Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений»





Скачать 90.46 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений»
Дата публикации13.03.2015
Размер90.46 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Н. М. Провозина

Е. В. Чернова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
для студентов заочной формы обучения

по специальности 050601 – музыкальное образование
6 семестр

2007-2008 уч. г.


Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» утверждены на заседании кафедры музыкального образования Югорского государственного университета (протокол № 6 от 22.02. 2007 г.).

Ханты-Мансийск

2007


Контрольная работа является разновидностью учебно-исследовательской деятельности студента, поскольку включает:

  1. планирование работы,

  2. анализ методической и музыкальной литературы по теме,

  3. творческое решение аналитической проблемы.

Цель выполнения контрольной работы по курсу «Анализ музыкальных произведений» – письменное изложение общих и частных положений учебного материала.

Критериями в оценке работы являются:

  1. уровень усвоения студентом теоретического материала учебного курса;

  2. уровень сформированности практических навыков и умений в проведении целостного анализа музыкального произведения,

  3. соответствие требованиям к объему работы;

  4. соответствие требованиям к оформлению работы (в том числе к оформлению списка литературы).

Контрольная работа представляется преподавателю для проверки не менее чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.

Работа считается выполненной («защищенной») только с ее положительной оценкой: «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».
Учебно-методическая литература

по выполнению контрольной работы


  1. Борикова И., Виноградова Н. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.

  2. Кузнецов И. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск, 2000.

  3. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М., 1999.

  4. Сысоева М. Организация научно-исследовательской работы

студентов. – М., 2000.

Требования к оформлению контрольной работы


  1. Работа выполняется в машинописном виде объемом не менее 10 печатных страниц основного текста. Используются шрифт 14 пт, межстрочный интервал 1.5, поля вокруг текста 2 см, абзацный отступ 0.5, нумерация основного текста (начиная с № 3).

  2. Работа должна иметь титульный лист с указанием ее темы, учебной дисциплины, инициалов и фамилии студента, инициалов, фамилии и должности руководителя (преподавателя), времени выполнения работы (курс, семестр, год).

  3. Использованная учебно-методическая и нотная литература оформляется в соответствии с правилами библиографического описания (по алфавитному принципу); ссылки на источники цитат обязательны.

  4. Нотный текст анализируемого произведения может прилагаться в двух вариантах:

  1. полностью – при условии небольшого объема,

  2. фрагментами (в качестве примеров, иллюстрирующих те или иные выводы автора), – если анализируется крупная форма (симфония, опера и т. п.).


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ*


  1. Сложная трехчастная форма.

  2. Сложная двухчастная форма.

  3. Форма рондо.

  4. Форма вариаций.

  5. Сонатная форма.

  6. Форма рондо-сонаты.

  7. Сонатно-симфонический цикл.

  8. Форма сюиты.

  9. Контрастно-составная форма.

  10. Форма оперы.

  11. Циклическая форма (вокальный цикл, инструментальный цикл).

_____________________________________________

* Тема выбирается студентом самостоятельно в зависимости от наличия соответствующего нотного материала.
Выбор музыкального произведения

для целостного анализа
В контрольной работе анализируется произведение гомофонно-гармонического склада (полифонические произведения анализируются в курсе полифонии).

Произведение для анализа избирается студентом самостоятельно в соответствии с определенной темой («формой»).

Желательно, чтобы в круг анализируемых сочинений входили произведения учебной программы студента по классу инструмента, дирижирования, вокала или произведения школьной программы по слушанию музыки.

Тема формулируется с указанием анализируемой структуры (например, «Сонатно-симфонический цикл») и произведения, на примере которого раскрываются особенности формы-структуры (например, «П. Чайковский. Симфония № 4»). Таким образом, тема определяется как:

«Форма сонатно-симфонического цикла на примере симфонии № 4 П. Чайковского».

Желательно указывать тональность произведения, а также, в отдельных случаях, опус, номер, автора слов и т. п. Например, «Соната c-moll № 5 Л. Бетховена», «Прелюдия С-dur № 1 ор.11 А. Скрябина», Романс «Средь шумного бала» П. Чайковского, стихи А. Толстого.
Произведения, рекомендуемые для анализа:


  1. Л. Бетховен, В. А. Моцарт, Й. Гайдн: сонаты, симфонии (или части сонатного цикла).

  2. Ф. Шуберт: вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

  3. Р. Шуман: фортепианный цикл «Карнавал».

  4. Ф. Шопен: ноктюрны, полонезы, мазурки.

  5. М. Глинка: опера «Руслан и Людмила».

  6. П. Чайковский: симфонии (или части цикла); цикл «Детский альбом»; оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама».

  7. Н. Римский-Корсаков: опера «Царская невеста».

  8. С. Рахманинов: прелюдии, этюды-картины, концерты

для фортепиано с оркестром.

  1. А. Скрябин: Прелюдии ор. 11.

  2. С. Прокофьев: цикл «Мимолетности».

  3. С. Прокофьев: симфония № 7.

  4. Д. Шостакович: симфонии № 5, 7, 11.


Структура контрольной работы
Работа должна иметь «внутренний» план:*



  1. Во вступительном разделе указываются (кратко)

цель, задачи контрольной работы,

название анализируемого произведения и его автор.

  1. Основной раздел включает:

а) теоретические положения о данной форме,

б) целостный анализ данного произведения.

  1. Список литературы по теме (перечень в алфавитном порядке с указанием года и места издания).

________________________

*В тексте работы не указывается.

Методические указания

к теоретическому разделу работы
Теоретический раздел контрольной работы не должен превышать 1/3 объема основного текста.

Теоретические положения о данной форме включают:

  1. определение формы (структуры); могут быть приведены разные определения (из разных источников, разных авторов) в их сравнении с указанием наиболее полного понятия;

  2. история возникновения и развития формы в композиторской практике;

  3. зависимость данной формы от музыкального стиля;

  4. типичное применение данной формы в музыкальных жанрах;

  5. закономерности и разновидности формы (например, «сложная трехчастная форма бывает с трио и эпизодом»);

  6. закономерности тематизма, тонального плана, метрического построения и т.п.;

  7. характерные особенности и разновидности частей (например, в сонатном цикле) или разделов (например, в сонатной форме - экспозиции, разработки, репризы);

  8. примеры музыкальных произведений, написанных в данной форме (например, «сонатная форма с зеркальной репризой использована в Увертюре к опере «Тангейзер» Р. Вагнера).


Методические указанию к выполнению

целостного анализа

музыкального произведения
Анализ нотного текста опирается на «слышание» музыки. Обязательным начальным этапом аналитической работы является проигрывание произведения (или прослушивание в записи). В ознакомлении с формой произведения активно участвует «внутренний слух» музыканта.

Целостным называется анализ, проводимый на основе синтеза содержания и формы произведения. Указывается их взаимовлияние.

Целостный анализ является содержательным анализом структуры и опирается на сведения об исторически сложившихся выразительных средствах музыки (мелодика, гармония, фактура и т. п.)

Необходимо учитывать все авторские ремарки в отношении содержания художественного образа и характера исполнения музыки.

Важным ориентиром в целостном анализе произведения является определение его жанра и жанровых истоков музыкального языка.

Структура (форма) анализируется только с учетом особенностей индивидуального стиля композитора, художественного стиля произведения (классицизм, романтизм и т.п.).

Анализа «вообще» не бывает, он всегда должен иметь целенаправленный характер. Так, при написании контрольной работы анализ произведения связан с рассмотрением закономерностей конкретной формы и выявлением ее особенностей в данном произведении с учетом его жанрово-стилевых характеристик.

Анализ музыкального произведения проводится на основе знания общих закономерностей формы, что дает возможность не только правильно определить структуру, но и выявить ее индивидуальное своеобразие в конкретном случае.

Важным методом анализа является сравнение композиционного плана данного произведениями с аналогичными по жанру и форме сочинениями.

Анализ содержания и формы предполагает сравнения не только внешнего характера, т.е. с другими произведениями, но и внутреннего, т. е. разделов формы данного сочинения, например, первого и второго предложения, первой части и репризы, экспозиции и разработки, темы и вариации и т. п.

Если анализируется часть более крупного построения (оперная ария, часть симфонии или сонаты и т. п.), то необходимо уяснить ее функцию как части целого.

В первых предложениях текста этого раздела работы указывается название произведения, его автор, тональность произведения (в определенных случаях) и его форма. Последующий текст должен раскрывать первоначальный тезис. Например:

«Первая часть Сонаты A-dur В. А. Моцарта написана в форме фигуративных (орнаментальных, классических) вариаций».

Примечание:

Наиболее типичными ошибками в анализе музыкального произведения являются:

  1. описательность, отсутствие целостного анализа (т.е. недооценка синтеза средств музыкальной выразительности и содержания произведения, а также переоценка элементов формы в создании образа, увлечение субъективностью восприятия музыки без учета композиторского замысла, отраженного в нотном тексте);

  2. отсутствие самостоятельного отношения к структуре произведения, точное «списывание» текста учебника или критических работ;

  3. излишняя детализация анализа нотного текста без учета темы (цели) работы.


Основная учебная литература:


  1. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1986.

  2. Музыкальная форма /Под ред. Ю. Тюлина. – М., 1974.

  3. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа. – М., 2001.

  4. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. – СПб., 1998.

  5. Способин И. Музыкальная форма. – М., 1985.


Дополнительная литература:


  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – М., 1972.

  2. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

  3. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. – Л., 1982

  4. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII – XX вв. – М., 1998.

  5. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. – М., 1978.

  6. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведе­ний. – М., 1987.

  7. Рацкая Ц. Оперные формы. – М., 1962.

  8. Ручьевская Е. и др. Анализ вокальных произведений.- Л., 1989.

  9. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. – М., 1958.

  10. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Вариаци­онная форма. – М., 1974.

  11. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы. – М., 1980.

  12. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его развитии. – М., 1988.

  13. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы. М., 1983.

  14. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. – М., 1964.

  15. Цуккерман В. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. М., 1965.

  16. Учебники и учебные пособия по музыкальной литературе и истории зарубежной и отечественной музыки.


ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

(анализ симфонии № 4 П. Чайковского)
Контрольная работа

по предмету

«Анализ музыкальных произведений»

(6 семестр)
студента (-ки) 3 курса

заочного отделения

факультета искусств

С. П. Петровой.
Преподаватель:

П. С. Иванова,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры музыкального образования

Работа представлена на кафедру

«____»_____________200 _г. __


Ханты-Мансийск

2007






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия»
Программа курса, задания и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» для студентов заочной...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Цели и задачи...
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами»
Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансы»
Задания к контрольной работе даны в 10-ти вариантах. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» утверждены...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ общие положения...
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы разработаны...
Экономика и организация производства: методические указания по выполнению контрольной работы/ сост.: В. В. Беспалова, И. А. Иготти....
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы и подготовке к...
Приводятся методические указания и требования к выполнению курсовой работы и подготовке к экзаменам по дисциплине «Бухгалтерский...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Волкова Т. Н. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы. Студентом...
Иванов И. И. в первом семестре выполняет вариант Приступая к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с требованиями,...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по учебной...
Содержание контрольной работы и инструкция по выбору варианта задания
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Банковское дело : метод указания по выполнению конт­роль­ной работы / И. А. Щербакова, А. Н. Григорьева, В. В. Шах. – Хабаровск :...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольной работы....
Рассмотрены на заседании цикловой комиссии организационно – технических дисциплин
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
Анализ музыкальных произведений последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск