Система подготовки к егэ по литературе





Скачать 497.19 Kb.
НазваниеСистема подготовки к егэ по литературе
страница1/5
Дата публикации29.07.2013
Размер497.19 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
Система подготовки к ЕГЭ по литературе
Литература в школе никогда не была легким предметом, а с введением ЕГЭ по литературе возникает закономерный вопрос: как же в одном сравнительно небольшом тестовом задании уместить все вопросы и все ответы по курсу русской литературы, во всяком случае, в том объеме, в котором ее изучают в школе.

Главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений школьной программы, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности – в ответах на проблемные вопросы (сочинение).

В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:

* умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

* выделять смысловые части художественного текста;

* выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;

* характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

* сопоставлять литературные факты и явления;

* выделять позицию автора в произведении;

* выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Круг знаний, комплекс умений и навыков на компетентностном уровне определены нормативными документами: обязательным минимумом содержания образования, а также Федеральным стандартом. На них ориентируются составители всех действующих сегодня программ и учебников.


Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»

Из литературы ХVIII века

Д.И. Фонвизин

Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин

Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский

Стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов

Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Узник», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану » (IX. « И путник усталый на Бога роптал...»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Повесть «Капитанская дочка».

Поэма «Медный всадник».

Роман «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк».

«Песня про... купца Калашникова».

Поэма «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь

Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель».

Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский

Пьеса «Гроза»

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети»

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Полдень», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «Певучесть есть в морских волнах...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Учись у них – у дуба, у березы...»

И.А. Гончаров

Роман «Обломов»

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Железная дорога», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Из литературы конца XIX начала XX века

А.П. Чехов

Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Пьеса «Вишневый сад»

И. А. Бунин

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

Из литературы первой половины XX века

М. Горький

Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне»

А.А. Блок

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...». Поэма «Двенадцать»

В.В. Маяковский

Стихотворения: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Поэма «Облако в штанах»

С .А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «О красном вечере задумалась дорога...», «Мы теперь уходим понемногу...», « Запели тесаные дроги...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская»

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Батюшков»

А. А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Творчество», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», « Мне голос был. Он звал утешно...», «Приморский сонет», «Родная земля».

Поэма «Реквием»

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека». Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

М.А. Булгаков

Роман «Белая гвардия» или роман «Мастер и Маргарита» (Допускается выбор )

A.T. Твардовский

Стихотворения: « Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...».

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин »)

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

А.И. Солженицын

Рассказ «Матренин двор»

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (Произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина, И А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В. А. Солоухин, А.А. Тарковский (Стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины XX века

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, B.C. Розов, М.М. Рощин (Произведение одного автора по выбору)



В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. В итоге имеющие наиболее формализованный характер «элементарные» тесты получили вполне конкретную направленность в рамках анализируемого текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом существенно возросла. Подобная структура экзаменационной модели дает возможность комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая, читательская и литературоведческая компетенции).

Продемонстрировав предметные умения прикладного характера в характеристике содержания и формы предлагаемых для анализа текстов, учащиеся получают возможность создать собственный «текст о тексте», перейдя от классификационно-констатирующей деятельности к деятельности интерпретационной. Последнее умение невозможно «измерить», но можно оценить по ряду содержательных и формальных критериев с привлечением квалифицированных экспертов (в этом случае проверяются не только прикладные, но и обобщенные предметные умения).
Как правило, выпускники, осознанно освоившие школьный курс литературы, свободны и самостоятельны в своих суждениях на литературные темы, способны к глубокому анализу произведения, в том числе в формате ЕГЭ.

Результаты экзамена показывают, что различия в учебных достижениях выпускников проявляются в основном в разной степени системности овладения курсом литературы, в полноте охвата его материала и в глубине взаимосвязей его частей.

Таким образом, главной задачей учителя литературы является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.

Выпускники, готовящиеся держать ЕГЭ и получить высокий балл, должны иметь представление (знать):

* о путях развития русской литературы, об особенностях литературных направлений и творческого метода писателя;

* о родо-жанровом многообразии русской литературной классики;

* о содержательности художественных средств изображения жизни в русской литературе;

* о проблематике и системе образов произведений, входящих в обязательный минимум содержания литературного образования;

* о сквозных темах и мотивах русской литературы.

Выпускники должны уметь:

* определять хронологию творчества писателя или событий, отраженных в произведениях;

* определять место действия в эпическом произведении и ориентироваться в системе образов;

* рассматривать произведение в контексте развития литературы;

* выявлять общие особенности поэтики автора, сюжетно-композиционные особенности его произведений;

* кратко и точно характеризовать основную проблему литературного произведения;

* анализировать литературные произведения с опорой на авторский замысел;

* создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему, используя теоретико-литературные понятия.

Это можно рассмотреть и как определение конкретных задач обучения в 5-11 классах. Обозначенный уровень требований к выпускникам на ЕГЭ позволяет выявить приоритеты при организации учебного процесса.

Особую важность представляет организация повторения изученного материала, необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику особенностей художественной формы, активное использование на уроках методики «медленного» чтения, совершенствование приемов работы с эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание нужно уделять рекомендациям по развитию у старшеклассников способностей «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели и т.п.

Решение проблемы успешной подготовки к экзамену прежде всего видится в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.
Сегодня ЕГЭ по литературе по праву считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь объем знаний должен быть очень велик. Ученик должен хорошо помнить практически все произведения, начиная с пятого класса, их содержание, героев и, конечно, основной смысл. В целом, к литературе невозможно подготовиться за год, за полгода, тем более за 2 месяца. Подготовка к ЕГЭ по литературе проводится постепенно – на протяжении всего школьного курса. Но наиболее активно готовить к ЕГЭ учитель должен на старшей ступени школы. Для достижения положительного результата учителем должна быть выработана система подготовки к ЕГЭ. Цель моей работы: создание системы подготовки к ЕГЭ по литературе на 3-ей ступени обучения.

Для достижения поставленной цели в течение текущего учебного года я определила для себя следующие задачи:

- знакомство со структурой экзаменационной работы по литературе;

- изучение комментариев экспертов при проверке экзаменационных работ;

- изучение рекомендаций ФИПИ для подготовки к ЕГЭ; - создание собственной базы данных при подготовке учащихся к экзамену;

- планирование систематической работы для подготовки к ЕГЭ на уроках литературы и современной русской литературы в 10-11 классах.

Структура экзаменационной работы

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система подготовки к егэ по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система подготовки к сочинению по литературе в старших классах как шаг к подготовке к части с егэ по литературе
Система подготовки к егэ по литературе iconРоль тестовой подготовки в процессе преподавания истории
Учитывая то, что егэ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Появились исследования...
Система подготовки к егэ по литературе iconСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
Система подготовки к егэ по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный институт педагогических измерений (фипи). Особенно обратите внимание на раздел «Открытый сегмент фбтз» – это система...
Система подготовки к егэ по литературе iconПрограмма индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Система подготовки к егэ по литературе iconЕгэ по русскому языку
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Система подготовки к егэ по литературе iconСловарик участника егэ апелляция
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Система подготовки к егэ по литературе iconСистема работы по подготовке к егэ по русскому языку
Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том...
Система подготовки к егэ по литературе iconРеферат Тема: Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии
Вместе с тем в методической литературе превалирует собственно проверочный материал, а пособия для подготовки к егэ выполнены по классическим...
Система подготовки к егэ по литературе iconПрограмма вступительных испытаний по литературе
Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников...
Система подготовки к егэ по литературе iconУважаемые участники егэ, родители, учителя!
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Система подготовки к егэ по литературе iconУрок по теме «Система счисления»
Цель урока: подготовить учащихся к егэ по информатике по теме «Система счисления»
Система подготовки к егэ по литературе iconИнформация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке...
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Система подготовки к егэ по литературе iconУрок практикум: «Онтогенез. Подготовка к егэ»
Цель урока: Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к егэ по данной...
Система подготовки к егэ по литературе iconТесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;...
Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного...
Система подготовки к егэ по литературе iconЦели: Формирование адекватного реалистичного мнения о егэ. Знакомство...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск