Скачать 113.72 Kb.
|
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время. Учитель русского языка и литературы Фурасьева Т.В. Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. Поэтому важно формировать ключевые компетенции обучающихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще. Исследовательский путь познания соответствует природе человеческого мышления, он естественен для человека. Урок – исследование как раз строится на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно – следственных связей, к поиску путей решения. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес обучающихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. (Слайд 3) Этапы исследовательской деятельности (вне зависимости от области исследования):
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Причины введения исследовательской деятельности в учебный процесс -исследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету; -учит публично представлять результаты изысканий на конференциях и семинарах; - имеет важное воспитательное значение. (Слайд 5) Организация исследовательской деятельности обучающихся Исследовательская деятельность учащихся должна быть: - основана на базовом образовании средней школы, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений - направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления (Слайд 6) Учебно-исследовательскую деятельность как средство формирования творческой личности можно организовать в урочной деятельности и внеурочной. (Слайд 7) Исследовательская работа на уроке русского языка На всех этапах (5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы) стимулируется интерес к исследовательскому поиску. 5-7 классы: приобретение простейших знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения исследовательской работы. Обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления. На данном этапе важно научить детей ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. Важно развивать навыки решения проблемной ситуации, критическое мышление. 8-9 классы: выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. Задания приобретают четко выраженный сопоставительный, исследовательский характер (Слайд 8) Задачи исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы, или закрепления материала, в качестве выполнения домашних заданий. Задание может оставаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. (Слайд 9) Процесс выполнения заданий поискового и исследовательского характера - творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему. Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Конечный результат - собственная интерпретация материала (темы, проблемы), новый взгляд на данную тему. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее. В центре исследований на уроках русского языка и литературы - задания, связанные, как правило, с программным материалом. По объёму осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования. (Слайд 10) На уроке с элементами исследования обучающиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность, овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением лингвистического эксперимента, работа с источниками информации, самостоятельный выбор исследования, анализ литературоведческих источников, заслушивание сообщений, защита рефератов, проблемная ситуация в форме игры, задания сравнительного анализа языкового материала, На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. (Слайд11) Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова – и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних. Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Вот некоторые виды упражнений с элементами исследования на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Лексика». (Слайды 12-28)
Задание: Замените данные русские наименования заимствованными. Придумайте с ними предложения
Задание: Объяснить, почему мы так говорим:
Задание: узнать слово по его толкованию и записать. Готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому (доброжелательный); Специальное учреждение для различных опытов (лаборатория); Организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы (учреждение); Указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-нибудь (инструкция); Организация, структура и состояние хозяйственной жизни (экономика).
Задание: исключить из текста все причастные обороты и причастия, сравнить с оригиналом и сделать вывод о роли причастных оборотов и причастий в текстах художественного стиля.
Задание: вспомнив всё, что уже известно о прилагательном из курса 5 класса, списать, заполнив пробелы соответствующими терминами и понятиями. 1) Прилагательное – это имя, так как оно называет ________. Следовательно, имя прилагательное относится к группе ________ частей речи. 2) Прилагательное речи связано с ________ , как бы прилагается к нему, так как обозначает ________ этого существительного. 3) Имя прилагательное связано с существительным не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в ____ , ____ и ____
Задание: восстановить предложение, вставив на место пропусков прилагательные из данных ниже. К вечеру ветер стих, и ____ солнце залило ____ светом ___ тучи и, протянув ____ крылья в глубь ____ степи, закатилось. Слова для справок: низкий, багровый, лиловый, бледный, словно прощальный, жёлтый и мокрый
В 5 классе при изучении темы «Имя прилагательное» предлагаю следующее задание: «Сравнить два текста : в каком из них наиболее ярко описан сад в конце лета?». В ходе работы делаем вывод о роли имен прилагательных в речи.
Задание: исправить ошибки в употреблении форм степеней сравнения. Волга – самая наибольшая река в Европе. Груша более слаще яблока. Уй ужее Тобола. Киви менее вкуснейшее, чем виноград.
Задание: Докажите, что «Язык - развивающееся явление» (сочинение-миниатюра)
Задание: Осмыслить текст и подумать, как он может быть связан с новой темой урока. Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не) умеющий их и (з,с) пользовать, напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать. (А.Л. Минц) Урок-исследование в пятом классе был посвящен теме «Правописание приставок, оканчивающихся на З-С». В ходе урока ученики, анализируя ряд примеров, должны прийти к выводу, когда на конце приставок пишется -З- или -С-, научиться пользоваться алгоритмом применения правила, оценивать свои знания на определенном этапе урока, делать выводы по изучаемой теме.
Работа проходила по группам. Ребята получили задание исследовать тексты художественного, научного, официально-делового стилей, содержащие причастные обороты, сделали вывод о стилистической функции причастий в разных стилях речи, а также вывод, что люди в повседневной речи не используют причастные обороты.
Исследовательская работа на уроках литературы Самые обычные, вполне традиционные приемы работы — раздумье над произведением, инсценировка, сочинение, экскурсия, доклад — под руководством учителя могут приобретать поисковый характер, побуждали обращаться к научным источникам, справочникам, требовать самостоятельности в подборе и анализе разнообразных материалов, пытливости в раздумьях над произведением. (Слайд 32) На уроке литературы тоже использую исследовательские задания: (Слайд 33-34)
С обучающимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств- музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? На уроке внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5 класс) ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы со стихами, если бы не было музыки? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз. Внеурочная деятельность Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией Массовая: познавательные игры, конкурсы, предметные недели, конференции Групповая: школьное исследовательское общество, факультативы, элективные курсы, кружки, проекты. Индивидуальная : исследовательская работа, творческие работы, проекты Мои дети активно участвуют во всех перечисленных видах массовой, групповой, индивидуальной работы. Например, выступали на научно-практической конференции и предоставили результат работы по следующим темам: проектная работа «Загадочный образ Змея Горыныча» (Курмангалиева Юлия) , реферат «Саратов литературный» (Архипова Даша) - исследовательская работа, подготовленная в рамках празднования Дня города на районный брейн-ринг, исследовательская работа Привалова Александра «За кулисами великого мастера», представленная на городской конкурс «Саратов, который я не знаю» в номинации «Земляк, которым я горжусь» (2 место). Выводы: Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в деятельности научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. |
Уильям С. Хэтчер и Дж. Дуглас Мартин ... | Пояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) | ||
Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | ||
Исследовательская работа по теме: «Мобильный телефон. Друг или враг?» С его помощью можно узнать который час, записать необходимую информацию, сократить время ожидания, играя в игру. Встроенная камера... | М. В. Бахтин (подпись, расшифровка подписи) Программа предназначена для тех, кто стремится повысить свою профессиональную компетенцию в области иностранных языков и получить... | ||
Программа имеет Данная дисциплина позволяет получить необходимые знания, соответствующие требования к уровню подготовки выпускников, практические... | «Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся... В век современных информационных технологий любую информацию можно почерпнуть из интернета. Но пока еще далеко не все имеют компьютер... | ||
Исследовательская работа Парцеанальная флора пруда Ботанического сада УдГУ Курс позволяет сформировать историческое мировоззрение, представление о единстве человечества и его истории, позволяет более эффективно... | Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | ||
Практическая работа №7, 8, 9, 10 С помощью PowerPoint Вы легко обретете дополнительную уверенность при выступлении. Программа позволяет без особого труда создавать... | Фи ученика Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа... | ||
Решение педсовета протокол №1 Занятия в кружке позволяют всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания. Так же данная... | Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | ||
Исследовательская работа по предмету и внеурочная деятельность 10... Направления работы методического объединения учителей естественнонаучного цикла 4 | Урок обобщения и систематизации. Класс Данный урок позволяет ребенку освоить навыки работы в графическом редакторе и получить знания о народном промысле "Городецкая роспись".... |