Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми





Скачать 153.81 Kb.
НазваниеСтатья. К вопросу о работе с одаренными детьми
Дата публикации03.04.2015
Размер153.81 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Литература > Статья
Статья.

К вопросу о работе с одаренными детьми.

(Из опыта работы). Швырева Л.А.

1.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» отмечено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Филологическое образование играет ведущую роль в процессе формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре.

Внеурочная работа по русскому языку и литературе, как и по любой другой дисциплине, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Идея воспитания у детей интереса к знаниям как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения является одной из ведущих в педагогике. В педагогической теории и практике рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладении знаниями более целенаправленным, продуктивным и в том числе более привлекательным. По своей природе интерес не является врожденным свойством личности, он не возникает сам по себе, а обусловлен воздействием на человека окружающей действительности. Интерес у школьников к тому или иному учебному предмету зависит от определенных условий обучения и воспитания. При этом очень важно, как учитель использует возможности не только учебной, но и внеурочной деятельности.

Во внеурочной деятельности учитывается несколько основных принципов:

- избирательности, то есть расстановки приоритетов при проведении внеклассных мероприятий, устанавливаемых учителем;

- научной углубленности, то есть во внеклассной деятельности находят отражение темы, не включенные в обязательную программу или слабо представленные там; находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов; принцип научной углубленности осуществляется также в результате установления разнообразных межпредметных связей;

- практической направленности, через данный принцип изучения осуществляется тесная связь с жизнью; важно понимание учащимися практической значимости изучаемого;

- добровольного участия школьников во внеурочной деятельности, он предполагает наличие интереса к данному предмету;

- занимательности, этот принцип находит свое выражение прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы.

М.А.Рыбникова подчеркивала, что «только литература дает материалы для освещения внутреннего мира человека… Познание этого внутреннего мира для целей воспитания лучшего человека, для целей воздействия на ум и поведение ученика – одна из главных целей наших уроков…». Интерес педагогической и литературоведческой наук к вопросам влияния художественной литературы на нравственное развитие человека объяснимо не только пониманием важности той роли, которую играет литература в обществе, но и необходимостью постоянно совершенствовать пути активного воздействия словесного искусства на умы и сердца молодежи. В этом процессе огромную роль играет внеклассная работа по предмету.

Уроки литературы и внеклассные мероприятия по литературе – это уроки жизни, это путь развития и воспитания чувств самих школьников. Эмоционально-эстетические переживания, сопровождающие восприятие литературного произведения, становятся неотъемлемой частью нравственного воспитания человека.

В «Концепции образовательной области «Филология» определены цели филологического образования:

- воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ, свой язык, свою культуру;

- приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

- развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

- развитие связной устной и письменной речи, речевой культуры учащихся.

Все эти задачи реализуются не только через урочную, но и внеурочную деятельность.

Особое место в ней занимает индивидуальная работа с одаренными детьми. Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к обучающимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей детей. Сама внеклассная работа требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения. В последние годы в педагогике большое внимание уделяется индивидуальной работе с одаренными детьми. В условиях развивающего обучения в связи с гуманизацией процесса образования индивидуальная работа с детьми приобретает все большую актуальность.

Изучению вопроса, что такое одаренность, одаренные дети, посвящены многие современные исследования русских и зарубежных педагогов, психологов (Ю.З.Гильбух (Украина), С. Френе (Франция), М. Монтессори (Италия), С.И.Савенков (Россия).

Тысячелетиями в общественном сознании формировалось представление об одаренности. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать принципиально новое.

Как же соотносится это представление с современным понятием «одаренность»? Ученые разграничивают два понятия «одаренные дети» и «детская одаренность». За первым стоят дети, опережающие сверстников в развитии. Можно ли говорить об их многочисленности? Вряд ли. А в понятие «детская одаренность» ученые вкладывают способность к мышлению, к творчеству, обучению не как исключительности, а как потенциалу, который нужно развивать.

Ученые отмечают, что само по себе наличие выдающихся личностных, интеллектуальных, творческих способностей не может гарантировать реализации личности в творческой деятельности. Что же нужно для этой реализации? В концепции американского ученого А.Танненбаума утверждается, что требуется взаимодействие пяти условий, включающих внешние и внутренние факторы:

-общие способности;

- специальные способности;

- специальные характеристики неинтеллектуального плана (личностные, волевые);

- стимулирующее окружение, способствующее развитию этих качеств;

- случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час).

Таким образом, внеурочная деятельность учителя и обучающихся – это совместный поиск путей реализации личности, развитее культуры учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей, воспитание в них нравственных и гражданских качеств.

2.

Всем вышеперечисленным задачам подчинена как наша урочная, так и внеурочная деятельность. В образовательном процессе в работе с одаренными детьми немалую роль играют спецкурсы, элективные курсы. Они способствуют расширению и углублению знаний обучающихся по предмету. Благодаря элективному курсу «Герой литературы 19 века» учащиеся получают дополнительные знания о типологии героев литературы 19 века как на примере программных произведений, так и по произведениям, не входящим в обязательный минимум. Приобщению к мировой духовной культуре служит спецкурс «Зарубежная литература», составленный на основе программы под редакцией Н.П. Михальской.

В самом образовательном процессе эффективными являются исследовательские методы на уроках литературы через технологии проблемного обучения и критического мышления. Выполнение индивидуальных заданий креативного характера (например, на уроках зачетах предлагается определить признаки одного из поэтических направлений начала 20 века по предложенным цитатам, при этом авторы не называются; дать ответ на вопрос «Почему Маша Миронова и Татьяна Ларина являются любимыми героинями А.С.Пушкина?») позволяют проявить учащимся творческие способности, навыки литературоведческого анализа, умения сопоставления.

Литература дает хорошую возможность через художественное слово, через знакомство с миром писателя приобщить учащихся к миру культуры, духовной сфере жизни. Решению этих задач способствуют литературные гостиные. Одна из них, посвященная 200-летию Ф.И.Тютчева, проведена в форме салона 19 века. Была создана атмосфера той далекой эпохи (подсвечники, горящие свечи, кружащиеся в вальсе пары). Материалами для гостиной послужили письма поэта, его стихи. Лейтмотивом вечера звучала мелодия романса на стихи Тютчева «Я встретил вас…». Также проводились гостиные, посвященные творчеству С.А.Есенина, Б.Окуджавы, М.И.Цветаевой, поэтам-бардам. Ежегодно ко Дню Победы проводятся литературно-музыкальные композиции с элементами театрализации. В последние годы их темами были «20 век, простреленный насквозь…», «Дорогами войны», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Голоса войны (по материалам воспоминаний фронтовиков-кировчан и стихам мурманских поэтов»).

Данная внеклассная деятельность реализует принцип практической направленности изучения литературы, помогает понять учащимся значимость изучаемого, расширяет представление о мире, дает возможность достичь важнейшей цели – воспитание духовно богатой и нравственно развитой личности, способствует выявлению детей, одаренных в области литературы. Выявить их помогают также творческие конкурсы, проводимые в школе и городе, с помощью тестирования определяется уровень литературных знаний тех, кто имеет склонности к данной науке.

Особое место в работе с одаренными детьми занимает работа в НОУ (Научном обществе учащихся). Она начинается с выбора тем рефератов и исследований. В последние годы предлагались такие темы, как «Национальное начало в рассказах «Чистый понедельник» И. Бунина и «Чистый понедельник» И. Шмелева», «Женские образы в романах И.С.Тургенева «Накануне» и Ш. Бронте «Джен Эйр», «Романтический герой в поэмах Д.Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» и М.Ю.Лермонтова «Демон», «Тема природы в лирике А.Фета и Ф.Тютчева (Тема дня и ночи в лирике поэтов)». Данная работа с одаренными детьми проводится по индивидуальным планам. В нем намечаются сроки выполнения заданий при проведении реферативной и исследовательской работы, определяется суть этих заданий. Имеется в виду следующее: работа с литературоведческими источниками, конспектирование, выписки по данной теме; обязательно сразу уделяется внимание нормам оформления библиографических данных, сносок; работа над черновым вариантом предполагает компановку материала, сопоставление разных точек зрения по вопросу, анализ литературы по данной теме. При этом развиваются умения сравнивать, сопоставлять, ссылаться на источник информации. В плане также указываются этапы работы над самостоятельной частью исследования: выявление темы, малоизученной в критической литературе (например, тема дня и ночи в лирике А.Фета и Ф.Тютчева), изучение произведений, связанных с ней, анализ, сопоставление этих произведений авторов, выводы, сделанные на основе данного анализа. Важным этапом, отраженным в индивидуальном плане, является изучение требований к оформлению чистового варианта работы: наличие плана, нумерация страниц, сноски, главы, список литературы. Такая деятельность формирует навыки научной деятельности, учит умению пользоваться научной литературой, способствует развитию логики, воспитывает ответственность за самостоятельно выполненную работу, прививает любовь и интерес к предмету, углубляет знания в области литературы. Сложность при выполнении данного вида работы заключается в выборе тем исследования, это связано с недостаточностью литературоведческих источников в местных библиотеках. Обучающиеся обычно затрудняются в компановании материала и проведении самостоятельного литературоведческого анализа. Тем не менее ежегодно мои ученики принимают участие в школьной научно-практической конференции, в городской «Молодые исследователи Хибин», региональных конференциях.

Индивидуальная работа с одаренными детьми активизируется при подготовке к олимпиадам по литературе. В данной деятельности учителю важно систематизировать материал при проведении дополнительных занятий. Первым этапом является знакомство со словарями и изучение теории литературы. Неоценимую помощь оказывает «Школьный поэтический словарь» под редакцией А.П.Квятковского. Особое внимание при подготовке уделяется вопросам стихосложения, особенностям произведений различных жанров. Вторым этапом является изучение истории литературы: углубление знаний фактов биографии писателей, журналистики различных исторических периодов, создания писателями произведений. Предлагается список дополнительной литературы, с которым должен познакомиться учащийся самостоятельно с целью получения знаний о событиях, героях произведений, деталях, особенностях композиции. Например, наряду с лирикой А.С.Пушкина и его романом «Евгений Онегин» предлагается перечитать «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», трагедию «Борис Годунов» и другие, а у И.С.Тургенева «Записки охотника» (изучаются по программе 2-3 рассказа), «Гамлет Щигровского уезда», «Стихотворения в прозе» и другие. Третьим этапом подготовки можно считать отработку навыков анализа художественного произведения, составления рецензий. Предлагаем примерный план анализа поэтического текста.

  1. Из истории создания произведения. Что побудило автора написать данное стихотворение, с какими мотивами лирики связано.

  2. Как раскрывается личность автора через стихотворение.

  3. К какой теме обращается автор, какая картина рисуется, каково их значение в произведении. Какие изобразительно-выразительные средства использованы автором, их роль в создании картин произведения.

  4. Образ лирического героя, его настроение, как оно передается (система художественных средств).

  5. Настроение и тональность стихотворения в целом, как создаются, роль аллитерации, ассонанса.

  6. Какие строки стихотворения вы считаете самыми выразительными, объясните почему.

  7. Какова идея произведения.

8.Особенности поэтического языка, его выразительность, эмоциональность:

  • Лексика (архаизмы, неологизмы, антонимы, синонимы), роль в тексте;

  • Особенности морфологии, синтаксиса, их роль в тексте;

  • Ритм, размер, рефрен, анафора, какое они создают звучание произведения. ( Не допускать повтора, если что-то было уже отмечено).

9. Жанр произведения.

10.Значение произведения в творчестве автора.

О работе над рецензией можно прочесть в статье Г.В.Пранцовой «Сочинение в жанре рецензии» в журнале «Русская словесность».

Наконец, очень важным и трудным этапом подготовки к олимпиаде является изучение смежных видов искусств: живописи, музыки, театра, кино, связанных с литературными произведениями.

Так в индивидуальной работе осуществляется принцип научной углубленности, позволяющий упрочить и расширить базу знаний по предмету.

Индивидуальная работа предполагает со стороны учителя постановку воспитательных задач. Она требует наличие личных контактов на основе взаимного доверия и уважения. Важнейшее требование дисциплинированности, исполнительности сочетается с вниманием к личным проблемам ребенка, доброжелательностью. Иногда необходимо воспитание волевых и личностных качеств.

При таких условиях учитель добивается результатов, а ученик - реализации своего творческого потенциала. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,-писал В.Ключевский.

3.

В следующей таблице представлены результаты индивидуальной внеклассной деятельности в области гуманитарных дисциплин за последние 5 лет:


Год , уровень

НОУ

Конкурсы

Олимпиады

2005-2006

Школьный
Городской, областной



1.Исследовательская работа. «Тема природы в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета» (Афанасьева О. 11 класс).

2. Работа Афанасьевой О. (Конференции «Молодые исследователи Хибин», «Будущее Севера»


«Русский медвежонок»

  1. Брюханова Л. -3 место в городе -10 класс.

  2. Афанасьева О. – 3 место в городе – 11 класс.

1.Валакшина С. -1м. – 11класс

2.Дремов.Н. - 1м. 10 класс

3.Мороко Н - 1м - 9класс

1.Мороко Н. - 3м. 9 класс

1.Мороко Н - 4м. 9 класс

2006-2007

Школьный

1. Исследовательская работа «Современен ли Маяковский?» (Айрола В. – 10 класс).- 2 место

2. Исследовательская работа (Шевченко Д. – 10 класс).- 1место




1.Олимпиада по русскому языку - 5 человек( Григорьева Н.- 11класс).

2. Олимпиада по литературе – 6 человек (Мороко Н. – 10 класс).

Городской




1.Конкурс творческих работ к 75-летию города Кировска. 10-11 класс. 10 человек.

2.Конкурс чтецов к 75-летию Кировской библиотеки. Усачева Татьяна - I место (10 кл.)

1. Мороко Н. – 3 м. (10 класс).

Региональный




1.Конкурс «Русский язык – наше достояние» (творческие и исследовательские работы) – 2 человека. Шевченко Д.- Диплом 3 степени в конкурсе.

1.Мороко Н. -4 место олимпиада по литературе

федеральный




1.«Русский медвежонок» -24 человека.

III место 10 класс (Скворцов Н.)

III место 11 класс (Новичкова Ю.)

1.Диагностическая олимпиада по литературе – 4 человека(10 класс).

2.Диагностическая олимпиада по русскому языку – 2 человека( 10 класс).

2007-2008

Школьный

1.Гринев А. «Судьба научной интеллигенции 20 века и её отражение в повести Д.Гранина «Зубр» - 1 место

1. Конкурс сочинений «Русский язык – национальное достояние»

1м. –Шевченко Д. -11 кл.

2м. Митенева Н. -10 кл.

Литература:

9 класс 1м.-Григорьева А.

2м.-Калабин Д.

11 класс 1м.- Мороко Н.

2м-.Шевченко Д.

Муниципальный

«Молодые исследователи Хибин»

1.Айрола В. – 1 место

2. Шевченко -2 место




9 класс – 3 м.- Григорьева А.

11клас – 2м. –Мороко Н.

Региональный

1.«Будущее Севера»

Шевченко Д. – участие

1.Сборник конкурсных работ в рамках Международного конкурса детской рукописной книги «Я в плену у этой красоты»( К 10-летию конкурса). 2 человека (Чеснокова К., Савчук А.) – публикация работ.
2. «Тема моря в поэзии А.Лебедева и Н.Рубцова» Конкурс «Берег России».

Хортова А. 9 класс – Победитель

11 класс –Мороко Н. – 5 м.

Федеральный




1.«Русский медвежонок»:

1м.-Маркова А.- 10 кл.

2 м. – Скорикова О. – 10кл

3-4м.-Милехин Е, Шомин Е.-10 кл.

2 м.-Шевченко Д. -11 кл.

3 м.- Кропачев Д. -11 кл.

2.Ломоносовский турнир. 5 участников по литературе.




2008-2009

Гимназия

Хортова А. «Роль чтения в формировании личности»(10 класс) II место




Олимпиада по литературе

9 класс (5 человек)

I место – Верещагина А.

III место – Прусова К.

10 класс ( 8 человек)

I место – Григорьева А.

II место – Дремова Е.

III место – Дмитриев К.

Олимпиада по русскому языку

10 класс (5 человек)

I место – Тимофеева А.

II место – Кондратьева А.

Ш – Калабин Д.

Муниципальный




Конкурс чтецов в рамках фестиваля «Аленький цветочек» (9-10 класс) (Хортова, Маничева, Волков, Губкин)

9 класс

III место – Верещагина А.

Региональный





Конкурс «Берег России»

1.Кондратьева А. «Официальные и народные названия на карте Кировска»(10 класс)

2.Калабин Д. История объединения «Апатит».(10 класс).

Конкурс «Храмы России»

1.Белая В. «Родина начинается с порога родного дома» (По стихам В.Маслова)» (10 класс) Победитель


Верещагина А. (29 баллов из 50, первое место – 45 баллов, призеры -38 б.)

Федеральный

Гринев А. –II место в НПК «Молодые исследователи Хибин»(11 класс)

Конкурс «Русский медвежонок» -

10 класс – 24 человека

В школе, городе

I место –Дремова Е.

IIместо –Кондратьева А.

III м . -Калабин Д. (5 место в городе)

11 класс –

В школе, городе

I место – Скорикова О

II место – Маркова А. (6 м. в городе)

1.Ломоносовский турнир (литература) –5 человек

2.Дистанционная олимпиада по литературе – 5 человек (Из 298 участников 146 – Дремова Е.)

3.Дистанционная олимпиада по русскому языку – 2 человека (Лебедева - из )

4. Дистанционная олимпиада по литературе (творчество) – Скорикова( 9 из 81 ).Команда 9-11 классов ХГ – II по рейтингу.

5.Дистанционная олимпиада по литературе (фентези) – 3 человека. Гринев А. – лауреат конкурса – 11 класс

2009-2010

гимназия

Верещагина А. «Роль хронотопа в цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». ( 10 класс) –I место в НПК гимназии




Олимпиада по русскому языку

I м.- Тимофеева А. -11кл.

I м. –Тимофеева Е. – 8 кл.

Олимпиада по литературе

IIм. –Верещагина А.-10 кл. (I нет)

III м. –Григорьева А. -11кл.(I нет)

Муниципальный

Хортова А. «Роль чтения в формировании личности»(11 класс) Диплом участника





Олимпиада по литературе

1.Верещагина А. – Победитель – 10 кл

2.Григорьева А. – Победитель.- 11кл.

Олимпиада по русскому языку:

1.Тимофеева А. – Призер – 11кл.

Региональный








1.Верещагина А. – 48% выполнения (10 класс)

Григорьева А. (42% выполнения) -11 класс

1Дремова К. –Лауреат Ломоносовского турнира по лингвистике

Дистанционная олимпиада по русскому языку.

Дремова Е. 27 – 11 кл.

Дистанционная олимпиада по литературе

Новиков А.

Верещагина –

Дистанционная олимпиада – творчество.

Федеральный




«Русский медвежонок»

8 класс –

Адаменко Е. – 1 м. в школе

10-класс -

Левичева Д.-2 м. в школе

11 класс –

Дремова – 1м в школе и 2 м. в регионе

Дмитриев К. -2 м. в школе и регионе




Литература.

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – В кн.: Настольная книга учителя русского языка: Справочно – методическое пособие / Сост. Е.Т. Романова. - М.: ООО «Издательство АТС»,2003, с.9-38.

2.Кузьмичев И. Литература и нравственное воспитание личности. – М.: Просвещение,1980.

3.Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литература в 4-5 классах. – М.: Просвещение, 1975.

4.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. / Библиотека журнала «Директор школы», выпуск №1, 2001,-М.: Сентябрь, 2001.

5.Пранцова Г.В. Сочинение в жанре рецензии / Русская словесность, 2006, №4, 35-42.

6.Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка: Из опыта работы. / Сост. Г.А.Богданова, С.И.Львова. – М.: Просвещение, 1988.

7.Ушаков Н.И., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку.- М.: Просвещение, 1985.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья «Организационные и психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми»
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconНазвание проекта
Муниципальный ресурсный Центр по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми «Сибирский совёнок»
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconИспользование дистанционных технологий по математике в 1 классе на 2013-2014 учебный год
Также дистанционное обучение организуется при работе с одаренными детьми, детьми, плохо усваивающими программный материал в виде...
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconИнформационные технологии в работе с одарёнными детьми
«В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей»
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconНаиболее эффективные педагогические приёмы работы
...
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учителя начальных классов – проблемная группа по работе с одаренными детьми. Отв. Иванова Т. В
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми iconПрименение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными...
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Статья. К вопросу о работе с одаренными детьми icon«Некоторые подходы к работе с одаренными детьми»
Каждый ребенок от рождения наделен огромным природным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск