Североморская городская станция юных техников





Скачать 109.92 Kb.
НазваниеСевероморская городская станция юных техников
Дата публикации23.01.2015
Размер109.92 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СЕВЕРОМОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

(город Североморск, Мурманская область)

РЕФЕРАТ

«ЧУДО РУССКОЙ МАТРЁШКИ»

Выполнила: Щучка Марина (12 лет),

обучающаяся объединения «Дизайнер».

Педагог: Волкова Наталья Ивановна.

СЕВЕРОМОРСК

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Особенности матрёшки как традиционной русской игрушки……………….3

2. История создания матрёшки…………………………………………………..4

3.Процесс изготовления матрёшки и её роспись………………………………..6

4.Виды матрёшек………………………………………………………………….6

5.Матрёшка и современность…………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………..8

ВВЕДЕНИЕ.
Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Я представляю 5-местную матрёшку, расписанную в традиционном стиле первых русских многоместных игрушек. Работа выполнена на точёной заготовке, расписана гуашью, покрыта тремя слоями прозрачного быстросохнущего лака. Набор выполнен в виде крестьянской семьи, где каждый человек имеет свои домашние обязанности.

Цель работы: исследовать особенности русской матрёшки, её значение и изготовить набор матрёшек, соблюдая традиционные приёмы росписи изделия.

Задачи: обозначить особенности русской матрёшки как традиционной русской игрушки; изучить историю создания матрёшки; установить практическую значимость и актуальность матрёшки в современном декоративно-прикладном искусстве.

Практическая значимость изделия: набор матрёшек имеет практическое применение как детская развивающая игрушка, играя с которой ребёнок учится различать размеры, форму, количество, правильно воспринимать цвет; в то же время традиционный «крестьянский» рисунок расскажет ребёнку об особенностях быта крестьянской семьи конца 19 – начала 20 века, воспитывая у него интерес к истории родного края.
1.ОСОБЕННОСТИ МАТРЁШКИ

КАК ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ ИГРУШКИ.
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой. Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.

Роспись собственной матрешки – дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.

Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы – лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т.п. Что, если попробовать расписать матрешку, используя традиционные орнаменты других народов: китайские, арабские, северные?
2.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАТРЁШКИ.
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история русской матрёшки берёт своё начало в Японии.

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.

Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Матрешки для детей.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на детские матрешки появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет детской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Русская матрёшка стала настолько известной, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению – преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображающих древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек – Горбунок « П.П. Ершова, басня «Квартет» И.А. Крылова и другие.

100-летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.

Фантазия мастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны сувениры матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки – преподнести сюрприз – остаётся неизменным.
3.ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТРЁШКИ И ЕЁ РОСПИСЬ.
Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Следующим этапом изготовления матрешек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Роспись матрешек.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность – роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.
4.ВИДЫ МАТРЁШЕК.
Эксперты выделяют несколько видов матрешки, классифицируя их в основном по территориальной принадлежности. Это загорская, семеновская, мериновская, полхов-майданская, вятская и тверская матрешки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.

Загорская или сергиево-посадская матрешка.

Изготавливать домашних матрешек стали в Сергиевом-Посаде, который знаменит и другими видами прикладного творчества. Сергиево-посадская матрешка – это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Матрешечники применяют простые приемы росписи, а в заключении наносят лаковое покрытие.

Семеновская матрешка.

Матрешка родом из Семеновского района в Нижегородской области. Отличается от сергиевской непринужденной манерой росписи и отсутствием строгих критериев образа матрешки. Если в загорской матрешке угадываются черты горожанки, то семеновская – несомненно, сельчанка с самобытными мотивами в одежде и обилием цветочных мотивов.

Полхово-Майданская матрешка.

Знаменитые приемы росписи «цветы с наводкой», «цветы без наводки», «рисунок под масло», «пестрение» присущи только мастерам Полхово-Майданска. Также матрешку отличается удивительное разнообразие форм: вытянутые, широкие, «фигуристые», примитивные и т.д.

Вятские матрешки.

Вятская кукла стала широко известна только в 60-е годы. Этот вид матрешечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Этот прием очень свойственен для вятского декоративно-прикладного ремесла. Ржаная соломка отваривается в растворе соды и приобретает красивый песочный цвет. Соломка нарезается и приклеивается к поверхности. Это может быть шкатулка, картина или домашняя матрешка.

Тверская матрешка.

В тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными, что делает куклу очень интересной для детей.
5.МАТРЁШКА И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.

Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развернутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под "гжель", "жостово", "хохлому", "палех".

Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Новые поколения пленяются свежестью воображения создателей народной и авторской матрешки. Матрешка - это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить, как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а орнамент – разнообразнее.

Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”. Коллекция же матрешки в собрании Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде говорит нам: в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Величко Н.П. Роспись. Энциклопедия. М.: АСТ-пресс, 1999.

  2. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. М.: Просвещение, 1973.

  3. Русская матрешка. М.: Мозаика, 1995.

  4. Русская игрушка. М: Советская Россия 1987.

  5. Русские художественные промыслы. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Североморская городская станция юных техников iconДополнительного образования детей станция юных техников
Компьютер постепенно становится обычным бытовым прибором. Научной основой информационных технологий является информатика
Североморская городская станция юных техников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»
Североморская городская станция юных техников iconКомитет по образованию города Барнаула Муниципальное бюджетное образовательное...
На основании приказа департамента образования и науки Тюменской области от 15. 04. 2013 г. №172/од «Об утверждении Порядка окончания...
Североморская городская станция юных техников iconГодовой отчет о работе Муниципального бюджетного образовательного...
«Станция юных техников» Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Североморская городская станция юных техников iconПоложение о проведении XXXV
Свердловской области №684-и от 31. 10. 2012г. «Об организации и проведении XIII областного Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего...
Североморская городская станция юных техников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Североморская городская станция юных техников iconМбоу дод «Городская станция юных туристов»
Нижеперечисленные задания необходимо выполнить в полном объеме, письменные задания предоставить для проверки
Североморская городская станция юных техников iconПоложение о районном конкурсе «Космос», посвященном 50 летию полета...
Муниципальное учреждение «Отдел образования» муниципального района Стерлитамакский район, муниципальное бюджетное образовательное...
Североморская городская станция юных техников iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
«Станция юных натуралистов» является правопреемником Станции юных натуралистов, созданной в 1958 году по решению исполнительного...
Североморская городская станция юных техников iconСмоленское областное государственное бюджетное учреждение дополнительного...

Североморская городская станция юных техников iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Публичный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «станция юных натуралистов»...
Североморская городская станция юных техников icon
С 1992 года в районе путем объединения Дома пионеров, клуба «Юность», спортивной школы и станции юных техников был создан Центр детского...
Североморская городская станция юных техников iconИсследовательской работы (проекта)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов
Североморская городская станция юных техников iconПерелетные птицы Уфы на крыльях весну принесли
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов
Североморская городская станция юных техников iconРоль учебно-опытного участка в трудовом воспитании учащихся мбоу...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Североморская городская станция юных техников iconА. Г. Свинаренко
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск