Скачать 312.97 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю Б3.КВ10 «Структура и семантика односоставных предложений в современном русском языке» Факультет филологический Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль 050110 Филологическое образование Кафедра русского языка Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н.А. Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013_г.
«Структура и семантика односоставных предложений в современном русском языке». Направление: Педагогическое образование Профиль: Филологическое образование Квалификация: бакалавр/магистр Составители: Семенова Н.А. Доц. каф. русского языка. Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Дисциплина «Структура и семантика односоставных предложений в современном русском языке» дополняет содержание профилирующей дисциплины «Современный русский литературный язык». Курс является логическим продолжением раздела «Синтаксис простого предложения», образующего одно из центральных звеньев в ее структуре. Лингвистическая основа курса – структурно-семантическое направление в современной лингвистике, представляющее очередной этап развития традиционного (классического) языкознания. В рамках данного направления программа курса позволяет показать специфику синтаксической природы односоставных предложений, их положение в системе структурно-семантических типов простого предложения, а также раскрыть их функциональное и стилистическое своеобразие. Курс дает возможность углубленного изучения раздела «Синтаксис простого предложения». Курс разработан в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Цель: формирование системных знаний об односоставных предложениях как особой разновидности простых предложений, связанной с другими разновидностями явлениями переходности и образующей систему структурно-семантических типов, взаимодействующих между собой на синхронном срезе языка. Задачи:
Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______4______семестр 8 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Современный русский язык, Основы языкознания. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - знать типологию и структурно-семантические особенности односоставных предложений. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: опрос, тесты с закрытой формой заданий, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация и опрос Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы Форма обучения заочная
Краткое содержание курса 1. Место односоставных предложений в классификации простого предложения. Изучение односоставных предложений в лингвистике. Классификация односоставных предложений. 2. Дискуссия о логической основе односоставных предложений. Виды суждений в односоставных предложениях. Структурные схемы односоставных предложений. Семантическая структура и коммуникативное членение. Взаимосвязь аспектов односоставных предложений. 3. Структурно-семантические особенности определенно-личных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений. Их соотношение с двусоставными предложениями. 4. Безличные предложения как центр односоставности. Структурно-семантические разновидности безличных предложений. 5. Структура и семантика инфинитивных предложений. 6. Специфика номинативных предложений и их классификация. Квалификация главного члена в номинативных предложениях. Вокативные предложения. 7. Зоны переходности в системе односоставных предложений. Квалификация синкретичных случаев. 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Основные понятия
Календарно-тематический план Факультет филологический Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Структура и семантика односоставных предложений в современном русском языке» Форма обучения заочная Курс IV
График самостоятельной работы студентов.
Темы курсовых работ 1. Логическая основа односоставных предложений в трудах русских лингвистов. 2. Специфика выражения семантики определенности, неопределенности и обобщенности в современном русском языке. 3. Семантико-стилистическое своеобразие определенно-личных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений. 4. Система членов предложения и логическая основа односоставных предложений (на примере безличных конструкций). 5. Проблема квалификации простых предложений с количественной семантикой. 6. Второстепенные члены в односоставных предложениях. 7. Синонимика односоставных предложений. 8. Явления переходности в системе односоставных предложений. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная литература.
Дополнительная литература.
Словари и справочники. 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1967.2. 2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990, 2002. 2.4. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997, 2003. Лекции по курсу «Структура и семантика односоставных предложений» Односоставное предложение Главный член односоставного предложения по-разному выражает грамматические значения: это зависит от употребления в качестве главного члена форм глагола или форм имени существительного. Соответственно различаются два типа односоставных предложений — глагольные и именные (субстантивные). Глагольные односоставные предложения Глагольные формы употребляются как независимые, не подчиненные. Их грамматические значения отличаются от грамматических значений зависимых глагольных форм, употребляемых в сказуемом двусоставного предложения. Это касается лица, наклонения и времени. По особенностям грамматических значений и по набору глагольных форм различаются 5 видов глагольных односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Глагольные формы выражают действие самого говорящего (1-е лицо) или собеседника (2-е лицо). На определенное лицо указывают личные окончания глагола, поэтому при них личные местоимения я, ты, мы, вы в качестве подлежащего могут не употребляться; например: Пойду ль вперед? Пройду ль назад?.. Его здесь нет. Меня не знают... Взгляну на дом, на этот сад (П.); Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне (Ее). Форму определенно-личных предложений создают только 1—2-е лицо изъявительного и 2-е лицо повелительного наклонения. Все другие спрягаемые формы глагола не могут указывать своими окончаниями на определенное лицо — производителя действия; ср.: пойдет, пойдут, пошел, пошли, пусть пойдет, пусть пойдут, пошел бы, пошли бы должны употребляться с подлежащим. Отсутствие подлежащего при этих глагольных формах — это его пропуск, показатель грамматической неполноты предложения; например: Из-под дивана, из-под бахромы вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост (А. Т.) — во втором и в третьем предложениях пропущено подлежащее кот, с которым согласованы в числе все глаголы (потянулся, прыгнул, пошел, опустил согласованы в числе и в роде); эти предложения двусоставные неполные. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Глагольные формы выражают действие неопределенного лица, не обозначенного отдельным словом; например: На улицах где-то далеко стреляют (Булг.); В селе зазвонили к вечерне (Т.). Значение неопределенного лица создается особым строением предложения. Перед глаголом на «месте подлежащего» ставится второстепенный член (обстоятельство или дополнение), а глагольные формы 3-го лица множественного числа и прошедшего времени множественного числа употребляются как независимые, не согласуемые. Значение их окончаний изменяется: они не выражают «множественности», а вместо 3-го лица обозначают «неопределенное лицо»; ср., например: В доме дети не спят. — В доме не спят; В доме дети не спали. — В доме не спали. Неопределенное лицо (де- ятель) фактически может быть одно или не одно, но грамматически (в глагольной форме) это не выражается; например: Уже второй раз на колокольне били в колокол (М. Г.); За перегородкой в конторе тихонько разговаривали (Т.). В неопределенно-личных предложениях главный член имеет все формы наклонения и времени; повелительное наклонение употребляется в виде 3-го лица множественного числа с частицей пусть; например: Я уже решила, что не пойду. Пусть лучше меня прогонят (А. Гр.). ОБОБЩЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Глагольные формы выражают действие обобщенного лица (деятеля), т. е. действие представлено обобщенно, оно может быть отнесено к любому лицу — 1, 2, 3-му; например: «От такого забора убежишь», — думал Гуров, поглядывая то на окна, то на забор (Ч.); Добра на худо не меняют (Поел.). Обобщенным является значение не только лица, но и времени. В предложениях этого вида употребляются следующие глагольные формы: 2-е лицо единственного числа настоящего-будущего времени, 2-е лицо повелительного наклонения, 3-е лицо множественного числа настоящего-будущего времени. Все они выражают не определенное значение времени, а отнесение действия к любому времени. Обобщенно-личные предложения не имеют форм времени. Вместе с обобщенным временем выражаются модальные значения: 1) невозможности действия; например: Уехали. Профессор рад, небось! Его теперь сюда и калачом не заманишь (Ч.); 2) долженствования; например: Ешь с голоду, а люби смолоду (Поел.); 3) нецелесообразности; например: А ведь вскачь землю не пашут (М. Г.); На братских могилах не ставят крестов (Вые). Благодаря обобщенно-личной форме в предложениях выражается афористическое содержание, т. е. нравственные правила, советы, выводы и т. п. Эта форма очень часто используется в пословицах. Но и предложения, построенные по этой модели в речи, тоже содержат обобщение, вывод, правило и т. п.; например: За оскорбление деньгами не платят (Ч.); В ежедневные слезы не веришь (Рожд.); Колокольным звоном болезни не лечат (М. Г.). БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Главный член выражает действие или состояние, не отнесенное к деятелю, к субъекту (лицу или предмету); например: Между тем на дворе совсем стемнело (Т.); Ах, как легко и беззаботно жилось тогда (Ник.); В номере было тоже тепло, приятно (Б.). Формы глагола являются независимыми, несогласуемыми; на «месте подлежащего» обычно употребляется второстепенный член (на дворе, в номере). Безличное значение предложения выражается глагольной безличной формой. Ее окончания совпадают с 3-м лицом единственного числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении — с единственным числом, средним родом. Эти формы обязательно употребляются при любом строении главного члена. Строение главного члена аналогично сказуемому двусоставного предложения — простому или составному: 1) безличная форма полнозначного глагола (безличный глагол или личный, спрягаемый — с безличным значением); например: Кому-то еще не сидится дома в такую пору (Сол.); Теперь и у нее в волосах серебрилось (Б.); К утру потеплело (Бальм.); 2) сочетание полнозначного инфинитива (основная часть) и безличной формы глагола с модальным или фазисным значением; инфинитива и модального наречия с безличной формой связки (вспомогательная часть); например: Мне довелось написать много разных книг (Пауст.); Только ближе к родному краю мне б хотелось теперь повернуть (Ее); Начало быстро светать (Пауст.); Сначала нужно было идти на веслах (А. Т.); Нельзя жить вдали от молодости (Пауст.) — в последнем примере модальное слово категории состояния нельзя сочетается с нулевой (безличной) формой связочного глагола быть (значение настоящего времени); 3) сочетание слова категории состояния или краткого страдательного причастия (основная часть) с безличной формой связки (вспомогательная часть); например: На станции было безлюдно (Пауст.); К ночи в погоду становится очень холодно и росисто (Б.); В комнатах старательно прибрано (Ч.); В комнате и так натоплено (С.-Щ.) — в двух последних примерах нулевая форма связочного глагола. . Простую безличную форму имеет главный член предложений со значением отрицания бытия, наличия предмета; например: Моста не было (Пауст.); Только нет моей ушанки (Тв.). В эти предложения обязательно входит существительное в дительном падеже со значением объекта отрицания. Для вып жения отрицания бытия употребляется бытийный глагол частицей не — не было, не будет, а также нет, не оказало (не окажется), не вышло и др.; например: Однако облегчены никакого не вышло (Т.); И скоро от костра не осталось ни чего, кроме теплого запаха (М. Г.). В безличных предложениях глагол употребляется во всех формах времени и наклонения; повелительное наклонение употребляется в виде аналитической формы с частицей пусть-например: Пусть в голове прояснится (Газ.). ИНФИНИТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Глагол в форме инфинитива обозначает потенциальное действие, т. е. такое, которое не производится, не протекает, не совершается во времени; например: Мне бы теперь в деревню. Мне бы теперь работать (Ч.); Нам теперь стоять в ремонте (Тв.). Инфинитив является неизменяемым, поэтому он не выражает отношение действия к лицу, к моменту речи. Инфинитивное предложение не имеет форм наклонения, времени, лица. Основу предложения составляют главный член (инфинитив) и дополнение (имя существительное или местоимение в дательном падеже), которыми обозначается потенциальный деятель (лицо или предмет); например: Быть завтра плохой погоде (М. Г.); Не спрятаться ли нам? (Ч.). Если в предложении место этого члена не занято (т. е. его нет), то выражается значение неопределенного или обобщенного потенциального деятеля; например: В комнатах не подметено, с окон содраны ситцевые занавески. Завтра переезжать в город! (Ч.); Дважды молоду не бывать (Поел.). Форма инфинитивного предложения, в которую могут быть также включены некоторые частицы (бы, не, ли, хоть и др-)-передает добавочные характеристики потенциального действия: 1) долженствования; например: Дочке в город уезжать (Тв.); 2) неизбежности; например: Мне тут сидеть до морозов (Пауст.); 3) невозможности; например: Тебе о солнце не пропеть (Ее); 4) желательности; например: Я еду. Спать бы на здоровье, но мне покамест не до сна (Тв.); 5) опасения-пример: — Как бы не опоздать! — спохватилась Наташа (Пауст.). Именное односоставное предложение Именное (субстантивное) односоставное предложение строится без глагольных форм. Главный член выражен именем существительным в именительном падеже; например: Ура! Сме- ![]() Главный член называет предмет, которому в предложении не приписывается действие, состояние или признак, а выражается значение наличия, бытия предмета — бытийное значение. Главный член может быть выражен и неделимым словосочетанием в именительном падеже; например: Смотри, как у нас хорошо. Две чудесные комнатки! (Б.). Бытийное значение сочетается со значением настоящего времени, которое выражено значимым отсутствием глагола, т. е. «синтаксическим нулем»; ср.: Впереди была темнота и огни (Б.). Здесь бытийное значение выражено глаголом. К общему бытийному значению номинативного предложения может прибавляться тот или иной оттенок, выражаемый частицами:
В составе предложения могут употребляться второстепенные члены, соединяемые с главным по способу согласования или управления; например: Какая тихая ночь! Тишина великого города (А. Т.). ФУНКЦИЯ Ф06ПедБ-10 (Организация учебного материала по профилю). ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 (знать типологию и структурно-семантические особенности односоставных предложений) ЗАДАНИЕ Тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа) УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (1) ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Тестовые задания направлены на контроль знания типов односоставных предложений, а также умения видеть их структурно-семантические особенности в сравнении с предложениями других типов (в частности, двусоставными полными и неполными предложениями, с нечленимыми предложениями). ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ Успешное выполнение заданий определяется наличием системных знаний о структурно-семантической природе односоставных предложений, их месте в системе простого предложения, а также их типов. Качество выполнения заданий оценивается на основании правильности отнесения предложения к тому или иному типу из предложенного набора или лингвистической корректностью предложенной структурно-семантической характеристики (при отсутствии однозначного ответа). Задания Задание 1. Определите тип простого предложения: а) полное двусоставное; б) неполное двусоставное; в) односоставное; г) нечленимое; д) эллиптическое. Вариант 1. Кентуриона Крысобоя ко мне.___________ За дверью кто-то прошел._______________ Вверх таких не берут, и тут про таки не поют.____________ Великое дело – принять твердое решение._____________ А Фекла на вопрос, не скучно ли ей без мужа, ответила с досадой: - А ну его!___________ Вариант 2.
|
![]() | Учебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном... Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса... |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика... Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика... | ![]() | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический... ... |
![]() | Тема урока Материал учебника Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных... | ![]() | Практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных... |
![]() | Учебно-методический комплекс по модулю б кв10 «Мифологизация истории... Программа предназначена для исторических факультетов вузов и гуманитарных университетов. Она посвящена мифологии античного мира.... | ![]() | Латинские заимствования в современном русском литературном языке (дипломная работа) |
![]() | Учебно-методический комплекс Специальности: 032401 Учебно-методический комплекс «Деловые переговоры и деловая переписка на английском языке» составлен в соответствии с требованиями... | ![]() | «сибирский федеральный университет» Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика... |
![]() | Содержание программы фонетика Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика... | ![]() | Литературная культура России XVIII века Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика... |
![]() | Историзмы, не вышедшие из употребления в современном русском языке Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ![]() | Исследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая) Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном... |
![]() | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ![]() | Функционально-семантическое поле прямого объекта в современном русском языке Работа выполнена в гоу впо «Таганрогский государственный педагогический институт» |