Скачать 497.19 Kb.
|
Система подготовки к ЕГЭ по литературе Литература в школе никогда не была легким предметом, а с введением ЕГЭ по литературе возникает закономерный вопрос: как же в одном сравнительно небольшом тестовом задании уместить все вопросы и все ответы по курсу русской литературы, во всяком случае, в том объеме, в котором ее изучают в школе. Главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений школьной программы, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности – в ответах на проблемные вопросы (сочинение). В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету: * умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике; * выделять смысловые части художественного текста; * выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев; * характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении; * сопоставлять литературные факты и явления; * выделять позицию автора в произведении; * выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему. Круг знаний, комплекс умений и навыков на компетентностном уровне определены нормативными документами: обязательным минимумом содержания образования, а также Федеральным стандартом. На них ориентируются составители всех действующих сегодня программ и учебников.
В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. В итоге имеющие наиболее формализованный характер «элементарные» тесты получили вполне конкретную направленность в рамках анализируемого текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом существенно возросла. Подобная структура экзаменационной модели дает возможность комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая, читательская и литературоведческая компетенции). Продемонстрировав предметные умения прикладного характера в характеристике содержания и формы предлагаемых для анализа текстов, учащиеся получают возможность создать собственный «текст о тексте», перейдя от классификационно-констатирующей деятельности к деятельности интерпретационной. Последнее умение невозможно «измерить», но можно оценить по ряду содержательных и формальных критериев с привлечением квалифицированных экспертов (в этом случае проверяются не только прикладные, но и обобщенные предметные умения). Как правило, выпускники, осознанно освоившие школьный курс литературы, свободны и самостоятельны в своих суждениях на литературные темы, способны к глубокому анализу произведения, в том числе в формате ЕГЭ. Результаты экзамена показывают, что различия в учебных достижениях выпускников проявляются в основном в разной степени системности овладения курсом литературы, в полноте охвата его материала и в глубине взаимосвязей его частей. Таким образом, главной задачей учителя литературы является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме. Выпускники, готовящиеся держать ЕГЭ и получить высокий балл, должны иметь представление (знать): * о путях развития русской литературы, об особенностях литературных направлений и творческого метода писателя; * о родо-жанровом многообразии русской литературной классики; * о содержательности художественных средств изображения жизни в русской литературе; * о проблематике и системе образов произведений, входящих в обязательный минимум содержания литературного образования; * о сквозных темах и мотивах русской литературы. Выпускники должны уметь: * определять хронологию творчества писателя или событий, отраженных в произведениях; * определять место действия в эпическом произведении и ориентироваться в системе образов; * рассматривать произведение в контексте развития литературы; * выявлять общие особенности поэтики автора, сюжетно-композиционные особенности его произведений; * кратко и точно характеризовать основную проблему литературного произведения; * анализировать литературные произведения с опорой на авторский замысел; * создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему, используя теоретико-литературные понятия. Это можно рассмотреть и как определение конкретных задач обучения в 5-11 классах. Обозначенный уровень требований к выпускникам на ЕГЭ позволяет выявить приоритеты при организации учебного процесса. Особую важность представляет организация повторения изученного материала, необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику особенностей художественной формы, активное использование на уроках методики «медленного» чтения, совершенствование приемов работы с эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание нужно уделять рекомендациям по развитию у старшеклассников способностей «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели и т.п. Решение проблемы успешной подготовки к экзамену прежде всего видится в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему. Сегодня ЕГЭ по литературе по праву считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь объем знаний должен быть очень велик. Ученик должен хорошо помнить практически все произведения, начиная с пятого класса, их содержание, героев и, конечно, основной смысл. В целом, к литературе невозможно подготовиться за год, за полгода, тем более за 2 месяца. Подготовка к ЕГЭ по литературе проводится постепенно – на протяжении всего школьного курса. Но наиболее активно готовить к ЕГЭ учитель должен на старшей ступени школы. Для достижения положительного результата учителем должна быть выработана система подготовки к ЕГЭ. Цель моей работы: создание системы подготовки к ЕГЭ по литературе на 3-ей ступени обучения. Для достижения поставленной цели в течение текущего учебного года я определила для себя следующие задачи: - знакомство со структурой экзаменационной работы по литературе; - изучение комментариев экспертов при проверке экзаменационных работ; - изучение рекомендаций ФИПИ для подготовки к ЕГЭ; - создание собственной базы данных при подготовке учащихся к экзамену; - планирование систематической работы для подготовки к ЕГЭ на уроках литературы и современной русской литературы в 10-11 классах. Структура экзаменационной работы |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система подготовки к сочинению по литературе в старших классах как шаг к подготовке к части с егэ по литературе | Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории Учитывая то, что егэ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Появились исследования... | ||
Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный институт педагогических измерений (фипи). Особенно обратите внимание на раздел «Открытый сегмент фбтз» – это система... | ||
Программа индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка... Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,... | Егэ по русскому языку Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | ||
Словарик участника егэ апелляция Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | Система работы по подготовке к егэ по русскому языку Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том... | ||
Реферат Тема: Использование элементов обучающего программирования на уроках биологии Вместе с тем в методической литературе превалирует собственно проверочный материал, а пособия для подготовки к егэ выполнены по классическим... | Программа вступительных испытаний по литературе Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников... | ||
Уважаемые участники егэ, родители, учителя! Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | Урок по теме «Система счисления» Цель урока: подготовить учащихся к егэ по информатике по теме «Система счисления» | ||
Информация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке... Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | Урок практикум: «Онтогенез. Подготовка к егэ» Цель урока: Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к егэ по данной... | ||
Тесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;... Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного... | Цели: Формирование адекватного реалистичного мнения о егэ. Знакомство... ... |