Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях»





НазваниеЛитература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях»
страница1/3
Дата публикации16.02.2015
Размер0.55 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3
Смирнова Е.В., ст. преподаватель

кафедры дидактики и частных

методик ИПК и ППРО ОГПУ

Информационно-педагогический модуль

(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Павловский лицей» Оренбургского района

Кечкиной Натальи Викторовны

по проблеме

«Развитие художественного мышления и речи учащихся средствами интеграции предметов художественно-гуманитарного цикла»


  1. Теоретическая база опыта

  1. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе. //Собр. соч. в 5 тт. – М., 1997, т.5 стр. 297.

  2. Боровик М.Г.«Интеграция предметов гуманитарного цикла в 8 и 9 классах с углубленным изучением литературы»: М., 1990.

  3. Гурова Л.Л.Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности.// Вопросы психологии - №6. - 1991.

  4. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи.// Русский язык в школе. - №1. – 1985.

  5. Маранцман В.Г. «Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников»: Л., 1997.

  6. Методика преподавания литературы (под редакцией В.Г.Маранцмана). М. 1993.

  7. Непомнящий В.О. «О культуре, свободе, школе» //Литература в школе - №9. - 2002.

  8. Семенов С.В., Ткаченко А.А. «Диалог культуры, заметки на полях» // «Школьные технологии» - № 2. - 2002.

  9. Якобсон П. Психология художественного восприятия: М., Искусство,1964.


II. Актуальность

  • Актуальность опыта обусловлена потребностью общества в образованном, культурном человеке, способном воспринимать, оценивать окружающий мир и себя в этом мире.

  • Система работы по развитию речи учащихся, построенная на интегративной основе - один из путей достижения учащимися духовной культуры России и всего мира.


III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;

  • системность;

  • эффективность;

  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

  • перспективность,

  • технологичность.

IV. Условия возникновения и становления опыта

  • Недостаточно высокий уровень речевой деятельности учащихся.

  • Участие в конференции по проблемам интеграции (г. Санкт-Петербург).

  • Опыт ведения уроков МХК


V. Сущность опыта

  • Практическое осуществление интегрированного процесса как одного из перспективных направлений в работе школы, которое выражается в разработке уроков, в их логической последовательности.

  • Реализация методологического подхода средствами разных предметов
    в их взаимопроникновении и взаимодополнении.

  • Реализация модели учебно-воспитательного процесса «воспитание
    через обучение» в единстве урочной и внеурочной деятельности.



  1. Основные компоненты опыта и его результативность

  • 100 % успеваемость учащихся по литературе.

  • Участие и победы учащихся на школьных и районных олимпиадах.

  • Развитие творческих способностей учащихся (высокие результаты экзамена в форме ЕГЭ ).



  1. Новизна предусматривает

Новизна опыта заключается в создании методической программы с 5 -9 классы по реализации условий повышения эффективности обучения развитию речи посредствам интеграции предметов художественно-гуманитарного цикла.

VIII. Система работы учителя и ее результативность

Программа «Живое слово» построена по принципу интеграции предметов художественно-гуманитарного цикла.

1. Практическая значимость и перспективность программы «Живое слово»:

  • в отсутствии дублирования материала в ходе изучения;

  • в широких возможностях формирования диалектических взглядов на окружающий мир;

  • в многообразии форм и методов подачи материала и контроля за знаниями учащихся, позволивших углубить содержание областей знания, в преподавании на высоком уровне сложности, при высоком темпе, но без ущерба для учащихся;

  • в осуществлении идей развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения;

  • в отработке общенаучных навыков.


2. Программа состоит из трех самостоятельных курсов, каждый из которых рассчитан на 34 часа в 5-9 классах.
3. Система уроков имеет выход на воспитательную работу. Реализация модели воспитательной работы через интеграцию в единстве урочной и внеурочной деятельности осуществляется через:

  • работу творческих групп;

  • индивидуальные заданий по реферированию материала из дополнительных источников;

  • постановку проблем общечеловеческого звучания на уроках и диспутах;

  • творческие работы по написанию заметок в газету;

  • тематические вечера, мероприятия;

  • экскурсии, поездки по памятным местам.


4. Диагностические замеры по критериям до проведения цикла и по окончанию его показывают позитивную динамику и подтверждают целесообразность выбранной формы интеграции.

Для проверки показателей эффективности обучения литературе разработаны диагностические задания:

  • серия заданий, позволяющая выявить индивидуальные особенности в работе ученика и оптимальных для каждого ребенка средств обучения;

  • задания, направленные на усвоение материала и выявление внутренних факторов успеха, а также уровня и динамики из развития


Анализ проводимых уроков с привлечением музыки, живописи, кино и театра подтверждает повышение у учащихся степени обученности по литературе: развитие творческих способностей, высокие результаты на экзаменах (письменных и устных) по литературе, 100% выполнение заданий учителя, участие и победы учащихся на школьных, районных олимпиадах.
ПРОГРАММА «Живое слово»
Пояснительная записка

Основной процесс в современной цивилизации – утверждение информационного общества на основе антропоцентристской ориентации. Человек, его интересы и потребности, способность к самореализации, к коммуникации - сущность этой ориентации.

Именно потому в сфере образования происходит смена социально-исторических типов образования: от «знаниевой» модели обучения нормативно-репрессивного типа к образованию как «пространству самоосуществления, самореализации личности» (Ф.Фребель). Гегель в «Философской пропедевтике» высказал мысль о сущности образования, определив его как двуединый процесс обучения и развития.

В образовании современного типа «развитие» перестает быть побочным продуктом обучения и все более выдвигается на первый план в качестве главной цели образовательного процесса.

«Закон об образовании Российской Федерации» во второй статье определяет гуманизацию как основной принцип образования, тем самым сориентировав образование на человека, его интересы, учет особенностей его личности.

Ориентация на личность в практической работе школьного учителя предполагает научно-философское понимание сущности личности. В книге Спиркина А.Г. «Основы философии» человек рассматривается как целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не просто арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

В настоящее время представляют интерес две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь - сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика. Процесс социализации требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это, в свою очередь, вызывает необходимость развития способностей самооценки, что связано с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности процесс рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика. Личность есть совокупность трех основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра – «я». Оно представляет собой как бы внутреннее, социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д.

Таким образом, «я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший, регулятивно-прогнозирующий, духовно-смысловой ее центр.

Процесс соотнесения образа «я» с реальными жизненными обстоятельствами служит базой для самовоспитания, то есть для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни? в чем мое предназначение?

Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно , целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение – это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности проявляется в те моменты, когда человек поставлен перед выбором. Не всегда это происходит с положительным результатом. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами судьбы, другая – выстоять и закалиться. Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера этой свободы личности определяется ее нравственными возможностями и является показателем степени развития самой личности.

Такое понимание сущности личности – основа разработки авторской методики обучения, реализованной в курсе «Живое слово».

Принципы, на которых строится программа «Живое слово», вытекают из условий формирования нового типа образования на основе культурной коммуникации. Они характеризуются сочетанием двух процессов, свойственных для системы образования всех развитых стран: гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизация образования предполагает прежде всего:

  • поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов;

  • создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления.

Гуманитаризация образования связана с общими планетарными изменениями в характере мышления человека начала нового столетия. Гуманитаризация направлена на поворот образования к целостной картине мира, и, прежде всего, мира культуры, мира человека, на очеловечивание знаний, на формирование гуманитарного и системного мышления. Одновременно она влечет повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин при радикальном их обновлении. Сегодня гуманитаризация образования – одно из главных средств восполнения духовного вакуума, появившегося с крушением старых идеологических схем, один из основных источников формирования новой социальной идеологии.

Проблемы общества и человека все более явно перемещаются в центр образовательной системы: не знания сами по себе, а их осмысление с позиций интересов отдельного человека и человечества, развитие духовной и нравственной сферы личности как условие сохранения цивилизации.

Таким образом, на первый план выдвигаются следующие принципы:

- сосуществование людей и культур;

- понимание чужой точки зрения и уважение к чужой культуре;

- стремление к диалогу, сотрудничеству;

- уважение к личности во всех ее проявлениях.

Эти принципы в содержании образования реализуются, прежде всего, сферой гуманитарного знания, где особая роль принадлежит литературе, ибо образование, по идее немецкого педагога Ф.Фребеля, должно включать человека в прошлое, настоящее и будущее культуры. Образование - не просто усвоение знаний, но и подготовка к жизни. Литература осуществляет эту подготовку своими средствами, формируя

- причастность к исторической и культурной традиции;

- овладение речью и языком, знаками и символами;

- принадлежность к определенной общности, народу.

Курс «Живое слово» предполагает формирование таких духовных ценностей, как:

- стремление к нравственному и разумному поведению;

- стремление к красоте и высшим духовным началам;

- понимание и принятие другой культуры, других культурных позиций,

ценностей, ведь именно культура, по мнению М.Бахтина, лежит на гра-

ницах своего и чужого.

Предлагаемый курс «Живое слово» не случайно соединяет литературу и язык с миром искусства и общения на основе исторического контекста. Основанием такого соединения выступают две краеугольные идеи русской этической философии: Добро и Красота.

Человек двадцать первого века, если хочет сохранить цивилизацию, должен постоянно идти к ним в рамках всей человеческой культуры, национальной культуры, в рамках обучения и развития каждой личности.

Воспитать чуткость к красоте художественного слова, приобщить к духовным богатствам русской и мировой литературы, научить отличать подлинное, настоящее от суррогата, научить ориентироваться в жизненных ценностях, помочь овладеть языком искусства и, в конечном итоге, развивать воображение, творческие способности, стремление к самообразованию – вот круг тех проблем, которые мы определили для себя в качестве основных, разрабатывая курс «Живое слово». Современный школьник получает конгломерат знаний, не составляющих цельной картины мира, рассыпающихся , выветривающихся. Содействовать воссозданию единства мира и человека, живущего в нем и его познающего, по мнению методистов, способна интеграция предметов, которую рассматривают не как соединение разных частей, а объединение их в одно целое на основе общего подхода.

В основе интеграции лежит общегуманистическая идея - поставить в центр человека. Исходя из этого интегрированный курс «Живое слово» стремится исследовать сложные связи человека и общества, человека и человека, человека и культуры, человека и искусства.

Таким образом, важнейший принцип курса «Живое слово» - принцип интеграции.

Принцип научности лежит в основе любого экономического эксперимента. Курс «Живое слово» в значительной мере экспериментален, так как его опытная проверка помогает выявить сильные и слабые стороны, определить пути дальнейшего совершенствования. Принцип научности предполагает, что в качестве оснований разработки интегрированного курса лежат достижения современной социальной, психологической и педагогической науки. Но, так как речь идет не о естественно-математическом курсе, а об особой образно-художественной сфере человеческого знания, то в качестве научно-методологического основания следует выделить гуманитарно-личностный подход.

Гуманитарно-личностный подход, имея ракурс междисциплинарности, носит общенаучный характер и обусловлен становлением постклассической познавательной парадигмы. Их сущность в обращении к миру человека (мотивационным, ценностно-смысловым параметрам, в которых объективное знание о мире становится пониманием, т.е. знанием личностным, частью системы ценностей). При этом гуманитарно-личностные подходы не исключают, а предполагают и принцип объективно-социологического подхода.

В традиционной педагогике ученик включен в цепочку «внимание- слушание - запоминание - понимание – усвоение». В педагогике, соответствующей современным требованиям, в центре образовательного процесса находится система «знание – понимание – творчество». Творчество как самостоятельное решение проблем помогает сформировать принцип проблемности. Сущность его заключается в следующем: путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучаемого такую проблемную ситуацию, для выхода из которой, для принятия решения или нахождения ответа ему не хватает имеющихся знаний. Тогда он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле.

Новые знания ученика формируются в результате собственной активно-познавательной деятельности, являются как бы его личным открытием, продуктом его собственных обобщений и выводов. Чем всестороннее, гармоничнее развиты потенциальные силы подростка, тем содержательнее и многограннее в дальнейшем будет его жизнь, тем осознаннее. Динамичнее он сможет влиять на жизненные процессы.

В сотрудничестве ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им.

Таким образом, принцип сотрудничества – один из важных принципов нашей программы. В, первую очередь, педагогика сотрудничества рассматривается нами как явление психологическое. Оно предполагает стремление учителя к установлению деловых, открытых и по-человечески добрых связей с учениками, его заинтересованное и искреннее участие в их интеллектуальном и нравственном росте, гражданском становлении, воспитании у своих питомцев стремлений, умений строить взаимоотношения с окружающими их людьми на основе доверия, дружелюбия и уважения. Сотрудничество имеет и аспект чисто методический, связанный с предметной спецификой гуманитарной сферы образования. Это обязательное условие полноценного восприятия произведений литературы, живописи, архитектуры, формирование их литературных интересов, эстетических вкусов, расширения кругозора.

В основу курса «Живое слово» положен принцип ориентации на духовную культуру. Возвращение к духовному опыту русской и мировой культуры в ее лучших проявлениях сегодня может стать реальной альтернативой прагматизма, становящегося мировоззренческой основой жизнедеятельности значительной части нашего общества. Литература и другие виды искусства как важнейшие элементы человеческой культуры представляют собой близкие по природе типы социально-личностной рефлексии. Если наука отражает мир в логически выверенной, объективно проверенной форме, то искусство – отражение мира в субъективно-образной, эмоционально-личностной форме. Это и является основой их интеграции в предлагаемом курсе. Это и определило цели и задачи курса.

Основная цель курса «Живое слово» - формирование духовной культуры личности подростка. Что же стоит за такими понятиями, как культура и духовность личности подростка? Во-первых, сразу следует заметить, что они близки по смыслу. Ведь оба понятия характеризуют человека как социального субъекта, как личность. Если первое означает конкретно-исторический уровень развитости творческих способностей, социальных интересов и потребностей, то второе – своеобразное состояние его социальной активности, постоянно побуждающее его к поиску соответствующих форм общественной самореализации.

Оба понятия – духовность и культура – соединяются в третьем – духовная культура. При этом духовную культуру к одной лишь начитанности, эрудиции или образованности человека сводить нельзя. Ее содержательным ядром является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение человека к жизни. Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение лучших произведений отечественной и мировой литературы;

  • знакомство с шедеврами живописи и архитектуры;

  • формирование у подростков компетенций, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с произведениями искусства: формирование представлений о литературе, архитектуре, живописи как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие эмоциональной культуры личности, социально-значимого отношения к миру и искусству;

  • развитие творческих способностей, образного мышления, эстетического чувства;

  • воспитание эмоциональной и духовной отзывчивости и рефлексии при восприятии произведений искусства;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Объектом изучения в курсе «Живое слово» становятся художественные произведения( на уроках литературы и курса «В содружестве искусств») родной и переводной литературы и лучшие образцы древнерусского искусства - живописи и архитектуры и искусства 18 века (на уроках МХК). В процессе изучения литературы, знакомства с произведениями живописи и архитектуры ученики сталкиваются с вопросами человековедческого характера из области психологии, этики, философии добро и зло, нравственный выбор, человек и Бог, жизнь и смерть, жизнь как смена поколений, человек и природа, честь. Долг, совесть, красота и др.

Этико-философские знания, не становясь объектом специального изучения, сделали возможным спланировать систему уроков общения и стали основой формирования нравственно-ценностных ориентиров личности.

Основу курса «Живое слово» составляет интеграция предметов гуманитарного цикла: литературы, русского языка, курса «В содружестве искусств», уроков общения и МХК. Каждый вид искусства в курсе живет самостоятельной жизнью и по собственным законам, но все искусства , будь то искусство слова, архитектура, театр, живопись творит человек, стремясь постигнуть человека, все они живут и развиваются по общечеловеческим законам, подчиняясь времени , поднимая и исследуя вечные нравственные ценности. Вся структура курса: отбор произведений, их изучение и анализ- нацелены на то, чтобы выяснить, сделать очевидным для учащихся эти связи и таким образом создать в их представлении в ярких художественных образах широкое полотно жизни в ее движении.

Интегрированный курс «Живое слово» предполагает, на наш взгляд, активное вхождение ученика в определенную эпоху культуры, некий культурный пласт. Так история вводит его в историю эпохи, рассказывая об исторических событиях, литература раскроет психологию переживания людей того времени, расскажет об их взаимоотношениях, в чем-то похожих на наши, а в чем-то другие. Живопись даст возможность зримо и ярко увидеть образы, созданные художниками, понять психологию художника и мотивы, двигавшие им, музыка – понять и почувствовать душевные переживания человека. Все это может стать предметом разговора на уроках общения, поможет подготовить среду общения, вычленить явления, проблемы, требующие обсуждения. А они, в свою очередь, востребуют определенный языковой уровень, определенный лексический пласт, что и станет предметом занятий на уроках русского языка и развития речи.

В процессе этой жизнедеятельности в пространстве культуры ученики приобретают не только «стереоскопическое» видение картины мира, но и глубокое понимание законов , по которым он живет и развивается, кроме того , будет происходить формирование личности ученика, его мыслительной культуры, так как все психологические процессы. Которые он способен в себе развить, потребуются ему для освоения культуры. В результате активного «проживания» в культурной среде ученик способен воспроизвести в своем опыте разные стороны жизни людей, «примерить» на себя всевозможные отношения между ними, то есть неосознанно будет происходить процесс формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.

Подростковый возраст – не просто один из этапов жизни. Многие исследователи вслед за Руссо недаром называют его возрастом «второго рождения личности». Возраст этот, хрупкий, ранимый, изменчивый, может быть, в большей степени, чем другие периоды жизни, зависит от реальности окружающей жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. В работах русских и зарубежных психологов ярко выражена мысль, что подросток – это клубок противоречий, причем насчитывают их от трех (Э.Шпрангер) до двенадцати и больше (Л.С.Выгодский). Но все сходятся в признании одного из противоречий: с одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой, возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен как никогда: идеология жизни ради светлого будущего полностью разрушена, но и умение жить настоящим, полнокровно, полноценно и несуетливо проживать каждый день не сформировано. Эта ситуация, сложная для взрослых, оказывается сверхсложной, кризисной для подростков. Она ставит их в ситуацию беспомощности. Задача учителя-словесника видится нам в том, чтобы помочь подросткам справиться с проблемами.

Л.С.Выготский считал, что литература – такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Она через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Литературу и искусство нужно изучать для того, считал ученый, чтобы человек попытался построить свою судьбу, попробовал творить жизнь, свою духовность.

У подростков очень сильна жажда самосовершенствования. Но, с одной стороны, он готов ко всем видоизменениям учебной деятельности (его привлекают самостоятельные формы работы на уроке, сложный учебный материал), с другой стороны, беда его в том, что он не владеет способами самостоятельного овладения знаниями. Подвести его к этим способам – одна из важных задач педагога. В программе «Живое слово» нами делается попытка выйти на решение этих проблем.

Широкое историко-культурное содержание программы получает большую конкретность благодаря вертикальным и горизонтальным линиям, объединяющим отдельные предметы в курс «Живое слово».

Вертикальные линии – их 5 (русский, литература, курс «В содружестве искусств», уроки общения, МХК). Каждый предмет представляет собой самостоятельную дисциплину. И если рассматривать их каждый в отдельности, то мы увидим, что курсы русского языка и литературы соответствуют государственным программам и не требуют специального описания.

Горизонтальные линии выстроены по тематическому принципу. Подобный тематический подход не нов. Он проверен программам Д.Б.Кабалевского и П.М.Неменского. Особенность такого построения в том, что усиливается воспитательный потенциал урока и поднимается образовательный уровень работы, ведущейся за ее рамками.

Курс «Уроки общения» призван дополнить и развить содержание, ведущие идеи и научные понятия основного курса литературы. Руководствуясь программой, нами разработана система занятий, позволяющая расширить круг вопросов и проблем, обсуждаемых при изучении какого-либо произведения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconЗаметки на полях "имени розы"
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconТема. Устная история родного края. Цели урока
...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconУ. Эко Заметки на полях "Имени розы"
Морланского (XII в.). Он разрабатывает тему "ubi sunt"3 (откуда впоследствии и "ой sont les neiges d'antan"4 Вийона). Но у Бернарда...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«заметки на полях», составляет конспект в тетради. Основные положения изученного материала представляются в презентации, и выбранный...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconПроекта: Нации и межнациональные отношения
«заметки на полях», составляет конспект в тетради. Основные положения изученного материала представляются в презентации, и выбранный...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconДревние языки и культуры
Древние языки и культуры: рабочая программа / авт сост. П. А. Семенов – спб.: Ивэсэп, 2012. – 40 с
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconПлан основных культурно-массовых мероприятий Министерства культуры...
Открытие выставки-конкурса детского творчества имени А. Л. Ткаченко «Мир глазами детей»
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» icon«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности...
Участники: Е. Г. Гуренкова, Е. В. Ветова, С. Г. Колчина, Е. Б. Путинцева, С. А. Казаченко, И. А. Журавлева, Н. Ю. Магденко, Е. В....
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconСсылки на электронные библиотеки
Библиотеку Мошкова знают все, но и не упомянуть ее нельзя. Крупнейшая библиотека текстов в Рунете. Существует с 1994 года. 3,6Gb...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconУрок русского языка и английского языка на тему «Русско-английский...
Выезд на расстояние более одного метра от правого края проезжей части разрешается лишь для обгона, объезда. Все маневры необходимо...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconДоклад на тему «Уроки физической культуры в малокомплектной школе»
Урок физической культуры в малокомплектной школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconШелковникова Ольга Андреевна учитель информатики высшей категории,...
В начальной школе работаю с 2002 учебного года: в 1-4 классах информатика ведется в группе продленного дня (гпд) как дополнительный...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировой и отечественной культуры»
Формирование изоляционизма в сознании русских людей. Золотая Орда и православная церковь. Литературная деятельность Серапиона. Русская...
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconПлан проведения Дней иностранных языков в школе
«Король-Солнце самый популярный монарх в мировой истории» Диалог с Великим 10Л
Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» iconЛитература 54-56
Серии «Новое в преподавании в школе», «Творческая мастерская учителя», «Урок в современной школе» и др. 27


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск