Скачать 288.04 Kb.
|
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск) ---------------------------------------------------- ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ Учебно-методические материалы для студентов дисциплины «История» для студентов направлений: 080200.62 Менеджмент, 080100.62 Экономика, 230700.62 Прикладная информатика 030900.62 Юриспруденция профили подготовки: «Финансовый менеджмент, «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Прикладная информатика в экономике» «Гражданское право», «Уголовное право» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Ярославль филиал «Института управления» 2012 СОДЕРЖАНИЕ:
1. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 79,4 % учебного времени. Самостоятельная работа представляет собой внеаудиторную учебную деятельность студента, предполагает изучение программного учебного материала и направлена на подготовку к лекционным и семинарским занятиям, выполнение рефератов, анализа литературы по установленной тематике, а также иных учебных заданий. Самостоятельная работа включает также подготовку студента к зачету, тестированию и др. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: аннотирование научной литературы; сбор и анализ практического материала в периодике, средствах СМИ или Интернете; выполнение тематических творческих заданий, рефератов. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению самого студента. Применяемые формы организации самостоятельной работы. 1. Фронтальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: общее для всех студентов задание; общий инструктаж преподавателя по выполнению задания; использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов. Фронтальная форма целесообразна, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу. 2. Индивидуальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: возрастание роли студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения; появление возможности сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность. 3. Групповая самостоятельная работа – эта форма работы используется для совместной проработке материала учебника, документа и др.; подготовке к семинарским занятиям с использованием элементов игрового метода, когда студенты готовятся в составе групп (ролевых групп, оппонентных групп, обсуждение гипотетических сценариев развития ситуации и др.). Самостоятельная работа студентов направлена на решение задач, определенных преподавателем. В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи: – самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту; – изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях; – осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи; – самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов; – самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса; – совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию; – развивает навыки научно-исследовательской работы. Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения. В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:
2. Методические рекомендации для студентов Учебная дисциплина «история» обеспечивает формирование у студентов системы теоретических знаний и практических умений, связанных с их профессиональной компетентностью в сфере сущностных эволюционных перемен, которые лежат в основе движения всей человеческой истории. Для усвоения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые на лекциях и затем усвоить вопросы семинарских занятий. Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках списка рекомендованной (основной и дополнительной) литературы. Следует учитывать тот факт, что время, отводимое на лекционный курс, не позволяет охватить весь учебный курс дисциплины «История». Поэтому в процессе освоения дисциплины для лучшего усвоения материала необходимо регулярно обращаться к литературным источникам, предлагаемым в библиографическом списке и кроме этого пользоваться через компьютерную сеть филиала института и при самостоятельной подготовке в домашних условиях образовательными ресурсами, представленными в разделе 1.4., а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам учебной дисциплины. В ходе изучения курса будут проведены семинарские занятия, на которых студенты смогут сделать доклады и фиксированные выступления по проблематике психологии и обсудить наиболее актуальные проблемы по предложенным к обсуждению темам. После изучения материала по определенной теме студентам предлагается выполнить задания и подготовиться к семинарскому занятию. При возникновении затруднений в подготовке к семинарским занятиям рекомендуется после изучения лекционного материала и рекомендованной литературы обратиться по проблемным вопросам за консультацией к преподавателю и затем самостоятельно выполнить задания. 3. Методические рекомендации к семинарским занятиям Семинар является важной формой усвоения знаний. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки научно-теоретического обобщения литературных источников, творческой работы над документами и первоисточниками. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на занятиях перед изучением темы. Для этого необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания и, если нужно, выступать в роли рефери, направлять развитие дискуссии в нужном направлении. При этом обращать внимание на то, что еще не было сказано, или поддерживать и развивать интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель как руководитель семинара подводит его итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 4. Рекомендуемая литература а) основная литература 1. История для бакалавров: учебник/ П.С. Самыгин (и др.) Ростов н/Д: Феникс, 2011 - 573 с. б) дополнительная литература: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. − М.: Альфа-М: ИНВРА-М, 2009. – 544 с. 3. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 634 с. 4. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 661 с. в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/. 2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/. 3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/. 5. Примерная тематика контрольных работ
6. Программные вопросы для подготовки к экзамену
7. Примерные варианты тестов по дисциплинеВАРИАНТ 1. 1. Что включает в себя термин «цивилизация» ?
3. Какие определяющие факторы можно выделить в историческом развитии Российского государства ?
4. В чем проявился кризис античного мировоззрения ?
5. Когда появляется в источниках термин «славяне» ?
6. Какое княжество выступило объединителем русских земель ?
8. Когда окончательно было установлено крепостное право ?
9. Каковы основные преобразования в российском обществе произошли при Петре II ?
10. Какое международное значение победы России в Отечественной войне 1812 года ?
11. Каковы предпосылки падения крепостного права в России ?
12. Каковы действенные результаты первой русской революции?
13. Каковы особенности первой мировой войны ?
14. Назовите характерные черты мирового экономического кризиса 1929-1933гг ?
15. Что способствовало переходу России к тотальной гражданской войне ?
16. Каковы основные черты социалистической индустриализации ?
17. В чем проявились видоизменения власти советского государства в 30-е годы ?
18. Какова цена победы СССР в Великой Отечественной войне ?
19. В чем проявилась политика либерального реформизма в западных странах в 60-е годы?
20. В чем состояли основные тенденции внутреннего развития СССР в послевоенные годы?
4. Быстрые темпы восстановления народного хозяйства. 21. С какими задачами не смогла справиться советская экономика в 60-80–е годы ?
22. Что такое «перестройка» советского государства ?
23. В чем выражалась перестройка политической системы ?
24. Каковы причины провала политики перестройки ?
25. В чем проявились реформы В.В. Путина ?
ВАРИАНТ 21. Какие элементы включает в себя цивилизация как крупная социокультурная система ?
2. К какому типу цивилизации относится Российское государство ?
3. Какие достижения можно считать самыми значительным вкладом греков в копилку мировой культуры ?
4. Какие факты свидетельствуют о начале эпохи Возрождения ?
5. Когда скончался последний объединитель русских земель – Владимир Мономах ?
6. При каком князе завершилось образование Российского централизованного государства?
7. Какие наиболее значимые реформы произошли при Иване Грозном ? 1. Завершено оформление центральных органов государственного управления. 2 Проведение опричнины. 3. Реформа местного самоуправления. 4. Судебная реформа. 8. Когда закончилось «смутное время» ?
2. В октябре 1612 года. 3. Летом 1613 года. 4. В феврале 1611 года. 9. Кто правил Российским государством во время восстания Е. Пугачева ?
10. Кто был руководителем восстания Декабристов в 1825 году ? 1. Петр Пестель. 2. К. Рылеев. 3. П. Каховский. 4. С. Муравьев-Апостол. 11. Что позволило Русским одержать победу над Наполеоном ?
12. Какие цели преследовала Столыпинская аграрная реформа ? 1.Создания широкого слоя крепких крестьянских хозяйств. 2. Расширение численного состава среднего класса. 3. Стабилизация политической обстановки. 4. Исход бедных из деревни. 13. Почему большевики победили в России ?
14. Почему Национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером, удалось прийти к власти в Германии ?
4. Фашистская партия стала монопольно правящей партией. 15. Что привело Россию к октябрьской революции ?
16. В чем проявилась сущность новой экономической политики ? 1. Разрешалась свободная торговля излишками. 2. Вводилась сдельная оплата труда. 3. Введение концессий. 4. Продразверстка заменялась на продналог.. 17. В чем проявилась политика коллективизации сельского хозяйства ?
18. Какие страны могут считаться виновными в развязывании второй мировой войны?
19. Каковы изменения произошли в странах Западной Европы и США в послевоенный период ?
20. Чем было вызвано появление «неоконцервативной волны» на Западе ?
21. Какое влияние оказала политика Н.С. Хрущева на развитие экономики страны ?
22. Каковы последствия экономической перестройки общества?
23. Каковы причины поражения ГКЧП ?
24. Что такое «холодная война» ?
25. Что такое глобализация ?
|
Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | Методические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | ||
Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским... Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,... | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение... | ||
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | ||
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля | ||
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | ||
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Г. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | ||
Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406.... | ||
Методические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401... | Методические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401... |