Программа «Мой край родной»





НазваниеПрограмма «Мой край родной»
страница1/11
Дата публикации18.03.2015
Размер1.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»


Согласована Утверждена

Протокол Приказом

от 14 мая 2012 2 01 июня 2012_ № 34п

________________М.А.Макеева _____________________Т.П.Китина

Председатель методического совета Директор МБОУ ДОД СЮН МБОУ ДОД СЮН
Дополнительная образовательная

программа

«Мой край родной»

Программа рассчитана для детей с 7 лет

Срок реализации – 3 года

Автор- составитель : Габдулина Галина Алексеевна -

педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории


Нижегородская область

г. Саров
2012г.
Содержание

Раздел I. Пояснительная записка …………………………………………………………………… 3

Методические рекомендации к проведению занятий........................................................................13

Раздел II. Учебно-тематическое планирование и содержание программы по курсам ……….….17

2.1.Первый год обучения ………………………………………………………………………….....17

2.2.Второй год обучения …………………………………………………………………………… 45

2.3.Третий год обучения ……………………………………………………………………………..62

2.4. Ожидаемый результат от реализации программы …………………………………..…………70

Раздел III. Материально-техническое обеспечение программы………………………………...... 71

Раздел IV. Методическое обеспечение программы………………………………………………...72

4.1. Раздаточный и наглядный материал для учащихся кружка …….............................................72

Раздел V. Литература …………………………………………………………………………………87

5.1.Литература для педагогов ………………………………………………………………………..87

5.2.Литература для учащихся …………………………………………………………………….....90

Раздел I.

Пояснительная записка

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, является повышенный, в последнее время, интерес учащихся к изучению природы и истории своего (Нижегородского) края; переход общеобразовательных школ на предпрофильное и профильное обучение, где гуманитарное направление является одним из приоритетных.

Изучение природы и истории нашего Нижегородского края начинается только в старших классах, а изучение истории и природы нашего города Саров вообще не входит в содержание школьной программы. Школьники мало знают о своём крае, о родном городе, поэтому необходимо поддержать этот возрождающийся интерес к родной природе, истории, культуре, как у взрослых, так и у детей.

Нижегородская область обладает значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями. И наш город Саров – Российский Федеральный Ядерный центр ВНИИЭФ, который хранит в себе память о древнемордовских поселенцах, о знаменитом монастыре и почитаемом в России прославленном Серафиме Саровском, представляют обширные возможности для изучения, а также проведения исследований. Поэтому появилась идея создания эколого-краеведческого кружка и именно с учащимися 1-8 классов, так как загруженность другими предметами и факультативными занятиями в начальном и среднем звене не настолько велика.

Авторская программа «Мой край родной» составлена с учётом тематики типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ кружков «Юные натуралисты», «Охрана природы», рекомендованной главным управлением школ Министерства просвещения СССР и подготовленной Отделом внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения СССР, а также с учётом школьных программ (по окружающему миру, экологии, истории, географии).

Программа эколого-краеведческого кружка была разработана в 2002 году, доработана, переименована и утверждена в 2012 году.

Данная программа отличается от типовой программы тем, что из типовых программ кружков «Юные натуралисты», «Охрана природы» взяты названия тем, направленных на изучение нашей «большой Родины» - России, но содержание тем изменено полностью, объектом изучения становится свой край: его социальная, культурная и природная среда.

Новаторство программы «Мой край родной» выражается во введении в программу регионального компонента, т.е. изучение природы, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона - юга Нижегородской области, что позволяет дать детям богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой.

В содержание программы включены темы по изучению своего родного города. Это и история строительства города, природные условия, и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании учащихся.

Некоторые темы занятий по изучению животных и растений родного края первого и второго года обучения сходны по названию, но их содержание существенно отличается. В курсе второго года обучения эти темы рассматриваются в более широком аспекте. Они закрепляют знания учащихся, полученные на занятиях первого курса обучения, и дают новые знания.

Экологическое краеведение, как система различных видов человеческой деятельности, создаёт благоприятные условия для всестороннего развития личности, а также несёт высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природно-социального окружения. Оно раскрывает конкретную модель, исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы; способствует патриотическому воспитанию, расширению кругозора и развитию познавательных интересов учащихся, приобщению к творческой деятельности, формированию практических и интеллектуальных умений, помогает в выборе профессии.

Специфика работы кружка состоит в подготовке учащихся и проведении практической исследовательской работы по изучению родного края (города Сарова и Нижегородской области). По результатам исследований учащиеся оформляют научно-исследовательские работы, с которыми выступают на кружковых, станционных, городских, областных, региональных, Всероссийских и международных конкурсах и конференциях.

Большое место в программе отведено экскурсиям. Это экскурсии в городской краеведческий музей, музей ядерного оружия, городской выставочный зал, экскурсии по памятникам природы города, однодневные походы в природу, эколого-краеведческие экспедиции, посредством которых учащиеся расширяют свои теоретические знания.

Отличием от других программ является то, что, программа «Мой край родной» универсальна: учебный курс каждого года обучения является не только логическим продолжением предыдущего года, но может быть использован как самостоятельный курс. Подключиться к обучению по данной программе ребёнок может на любом этапе. Таким образом, программа может быть рассчитана на одно-, двух- и трёхгодичный и более курс обучения, на возраст от 7 до 15 лет.


  1. Курс «Окружающий мир» - 1-й год обучения (возраст детей: 7-9 лет);

  2. Курс «Моя малая родина» - 2-й год обучения (возраст детей 8-12 лет);

  3. Курс «Юные экологи-краеведы» 3-й год обучения (возраст детей 9-15 лет);


В рамках реализации программы воспитания МБОУ ДОД СЮН «Гражданская позиция: природа и дети» на занятиях кружка большое внимание уделяется воспитанию учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами Родины, быть ответственными перед людьми и своей семьёй, обществом за свои действия и поступки. Для этого проводятся беседы, организуются встречи с интересными людьми, экскурсии, культурно-досуговые и интеллектуально-массовые мероприятия.

В учебных планах каждого курса обучения запланированы резервные часы с целью использования для организации совместных мероприятий с родителями кружковцев, индивидуальной работы с детьми. Воспитательная работа в кружке способствует сплочению не только учащихся кружка, но и сплочению семьи.

В кружке ведётся большая патриотическая работа. Взято шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.


Учебный курс «Окружающий мир»

Цель: Ориентирование на развитие личностно-смыслового отношения обучающихся к окружающему миру.

Приоритетными задачами курса являются систематизация и расширение дополнительных знаний о растительном и животном мире нашего края, развитие интереса к их познанию, формирование экологического мышления.

Курс «Окружающий мир» 1 года обучения для учащихся 1-2-х классов рассчитан на 144 часа (72 занятия). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 12-15 человек. В группе могут обучаться мальчики и девочки.

Однако, в связи с тем, что некоторые родители детей данного возраста, стараются охватить большим количеством разнообразных видов деятельности в других учреждениях и свободного времени у детей практически нет. Этим детям рекомендую посещать занятия кружка по курсу «Окружающий мир» 1 раз в неделю.

Курс «Окружающий мир» 1 года обучения рекомендуется для учащихся 1-2 классов (7-9лет). Курс рассчитан на 72 часа (36 занятий). В связи с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (После 30 мин. занятий необходимо устраивать перерыв с динамической 10 минутной паузой для отдыха детей и проветривания помещений, согласно требованиям к режиму деятельности детей, правилам СанПиНа 2.4.4.1251-03.).

Наполняемость групп 12-15 человек. В группе могут обучаться мальчики и девочки.

Учащиеся данного возраста отличаются любознательностью, эмоциональностью, инициативностью, стремлением активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности, стремлением познать новое и интересное. В этом возрасте дети учатся управлять вниманием, памятью и мышлением. Знакомство с окружающим миром даёт ребёнку возможность испытать незабываемые эмоциональные ощущения: ощущение гармонии с миром природы, радости от её красоты. Учащиеся начальной школы с большим удовольствием рисуют, раскрашивают, работают с трафаретами, выполняют аппликации, очень любят играть. На уроках «Окружающий мир» в школе редко используются тематические аппликации, оригами, игры-викторины и пр. В кружке ребята имеют возможность познать интересный и увлекательный мир природы посредством игры, выполнения рисунков и аппликаций. Это повышает творческий потенциал и познавательную активность учащихся.

На занятиях кружка большое внимание уделяется изучению природы родного края, выращиванию и уходу за растениями, содержанию и уходу за животными зооуголка, проведению наблюдений за растительным и животным миром в природе, наблюдений за явлениями в живой и неживой природе.

Программа кружка предусматривает проведение ряда экскурсий, подвижных игр, бесед, кроссвордов, загадок, викторин по плану работы кружка, которые стимулируют познавательную и творческую активность учащихся и повышают интерес к занятиям. На экскурсиях учащиеся накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений. Кроме того, экскурсии помогают формировать такие качества как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. При проведении экскурсий привлекаются родители учащихся.

Организация данной кружковой работы с учащимися начальных классов позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению школьного программного материала.

Программа курса составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся данного возраста и предполагает расширить и углубить школьные знания по окружающему миру, привить практические умения и навыки в работе по профилю кружка.
Учебный курс «Моя малая Родина»

Цель: Содействовать развитию у учащихся знаний о родном крае, осознания единства человека и природы.

Учебный курс «Моя малая Родина» второго года обучения рекомендуется для учащихся 2- 5 классов и рассчитан на 144 часа (72 занятия). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 10 -12 человек. В группе могут обучаться мальчики и девочки.

Учебная деятельность в этой возрастной группе стимулирует прежде всего развитие психологических процессов познания окружающего мира – ощущения и восприятия. У учащихся более развита наглядно-образная память и мышление, что необходимо учитывать при организации учебных занятий.

В этом возрасте детям свойственна поисковая активность, сообразительность, высокая потребность в умственной деятельности. Они берут на себя роль организаторов, капитанов в групповых играх, помогают педагогу в учебно-познавательной деятельности на занятии, с удовольствием выполняют дополнительные индивидуальные задания, принимают активное участие в интеллектуально-познавательных и культурно-досуговых мероприятиях. Очень важно для них эмоциональное изложение материала, яркие примеры, выразительная речь. Наглядно-иллюстрированный материал заметно активизирует их работу. У ребят с ведущей познавательной мотивацией существует потребность в дополнительном источнике знаний. Они сами порой бывают инициаторами приготовить доклад или сообщение по теме. Поэтому важно формировать у детей интерес к дополнительным источникам знаний, привлекать к выполнению творческих работ, участию в конкурсах.

Для данного возраста ребят характерны такие черты как трудолюбие, исполнительность, ответственность. В этом возрасте они легко находят контакт со сверстниками, общительны, дружелюбны.

Содержание курса второго года обучения логически продолжает курс первого года обучения. В программу второго года обучения включены темы по изучению охраняемых животных и растений родного края, которые дополняют разделы программы первого года обучения.

Программа включает ряд экскурсий в городской краеведческий музей, в выставочный зал, на природу, походы и экспедиции для знакомства учащихся с историей, искусством и культурой, животным и растительным миром нашего края. Где уделяется большое внимание исследовательским формам работы: практическим занятиям, работе с литературой. Это способствует формированию у детей навыков практической работы и постепенному приобщению к ведению самостоятельной исследовательской работы. Результаты наблюдений, полученные во время экскурсий, походов используются также и на уроках в школе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Мой край родной» iconЛюблю тебя, мой край родной
Любой человек любит то место, где он живет. Вот и я люблю мой край родной. На земле много очень красивых мест, но сердце прикипело...
Программа «Мой край родной» iconОбразовательная программа «край родной»
Программа объединения «Край родной» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения...
Программа «Мой край родной» iconКонспект занятия в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край родной»
Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников
Программа «Мой край родной» iconСочинение Мой родной и любимый край
Меня зовут Кунин Антон, учусь в 8 классе. Живу я в Нижневартовском районе в далеком от цивилизации таежном поселке Корлики
Программа «Мой край родной» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторская программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной»
Программа «Мой край родной» icon«живой» урок истории «родной мой край»
Приглашаем школьников и педагогов начальных классов на «живые» уроки истории Новгородского края
Программа «Мой край родной» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Люблю тебя, мой край родной!», посвящённый 217 – летию высадки черноморских казаков на кубанскую землю
Программа «Мой край родной» iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Программа «Мой край родной» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный...
Программа «Мой край родной» iconТема урока: «Люблю тебя, мой край родной»
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Программа «Мой край родной» iconА игры не будет, что ж тогда останется?
А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,...
Программа «Мой край родной» iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Программа «Мой край родной» icon«Мой Красноярский край» с ярким и красочным рассказом о своей малой...
Результаты краевого конкурса сочинений «Мой Красноярский край», посвященного 80-летию Красноярского края
Программа «Мой край родной» iconПрограмма «Мой край родной» Цель: воспитание у кадет любви к родному...
Эти данные подтверждаются анкетированием учащихся. 98% родителей считают, что данное направление оказывает положительное влияние...
Программа «Мой край родной» iconСимбирский край обласкан ветром
Дом отчий, малая родина, отечество, родной край… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились...
Программа «Мой край родной» iconПрил. 14 На школьном уровне
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск