ГБОУ СОШ с этнокультурным литовским компонентом образования №1247
им.Ю.Балтрушайтиса
Утверждаю: Согласовано: Согласовано:
Председатель МС Зам. директора по УВР Председатель МО
______Валаткайте С.П. ____________Тишина Н.И. _________Лашкевич Т.А.
«__»_________2012г «__»___________2012г «__»___________2012г
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
(ФГОС ООО)
учителя русского языка и литературы Глазковой Н.В.
ГБОУ СОШ №1247
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются: • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Формируемые компетенции
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Основное содержание
Речь и речевое общение
Пятиклассник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Пятиклассник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную мысль и тему, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения (подробного, выборочного).
Чтение
Пятиклассник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Пятиклассник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурно сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Пятиклассник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Пятиклассник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного);
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Пятиклассник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Пятиклассник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Пятиклассник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи(существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие) и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Пятиклассник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Правописание: орфография и пунктуация
Пятиклассник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (6 часов в неделю)
ПРОГРАММА
ПО русскому языку под редакцией Львовой С.И. для общеобразовательной школы
Авторы: Львова С.И., Львов В.В.
№
п/п
| Раздел. Тема.
| неделя
| месяц
|
| Лингвистика – наука о языке и речи (2ч)
|
|
|
| Лингвистика как наука о языке и речи. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
| 1
| сентябрь
|
| Основные единицы языка и речи. Речь устная и письменная.
|
|
|
| Введение в лингвистику Вводный курс (93 ч)
|
|
|
| Фонетика (4ч)
|
|
|
| Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция.
|
|
|
| Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации. Гласные и согласные звуки.
|
|
|
| Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Звукопись. Фонетический разбор слова.
|
|
|
| Р/Р Сочинение (устное) по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
|
|
|
| Словесное ударение и логическое ударение.
| 2
|
|
| Орфоэпия (5ч)
|
|
|
| Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных.
|
|
|
| Особенности произношения согласных звуков.
|
|
|
| Особенности произношения сочетаний согласных звуков.
|
|
|
| Изменения звуков в речевом потоке.
|
|
|
| Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
|
|
|
| Графика (7ч) |
|
|
| Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками..
| 3
|
|
| Письмо и каллиграфия |
|
|
| Сведения из истории письма и русского алфавита.
|
|
|
| Обозначение звуков с помощью букв е,е,ю,я.
|
|
|
| Обозначение звуков с помощью букв е,ё,ю,я.
|
|
|
| Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы.
|
|
|
| Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы.
| 4
|
|
| Морфемика (5ч)
|
|
|
| Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Морфемный разбор слова.
|
|
|
| Чередование гласных в морфемах.
|
|
|
| Чередование согласных в морфемах.
|
|
|
| Однокоренные слова. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
|
|
|
| Контрольная работа.
|
|
|
| Лексикология (5ч)
|
|
|
| Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова.
| 5
| октябрь
|
| Основные способы объяснения лексического значения слова.
|
|
|
| Основные способы объяснения лексического значения слова.
|
|
|
| Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. Тематические группы слов.
|
|
|
| Тематические группы слов.
|
|
|
| Р/Р Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка».
|
|
|
| Орфография (15ч)
Орфография как раздел правописания (7 ч)
|
|
|
| Разделы русской орфографии.
| 6
|
|
| Разделы русской орфографии. Орфограмма.
|
|
|
| Написание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк,чн, нщ, рщ,нч.
|
|
|
| Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных.
|
|
|
| Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных.
|
|
|
| Р/Р Изложение, близкое к тексту (упр. 206).
|
|
|
| Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением согласных
| 7
|
|
| Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением согласных.
|
|
|
| Виды орфограмм в окончании слова (8 ч)
|
|
|
| Виды орфограмм в безударных окончаниях имен существительных.
|
|
|
| Виды орфограмм в личных окончаниях глаголов.
|
|
|
| Виды орфограмм в личных окончаниях глаголов.
|
|
|
| Употребление ь и ъ. Правописание ь и ъ ; ь для обозначения мягкости согласных. Правописание ь после шипяших.
|
|
|
| Правописание –тся и –ться в глаголах
| 8
|
|
| Разделительные ь и ъ.
|
|
|
| Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
|
|
|
| Контрольный диктант по теме « Орфография.»
|
|
|
| Морфология (4ч)
|
|
|
| Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.
|
|
|
| Типичные суффиксы и окончания разных частей речи.
|
|
|
| Слова изменяемые и неизменяемые. Наречие.
| 9
|
|
| Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных.
|
|
|
| Культура речи (5ч)
|
|
|
| Культура речи как раздел лингвистики. Соблюдение норм современного русского литературного языка.
|
| ноябрь
|
| Нормы, связанные с различными областями языка: орфоэпические, грамматические, лексические; нормы построения текста.
|
|
| |