Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс





Скачать 472.85 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс
страница1/4
Дата публикации04.03.2015
Размер472.85 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
100-bal.ru > Литература > Календарно-тематическое планирование
  1   2   3   4
Балакшина Людмила Александровна


Развитие творческих

способностей учащихся в 5 классе.

Календарно-тематическое планирование


уроков русского языка.

Класс – 5

Учитель – Балакшина Людмила Александровна.
Количество часов в неделю – 6.

Всего в учебном году – 204 .

из них уроков на развитие речи – 40. Контрольных диктантов – 13. Контрольных работ - 6.

Контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 7.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку» /см. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М .Рыбченкова. –М.: Дрофа, 2001./

Учебник под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык. 5 класс. –М.:Дрофа, 2006.

Введение.


Пиши скорей, не медли, слышишь,

Весь мир, весь путь, весь опыт свой,

Пойми, ведь то, что ты напишешь,

Не может написать другой…

М.И.Алигер.

Актуальность проблемы. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. По утверждению психолога Л.С.Выготского, «Творчество – норма детского развития». Так как же развить способность творить , самовыражаться, искать, ошибаться и вновь искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать? Как разбудить в себе речевую чуткость и языковую интуицию? Как научиться пользоваться смысловыми оттенками слова, его нюансами, переносными значениями и изобразительными возможностями? И, наконец, как из суммы слов создать некую целостность, передать через целостность личное, единственное, неповторимое и оригинальное?

Ответить на эти вопросы нам помогает, наверное, иное отношение к языку и методике его преподавания: надо учить языку как искусству. «И растаяла вселенная перед мощью слова, растворилась в слове, уничтоженная и заново сотворенная…» /Г.Брох. «Смерть Вергилия»/ К сожалению, так уж сложилась школьная практика последних десятилетий, что на уроках русского языка вне поля зрения остается как раз таки важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек в учебниках и напряженных ожиданий результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного –его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Не потому ли не отзывается душа ребенка на проникновенные и авторитетные высказывания ценителей языка, на высказывания о величии, силе и красоте русского слова, поразительном богатстве русской речи?

Современная культура техногенна и по способу производства, и по способу потребления. Познавательные и духовно-нравственные горизонты школьника сейчас в большей мере определяются средствами массовой информации, журнальной литературой, популярной эстрадной музыкой, компьютерными играми, низкопробными фильмами, рекламой. Поэтому «знания складываются из разрозненных обрывков, …которые не образуют структуры», целостности. /А.Моль «Социодинамика культуры»/. Таким образом, знания преподносятся поверхностно, при этом ученик не прилагает особых интеллектуальных, эмоциональных, душевных или каких-либо усилий. То есть, поток сознания вытесняется потоком информации – калейдоскопическим, избыточным, агрессивным.

Стиль мышления техногенной цивилизации породил и новый язык – язык «примитивно-уродливого, чрезмерно прагматичного технического мышления». /В.А.Маслова/. Это привело к снижению общего уровня речевой культуры, которая, по мнению большинства лингвистов, характеризуется речевой разнузданностью и неряшливостью, тиражированием языковых ошибок и немотивированными заимствованиями, неумелым использованием окказиональных слов, использованием жаргонной лексики.

Какой же возможен выход из создавшегося положения?

Прежде всего это восстановление в сознании школьников единства мира, по-разному отраженного в слове и различных видах искусства.

Язык – многомерное явление. Он результат сложной деятельности человека, зеркало вселенной, мощный мирообразующий фактор:

В душах есть все, что есть в небе, и много иного.

В этой душе создается первозданное Слово!

К.Д.Бальмонт

Итак, если воспринимать язык как искусство, постоянно помнить о его эстетической функции, то это позволит создать равновесие между ребенком и цивилизацией, ребенком и культурой, помогает школьнику выстроить диалогические отношения между различными способами познания, которые пронизывают всю человеческую речь /М.М.Бахтин/, развивает способность эстетического восприятия мира и, наконец, помогает сформировать у ребенка потребность выразить свои мысли и чувства в художественном образе:

Создай в себе

Мир внутренний…

Д. Байрон.

Творческая активность – одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование системы управления, в которую прежде всего идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению, многообразие новых видов деятельности.

Проблема человеческих способностей вызывало огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определятся творческим потенциалом подрастающего поколения.
Объект работы – процесс развития творческих способностей школьников.

Предмет работы – формы и методы развития творческой активности школьников.

Цель работы – выявить и экспериментально проверить эффективные методы и формы развития творческих способностей учащихся пятых классов. В ходе работы ставим перед собой следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

Рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество»;

Выявить эффективные задания для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Степень изученности проблемы: Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах П.П.Блонский, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Н.Теплов, В.Э.Чудновский, В.Д.Шадриков и др.

Особенностям становления личности школьника, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы В.П.Дружинина, И.Ю.Кулагиной, Н.С.Лейтеса, В.М.Рафиковой и др.

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали Л.А.Аристова, В.А.Левин, М.П.Щетинин, Н.С.Щуркова и др.

И тогда мама зажгла все свечи…
И тогда мама зажгла все свечи. Я подошла к окну и увидела, как на темном стекле отражаются разноцветные фонарики елочной гирлянды. Красные, синие, желтые, зеленые огоньки шагали к звездам, и я не отставала от них.

На небе появилась дорога, мощенная желтым булыжником /Млечный путь/, старинные фонари стояли вдоль нее, и старый добрый фонарщик зажигал их один за другим. И звезды превращались в маленькие уютные домики, и выходили на крыльцо звездные жители, кивали мне и поздравляли с Новым годом.

На небе и на Земле совершенно одинаково встречают Новый год. На головах у звездных жителей торчали старомодные колпачки с бубенцами. Люди беседовали между собой, а у бубенцов был свой разговор, свои слова. И человеческая речь, и говор звездных бубенчиков сливались вместе и становились одной общей песней. И все понимали и слышали друг друга.

У звездных жителей светились лица, и фонари им были совсем ни к чему.

В новогоднюю ночь я гуляла по улицам этого города, был легкий мороз и игра в снежки. Снег искрился, и все улицы сияли от улыбок и ярко озаренных окон. В каждом доме была распахнута дверь и раздавались звуки музыки. В каждом разноцветном фонарике теплилась свечка. На каждом шагу случались чудеса. Легко и радостно было на душе. Шумно и весело на улицах. Смешно и звездно повсюду.

О, как я мчалась в салазках с высокой горы! И ветер свистел в лицо, а потом его обгоняли, и он обиженно стихал сзади. А затем, развеселившись, снова начинал размахивать пестрыми флажками на городской площади.

О, как упоительно каталась я на карусели, по медленному кругу, на деревянной лошадке. Она косила на меня черным глазом и громко пела песенку.

Смешивались наряды и костюмы всех времен и народов, перепутывались одеяния сказочных и литературных героев. И лишь улыбки оставались одинаково счастливыми.

А потом, устав бродить по дальним, дальним берегам, я грелась в незнакомом доме у жарко натопленной печки, и меня угощали горячим чаем и вкусными пирожками. Тоненько пела скрипка сверчка, в такт ей звенели чашки, и тонкая сердечная ниточка связывала меня с этим зачарованным миром.

…Когда я оглянулась назад, то снова увидела свою комнату, свечи на столе, улыбающуюся маму в кресле, кучу подарков на полу. Знакомые фонарики подмигивали и сияли на елке. А значит, чудо продолжалось.
Гараева Екатерина.

Короткие сказки с диалогами.
Снежинка падала, звеня: Слон спросил у муравья:

-Ой, холодная земля! -Какая у тебя семья?

-Залезай под одеяло, - И ответил муравей:

Поле нежно проворчало. –Всех дружней!

Гарбуз Настя. Волков Алеша.
Лягушка квакнула в бору: Кричала муха комару:

-Ой! Я без дождика умру! -Ты на войну?

-Ты приходи ко мне в болото, - Комар мухе отвечал:

вдруг раздался водяного шепот. –На бал!

Кешищян Диана. Родюкова Лена

Облако облачку ручкой махнуло:

-Здорово, дружище! Ну что? Отдохнуло?

-По небу летаю – мне отдыха нет!

Прелестное облачко грустно в ответ.

Мещерякова Люба.
Солнечный полдень склонился к воде:

-О чем запечалилась? Жарко тебе?

-Жара – это что! Есть другая беда –

ведь я высыхаю, - плеснула вода.

Кияшко Сергей.
Рыжей ромашке пропел мотылек:

-Жди! Я вернусь! Мой путь недалек!

-Буду скучать, возвращайся, дурашка! –

с доброй улыбкой шепнула ромашка.

Родюкова Алена.
Серый кот прищурил глаз:

-Вот я вас!

-Воображаешь, котик, слишком! –

Пропищала ему мышка.

Волков Алексей.


Матильда.
Этой зимой мне было очень грустно, жила я одна-одинешенька. И тогда появилась она – Матильда. Муха. Живое существо. Это была самая замечательная муха на свете! Ах, как она талантливо жужжала, как элегантно кушала варенье, как терла лапкой о лапку. Всех своих гостей я предупреждала о Матильде и просила относиться к мухе со всевозможнейшим почтением.

Мы дружно прожили год бок о бок и никогда не ссорились. Зимой она спала, изредка вылезая подкармливаться с хозяйского стола. Замечательная была у меня подружка. И я пела ей : «Кто может сравниться с Матильдой моей…»

А летом, когда в дом набилось много посторонних мух, она пропала.

Матильда, где ты? Я тебя помню. Спасибо тебе за то, что я не была одинока долгой зимой.

Булавецкая Анна.

Бабочка и божья коровка.
У меня большая, дружная семья из шести человек и попугая. Но рассказывать я буду вовсе не о них. Ежегодно в нашей квартире происходит мистическое событие. Во второй половине августа в доме появляется бабочка, всегда одного и того же сорта /или как там у бабочек – вид, род?/ Незнамо откуда на двенадцатом этаже берется дивный лиловый павлиний глаз и садится вот уже лет пять на одно и то же место – на переплет окна. Замрет, разложит пушистые крылышки и сидит. Может дня два сидеть и не двигаться. И мы замираем, не дышим, смотрим. Что за премудрый знак судьбы? А может дар?

Ни одну бабочку мы не оскорбили действием, ни одну не повредили. Мы аккуратно выдворяли пленницу на волю, где она могла еще недельку потрепыхаться.

А еще у нас есть божья коровка. Ее нашел в квартире я. И ввиду наступающей осени оставил зимовать в цветочном горшке. Тут на днях она мертвой притворилась – ну и переволновались же мы! Вычитали в школьном учебнике, что божья коровка – жук, я очень тому удивился. Ну какой там жук – жучишко слабый и трогательный.

Радионов Кирилл.

Любовь.
Каждый день Швабра работала в классе. Однажды она задержалась чуть дольше у полки и увидела Прекрасную закладку в толстой книге.

  • Ах, - вздохнула Швабра, живут же некоторые прямо в книгах. Закладывая всю жизнь умные слова, наверняка станешь интересной натурой.

И вот однажды жизнь Швабры изменилась: все вроде бы то же и иное одновременно, раскрашено в яркие, удивительные цвета. И музыка чудная звучит в душе. Так приходит любовь.

Теперь Швабра, танцуя, управившись с работой, часами любовалась Закладкой, фантазируя, какие слова та изучает.

Не сказать, чтоб любовь была взаимной. Закладка важничала чрезмерно. А когда Швабра робко заговорила с ней, та так поморщилась , что книга распахнулась, и Прекрасная Закладка выпала прямо в ведро с грязной водой.

Бедикян Марина.

Разговор у костра.


  • Кто на свете всех сильнее? – спросили спички, выжигая искру. Огонь нежно лизнул ветки. Ветер ахнул. Вспыхнуло пламя. Путники смотрели в костер. А там уже бились тридцать три богатыря – это была сила Герды:

  • Всех сильнее тот, кто любит.

  • Кто на свете всех смелее? – не унимались спички. Пламя показало белое платье балерины и черный штык стойкого оловянного солдатика.

-Всех смелее тот, кто любит.

К рассвету костер погас. И казалось, с последними искрами исчезло все.

  • Кто на свете всех прочнее? – снова зашуршали спички.

Пламя вошло в сердца путников и улеглось в них миром и радостью. И не было на земле ничего прочнее этого мира и любви.
Парцикян Диана.

Диктанты с продолжением / 5 класс /.
Диктанты с продолжением – это не только работы, позволяющие проверить грамотность учащихся, но и своего рода творческие задания: каждый диктант, обрываясь на самом интересном, дает ребятам возможность написать продолжение самим, используя слова на изученную орфограмму.
Муравей и росинка.

Муравей Ростислав пробирался сквозь густые заросли травы, взбирался на холмики, смело шел к блестевшей, как алмаз, росинке. Заря окрасила ее в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставил загореться огнем. «Кто положил туда эту капельку? Вот дойду и разберусь» , - думал муравей…

/Корни с чередующимися гласными/
Бабочкина сказка.

Эта история случилась в предавние времена. Жил в приморском городе капризный мальчик. Он приставал ко всем, чтобы ему придумывали сказки, а сам не хотел преодолеть свою лень. Однажды мама сказала ему: «Приляг на кровать, прикрой глаза, я приоткрою окно, присяду рядом, и сказка придет, она приснится тебе, прекрасная сказка о прилетевшем из далеких-предалеких стран маленьком мальчике».

Капризный мальчик притих и приготовился встречать чудо. В приоткрытое окно виднелись звезды, дул приятный ветерок, прикасались к стеклу ветви причудливого дерева. Мальчик ждал… Вдруг окно распахнулось, разлетелись в разные стороны занавески, зазвучала прекрасная музыка, и в комнату прилетела бабочка. Она села на прикроватный столик и заговорила. Голосок у бабочки был приятный и тихий. Мальчик придержал дыхание, приподнялся и придвинулся к краю кровати. Началась прелестная сказка. Гостья говорила6 «Там , откуда я прилетела, не бывает такой прескверной погоды, там живут эльфы и гномы в причудливых домиках. Домики стоят рядом, почти прижимаются друг к другу. Я тоже жила там и была счастлива. На рассвете я прилетала на прибрежные луга и пила нектар. Цветы преклоняли головы в знак приветствия и рассказывали последние новости, которые приносили пчелы и птицы. Но вот однажды…»
/Приставки при- и пре- /.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Исходя из этого, при планировании уроков русского языка параллельно решались обе задачи, ибо, согласно данным психологической науки,...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconТематическое планирование уроков английского языка в 10 классе
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 10 классе на 2013-2014 учебный год по умк м. З. Биболетовой, Е....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
Планирование составлено на основе программы по русскому языку к учебникам 5-9 класса/ М. М. Разумовская
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно -тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе на 2013/2014 учебный год
Учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. «Просвещение» 2005 г
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений, русский язык, 5 – 9 классы, М, «Просвещение», 2008 г
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением челове- ческого общества
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков экологии 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков экологии 5 класс 2011\2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconУрока т календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе (составлено по программе и учебнику Плешакова А. А., Сонина...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconТематическое планирование уроков русского языка во 2-м классе
Тематическое планирование уроков русского языка во 2-м классе (135 часов – 4 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков биологии. Класс
Календарно-тематическое планирование уроков биологии. Класс – Базовый уровень
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Задача: различать однокоренные слова, подбирать проверочное слово несколькими способами
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский; издательство «Просвещение», 2009 г.) и рассчитано на преподавание по учебнику «Русский...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Планирование составлено на основе методических рекомендаций миоо 2011-2012 уч год
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс iconТематическое планирование курса Примерное календарно-тематическое...
Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования иумк в рамках традиционной классно-урочной системы организации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск