Скачать 1.64 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Согласована Утверждена Протокол Приказом от 14 мая 2012 № 2 01 июня 2012_ № 34п ________________М.А.Макеева _____________________Т.П.Китина Председатель методического совета Директор МБОУ ДОД СЮН МБОУ ДОД СЮН Дополнительная образовательная программа «Мой край родной» Программа рассчитана для детей с 7 лет Срок реализации – 3 года Автор- составитель : Габдулина Галина Алексеевна - педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Нижегородская область г. Саров 2012г. Содержание Раздел I. Пояснительная записка …………………………………………………………………… 3 Методические рекомендации к проведению занятий........................................................................13 Раздел II. Учебно-тематическое планирование и содержание программы по курсам ……….….17 2.1.Первый год обучения ………………………………………………………………………….....17 2.2.Второй год обучения …………………………………………………………………………… 45 2.3.Третий год обучения ……………………………………………………………………………..62 2.4. Ожидаемый результат от реализации программы …………………………………..…………70 Раздел III. Материально-техническое обеспечение программы………………………………...... 71 Раздел IV. Методическое обеспечение программы………………………………………………...72 4.1. Раздаточный и наглядный материал для учащихся кружка …….............................................72 Раздел V. Литература …………………………………………………………………………………87 5.1.Литература для педагогов ………………………………………………………………………..87 5.2.Литература для учащихся …………………………………………………………………….....90 Раздел I. Пояснительная записка Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, является повышенный, в последнее время, интерес учащихся к изучению природы и истории своего (Нижегородского) края; переход общеобразовательных школ на предпрофильное и профильное обучение, где гуманитарное направление является одним из приоритетных. Изучение природы и истории нашего Нижегородского края начинается только в старших классах, а изучение истории и природы нашего города Саров вообще не входит в содержание школьной программы. Школьники мало знают о своём крае, о родном городе, поэтому необходимо поддержать этот возрождающийся интерес к родной природе, истории, культуре, как у взрослых, так и у детей. Нижегородская область обладает значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями. И наш город Саров – Российский Федеральный Ядерный центр ВНИИЭФ, который хранит в себе память о древнемордовских поселенцах, о знаменитом монастыре и почитаемом в России прославленном Серафиме Саровском, представляют обширные возможности для изучения, а также проведения исследований. Поэтому появилась идея создания эколого-краеведческого кружка и именно с учащимися 1-8 классов, так как загруженность другими предметами и факультативными занятиями в начальном и среднем звене не настолько велика. Авторская программа «Мой край родной» составлена с учётом тематики типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ кружков «Юные натуралисты», «Охрана природы», рекомендованной главным управлением школ Министерства просвещения СССР и подготовленной Отделом внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения СССР, а также с учётом школьных программ (по окружающему миру, экологии, истории, географии). Программа эколого-краеведческого кружка была разработана в 2002 году, доработана, переименована и утверждена в 2012 году. Данная программа отличается от типовой программы тем, что из типовых программ кружков «Юные натуралисты», «Охрана природы» взяты названия тем, направленных на изучение нашей «большой Родины» - России, но содержание тем изменено полностью, объектом изучения становится свой край: его социальная, культурная и природная среда. Новаторство программы «Мой край родной» выражается во введении в программу регионального компонента, т.е. изучение природы, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона - юга Нижегородской области, что позволяет дать детям богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой. В содержание программы включены темы по изучению своего родного города. Это и история строительства города, природные условия, и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании учащихся. Некоторые темы занятий по изучению животных и растений родного края первого и второго года обучения сходны по названию, но их содержание существенно отличается. В курсе второго года обучения эти темы рассматриваются в более широком аспекте. Они закрепляют знания учащихся, полученные на занятиях первого курса обучения, и дают новые знания. Экологическое краеведение, как система различных видов человеческой деятельности, создаёт благоприятные условия для всестороннего развития личности, а также несёт высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природно-социального окружения. Оно раскрывает конкретную модель, исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы; способствует патриотическому воспитанию, расширению кругозора и развитию познавательных интересов учащихся, приобщению к творческой деятельности, формированию практических и интеллектуальных умений, помогает в выборе профессии. Специфика работы кружка состоит в подготовке учащихся и проведении практической исследовательской работы по изучению родного края (города Сарова и Нижегородской области). По результатам исследований учащиеся оформляют научно-исследовательские работы, с которыми выступают на кружковых, станционных, городских, областных, региональных, Всероссийских и международных конкурсах и конференциях. Большое место в программе отведено экскурсиям. Это экскурсии в городской краеведческий музей, музей ядерного оружия, городской выставочный зал, экскурсии по памятникам природы города, однодневные походы в природу, эколого-краеведческие экспедиции, посредством которых учащиеся расширяют свои теоретические знания. Отличием от других программ является то, что, программа «Мой край родной» универсальна: учебный курс каждого года обучения является не только логическим продолжением предыдущего года, но может быть использован как самостоятельный курс. Подключиться к обучению по данной программе ребёнок может на любом этапе. Таким образом, программа может быть рассчитана на одно-, двух- и трёхгодичный и более курс обучения, на возраст от 7 до 15 лет.
В рамках реализации программы воспитания МБОУ ДОД СЮН «Гражданская позиция: природа и дети» на занятиях кружка большое внимание уделяется воспитанию учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами Родины, быть ответственными перед людьми и своей семьёй, обществом за свои действия и поступки. Для этого проводятся беседы, организуются встречи с интересными людьми, экскурсии, культурно-досуговые и интеллектуально-массовые мероприятия. В учебных планах каждого курса обучения запланированы резервные часы с целью использования для организации совместных мероприятий с родителями кружковцев, индивидуальной работы с детьми. Воспитательная работа в кружке способствует сплочению не только учащихся кружка, но и сплочению семьи. В кружке ведётся большая патриотическая работа. Взято шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Учебный курс «Окружающий мир» Цель: Ориентирование на развитие личностно-смыслового отношения обучающихся к окружающему миру. Приоритетными задачами курса являются систематизация и расширение дополнительных знаний о растительном и животном мире нашего края, развитие интереса к их познанию, формирование экологического мышления. Курс «Окружающий мир» 1 года обучения для учащихся 1-2-х классов рассчитан на 144 часа (72 занятия). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 12-15 человек. В группе могут обучаться мальчики и девочки. Однако, в связи с тем, что некоторые родители детей данного возраста, стараются охватить большим количеством разнообразных видов деятельности в других учреждениях и свободного времени у детей практически нет. Этим детям рекомендую посещать занятия кружка по курсу «Окружающий мир» 1 раз в неделю. Курс «Окружающий мир» 1 года обучения рекомендуется для учащихся 1-2 классов (7-9лет). Курс рассчитан на 72 часа (36 занятий). В связи с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (После 30 мин. занятий необходимо устраивать перерыв с динамической 10 минутной паузой для отдыха детей и проветривания помещений, согласно требованиям к режиму деятельности детей, правилам СанПиНа 2.4.4.1251-03.). Наполняемость групп 12-15 человек. В группе могут обучаться мальчики и девочки. Учащиеся данного возраста отличаются любознательностью, эмоциональностью, инициативностью, стремлением активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности, стремлением познать новое и интересное. В этом возрасте дети учатся управлять вниманием, памятью и мышлением. Знакомство с окружающим миром даёт ребёнку возможность испытать незабываемые эмоциональные ощущения: ощущение гармонии с миром природы, радости от её красоты. Учащиеся начальной школы с большим удовольствием рисуют, раскрашивают, работают с трафаретами, выполняют аппликации, очень любят играть. На уроках «Окружающий мир» в школе редко используются тематические аппликации, оригами, игры-викторины и пр. В кружке ребята имеют возможность познать интересный и увлекательный мир природы посредством игры, выполнения рисунков и аппликаций. Это повышает творческий потенциал и познавательную активность учащихся. На занятиях кружка большое внимание уделяется изучению природы родного края, выращиванию и уходу за растениями, содержанию и уходу за животными зооуголка, проведению наблюдений за растительным и животным миром в природе, наблюдений за явлениями в живой и неживой природе. Программа кружка предусматривает проведение ряда экскурсий, подвижных игр, бесед, кроссвордов, загадок, викторин по плану работы кружка, которые стимулируют познавательную и творческую активность учащихся и повышают интерес к занятиям. На экскурсиях учащиеся накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений. Кроме того, экскурсии помогают формировать такие качества как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. При проведении экскурсий привлекаются родители учащихся. Организация данной кружковой работы с учащимися начальных классов позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению школьного программного материала. Программа курса составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся данного возраста и предполагает расширить и углубить школьные знания по окружающему миру, привить практические умения и навыки в работе по профилю кружка. Учебный курс «Моя малая Родина» Цель: Содействовать развитию у учащихся знаний о родном крае, осознания единства человека и природы. Учебный курс «Моя малая Родина» второго года обучения рекомендуется для учащихся 2- 5 классов и рассчитан на 144 часа (72 занятия). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 10 -12 человек. В группе могут обучаться мальчики и девочки. Учебная деятельность в этой возрастной группе стимулирует прежде всего развитие психологических процессов познания окружающего мира – ощущения и восприятия. У учащихся более развита наглядно-образная память и мышление, что необходимо учитывать при организации учебных занятий. В этом возрасте детям свойственна поисковая активность, сообразительность, высокая потребность в умственной деятельности. Они берут на себя роль организаторов, капитанов в групповых играх, помогают педагогу в учебно-познавательной деятельности на занятии, с удовольствием выполняют дополнительные индивидуальные задания, принимают активное участие в интеллектуально-познавательных и культурно-досуговых мероприятиях. Очень важно для них эмоциональное изложение материала, яркие примеры, выразительная речь. Наглядно-иллюстрированный материал заметно активизирует их работу. У ребят с ведущей познавательной мотивацией существует потребность в дополнительном источнике знаний. Они сами порой бывают инициаторами приготовить доклад или сообщение по теме. Поэтому важно формировать у детей интерес к дополнительным источникам знаний, привлекать к выполнению творческих работ, участию в конкурсах. Для данного возраста ребят характерны такие черты как трудолюбие, исполнительность, ответственность. В этом возрасте они легко находят контакт со сверстниками, общительны, дружелюбны. Содержание курса второго года обучения логически продолжает курс первого года обучения. В программу второго года обучения включены темы по изучению охраняемых животных и растений родного края, которые дополняют разделы программы первого года обучения. Программа включает ряд экскурсий в городской краеведческий музей, в выставочный зал, на природу, походы и экспедиции для знакомства учащихся с историей, искусством и культурой, животным и растительным миром нашего края. Где уделяется большое внимание исследовательским формам работы: практическим занятиям, работе с литературой. Это способствует формированию у детей навыков практической работы и постепенному приобщению к ведению самостоятельной исследовательской работы. Результаты наблюдений, полученные во время экскурсий, походов используются также и на уроках в школе. |
Люблю тебя, мой край родной Любой человек любит то место, где он живет. Вот и я люблю мой край родной. На земле много очень красивых мест, но сердце прикипело... | Образовательная программа «край родной» Программа объединения «Край родной» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения... | ||
Конспект занятия в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край родной» Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников | Сочинение Мой родной и любимый край Меня зовут Кунин Антон, учусь в 8 классе. Живу я в Нижневартовском районе в далеком от цивилизации таежном поселке Корлики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторская программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» | «живой» урок истории «родной мой край» Приглашаем школьников и педагогов начальных классов на «живые» уроки истории Новгородского края | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Люблю тебя, мой край родной!», посвящённый 217 – летию высадки черноморских казаков на кубанскую землю | Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный... | Тема урока: «Люблю тебя, мой край родной» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
А игры не будет, что ж тогда останется? А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,... | Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
«Мой Красноярский край» с ярким и красочным рассказом о своей малой... Результаты краевого конкурса сочинений «Мой Красноярский край», посвященного 80-летию Красноярского края | Программа «Мой край родной» Цель: воспитание у кадет любви к родному... Эти данные подтверждаются анкетированием учащихся. 98% родителей считают, что данное направление оказывает положительное влияние... | ||
Симбирский край обласкан ветром Дом отчий, малая родина, отечество, родной край… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились... | Прил. 14 На школьном уровне ... |