«Экология слова»





Скачать 48.66 Kb.
Название«Экология слова»
Дата публикации09.01.2015
Размер48.66 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
«Экология слова»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Экология слова» основана на утверждении мысли о взаимовлиянии красоты окружающего мира и прелести русской речи. Ни для кого не секрет, что в современном обществе вопрос о «чистоте» языка стоит очень остро. Экология слова – это путь к чистоте души. Потому сегодня очень важно убеждать учащихся, что грамотное владение родным языком – показатель уровня их образованности, духовности и нравственности. Чистоте родного языка нужно учиться. На это и направлен элективный курс «Экология слова», в котором на примере некоторых произведений русских поэтов и писателей XIX века рассматривается богатство языка классической русской литературы. Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания учащихся на сложном материале художественного текста, на образах-персонажах и их речи.

Тесная связь русского языка и литературы предполагает не только полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения, но и даёт возможность воспитать в себе любовь к слову, развивает желание приобщиться к прекрасному в языке и мире, желание сохранить, вернуть то лучшее, что присуще речи эстетически воспринимающего жизнь человека.

Цели элективного курса: обеспечение расширения у учащихся

лингвистического кругозора, формирование

языкового вкуса, повышение культуры владения языком,

совершенствование умений и навыков общения в

социально-культурной сфере.

Задачи элективного курса:

  • Наблюдение над особенностями языка в художественном произведении.

  • Углубление знаний о языке как полифункциональной системе.

  • Убеждение в том, что любовь к родному языку – составная часть патриотизма.

  • Расширение знаний учащихся о том, что слово – это средство создания словесно-художественного образа, способ обогащения нравственно-

эстетического опыта, возможность развития представлений о прекрасном

в языке и мире.

Приёмы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием: медленное чтение, погружение в языковую стихию текста; оценка мастерства речевой характеристики; размышление о национальной специфике русских слов-понятий; анализ изобразительно-выразительных средств русской речи, авторских находок; изучение словаря поэта, писателя; сочинение собственных произведений; реферат; исследовательская работа; целенаправленные выписки из текста произведения; творческая работа в жанре эссе, интервью, репортажа, зачётная работа.

Основные умения и навыки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Изобразительно-выразительные средства русской речи.

  2. Нормы современного русского литературного языка.

  3. Особенности языка классической русской литературы XIX века.

  4. О языке писателя (поэта), о языке произведения.

  5. Основные понятия, определения, термины, связанные с темой элективного курса.

Учащиеся должны уметь:

  1. Читая, погружаться в языковую стихию текста.

  2. Оценивать речевое мастерство автора в художественном произведении.

  3. Анализировать изобразительно-выразительные средства русской речи.

  4. Составлять и изучать словарь поэта, писателя.

  5. Сочинять собственные произведения.

Содержание программы элективного курса «Экология слова».

Введение. Значение слова. Язык любого народа – исторический аккумулятор его культуры. Литературный язык как память Слова. Русский язык, его речевая культура. Общая культура человека и его «речевое поведение». Речевая деятельность человека с учётом его социального и возрастного статуса. Культура речи в экологическом аспекте.

Современная болезнь – языковой дальтонизм.

Всякое потерянное слово – потерянный мир. Любовь к языку, как и любовь к природе, -- составная часть патриотизма.

Русская классическая литература XIXв. Поиски слова поэтами и писателями «золотого» века. «Слово поэта – суть уже его дела». (А.С.Пушкин.)

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Отражение в комедии горячего протеста автора против засорения русского языка иностранными выражениями. Мастерство Грибоедова как знатока живой русской речи. Крылатые выражения. Характеристика речи персонажей. Использование приёмов ораторской речи.

А.С.Пушкин – создатель единого национального русского языка. Лирика. Художественные средства, передающие силу, глубину, гармонию, драматизм чувства и своеобразие личности его носителя, музыка стиха. Стилистическая роль архаизмов.

Роман «Евгений Онегин». Язык и стих романа: лексика, обороты речи, используемые при характеристике героев, психологические понятия в контексте романа.

Словарь языка Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. «Живые» слова поэзии Лермонтова. Язык поэта в оценке Ф.М.Достоевского, В.Г.Белинского. Язык романа «Герой нашего времени»: бытовые просторечия в языке Максима Максимыча, в языке Печорина и автора. Особенности лексики и синтаксических структур при создании портрета героя.

Учебно-тематический план

№ урока

Кол-во часов

Тема занятия

Форма урока

1

1

Введение. Значение слова. Язык любого народа – исторический аккумулятор его культуры.

Лекция

2-3

2

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Отражение в комедии горячего протеста автора против засорения русского языка иностранными выражениями. Мастерство Грибоедова как знатока живой русской речи.

Чтение. Изучение. Анализ. Исследование.

4-6

3

А.С.Пушкин – создатель единого национального русского языка. Роман «Евгений Онегин». Язык и стих романа. Словарь языка Пушкина.

Чтение. Изучение. Анализ. Исследование.

7-8

2

М.Ю.Лермонтов. «Живые» слова поэзии Лермонтова. Язык поэта в оценке Ф.М.Достоевского, В.Г.Белинского. Язык романа «Герой нашего времени».

Чтение. Изучение. Анализ. Исследование.

9

1

«Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г.Р.Державин). «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку» (Н.В.Гоголь).

Эссе, работа реферативного типа, доклад.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.,1993.

  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

  3. Культура русской речи / под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяевой. – М., 1998.

  4. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе: в 5 т. – М., 1997.

  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  6. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. – М., 2001.

  7. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М., 1999.

  8. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Экология слова» iconПрограмма художественной направленности «Экология слова»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экология слова» основана на авторской программе Л. Н. Щукиной
«Экология слова» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
«Экология слова» iconРеферат Отчет 26 с., 7 ч
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, учебный...
«Экология слова» iconТитов Г. А.*, Гогмачадзе Г. Д.*, Волощенко В. С.**, Синиговец М. Е.*, Эзрохин Л. М.*
Ключевые слова: экология плодородия почвы, баланс элементов питания, органические и минеральные удобрения
«Экология слова» iconРеферат к отчету
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы, фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, консортивные...
«Экология слова» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
«Экология слова» iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экология слова» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
«Экология слова» iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
«Экология слова» iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экология слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся знакомятся с понятиями слово часть слова( слог),звук.; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, делить...
«Экология слова» iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
«Экология слова» icon«Экология»
По дисциплине «Экология» Для специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная
«Экология слова» iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...
«Экология слова» iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
«Экология слова» icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск