматургии.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла программы (М2. ВР.05).

Содержание
Тема 1. Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов.

И. Гаврилов, А. Сугатов, А. Эрик о проблемах драматургии и театрального дела.

«Драматургия удыс – асьмелэн ляб интымы. Драматургия ласянь нимаз ужпум пуктэмын. Та ужез чурт-чурт оръяно, умой-умой вераськоно. Драматургиез жутон уж удмурт театр кылдытон ужен герзаськемын. Мур-мур идейно, выли чеберлыко удмурт пьесаос асьмелы кулэ…» [Гаврилов И. Умоесь спектальёс возьматон понна, умоесь пьесаос кулэ // Удмурт коммуна. 1933. №1] («Драматургия – наше слабое место. Насчет драматургии поставлен отдельный вопрос. Эту работу не надо оставлять в стороне. Драматургия сильно связана с развитием театра. Мы нуждаемся в хороших пьесах…»). Автор продолжает: «Удмурт театр жутиське. Ужасьёс но колхозникъёс культура ласянь азьланьско. Театр ласянь кулэяськон уката кужмо будэ. Умоесь спектакльёс возьматон понна, умоесь пьесаос кулэ. Пьеса ке овол – театр но овол. Зуч кылысь берыкъям пьесаосын гинэ национальной театр уд кылдыты» («Удмуртский театр развивается. Рабочие и крестьяне поднимают свою культуру. Нужда в театрах становится сильнее и сильнее. Чтобы ставить хорошие спектакли, нужны хорошие пьесы. Нет пьесы – нет и театра. Только переведёнными пьесами удмуртский национальный театр не создашь»).

И. Гаврилов справедливо подчеркивает: «Драматургъёслы театрен кужмо герзаськоно, театрлэсь ужъёссэ валано. Театрен гинэ герзаськыса – драматургия удысэз кужмоятомы. Умоесь комедиос, драмаос, трагедиос асьмелы кклэ. Умоесь нылпи пьесаос кулэ. Удмурт драматургия удысэз кужмоятыса, удмурт театр кылдытон ужмес азинтомы» («Драматурги должны быть тесно связаны с театром. Только связь с театром сделает драматургию ещё сильнее. Нам нужны хорошие комедии, драмы, трагедии, пьесы для детей. Только усилив работу над драматургией, мы сможем поднять наш театр»).

Мысль о том, что театр и драматургия не отделимы, высказывает и А.Эрик. «Удмурт театр сярысь вераськыны кутсконо ке, нырысь ик удмурт драматургия сярысь вератэк уг луы. Таос одиг огзы куспын туж зол герзаськемын. Театрлы уго драматург материал сётэ. Соин ик, соослэн заслугаоссы яке сьолыкъёссы валче луо, куспазы люконо луо сое» [Эрик А. Театр, драматургия // Кылбурет удысын. 1934. № 4–5. С. 68] («Если говорить об удмуртском театре, сначала следует говорить об удмуртской драматургии. Они тесно связаны между собой. Именно драматург даёт материал для театра. Поэтому заслуги или потери у них общие, приходится делить на двоих»).

«Кельышлы пьесаос ке луысал, гуртъёсын умой гинэ спектакльёс, маскаръяськонъёс пуктылыны луысал… Удмурт театр пыр удмуртлэн улонэзлэсь ас кылыныз сычезэ-тачезэ умой-умой возьматыны луымтэ бере, мае удмурт театр шуод», – вопрошает А. Сугатов [Сугатов А.В. Гурт калыклы театр кулэ // Кенеш. 1929. № 5. С. 23] («Если бы были хорошие пьесы, в деревнях можно было бы ставить интересные спектакли… Если мы не можем на сцене показать жизнь удмуртского человека на его родном языке, что мы можем говорить об удмуртском театре?»). А.В.Сугатов считает, что удмуртский народ мало видел радостной и счастливой жизни, поэтому в пьесах должны преобладать смех и песни.

Корепанов Д. Пути и задачи драматургии // Ижправда. 1933. № 120.

Важные вехи в развитии драматургии и театрального искусства: открытие Удмуртского клуба (1923) и театральных курсов (1929). Конкурс пьес (1928). Драма М. Тимашева «Насьток» как лучшая пьеса.

Личность А.В. Сугатова. Как отмечает автор книги «Чашъем нимъёс» А.Г. Шкляев: «Александр Васильевич Сугатов удмурт театрез кылдытись адями шуим ке, чик но ум янгышалэ. Ачиз ик со режиссёр но, ачиз ик драматург но вал» [Шкляев А.Г. 1995: 233] («Если мы назовём Александра Васильевича Сугатова основоположником удмуртского театра, мы не ошибемся. Он был и режиссёром, и драматургом»).

Личность М.Н. Тимашева. Литература и театр в судьбе Тимашева, Тимашев в судьбе удмуртской драматургии и театрального искусства.

Тема 2. Тематика и проблематика драматических произведений 1920–1930-х гг. Типы героев и конфликтов. Жанровая специфика пьес.

Отображение в пьесах дореволюционного прошлого, пережитков старого уклада жизни. Революционная тема и тема борьбы за просвещение удмуртского деревенского народа, тема борьбы нового со старым, утверждение новой морали, конфликт «отцов и детей», социальное размежевание.

Художественные типы. Герой как борец против старого уклада жизни, как творец новой жизни. Герои-«маски».

Жанровая специфика пьес: социальная драма, социально-психологическая драма, революционная драма, политическая драма, героическая драма, драма просветительская, исторические трагедии, производственная драма, музыкальные драмы (мелодрамы), драмы-комедии (или комическая драма), водевиль.

Типология сюжетов. Возникающие между героями коллизии.

Просветительская сущность драматургии. Использование агитационно-плакатного способа обобщения.
Тема 3. Драматургия И.С. Михеева.

Пьесы драматурга как единый сюжет. Просветительская линия пьес. Своеобразие построения композиции. Типы героев и художественные средства их изображения.

К. Герд.

«Обладая острой наблюдательностью, тончайшим знанием народного быта и хорошей литературной техникой, И. Михеев дал яркие этнографические образы вотячек-знахарок, крестьян и учителей. В его пьесах выводится не только вотяцкий быт со всеми его положительными и отрицательными сторонами, но своеобразно трактуются и вопросы возрождения вотяков, разлагающее влияние буржуазно-мещанского русского города на деревенского вотяка; рисуются идеальные типы вотяцких учителей, врачей и агрономов; намечаются некоторые культурно-национальные идеалы вотяков в том освещении, в каком их представляет и видит сам автор» (Вотяцкая литература).
Тема 4. Свадебный сюжет в удмуртской драматургии 1920–1930-х гг.: «Насьток» М. Тимашева, «Удмурт сюан» А. Сугатова, «Сюртэм Карпа» К. Яковлева, «Сюан» В. Садовникова и др.

Поэтика свадебного сюжета. Роль и функции фольклорно-этнографического материала в пьесах. Мотив неравного брака.

«Тончайший лиризм и необыкновенная задушевность» драм М. Тимашева (К. Герд).
Тема 5. Поэтика пьесы П. М. Соколова «Бугыръяськисьёс» (1926)

Драматург как художественный исследователь исторической темы. Социально-политический конфликт – ведущий конфликт пьесы. Противостояние народа и власти.

Типажи героев: крестьяне (темный народ), учитель-просветитель, студент-агитатор, представители власти.

Язык пьесы. Народность языка.
Тема 6. Идейно-эстетическое своеобразие пьесы П. Федорова «Дунне бырон» (1927)

Синтез драматического и эпического в тексте. Развернутые ремарки. Проявление «я»-повествователя.

Система персонажей, их характеры и средства изображения. Характерность героев с физическим или умственным изъяном: «Кима – 50 арес, паллян пыдыз чут; Окыльна – 40 арес, палсин, Кималэн кышноез; Бико – 26 арес, Юрмашлэн пиез, пичи дыръяз сќриськем маке, чыртыез кырыж, тыбырыз потэмын, ялам серекъя; Пантелей Пантелеич – 38 арес, та гуртысь ик псаломщик, таизлэн но тыбырыз потэмын, ачиз лапег».

Многоплановость пьесы: «дуннелэн пумыз», «сьќлык», Инмар, антикрист (религ., апокалиптический план) – гром, солнечное затмение (природный план) – гром революции и гражданской войны (истор. план). Оппозиция: «вуж дунне» – «выль дунне» (старый мир – новый мир).

Многозначность названия пьесы: «дунне бырон» как крушение «старого мира», как точка отсчета рождения «нового мира».

Мотив «солнечного затмения» – «затмение» сознания героев.

Любовные отношения героев, перипетии любви в хаотичном мире. Сватовство в преддверии «конца света». Мотив неравного брака.

Параллель с рассказом Д. Пинь (Д. Баженов) «Дунне бырон».
Тема 7. Анализ идейно-художественной целостности пьесы К.С. Яковлева «Сюртэм Карпа» (1929).

Главный герой пьесы «Сюртэм Карпа». Народный тип. Нетрадиционная трактовка характеров в пьесе. Критические отзывы о пьесе.

Роль традиционного свадебного сюжета в пьесе. Этнографические реалии.

Любовный треугольник: Митрафан – Оля – Емельян; Оля – Емельян – Граня. Любовная драма на фоне гражданской войны. Раздваивающийся герой.

Богатый, сочный язык пьесы.
Тема 8. Пьесы А. Жомбина (Жомбо Очей) в контексте удмуртской драматургии: «Сьќсьёс киулын» (1929), «Лакан выжы» (1930).

Автобиографическая (историко-документальная) основа пьесы «Сьќсьёс киулын». Острота социального конфликта.

Синтез комического и драматического в пьесе «Лакан выжы».

Традиционные сюжетные схемы в пьесах Жомбо Очея и их оригинальное развитие. Своеобразные приемы изображения героев. Женские образы Жомбо Очея в контексте удмуртской драматургии 1920–1930-х годов.
Тема 9. И.Г. Гаврилов-драматург.

Драматическое мастерство И. Гаврилова. Новый тип героев и конфликтов в его пьесах. Жанровое многообразие пьес.

Театр в судьбе И. Гаврилова.
Тема 10. В. Садовников-драматург.

Жанровое многообразие пьес В. Садовникова (музыкальная драма, комедия, водевиль): «Тыло вось», «Туганай но Зара», «Портмаськись туш», «Сюан», «Меч ярдурын» и др. Фольклорная основа пьес.







п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

практикум

С.Р.С.

1.

Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов


1

2

4




2.

Тематика и проблематика драматических произведений 1920–1930-х гг. Типы героев и конфликтов. Жанровая специфика пьес



1

6

2




3.

Драматургия И.С. Михеева


1

4

6




4.

Свадебный сюжет в удмуртской драматургии 1920–1930-х гг.: «Насьток» М. Тимашева, «Удмурт сюан» А. Сугатова, «Сюртэм Карпа» К. Яковлева и др.


1

4

4




5.

Поэтика пьесы П. М. Соколова «Бугыръяськисьёс» (1926)


1

2

2




6.

Идейно-эстетическое своеобразие пьесы П. Федорова «Дунне бырон» (1927)


1

2

2

Проверка конспектов

7.

Анализ идейно-художественной целостности пьесы К.С. Яковлева «Сюртэм Карпа» (1929)


1

2

2




8.

Пьесы А. Жомбина (Жомбо Очей) в контексте удмуртской драматургии: «Сьќсьёс киулын» (1929), «Лакан выжы» (1930)


1

2

2




9.

И.Г. Гаврилов-драматург


1

6

6




10.

В. Садовников-драматург




6

6

Проверка рефератов


Источники


  1. Баженова М. Быжйылъёс // Кенеш. 1930. №2 (33).

  2. Батуев П. Дезертирлэн вотамез. Сарапул, 1920. – 8с.

  3. Волков М.О. Кристос Батуев. Ньыль ёзо, сизьым суредъем пьеса: микрофильм. – Ижевск: Удкнига, 1927. – I мф.

  4. Герд К. Югыт сюрес вылэ: пьеса на вотском языке. «На светлую дорогу» К.П. Чайникова / Под. ред. Т.К. Борисова. Елабуга, 1919. – 24с.

  5. Герд К. Туно: шудон кык ёзэн. – Сарапул, 1920. – 20 с.

  6. Жомбин А.И. (Жомбо Очей). Сьосьёс ки улын (куинь ёзо, ньыль суредо шудон. Драма). Кузон кар: «Татиздат», 1929. – 54 с.

  7. Кедра Митрей. Нюръяськон. Веросъёс. Пьесаос. Ижевск, УАССР-ысь Госиздат, 1936. – 119с.

  8. Кедра Митрей. Идна-батыр: Ньыль ёзо трагедия. – Ижевск: Удкнига, 1926. – 55л.

  9. Курбатов И.А. Пеймытысь югытэ. (Куинь ёзо шудон). Ижкар: Удкнига, 1926. – 24с.

  10. Майоров Д.А. Онись // Майоров Д. Быръем произведениос. Ижевск, 1950. 163 с.

  11. Миронов А. Андан кужымен: Пьеса. М.:Центриздат, 1931. 111 с.

  12. Михайлова О.А. Ваня-большевик. (перевод Кузебая 1906Герда). Елабуга, 1920. – 20с.

  13. Михеев И.С. Эн лушка. Казань: Центральная типография,. – 4с.

  14. Михеев И.С. Удмурт дышетись. Муско: СССР утемысь вань калыкъёслы книга поттонни. Удмурт секция, 1924. – 26с.

  15. Михеев И.С. Удмуртъёслэн революци потон азьын улэмзы (куинь ёзо шудон). – М.: Центр. Изд-во народов СССР, 1925. – 39с.

  16. Полевой А. Марьялэн быземез (шудон одиг действиен – волшебная флейта). Пьеса. – Глазов, 1921. – 15с.

  17. Соколов П.М. Бугыръяськисьёс: ньыль ёзо, вить картинаен шудон. – Ижевск, 1926. – 35с.

  18. Сугатов А.В. Висён (шудон-пьеса). Ижевск: Удкнига, 1927. – 35с.

  19. Сугатов А.В. Удмурт сюан: Кузон палась удмуртъёслэн сямзыя верамын: ньыль ёзо вить суредэн шудон-пьеса. – Ижевск: Удкнига, 1928. – 49с.

  20. Тимашев М.Н. Насьток: Куинь ёзэн шудон (мелодрама). – Ижевск: Удкнига, 1929. – 38с.

  21. Тимашев М.Н. Выль улон лэсьтисьёс: Пьеса. – Ижевск, 1926. – 16с.

  22. Тимашев М.Н. Иванов: Водевиль // Шкляев А.Г. Чашъем нимъёс.- Ижевск, 1995. – с.178-186.

  23. Фёдоров П. Дунне бырон (кык ёзо шудон-пьеса). – Ижевск: Удкнига, 1927. – 40с.

  24. Яковлев К.С. Сюртэм Карпа (пьеса в трёх действиях). – Ижевск: Удкнига, 1929. 50с.


Литература


  1. Березарк И. Двадцать лет советской драматургии // Русская советская литературная критика. М., 1983.

  2. Богомолова З.А. Опалённый подвиг батыра. Жизнь и творчество Кедра Митрея. Ижевск, 2005.

  3. Васильев С.Ф., Шибанов В.Л. Под тенью Зэрпала. Т.1. Ижевск, 1997. – 304с.

  4. Вишневский Вс. Советская драматургия // Русская советская литературная критика. М., 1983.

  5. Владимиров С.В. Действие в драме. Изд-во «Искусство». Ленинградское отделение, 1972. – 160с.

  6. Владимиров С.В. Драма, режиссёр, спектакль. Л.: «Искусство», 1976. – 224с.

  7. Волькенштейн В. Драматургия. М.: «Советский писатель», 1960. – 338с.

  8. Гаврилов И. Умоесь спектальёс возьматон понна, умоесь пьесаос кулэ // Удмурт коммуна. 1933, №1.

  9. Громова М.И. Русская драматургия конца XX – начала XXI века: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. 368 с.

  10. Горбушин М.В. Удмурт литература. Ижевск, 1945.

  11. Горбушин М.В. Удмурт литература. Семилеткаослы но педучилищеослы юрттэт. Ижевск, 1949.

  12. Гуськов Н. От карнавала к канону: русская советская комедия 1920-х годов. СПб., 2003.

  13. Домокош П. История удмуртской литературы / Перевод с венгерского В.Васовчик. – Ижевск: Удмуртия, 1993. – 448 с.

  14. История удмуртской советской литературы: В 2 т. – Устинов: Удмуртия, 1987. – Т.1. – 252 с.

  15. История удмуртской советской литературы. Т.2. Ижевск, 1988.

  16. Канунникова И.А. Русская драматургия XX века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. 208 с.

  17. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971.

  18. Козлова С. Парадоксы драмы и драма парадоксов. Поэтика жанра драмы 1950–1970-х гг. Новосибирск, 1993.

  19. Луначарский А.В. О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2 т. М., 1958. Т. 1. С. 493.

  20. Оснос Ю. В мире драмы. М.: Сов. Писатель, 1971. 408 с.

  21. Парадокс о драме. Перечитывая пьесы 1920–1930-х годов. М.: Наука, 1993.

  22. Писатели Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Составитель А.Н.Уваров. Ижевск: Удмуртия, 1989. – 464с.

  23. Сугатов А.В. Гурт калыклы театр кулэ // Кенеш. 1929. №5.

  24. Удмурт литература. Учебное пособие для 9–10 классов. Ижевск: «Удмуртия» Изд-во, 1977.

  25. Фролов В. Судьбы жанров драматургии (анализы драматических жанров в России XIX в.). М.: Изд-во «Сов. писатель», 1979. – 423с.

  26. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М.: Искусство, 1978. 240с.

  27. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). Изд-во Московского университета, 1986. – 260с.

  28. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е.Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш шк., 2002. – 437с.

  29. Шкляев А.Г. На подступах к реализму. Удмуртская литература, литературное движение и критика в 1917–1934 годах. – Ижевск: Удмуртия, 1979. 168с.

  30. Шкляев А.Г. Чашъем нимъёс: Репрессия улэ шедем писательёс сярысь. Соослэн кылбуръёссы, веросъёссы, пьесаосы, статьяоссы. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – 448с.+вкл.

  31. Эрик А. Театр, драматургия // Кылбурет удысын. 1934. №4-5.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconЭлектронное издание монографии «История репрессий в Нижнетагильском...
Электронное издание состоит из 2-х блоков: 2-х страниц формата pdf с оглавлением, оформленном в виде гиперссылок
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconСоветское государство и право в годы Гражданской войны (1918–1920 гг.)
Государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х – середина 1960-х гг.)
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconРабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской литературы
Целью освоения дисциплины является формирование у студента представлений об особенностях развития удмуртской литературы в 1917/1920-1950-е...
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconРеферат на тему: Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки...
Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х начале 1950-х
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconПлан Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический...
Социально-экономическая политика Советского государства в конце 1920-х 1930-е годы
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconДоклад по мировой экономике на тему: Новые индустриальные страны:...
Тайваня, и в течение 1950-х годов доля США в инвестировании промышленности острова составляла 25%. от всех вложенных средств. К 1965,...
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconРоссийский политический процесс первой четверти ХХ века в идейном...
Охватывают первую четверть ХХ столетия: с 1905 года – по начало 1920-х годов. В этот период российский политический процесс принял...
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconОбеспечение боу ур "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда " № п/п
Материально-техническое обеспечение боу ур "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда "
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconЖенская драматургия Серебряного века / сост., вступ ст и коммент. М. В. Михайловой

Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconИстория развития информатики
В развитии вычислительной техники обычно выделяют несколько поколений эвм: на электронных лампах (40-е начало 50-х годов), дискретных...
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов icon1 История развития информатики
В развитии вычислительной техники обычно выделяют несколько поколений эвм: на электронных лампах (40-е-начало 50-х годов),дискретных...
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconФ. И. О. заместителя заведующего по воспитательной работе
Юридический адрес: 426050, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Дзержинского, 18
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconИсторико-культурный музей-заповедник ур «иднакар»
Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, 27, тел. 3-55-33, e-mail
Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconУдмуртская Республика Можга Фирма: прайд (филиал) Телефон адрес:...

Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconЛыжная школа Спирит 1950 Информация для записи на курсы

Удмуртская драматургия 1920–1950-х годов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Быт и нравы русской провинции в пьесе «Бесприданница». Поздняя драматургия А. Н. Островского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск