Скачать 475.7 Kb.
|
Пермский институт ФСИН России Кафедра правовых и социально - экономических дисциплин Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи (заочное отделение) Пермь 2009 г. Пермский институт ФСИН России Кафедра правовых и социально - экономических дисциплин Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи (заочное отделение) Пермь 2009 г. Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт ФСИН России Пермь 2009 г. 20 л. Материалы подготовлены старшим инспектором юридического факультета старшим лейтенантом вн. службы Кузнецовым А.Г. Утверждены на заседании цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин 22 июня 2009 года. Протокол №6. Пермский институт ФСИН России 614012, г.Пермь, ул.Карпинского, 125 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма курса «Русский язык и культура речи» выполнена на основе требований к минимуму содержания профессиональной образовательной программы по специальности 0203 – «Правоохранительная деятельность». Главной целью учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является овладение слушателями основными нормативными принципами современного русского литературного языка, на которых строится общая культура речи работника правоохранительных органов. Особое внимание обращается на формирование навыков и умений владения официально-деловым стилем русского литературного языка. В результате изучения дисциплины слушатели заочного отделения должны знать: - основные нормы современного русского литературного языка; - основные разделы науки о языке; - особенности употребления официально-делового стиля, языка деловой и процессуальной речи (язык права); - особенности лексики, морфологии и синтаксиса современного русского литературного языка уметь: - грамотно составлять тексты служебных документов, пользуясь нормами современного русского литературного языка; - разграничивать функциональные стили речи; - использовать лексические, морфологические и синтаксические средства русского литературного языка в деловой и процессуальной речи иметь представление: - об основных типах словарей современного русского литературного языка Форма итогового контроля по дисциплине «Русский язык и культура речи» - зачет. Варианты контрольных работ составлены с учетом тем зачетных вопросов по дисциплине «Русский язык и культура речи». Методические указания помогут систематизировать практический материал, представленный в вариантах контрольных работ, подготовят базу для ответа на зачете. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫОсновная
Дополнительная
Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Контрольная работа выполняется по одному из вариантов, предложенных в перечне контрольных работ. Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки. Работа должна иметь титульный лист, на котором указываются: - наименование учебного заведения: - цикла; - дисциплины, по которой выполняется работа; - вариант контрольной работы; - фамилия, имя, отчество; - курс, группа, номер зачетной книжки; - место службы и рабочий телефон автора. При написании работы используется рекомендуемая литература. Задания выполняются строго в указанном порядке. При этом сначала переписывается само задание, и только после этого следуют ответы на поставленные вопросы. Задание 1. Тема: «Язык и речь». «Морфемика. Словообразовательные нормы». Профессионализмы – это слова, являющиеся принадлежностью речи определенного говорящего коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью, специальностью или профессией (медицинских работников, моряков, юристов и т.д.). Профессионализмы обозначают специальные понятия, орудия или продукты труда, трудовые процессы производства. Юридические термины образуются по общеязыковым моделям русского словопроизводства: путем префиксации или суффиксации (невменяемость, повторность), с помощью сложения основ (правоотношение). Термины – словосочетания возникают на базе подчинительной связи согласования (юридическое лицо), управления (иммунитет депутата) и примыкания (особо опасный рецидивист). Диалектизмы – особенности языка, характерные для лиц, проживающих на определенной территории. Они могут быть лексическими (кочет – петух); фонетическими [н,а] су (вместо – несу), к[о]рова; морфологическими (у мене); синтаксическими (косить трава). Жаргонизмы (арго) – это слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности, времяпрепровождением и т.п. В наше время обычно говорят о жаргоне людей определенной профессии, студенческом, молодежном. Разновидностью жаргонов является арго – условные лексические группы, употребляющиеся преимущественно деклассированными элементами: перо – нож. Задание 2. Тема: «Лексика. Лексические изобразительно-выразительные средства» К основным лексическим изобразительно-выразительным средствам относятся: сравнения, метафоры, перифразы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Сравнения основаны на сопоставлении по сходству. Сравнение обычно бывает выражено оборотами со словами как, точно, будто, подобно, как будто, как бы. Метафоры – это скрытые, подразумеваемые сравнения предметов на основании общего признака: в руках правосудия, цепь доказательств, время бежит. Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова. Например: черное золото (нефть), степной корабль (комбайн), уйти из жизни (умереть). Синонимы – слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение (глаза – очи, шары, глазищи). В каждом синонимическом ряду выделяется доминанта – слово, выступающее как носитель главного значения ряда. Обычно доминанта синонимического ряда – нейтральное по значению слово. В приведенном выше примере доминантой является слово – глаза. Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. Омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разный смысл. Например: пол (мужской) – пол (паркетный); топить (нагревать) – топить (в пруду). Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: окончить – закончить, жилой – жилищный. Задание 3. Тема: «Функциональные стили речи» Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, определяемая условиями и целями общения в определенной сфере общественной деятельности и обладающая некими стилистически значимыми языковыми средствами. Выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный. Научный стиль 1. Определить жанр (монография, статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник). 2. Лексические особенности научного стиля речи: а) использование специальной научной и терминологической лексики; б) использование сложносокращенных слов 3. Особенности морфологии научного стиля: а) множественное число существительных, обозначающих вещества: стали, масла; б) преобладание форм настоящего времени; в) употребление местоимений мы, наш для выражения авторской позиции 4. Особенности синтаксиса научного стиля: а) использование обобщенно-личных и безличных конструкций вместо 1 лица. Например: Считается – вместо - я считаю. б) использование сложных союзных предложений. в) использование конструкций, которые осложняют простое предложение: вводные слова и словосочетания, причастные и деепричастные обороты, придаточные обороты. г) использование пассивных конструкций: получены соединения криптона; признаки организма закодированы в ДНК. 4. В тексте часто встречаются внеязыковые элементы, присущие научному стилю (графики, таблицы, формулы, символы и т.д.). 5. Для научного стиля характерны ссылки на источники и цитаты. Публицистический стиль 1. Определить жанр (специфические газетные жанры (передовая статья, репортаж), публицистические статьи, жанры периодической печати). 2. Лексические особенности публицистического стиля: а) общественно-политические термины (государство, партия); б) клише - стандартизированные сочетания, в которых слова употребляются в переносном смысле (предвыборная вахта, турнирная работа, черное золото (нефть)); в) используется жаргонная, просторечная и разговорная лексика; г) активно используются фразеологизмы; д) иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-, ультра-; е) оценочная лексика. Используются даже имена собственные (например: Держиморда, Плюшкин, Человек в футляре). 3. Морфологические особенности публицистического стиля: а) формы Родительного падежа при существительных: размах соревнования, ритм пятилетки; б) сложные прилагательные: спортивно-массовый; 4. Особенности синтаксиса публицистического стиля: а) экспрессивные конструкции; б) обратный порядок слов (инверсия): произнесли свои речи адвокаты – очень разные речи; в) восклицательные и вопросительные предложения, предложения с обращением, риторические вопросы, повторы. Официально-деловой стиль 1. Определите жанр (устав, закон, приказ, распоряжение, договор, инструкция, жалоба, рецепт, заявления, деловые жанры – автобиография, анкета, статистический отчет и др.). 2. Особенности лексики официально-делового стиля: а) правовая терминология: иск, кодекс, дееспособность; б) отсутствие слов со значением субъективной оценки; в) употребление слов в основном в прямом значении и в то же время использование изобразительно-выразительных средств лексики: метонимии, метафор, антонимов, синонимов, омонимов и т.д.; г) устойчивые определительные сочетания: прокурорский надзор, уголовное дело; д) глаголы с предписывающим значением в форме инфинитива: запретить, разрешить, постановить, назначить. 3. Особенности морфологии официально-делового стиля: а) формы мужского рода существительных, обозначающих должности и звания: следователь Тарасов; б) переход причастий в существительные: обвиняемый, пострадавший; в) преобладание инфинитивов: суд должен был оставить заявление без рассмотрения и разъяснить право предъявить иск на общих основаниях. 4. Особенности синтаксиса официально-делового стиля: а) используются преимущественно сложные предложения, сложные предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями; б) пассивные конструкции: брак расторгнут, обнаружил следы; в) нанизывание падежных форм: для анализа результатов экспериментов; г) распространенные предложения: он признан виновным в том, что воспользовавшись жилищными затруднениями Попова, злоупотребив его доверием, получил от него 2000 рублей, якобы за уплату в ЖСК, а спустя некоторое время он обманул Марчука тем же способом. Художественный стиль 1. Художественный стиль находит свое применение в художественной литературе. 2. Особенности лексики художественного стиля а) слова широкой сферы употребления – лексика нейтральная, сниженная и высокая (лицо-морда, лик; препятствие-помеха-преграда); б) профессионализмы; в) диалектизмы; г) жаргонизмы, ненормативная лексика» д) лексические изобразительно-выразительные средства; е) фразеология. 3. Система образных форм языка: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антономасия, синекдоха, эпитет, сравнение, гипербола и литота, перифраза. Олицетворение – наделение неодушевленного предмета признаками и свойствами человека. Звезда с звездою говорит (Лермонтов), Спит земля в сиянье голубом (Лермонтов). Аллегория – от греч. аллегория – иносказание – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в сказках упрямство изображается в образе Осла, хитрость – в виде Лисы, трусость – в образе зайца. Аллегорический смысл могут приобретать иносказательные выражения: пришла осень – наступила старость. Антономасия – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательном. Например: Геркулес – сильный мужчина. Отелло – ревнивый муж. Синекдоха – замена множественного числа единственным числом. Употребляется в названии части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. Например: С берез неслышен, невесом слетает желтый лист – ед.ч. вместо множественного Эпитет – дает образное определение предмета или действия. Например: прозрачный сумрак. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Например: Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.(Некрасов).. Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Например: Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. (Алексей Константинович Толстой). Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Например: осиная талия, капля в море выпить глоток воды, море по колено. Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. «Не раз, сгорая дотла и восставая из пепла, Москва, - даже оставшись после Петра Великого «порфироносной вдовой», - не утратила своего значения, она продолжала быть сердцем русской национальности, сокровищницей русского языка и искусства, источником просвещения и свободомыслия даже в самые мрачные времена». (А.Толстой). 4. Особенности синтаксиса художественного стиля. а) сложные и простые предложения; б) вводные конструкции; в) инверсия – обратный порядок слов в предложении; г) риторический вопрос и риторическое восклицание – фигуры речи, рассчитанные на то, чтобы усилить эмоциональное восприятие. Риторический вопрос содержит утверждение или отрицание оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? (М.Ю.Лермонтов) |
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура... Методические указания предназначены для студентов гуманитарных и технических специальностей факультета заочного обучения, изучающих... | Русский язык и культура речи Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... | ||
Методические указания по изучению дисциплины «русский язык и культура... Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям студентов очной и заочной формы обучения... | Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | ||
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | ||
Дисциплина «Русский язык, культура речи и делового общения» «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4 Русский язык... Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... |