Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку»





Скачать 107.1 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку»
Дата публикации21.03.2015
Размер107.1 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Ерофеева Е.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1

от 30 августа 2013 г

г.

Аннотированная программа модуля/ дисциплины

Б3. КВ1 «Исторический комментарий к русскому языку»
Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль «Русский язык и литература»

Составитель: д.ф.н., доц. проф. кафедры русского языка Чапаева Л.Г.

Москва-2013
Пояснительная записка
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения, существования и развития; сформировать навыки применения исторических сведений в преподавании русского языка

Задачи:

- установить межпредметные связи историко-лингвистических дисциплин и курса современного русского языка;

- установить связь между изучением фактов истории языка с его современным состоянием на разных языковых уровнях;

- выявить и сформировать методы и приемы исторического комментирования в школьном преподавании русского языка.

Объем в ЗЕ: _________3_______________________________

Время изучения: курс_____4_______семестр________7_________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, История русского языка, Старославянский язык.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Теория языка

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

ПКПедБ10И05 (Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей)

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

ЗАДАЧА Ф06ПедБ10/27 (Дать исторический комментарий к фонетическим явлениям современного русского языка);

ЗАДАЧА Ф06ПедБ10/28 (Дать исторический комментарий к морфологическим явлениям современного русского языка).

Формы освоения ОМ:

Активные методы обучения

Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на соответствие, ранжирование, классификация

2 уровень сложности: исторический анализ, структурирование проблемы, реферат

3 уровень сложности: эссе, проект

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Основное содержание курса


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Задачи курса и основные причины исторических изменений

Исходная древнерусская языковая система: язык бытового общения и письменный язык. Основные тенденции и причины исторических изменений в русском языке.


Темы лекций:

Лекция 1.

Задачи и предмет курса.

Основные тенденции и причины исторических изменений в русском языке.


Темы практических занятий:

Занятие 1.

Праславянские фонетические процессы.

Исторические тенденции языкового развития.

2.

Лексика и фразеология русского языка. Этимологизация.

Лексика с точки зрения ее происхождения. Фонетические, словообразовательные и грамматические процессы в истории лексических изменений. Изменения в значениях слов, в степени употребительности, стилистической окраске. Этимология как базовый принцип исторического изучения лексики. Языковые табу и эвфемизмы. Синонимия и антонимия как исторические процессы. Народная этимология. Заимствования как социолингвистический процесс.

Темы лекций: Лекция 2.

Этимология как базовый принцип исторического изучения лексики.

Лексика и семантика

Народная этимология и заимствования в русском языке.


Темы практических занятий:

Занятие 2.

Основные тематические группы лексики в СРЯ: работа со словарями.

Занятие 3.

Приемы и методы этимологического анализа.

Этимологизация слов: работа с этимологическими словарями.


3.

Фонетические процессы и их следы в СРЯ

Система гласных фонем в истории и современности. Следы утратившихся гласных в русском языке: редуцированных, носовых, ятя. Исторически обусловленные чередования в СРЯ. Исторический комментарий к теме: «Беглые гласные». Историко-фонетические явления в оппозиции старославянизмы – русизмы. Исторический комментарий к теме: «Полногласие и неполногласие».

Система согласных фонем в истории и современности. История шипящих и аффрикат. Исторически обусловленные чередования в СРЯ.

Акцентуация и ее роль в истории русской орфоэпии и грамматики.


Темы лекций:

Лекция 3.

Система гласных и согласных фонем в истории и современности.

Следы утратившихся гласных в русском языке

Акцентуация и ее роль в истории русской орфоэпии и грамматики.



Темы практических занятий:

Занятие 4.

Следы утратившихся гласных в русском языке: редуцированных. Исторический комментарий к теме: «Беглые гласные».

Занятие 5.

Старославянизмы и русизмы: история формирования. Исторический комментарий к теме: «Полногласие и неполногласие».

Занятие 6.

Исторически обусловленные чередования согласных в СРЯ.

Занятие 7. Контрольная работа по теме: «Фонетические процессы в истории русского языка»

4.

Морфологические нормы русского языка в историческом освещении.

Понятие нормы. Морфологические нормы. Норма и литературный язык. Вариантность как результат исторического развития.

Следы древнего состояния и исторических изменений в системе склонения существительных. Пословицы и поговорки как источник исторического изучения русского языка.

Исторические процессы в адъективном склонении (местоимения и прилагательные).

История слов, обозначающих число.

История образования отыменных наречий.


Темы лекций:

Лекция 4. Проблема нормы и варианта с исторической точки зрения.

Следы древнего состояния и исторических изменений в системе склонения существительных.

История форм двойственного числа.

Формы И.п. множественного числа на –а

Имя числительное в русском языке

Проблема происхождения отыменных наречий с точки зрения синхронии и диахронии.

Пословицы и поговорки как источник истории языка


Темы практических занятий:

Занятие 8.

Вариантность флексий в СРЯ и их историческая обусловленность:

1. Р.ед.м.р.

2. П. ед. м.р.

3. Р. мн.

4. И. мн.

Занятие 9

Грамматические архаизмы у местоимений и прилагательных в СРЯ.

Занятие 10. Сопоставительный анализ древнерусских, церковнославянских и русских числительных.

Занятие 11. Пословицы и поговорки как источник исторического изучения русского языка (собственный иллюстративный материал).


5.

Исторический комментарий на уроках русского языка как средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе.

Исторический комментарий на уроках русского языка как средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе. Проблемный метод обучения при историческом комментировании.

Темы лекций:

Лекция 5.

Исторический комментарий на уроках русского языка как средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе.


Темы практических занятий:

Занятие12- 13.

Исторический комментарий на уроках русского языка: обсуждение методических разработок студентов.

Исторический комментарий на уроках русского языка: обсуждение методических разработок студентов.

Основные понятия

Язык-основа, праславянский язык, общевосточнославянский период, древнерусский язык, старославянский язык, книжно-письменный литературный язык, русский извод, кириллица, семантическая структура слова, лексико-тематическая группа, заимствования, строение слога, закон открытого слога, закон слогового сингармонизма, полногласие, неполногласие, позиции редуцированных гласных, падение редуцированных, беглость гласных, переход е в о, аканье, корреляция, собирательность, лицо, вариантность, тип склонения, именное и адъективное склонение, типология языка.

Тематика рефератов

        1. Орфоэпические нормы русского языка: вариантность е/ё.

        2. Орфоэпические нормы русского языка: диссимиляция согласных.

        3. Следы фонемы «ять» в современном русском языке.

        4. Последствия падения редуцированных в системе согласных.

        5. Аканье и оканье как исторические процессы в русском языке.

        6. Вариантные формы существительных мужского рода как результат взаимодействия древних склонений.

        7. Вариантность форм И. п. мн. ч. в русском языке и ее история.

        8. История образования форм сравнительной степени прилагательных: причины неизменяемости.

        9. Формирование категории деепричастия в русском языке. Причины вариантных форм.

        10. Этимология как отражение языковой картины мира.


Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины

Литература

а) Основная

  1. Чапаева Л.Г. История русского языка (историческая грамматика): Учеб. пособие с упр., тестами и контр. заданиями. – М., 2009.

  2. Штрекер Н.Ю.Современный русский язык: Историческое комментирование: Учеб. пособие для студ. филол. фак. – М., 2009.

Б) Дополнительная:

  1. Булаховский Л. А. Исторический комментарий к литературно­му русскому языку. — Харьков; Киев, 1955.

  2. Горбаче вич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Буду­щее. - М., 1984.

  3. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматикарусского языка. — М., 1997.

  4. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. — М.,1990.

  5. Иванов В.В.,Потиха З.А. Исторический комментарий к за­нятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

  6. Миронова Т. Л. Проблемы эволюции графико-орфографических систем древнеславянского книжного наследия. — М., 1999.

  7. Сказания о начале славянской письменности. — М., 1981.

  8. X а б у р г а е в Г. А. Первые столетия славянской письменной куль­туры. — М., 1994.

  9. Хабургаев Г.А. Становление русского языка. — М., 1980.

  10. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. — М., 1974, 1986.

  1. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

  2. Иванова С. Ф. и др. Русское слово как предмет языкознания.Факультативный курс. — М., 1972.

  3. Истрин В.М. 1100 лет славянской азбуки. — М., 1988.

  4. Ковалевская Е.С. История слов. — М.; Л., 1968.

  5. Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. — М.,1980.

  1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.

  2. Мейе А. Общеславянский язык. — М., 2000.

  3. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры... — М., 1987.

  4. Осетров Е. В. Азъ — свет миру. — М., 1989.

  5. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. — М., 1973.

  6. Шмелев Д. Н. Архаические формы в современном русском язы­ке. - М., 1960.

  7. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н. П. Хрес­томатия по истории русского языка. — М., 1990.

  8. История русского литературного языка. Хрестоматия / Сост.А. Н.Кожин. - М, 1999.



  9. Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1978.

  10. Я кубинский Л. П. История древнерусского языка. — М., 1953.


в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)

Виноградов В. Литературный язык. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/

Рыжков Л. О древностях русского языка. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/

Богданов К. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и экзотизмов. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/

Топоров В. Парадоксы заимствований в сравнительно-исторической перспективе. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/topor/paradox.php

Топоров В. О некоторых теоретических основаниях этимологического анализа. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/

Кобяков Д. Приключения слов. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/kob/.

Языкознание : Большой энциклопедический словарь. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/yarceva/index.php


http://encycloped.narod.ru/encyclopedia.htm - Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза И.А.Ефрона
http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm 
 http://academic.ru/ - Словари и энциклопедии ONLINE.

Библиотеки для студентов:
http://de-01.narod.ru/main.html
http://abc.vvsu.ru/
http://www.classis.ru/
http://www.referats.com/

Студентам МГГУ им. Шолохова обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет - ресурсам. Все студенты имеет возможность открытого доступа к вузовской АИБС MARС SQL, полнотекстовой электронной библиотеке Университета, к подписным базам данных и ЭБС:

  • BOOK.ru (www.book.ru) - электронно-библиотечная система (ЭБС) современной учебной и научной литературы
    (Договор № БИЦ/2/11 от «19» декабря 2011 г.).

  • e-biblioteka (www.ebiblioteka.ru) - Центральные и региональные газеты (Договор № 27-П от «30» января 2012 г.),

  • УИС РОССИЯ (http://uisrussia.msu.ru/),

  • Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://www.elibrary.ru/ ) (Лицензионное соглашение № 6533 от «20» октября 2010 г.),

  • «SCOPUS» (http://www.scopus.com/home.url) — библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей,

  • Интегрум (http://www.integrum.ru/) — крупнейший в России архив информации из открытых источников,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная программа модуля/ дисциплины кв1 «Исторический комментарий к русскому языку» iconРешение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск