Русский язык, 7 класс (март-апрель)





Скачать 361.28 Kb.
НазваниеРусский язык, 7 класс (март-апрель)
страница1/3
Дата публикации16.08.2013
Размер361.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3

Русский язык, 7 класс (март-апрель)




Характеристика инструментария



Все комплекты тестов состояли из 4-х вариантов, в каждом варианте 20 заданий, из них 18 заданий с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных, 2 задания – предполагающие самостоятельно составленный краткий ответ. Время выполнения теста – 45 минут.

В тесте были представлены задания базового и повышенного уровней сложности (14 и 6 заданий соответственно). Задания базового уровня сложности проверяли усвоение тем курса, обеспечивающих владение устной и письменной речью в соответствии с литературной нормой.

Задания повышенного уровня сложности (4 задания с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом) проверяли умение применять знания в измененной ситуации, в частности, опознавать языковые единицы в тексте, правильно образовывать формы слова и употреблять требуемые речевые обороты. Проверочные материалы включали основные элементы содержания курса русского языка в 7 классе, а также наиболее важный материал, изученный в 5–6 классах.

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1:

Таблица 1



п/п

Содержательные блоки

Число заданий

март

апрель

1

Морфемика и словообразование

1

1

2

Грамматика. Морфология

3

2

3

Орфография

6

8

4

Пунктуация

5

4

5

Речь (текст)

2

1

6

Языковые нормы

3

4

Всего:

20

20


В содержании проверочной работы отразился компетентностный подход, заложенный в экзаменационную работу для итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. В целом тест должен был проверить уровень сформированности:

  • практических умений, относящихся к коммуникативной компетенции (чтение-понимание, использование средств связи предложений в тексте, построение синонимичной конструкции),

  • практических умений, относящихся к языковой компетенции (правописание, владение орфоэпическими, морфологическими и синтаксическими нормами, владение лексикой родного языка),

  • умений, относящихся к лингвистической компетенции (способы действий с языковым материалом, элементы анализа),

  • знаний ключевых терминов из области лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, речеведения.

Более 70% заданий теста было посвящено проверке практических умений, относящихся главным образом к языковой компетенции. Большинство заданий было составлено на основе речевого материала: четыре задания – на основе микротекстов (художественного и научно-популярного) объёмом от 45 до 60 слов, пять заданий – на основе минимально адаптированных предложений, взятых из текстов различных стилей (преимущественно из текстов художественной литературы).

В тесте не было ни одного задания, которое проверяло бы только знание фактологического материала (знание терминологии, формулировки правила и т.п.). Все задания требовали как минимум ориентировки в типологии языковых или речевых единиц, а чаще – умения анализировать языковые единицы разного уровня. Орфографическая и пунктуационная грамотность, владение различными нормами литературного языка выявлялись на уровне осознанно выполняемых действий с языковым материалом.

К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.

Из тем, изучаемых в 5–6 классах, в тест были включены те, которые обусловливают полноценное усвоение материала 7 класса: опознавание частей речи, различение слов – омонимов, относящихся к разным частям речи, морфемный анализ слова, слитное, раздельное, дефисное написание прилагательных и местоимений, правописание падежных окончаний прилагательных, личных окончаний глагола, правописание мягкого знака после шипящих в различных частях речи, одной и двух букв «Н» в именах прилагательных.

Из программного материала 7 класса проверялись главным образом темы, трудные для усвоения: причастие и причастный оборот, деепричастие и деепричастный оборот, наречие, служебные части речи. Эти темы изучаются преимущественно только в 7 классе, и без их качественного усвоения невозможно сформировать стойкие умения и навыки в 8 и 9 классах при изучении синтаксиса простого и сложного предложений.

Отличие теста в марте и апреле определялось спектром новых тем, изученных на текущий момент. Поэтому в апрельской работе больше внимания уделено морфологии и орфографии служебных частей речи, а также грамматическим нормам употребления предлогов в речи.

За правильное выполнение каждого задания выставлялся 1 балл. Максимальное число баллов, которое можно было получить за правильное выполнение всей работы, – 20. За выполнение проверочной работы обучающиеся получили оценки по пятибалльной шкале.

Выявление элементов содержания курса русского языка, вызывающих наибольшие затруднения, обеспечило возможность определения индивидуального и среднего уровня усвоения содержания как для конкретного учреждения, так и для всей выборки в целом. Анализ, проводимый по всей выборке участников, призван помочь школам проанализировать свои результаты и скорректировать образовательный процесс с целью повышения качества образования.

Результаты

Диагностическую работу по русскому языку выполняли 8475 обучающихся 7-х классов (390 классов) из 333 общеобразовательных учреждений Москвы.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.



Рис. 1
Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 8 заданий), составляет 13% (1105 учащихся).

Большинство тестировавшихся семиклассников (62%) выполнили от 9 до 16 заданий теста.
Анализ выполнения заданий теста проводился по темам, которые вошли в каждый комплект тестов, в сравнении с результатами тестирований семиклассников в апреле 2009 и 2010 годов. В таблице 2 представлены средние показатели выполнения заданий как базового (Б), так и повышенного (П) уровня сложности по элементам содержания тестов в марте и апреле 2012года.

Таблица 2

Код темы

Контролируемое содержание

Уровень

сложности

Средний % выполнения

март

апрель

Морфемика и словообразование

03.02.01

Разбор слова по составу(морфемный анализ)

Б

60

69

Морфология

04.01.11

Различение частей речи

П (Б)

53

80

04.01.71

Образование причастий и их свойства

П

48




09.03.62

Образование и изменение причастий

П




37

04.01.82

Различение деепричастий и слов других частей речи

Б

85




Орфография

06.04.02

Ь после шипящих

Б

65




06.07.91

Гласные в суффиксах глаголов, причастий и деепричастий

Б

65

60

06.08.03

-Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Б

57

61

06.09.06

Падежные окончания различных частей речи

Б

79




06.11.52

НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами

Б

60

70

06.16.07

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи

Б

57

74

06.03.04

О и Е(Ё)после шипящих и Ц в разных морфемах

Б




83

06.06.04

Правописание слов с орфограммами в приставках и после приставок

Б




59

06.13.01

Правописание частиц НЕ и НИ

Б




75

06.16.05

Слитное и раздельное написание производных предлогов и других частей речи

Б




54

Синтаксис и пунктуация

04.01.83

Узнавание деепричастного оборота

Б

62




05.01.03

Главное и зависимое слово в словосочетании

Б

64




07.03.12

Определение границ причастного оборота в предложении

Б

58




07.04.02

Пунктуация в предложениях с деепричастными оборотами

П




57

07.04.03

Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами и однородными членами

Б (П)

53

49

07.19.11

Объяснение пунктуации в предложениях с причастными и деепричастными оборотами

П

61

61

07.04.03

Пунктуация в простых и сложных предложениях с союзом И

Б




69

Нормы русского языка

09.01.01

Нормативное ударение

П (Б)

57

82

09.04.02

Нормы построения предложений с причастным оборотом

Б

42

58

09.04.31

Нормы построения предложений с деепричастным оборотом

Б

57

67

09.04.01

Нормы согласования и управления

Б




65

Текстоведение

08.01.06

Смысловая связь между предложениями текста

Б

85




08.01.07

Интерпретация текста

П

43




08.05.22

Разноаспектная характеристика текста

П



62

Среднее:

61%

64%


В среднем выполнение теста составило 63% (в 2010 году – 62%, в 2009 году – 60%).

Учащиеся 7 классов продемонстрировали уверенное владение следующими умениями:

  • умение проводить морфемный анализ слова (средний процент выполнения заданий данного типа увеличился на 9% по сравнению с предыдущими этапами диагностики семиклассников в 2009 и 2010 годах),

Пример №1 (морфемный анализ)

Укажите слово, строение которого соответствует схеме  .


1)

грохочущий

(1%)

2)

задумавшись

(77% - правильный ответ

3)

испуганный

(5%)

4)

слетавшиеся

(17%)




  • умение различать части речи (средний процент выполнения заданий данного типа увеличился на 27%),




  • умение проводить орфографический анализ слова и правильно писать –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных, падежные окончания различных частей речи, буквы О и Е(Ё)после шипящих и Ц в разных морфемах, различать частицы НЕ и НИ (средний процент выполнения заданий данного типа увеличился от 4 до 17%),


Пример №2

В каком примере на месте пропуска пишется од­на бук­ва  Н?


1)

вы­ска­за..ый упрёк (9 %)

2)

не­ви­да..ый урожай (13 %)

3)

ра­не..ый зверь (61 % - правильный ответ)

4)

ма­ри­но­ва..ый лук (17%)




  • владение орфоэпическими нормами (средний процент выполнения заданий данного типа увеличился на 15%),

  • владение нормами построения предложений с деепричастным оборотом (средний процент выполнения заданий данного типа увеличился на 10%),

  • умение устанавливать смысловые связи между предложениями в тексте (средний процент выполнения заданий данного типа составляет 85%).


Вместе с тем большие трудности вызвали

задания по темам, связанным с освоением причастия и деепричастия: образование причастий, их свойства, изменение причастий, определение границ причастного оборота, пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом (см. пример № 5);

комплексные задания, связанные с использованием причастного и деепричастного оборотов в рамках одной синтаксической конструкции (см. пример № 4);

задания по интерпретации текста (см. пример № 6).
Задания по образованию причастия и использованию его в контексте в необходимой падежной форме традиционно являются для семиклассников наиболее трудными. Это задание носит комплексный характер, т.к. требует не только умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящего и будущего времени, но и ставить их в необходимую падежную форму. В среднем выполнение этих заданий составило 43%.

Наиболее успешно учащиеся выполняют задания, в которых необходимо от глагола образовать действительное причастие настоящего или прошедшего времени в именительном падеже.

Меньше учащихся справляются с подобным заданием, если для контекста необходимо образовать страдательное причастие.
Пример №3

(1)До изобретения бумаги люди писали на самых разнообразных материалах: на глиняных табличках, деревянных досках, плитах из мрамора, на папирусе и берёсте. (2)… все эти материалы ушли в прошлое, когда появилась бумага. (3)Правда, в Европе бумага стала известна лишь через много веков после её изобретения. (4)Самые древние образцы бумаги, которые нашли археологи в Китае, относятся к 93 – 98 годам нашей эры. (5)А в Европе с бумагой познакомились только в XII – XIII веках.
Выделенные слова в предложении 4 замените причастием.

Запишите причастие в той падежной форме, которая требуется в предложении.

Правильный ответ: найденные (археологами). В качестве помощи учащимся для выполнения задания в скобках указано зависимое существительное в нужной падежной форме. Справились с этим задание 43% учащихся.

Наибольшие трудности вызывают задания, в которых необходимо образованное причастие поставить в творительный падеж.

В школьной практике при изучении причастия большое внимание уделяется образованию причастий по определённой модели. Однако чаще всего такие задания сориентированы на тренинг в образовании слов, изолированных от контекста. Мы наблюдаем явный разрыв процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и процесса формирования системы лингвистических знаний и умений. Формальный подход к изучению грамматических явлений не позволяет решить важнейшую методическую задачу – задачу реализации внутрипредметных связей, когда каждое изучаемое явление рассматривается не изолированно, а во всём многообразии его связей с другими языковыми явлениями.
Как известно, формирование синтаксических и пунктуационных умений сопряжено с большими затруднениями, возникающими у учащихся. Пунктуационные ошибки, допущенные семиклассниками в диагностических работах, аналогичны ошибкам в экзаменационных работах учащихся 9 и 11 классов и связаны с недостаточно сформированным умением определять грамматическую основу предложения, видеть особенности его структуры. Причём задания, требующие анализа только причастного (или только деепричастного) оборота, вызывают меньше трудностей (средний процент выполнения 57%), чем задания комплексного характера, когда в предложение включены оба оборота (средний процент выполнения 51%).
Пример №4

В каком варианте ответа перечислены все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Тотчас за окном закричал петух [1] рывшийся за грядками с огурцами [2]

и [3] не оглядываясь [4] помчался прочь.


1)

1, 3

(8%)

2)

1, 3, 4

(18%)

3)

1, 2, 3, 4

(37% - правильный ответ)

4)

1, 2

(37%)


При наличии однородных сказуемых возрастает количество ошибочных ответов. В качестве правильного ответа 37% учащихся выбрали ответ №4. Связано ли это с тем, что они не опознают одиночное деепричастие и не умеют его обособлять? Сравним результаты выполнения аналогичного задания, в котором из синтаксической модели предыдущего примера удален причастный оборот.
Пример №5

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)

Ни­че­го не раз­ли­чая впе­ре­ди, мы мед­лен­но про­би­ра­лись в тем­но­те. (7%)

2)

Глядя на морской прибой и вслушиваясь в музыку волн, вы обязательно полюбите морские просторы. (23%)

3)

Мар­фи­нь­ка бо­яз­ли­во за­гля­ну­ла вниз, и вздрог­нув, по­пяти­лась на­зад. (56% - правильный ответ)

4)

Один лун­ный луч, про­со­чив­шись сквозь го­да­ми не вы­тира­емое ок­но, ску­по осве­щал угол. (14%)


56% учащихся справились с данным заданием, определив наличие ошибки в обособлении одиночного деепричастия.

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся плохо справляются именно с осложненными синтаксическими конструкциями. Обусловлено это тем, что при изучении синтаксиса и пунктуации недооценивается роль наблюдений не только за структурой, но и интонацией предложения, которая тесно связана со смысловым наполнением синтаксической конструкции. При обучении синтаксису учителям следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в процессе развития всех видов речевой деятельности и предлагать больше заданий на применение полученных знаний.

В тесты для проверки сформированности коммуникативной компетенции были включены три различных по типологии задания. Наибольшие трудности вызвало задание, проверяющее овладение учащимися ключевыми компетенциями – коммуникативной и информационной. Задание предполагало поиск речевого высказывания, не утратившего основного смысла в результате информационной компрессии.
Пример №6

(1)Через 100 лет после Куликовской битвы на Руси многое изменилось. (2)При правнуке Дмитрия Донского, Иване III, Московское княжество значительно усилилось. (3)Власть Москвы признали в Твери, Ярославле, Новгороде и других землях. (4)Вместо отдельных княжеств, которые враждовали между собой, в конце XV века образовалось сильное единое государство. (5)… появилась возможность сбросить иго ордынского хана.
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?


1)

Правнуком Дмитрия Донского был Иван III, которому досталось значительно усилившееся княжество. (57% – правильный ответ)

2)

Иван III, правнук Дмитрия Донского, сумел значительно усилить Московское княжество. (16%)

3)

При Иване III произошло объединение русских земель под властью Московского княжества. (15%)

4)

Через 100 лет после Куликовской битвы Московское княжество стало более сильным. (12%)


При выполнении этого задания семикласснику необходимо выполнить информационную обработку текста. Для этого ученик должен быть обучен отбору существенной информации и структурированному восприятию содержания текста. Основным условием успешного выполнения данной речевой задачи является полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определены причинно-следственные связи, ученик ошибается в выборе правильного ответа.
Также трудности у учащихся вызывают задания по разноаспектной характеристике текста с точки зрения типа речи, стиля речи, средств связи предложений в тексте, использованию средств речевой выразительности. Эти задания ориентированы на проверку умения анализировать смысловую структуру текстов небольшого объёма.
Пример №7


(1)Выйдя из парка, бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. (2)Здесь горы, отступив немного назад, дали место неширокой плоской полосе, покрытой камнями, которые обточил прибой. (3)Недалеко от берега кувыркались в воде дельфины, показывая из неё на мгновение свои жирные, круглые спины. (4)Вдали на горизонте неподвижно стояли розовеющие на солнце паруса рыбачьих лодок.


Укажите ошибку в характеристике текста или его лексики.


1)

стиль речи художественный – (11%)

2)

слово РЫБАЧЬИХ употреблено в переносном значении – (59%- правильный ответ)

3)

средства связи предложений: наречия места, сочетание слов со значением места - (14%)

4)

тип речи: соединение повествования с описанием – (16%)


Можно предположить, что низкий процент выполнения подобных заданий обусловлен недостаточно целенаправленной работой учителей по изучению средств выразительности в текстах различных стилей, незнанием учащимися терминологии, отсутствием системного представления об основных стилистических ресурсах языковой системы.

Одной из важнейших задач изучения школьного курса русского языка является формирование представлений о нормативной речи и практических умений нормативного произношения слов, употребления грамматических форм, синтаксических конструкций. Уровень выполнения заданий, проверяющих сформированность данных умений, колеблется в пределах от 42 до 82%.

Так, при выполнении заданий по орфоэпии учащиеся допускают грубые ошибки в произношении слов, входящих в минимум содержания русского языка для изучения в 5-7 классах.
Пример №8

Ударение падает на первый слог в слове

1)

взята (30%)

2)

привезена (1%)

3)

создана (51%)

4)

клала (18% - правильный ответ)

Задание составлено таким образом, чтобы учащийся смог предъявить уровень владения орфоэпическими нормами на изученном в основной школе материале, а именно на знании норм ударения в глаголах и кратких страдательных причастиях.

В учебно-методическом комплексе по русскому языку для 7 класса под редакцией Н.М.Шанского (наиболее распространён в школах г. Москвы) для изучения орфоэпических норм страдательных причастий представлены слова: взят-взятА, переведён – переведенА, привезён – привезенА, нанесён – нанесенА, создан -созданА (страница 40). Из них для теста отобраны следующие: взятА, привезенА, созданА. В 5 классе при изучении темы «Глагол» учащиеся познакомились с орфоэпическими нормами глаголов прошедшего времени.

При выполнении приведенного выше задания ученик, опираясь на изученный в школе материал, из слов «взятА», «привезенА», «созданА», «клАла» выбирает слово «клАла», т.к. в нём ударение падает на первый слог. Причём для облегчения задачи все причастия с однотипным ударением на последнем слоге даны группой и только затем приведен глагол с ударением на первый слог.

Без определенной работы над этими словами даже носители языка могут допускать ошибки при постановке ударения. Поэтому в школьной практике учитель должен проводить системную работу над закреплением норм ударения. Для этого необходимо предлагать учащимся устанавливать закономерности в постановке ударения в определённых группах слов. Так, причастие «созданА» можно включить в группу тех слов, в которых ударение также переносится на окончание:

взЯт – взятА;

зАнят – занятА;

нАчат – начатА;

сОздан – созданА.

Возможно построение работы на противопоставление групп слов. Например, во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнЯть – Отнял – отнялАОтняли;

понЯть – пОнял – понялА– пОняли;

начАть – нАчал – началА – нАчали;

НО: класть – клАл – клАла – клАли.

В процессе системной работы формируется представление учащихся о нормативном ударении в русском языке.

Речь современного школьника изобилует грамматическими ошибками, которые обусловлены как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами (влиянием просторечия, вульгаризацией бытовой сферы общения и т.д.). Важный блок заданий в тесте составляют задания на знание грамматических норм языка и умение их применять на практике.

В тест было включено задание на употребление деепричастного оборота в простом предложении - наиболее частотной ошибкой в разговорной речи. Примеры ошибочного построения подобной синтаксической конструкции демонстрируют средства массовой информации, Интернет, разговорная речь учащихся. Поэтому не случайно только 64% тестировавшихся могут правильно построить простое предложение с деепричастным оборотом.
Пример №9

Выберите правильное продолжение фразы:

Говоря о Пушкине,


1)

критиком были найдены очень точные слова. (8%)

2)

мне вспоминаются школьные годы. (21%)

3)

у нас возникает светлое чувство. (27%)

4)

мы не можем не сказать о его лицейских друзьях. (44% – правильный ответ)


Учитывая, что подобные задания и в ЕГЭ проверяют сформированность грамматических норм, работа по устранению грамматических ошибок в употреблении деепричастного оборота должна быть системной в течение всех последующих лет обучения.

Ещё более низкий процент выполнения заданий на согласование причастия (причастного оборота) с определяемым словом. Только 50% учащихся способно выделить правильно построенную синтаксическую конструкцию среди синтаксических конструкций, построенных с нарушением грамматической нормы.
Пример №10

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)

Стоянка машин, не имеющих специального разрешения, запрещена. (18%)

2)

Виднеются лоснящиеся крыши крайних изб с дымящимися печными трубами.(30%)

3)

На реку упал плотный туман, не развеявшийся до самого восхода солнца. (16%)

4)

Лучи восходящего солнца, ещё не выплывших на небосвод, коснулись макушки тополя. (34% - правильный ответ)


66% учащихся, выполнявших данное задание, не владеют навыком определения главного слова в словосочетании «существительное + причастие», согласования причастия с существительным в роде, числе, падеже. Именно поэтому 30% тестируемых предполагают ошибку в конструкции с несколькими причастиями, не устанавливая (или устанавливая неверно) лексико – грамматические связи внутри предложения. Трудности выполнения этого задания во многом обусловлены недостаточным вниманием учителей к семантическому аспекту синтаксиса в процессе преподавания русского языка.

Сравнивая результаты диагностики знаний семиклассников по русскому языку в последние четыре года, наряду с положительной динамикой, которая отмечалась выше, следует обратить внимание на снижение результативности выполнения всех заданий, относящихся к формированию языковой компетенции в области синтаксиса и пунктуации. Результаты выполнения заданий по данному разделу снизились в среднем на 5%.

Ещё больший спад отмечен при выполнении задания, связанного с образованием и изменением причастий и построением синонимичного оборота (по сравнению с 2010 годом уровень выполнения такого задания снизился на 18%). Также снизился в среднем 9% уровень выполнения заданий, проверяющих освоение следующих орфографических тем:

  • гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий,

  • -Н и - НН в причастиях и отглагольных прилагательных.


Стоит обратить внимание также на тот факт, что иногда за достаточно высокими процентами выполнения заданий скрываются серьёзные методические проблемы. Так, при выполнении морфемного анализа слова (от 51% до 64,5% выполнения в течение четырёх лет) учащиеся допускают формальный подход в оценке морфемной структуры слова, что часто приводит к ошибкам в отмеченных выше орфограммах.

Морфемный анализ слов - ключевое умение, формируемое в течение всех лет обучения в школе. В 7 классе это умение приобретает особую значимость, поскольку связано с формированием не только орфографических навыков, но и развитием представления о семантических отношениях слов различных частей речи (новых в лингвистическом опыте учащихся) и их структурных особенностях. Именно поэтому в работе предлагалось задание, при выполнении которого ученик, должен был показать овладения морфемным анализом на уровне лексико-грамматических форм, изученных в 7 классе.
Пример № 11 (морфемный анализ)

Состав какого слова соответствует схеме ?


1)

причёсывая (52% - правильный ответ)

2)

услышавшая (13%)

3)

прикреплённая (16%)

4)

прочитанная (19%)


При выполнении данного задания только 52% учащихся обнаружили знание морфемного строения деепричастия. Можно предположить, что остальные ученики не отличают деепричастие от других частей речи (в данном случае от причастия), не понимают морфологическую природу неизменяемой части речи и отражение этой специфики в морфемном строении.

Анализ результатов выполнения теста свидетельствует о низком уровне сформированности у учащихся умения анализировать состав причастий. Поэтому в школьной практике помимо традиционных заданий на словообразование всех возможных форм причастия от данных глаголов необходимо предлагать задания, которые заставляют осознанно подходить к составу слов: анализ схем морфемного строения слов, определение сходств и различий в составе групп слов, установление закономерностей в образовании причастий и т.п. Такая работа по выявлению структурно-семантических связей позволит поднять не только уровень владения морфемным анализом, но и уровень орфографической грамотности в правописании гласных в суффиксах причастий, -Н- и –НН- в суффиксах причастий, отглагольных и отымённых прилагательных, потому что это будет основано на осознанном использовании правила.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconРусский язык, 4 класс Апрель 2013
Межшкольное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Рекомендовано для использования
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconОкружающий мир, 4 класс (март-апрель)
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconКалендарно-тематическое планирование Русский язык Русский язык. Практика....
Русский язык. Практика. 8 класс/под. Ред. Ю. С. Пичугова Русская речь. 8 кл. Никитина Е. И
Русский язык, 7 класс (март-апрель) icon"БуквыЕиЁ после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconПрограмма «Начальная школа 21 века»
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconБондаренко Е. А., Корнилаев С. В. Русский язык 1-4 : 1 класс: Пособие для учителей
Начальная школа 1 класс. Обучение грамоте; русский язык; математика; окружающий мир. М.: Ооо кирилл и Мефодий, 2009
Русский язык, 7 класс (март-апрель) icon«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: электронные учебные материалы «Русский язык 2 класс», учебник «Русский язык» 2 класс, авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е....
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconКрылова О. Н. Русский язык: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания
Полякова А. В. Русский язык 1 Просвещение 2010 Полякова А. В. Русский язык 2 Просвещение 2007
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconОсновное расписание Домика Необычных Людей. Март-Апрель 2013 г

Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс
Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,...
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Русский язык, 7 класс (март-апрель) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М. В. «Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск