Скачать 297.07 Kb.
|
Федеральное агентство по науке и образованию РФ Югорский государственный университет Попова Л.А. Руководство к выполнению контрольной работы № 1 по дисциплине «Синтаксис» для студентов заочного обучения гр. З-3230 по специальности 031001 «Филология» 5 курс весенний семестр 2007-08 уч.г. Методические рекомендации Ханты-Мансийск 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета Югорского государственного университета СИНТАКСИС. Программа, вопросы экзамена, контрольные работы и руководство к их выполнению по дисциплине « Синтаксис современного русского языка» (для студентов заочной формы обучения специальности 031001 - Филология) / Составитель Л.А. Попова. - Ханты-Мансийск: Изд-во ЮГУ, 2007. – 30 С. Методическое пособие содержит программу по разделу «Синтаксис современного русского литературного языка», контрольные работы, примерные вопросы экзамена, а также схемы разбора синтаксических единиц от словосочетания до сложного синтаксического целого и список литературы. Пособие состоит из следующих частей:
Югорский государственный университет 2006 г. I. Содержание теоретического раздела дисциплины (заочное обучение)
II. Синтаксис Программа для студентов, обучающихся по специальности 031001 «Филология»
Синтаксическая связь. Средства выражения синтаксической связи. Связь сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь открытая и закрытая. Черты сходства закрытой сочинительной и подчинительной связей. Подчинительная связь предсказующая (вариативная и невариативная) и непредсказующая, обязательная и необязательная. Виды подчинительной связи по характеру выражаемого синтаксического отношения. Связь присловная (подчинительная) и неприсловная (сочинительная, предикативная, полупредикативная, детерминантная, корреляционная). Синтаксическое отношение. Собственно синтаксические отношения и лексико-синтаксические отношения. Синтаксические отношения предметные и атрибутивные.
Разграничение согласования, управления и примыкания по морфологическим свойствам зависимого компонента. Согласование полное и неполное. Наборы согласовательных категорий. Синтаксическая связь в предикативных сочетаниях. Управление сильное и слабое. Вопрос о падежном (именном) примыкании. Примыкание неизменяемого компонента. Виды примыкающих неизменяемых компонентов. Примыкание изменяемого компонента, не выражающего синтаксической зависимости. П. Синтаксис слова и формы слова 1. Границы слова в синтаксисе. Синтаксический и словарный аспекты синтаксической сочетаемости. Понятие синтаксической валентности. Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении и в предложении. Основные современные концепции синтаксиса формы слова. Концепция В.А.Белошапковой. Словоформы монофункциональные и полифункциональные. Концепция Г.А.Золотовой. Понятие и характеристики синтаксемы. Типология синтаксем. Концепция «Русской грамматики» 1980 г. Ш. Синтаксис словосочетания 1. Словосочетание как языковая единица. 2. История разработки учения о словосочетании в отечественной науке (концепции Ф.Ф.Фортунатова, М.Н.Петерсона, А.М.Пешковского, А.А.Шахматова, В.В.Виноградова, Н.Н.Прокоповича, Н.Ю.Шведовой, В.А.Белошапковой). Широкое и узкое понимание словосочетания в современном синтаксисе. 3.Типология словосочетаний Формальные типологии словосочетаний. Словосочетания минимальной конструкции и усложненной конструкции. Понятие структурной схемы словосочетания. Словосочетания сочинительные и подчинительные. Сочинительные словосочетания открытой и закрытой синтаксической структуры. Подчинительные словосочетания именные (субстантивные, адъективные, нумеративные, прономинативные), глагольные и адвербиальные. Типы подчинительных словосочетаний по характеру синтаксической связи между компонентами. 1V. Синтаксис простого предложения 1. Три стороны простого предложения – формальная, смысловая, коммуникативная – и их отношение. 2.Формальная организация простого предложения Грамматические характеристики простого предложения. Различные понимания предикативности в истории науки и в настоящее время. Структурная схема простого предложения. Два понимания структурного минимума предложения – как предикативного минимума, обеспечивающего только грамматическую (предикативную) достаточность предложения, и как номинативного минимума, обеспечивающего и грамматическую, и информативную достаточность предложения. Минимальная и расширенная структурные схемы предложения, ориентированные на различные понимания его структурного минимума. Компоненты минимальных структурных схем. Типология структурных схем. Список минимальных структурных схем. Члены предложения. Традиционное учение о главных и второстепенных членах предложения. Типология и формы выражения главных членов предложения (подлежащего, сказуемого, главного члена односоставного предложения). Современное состояние учения о членах предложения. Концепция компонентного состава предложения В.А.Белошапковой (предикативный центр, его обязательные и необязательные распространители, распространители распространителей). Вербоцентрическая теория предложения. Предложения двусоставные и односоставные. Типология односоставных предложений. Нечленимые предложения. Единицы, сходные с номинативным предложением. Парадигма предложения. Широкое и узкое понимание парадигмы предложения. Парадигма предложения как система его изменения по категории предикативности (синтаксическая парадигма предложения). Набор модальных и временных форм предложения. Традиционное учение о типах предложения. Типы предложений: по наличию или отсутствию второстепенных членов, по наличию или отсутствию эксплицитного выражения необходимых членов, по наличию или отсутствию акцентированной эмоциональности (по интонации), по целеустановке (вопросительности/ невопросительности), по модальным характеристикам. 3.Смысловая организация простого предложения Основные направления современныого семантического синтаксиса: структурно-семантическое (Н.Ю.Шведова, В.А.Белошапкова и др.), денотативное (Т.П.Ломтев, В.А.Гак, О.И.Москальская, Е.В.Падучева и др.), логическое (Н.Д.Арутюнова, Е.Н.Ширяев и др.), лексическое (Ю.Д.Апресян, В.В.Богданов, З.Д.Попова, Г.А.Золотова и др.). Объективные и субъективные смыслы в содержании предложения (диктум и модус). Понятие пропозиции. Эксплицитные и имплицитные смыслы в содержании предложения. Основные типы имплицитных смыслов (пресуппозиция, коммуникативная импликатура, условия успешности речевого акта).
Понятие высказывания. Коммуникативное задание и актуальная информация высказывания. Актуальное членение высказывания. Тема и рема. Средства выражения актуального членения: основные (порядок слов и место интонационного центра) и дополнительные (частицы и специальные синтаксические конструкции). Коммуникативная парадигма предложения. Случаи несовпадения границ высказывания и предложения (парцелляция, вставность, сложное предложение). Коммуникативные аналоги предложения. Типология высказываний. Предложение как средство выполнения речевого акта. Типология речевых актов. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего. Косвенные речевые акты. Типология коммуникативных структур предложений в тексте. V. Синтаксис сложного предложения 1. Три стороны организации сложного предложения – формальная, смысловая, коммуникативная – и их соотношение. Сложное предложение и простое предложение. Сложное предложение и словосочетание. 2. Формальная организация сложного предложения. Сложное предложение минимальной конструкции. Сложное предложение усложненной конструкции. Синтаксические связи в сложном предложении. Виды сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении. 3. Смысловая организация сложного предложения. Полипропозитивность как типовое свойство сложного предложения. 4. Коммуникативная организация сложного предложения. Актуальное членение сложного предложения. Парцелляция и вставность в сложном предложении. 5. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и в современной науке. Типология сложносочиненных предложений. Типология сложноподчиненных предложений. Типология бессоюзных сложных предложений. V1. Синтаксис текста Вопрос о единицах синтаксиса текста. Сложные формы организации речи (сложное синтаксическое целое, период, абзац). Организация текста в конструктивном аспекте. Организация текста в коммуникативном аспекте. VП. Пунктуация Основы русской пунктуации. Пунктуация и синтаксическая система русского языка. Пунктуация и интонация. Типы знаков препинания. III. Контрольные работы 1. Методические указания к выполнению контрольных работ по синтаксису современного русского языка. 2. За время обучения в университете студенты-заочники должны выполнить три контрольные работы по синтаксису современного русского языка. На каждый раздел составлена отдельная контрольная работа 3. Тема, по которой студент должен написать теоретическую часть (реферат) своей контрольной работе, определяется по списку, приведенному в данных методических рекомендациях. Номеру варианта соответствует последняя цифра номера зачетной книжки студента.
Югорский государственный университет Факультет заочного обучения Контрольная работа № 1 по синтаксису современного русского языка Номер варианта___________________________ Группа_____________________________________ Специальность______________________________ осенний, ______________семестр 2007-2008 учебного года Студент_____________________________________ фамилия, имя, отчество Номер зачетной книжки_______________________ Адрес:______________________________________ Дата предоставления на проверку______________ 4. Контрольная работа состоит из трех частей: теоретической части (реферат), практической части и списка литературы. 5. Реферат должен быть написан на одну из предложенных тем, по согласованию с преподавателем тема может быть изменена. 6. Текст для практической части выдается преподавателем отдельно. 7. Задания к тексту (общие для всех) представлены в данной контрольной работе. 8. Во второй части анализируется предложенный текст по схемам из методический указаний «Современный русский язык: Программа и методические указания к государственному экзамену для студентов, обучающихся по специальности 031001 «Филология». Ханты-Мансийск, 2006. 9. Список литературы составляется в соответствии с имеющимися требованиями (См. в качестве образца имеющийся в данных методических указаниях список литературы). 10. На страницах контрольной работы оставлять поля для замечаний преподавателя. 11. В контрольной работе студент должен показать знания, полученные в курсах современного русского языка и дисциплинах исторического цикла. Контрольная работа №1 по теме «Осложненное предложение» Общий план работы 1. Содержание (тема реферата, практическая часть, список использованной литературы). 2. Реферат по избранной теме. 3. Практическая часть: а) ответы на общие вопросы по теме (отвечать письменно); б) анализ простых осложненных предложений по схемам; 4. Список использованной литературы. Вопросы по теме: -Если есть обособленные обстоятельства и обособленные определения, то какие обороты можно было бы назвать обособленным дополнением? - Что такое полупредикативность? Какие обороты называются полупредикативными? Какие добавочные предикативные значения возникают при обособлении? - Какими способами может выражаться значение сравнения? - Как в учебной и научной литературе решается вопрос об однородности /неоднородности главных членов предложения? Простым или сложным считается предложение с однородными сказуемыми? Темы рефератов:
Практическая часть:
Список использованной литературы IV. Примерные вопросы экзамена по синтаксису 1. Предмет и объект синтаксиса. Типология собственно синтаксических единиц. Категория предикативности. 2. Синтаксис словосочетания. История разработки учения о словосочетаниях в отечественной науке (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова). Широкое и узкое понимание словосочетания в современном синтаксисе. Типология словосочетаний. 3.Синтаксическая связь и синтаксические отношения. Средства выражения синтаксической связи. Типология синтаксических отношений. 4.Основные разновидности синтаксической связи: сочинение и подчинение. Типология сочинительной и подчинительной связей. 5. Виды подчинительной синтаксической связи на уровне словосочетания и простого предложения: согласование, управление и примыкание. Вопрос о падежном (именном) примыкании. 6. Члены предложения. Традиционное учение о второстепенных членах предложения. Концепция компонентного состава предложения В.А.Белошапковой. 7. Предложения двусоставные и односоставные. Типология односоставных предложений. Нечленимые предложения. Единицы, сходные с номинативным предложением . 8. Широкое и узкое понимание парадигмы предложения. Синтаксическая парадигма предложения. Модальные и временные формы предложения. 9. Структурная схема простого предложения. Два понимания структурного минимума предложения. Минимальная и расширенная структурные схемы предложения. Компоненты минимальных структурных схем. Типология минимальных структурных схем. 10. Традиционное учение о типах предложения. Типы предложений: по наличию или отсутствию второстепенных членов, по наличию или отсутствию эксплицитного выражения необходимых членов, по интонации, по целеустановке, по модальным характеристикам. 11. Актуальное членение предложения. Принципы, компоненты и средства выражения актуального членения высказывания. Коммуникативная парадигма предложения. 12. Типология высказываний. Случаи несовпадения границ высказывания и предложения. 13. Условия обособления членов предложения. Функции обособленных членов. Семантико-структурные разряды обособленных членов. 14. Бессоюзные сложные предложения, особенности их смыслового значения. 15. Способы передачи чужой речи в современном русском языке. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь. 16. Синтаксическая характеристика сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного состава. 17. Полные и неполные предложения. Функционально-структурные разновидности неполных предложений. Эллиптические предложения. 18. Сложноподчиненное предложение. Основные структурно-семантические типы нерасчлененных сложноподчиненных предложений. 19. Сложноподчиненное предложение. Структурно-семантические разновидности сложноподчиненных предложений расчлененной структуры. 20. Сложноподчиненные предложения. Основные структурно-семантические типы нерасчлененных сложноподчиненных предложений. 21. Предложения с однородными членами. Понятие однородности в современном русском языке. 22. Синтаксис текста. Сложные формы организации речи (сложное синтаксическое целое, период, абзац). 23. Основные принципы современной русской пунктуации. Виды знаков препинания, их функции. |
Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Курсовое проектирование 2» Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Оборудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса» | Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансы» Задания к контрольной работе даны в 10-ти вариантах. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной... | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» Программа курса, задания и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» для студентов заочной... | Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественная культура Востока XX века» составлено в соответствии с требованиями... | ||
Руководство к выполнению контрольных работ по дисциплине «Теория и практика перевода» При выполнении контрольной работы пользоваться словарями обязательно. Необходимо указать словари, по которым работал студент | Методические указания по выполнению контрольной работы Цели и задачи... Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине... Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» утверждены на заседании кафедры... | Руководство к выполнению ку рсовой работы по дисциплине «Таможенная... Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Таможенная экспертиза качества товаров и сырья» составлено в соответствии... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами» Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей... | Методические рекомендации к выполнению контрольной работы Целью контрольной работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов,... | ||
Руководство к выполнению контрольной работы по дисциплине «Cопоставительная грамматика» Контрольная работа выполняется по варианту. Номеру варианта соответствует последняя цифра номера Зачетной книжки студента: нечетная... | Методические указания по выполнению контрольной работы. Студентом... Иванов И. И. в первом семестре выполняет вариант Приступая к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с требованиями,... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине... Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» утверждены... | Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине... По выполнению контрольной работы по дисциплине «тенденции развития мировой экономики» | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной... Содержание контрольной работы и инструкция по выбору варианта задания | Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной... Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи |