Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований»





Скачать 118.45 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований»
Дата публикации09.04.2015
Размер118.45 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. М. ПРОВОЗИНА

Методические указания

к выполнению контрольной работы по дисциплине

«Основы научных

музыкально-педагогических исследований»

для студентов заочной формы обучения

по специальности 050601 - музыкальное образование
курс V

семестр 9

2007-2008 уч. г.

Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» утверждены на заседании кафедры музыкального образования (протокол № 6 от 22.02.2007 г.).
ХАНТЫ-МАНСИЙСК

2007

В контрольной работе по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» студент должен показать уровень усвоения теоретических положений о проведении научного исследования в области музыкально-педагогического образования.

Основная задача студента – дать обоснование научному исследованию и показать умение работы с научно-методической литературой.

По своей форме и содержанию контрольная работа представляет первый, вступительный раздел выпускной квалификационной работы по избранной студентом теме исследования.

_____________
Курс «Основы научных музыкально-педагогических исследований» является составляющей частью вузовского компонента общепрофессиональных дисциплин учебного плана по специальности 050601 – музыкальное образование.

Значение курса для педагога-музыканта состоит, прежде всего, в овладении необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками творческой деятельности. Педагогическое творчество музыканта заключается в разработке и применении новых концепций, методик и технологий обучения детей.

Учебный материал курса призван активизировать исследовательские наклонности студента, развить его способность обобщать современные методики, диагностировать педагогические явления в области эстетического воспитания, прогнозировать результаты музыкально-воспитательного процесса.

Подготовленность студента к научно-методической и музыкально-исследовательской деятельности оценивается, в частности, по результатам выполненной им выпускной квалификационной работы. Поэтому в задачи дисциплины «Основы научных музыкально-педагогических исследований» входит ознакомление выпускника со структурой ВКР, формирование первичных умений формулировки ее темы, цели и задач, логичного и доказательного изложения экспериментального материала, а также правил оформления библиографического материала

Теоретический материал, необходимый

для выполнения контрольной работы


№ п/п

Учебные темы

1

Планирование научного исследования.

2

Методы научного педагогического исследования. Работа исследователя с научно-методической литературой.

3

Обоснование темы исследования (Введение)

4

Содержание основных разделов выпускной квалификационной работы.

5

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы (объем, титульный лист, машинописный текст, таблицы, графики, приложения)



Учебная литература
Основная:


  1. Абдуллин. Э.Б. Методологическая характеристика музыкально-педагогического исследования // Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. - М., 2002.

  2. Борикова И., Виноградова Н. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М., 2000.

  3. В помощь музыканту-педагогу – начинающему иссле-дователю: о повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования//Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. Отв.ред. Э. Абдуллин. - М., 1999.

  4. Кузнецов И. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск, 2000.

  5. Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. – М., 2002.

  6. Провозина Н. М. Основы научных музыкально-педаго-гических исследований: Учебно-методические материалы. – Ханты-Мансийск, 2004.

  7. Реброва Е. Научно-исследовательская подготовка будущих учителей музыки в условиях высшей школы // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. Отв. ред. Э. Абдуллин. М., 1999.

  8. Сорокин Н. Дипломные работы в педагогических вузах. - М., 1986.


Дополнительная:


  1. Волков Ю. Диссертация: подготовка, защита, оформление. – М., 2001.

  2. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

  3. Кузин Ф. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М., 2000.

  4. Скаткин М. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). – М., 1986.

  5. Усачева И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980.



Требования к выполнению

контрольной работы
Контрольная работа рассматривается как первоначальный (черновой) вариант обоснования темы выпускной квалификационной работы.

В контрольной работе должны быть указаны:

  1. тема исследования,

  2. предполагаемый план (структура) всей выпускной квалификационной работы,

  3. актуальность избранной темы,

  4. цель и задачи исследования,

  5. гипотеза исследования,

  6. предмет и объект изучения,

  7. методологическая основа исследования,

  8. планируемые методы и предполагаемые результаты исследования, возможность их практического применения,

  9. перечень основной литературы (из области музыкальной педагогики и смежных наук) по теме исследования, составленный в соответствии с требованиями оформления библиографии.

Выбор темы научно-педагогического исследования



  1. Тема исследования должна отражать проблемы музыкального обучения и воспитания детей и школьной молодежи.

  2. Рекомендуется тема, связанная с практической музыкально-педагогической деятельностью студента-заочника, работающего, как правило, в системе образования.

  3. Тема, касающаяся дошкольного музыкального воспитания, должна иметь «выход» на общеобразовательную школу, но не ставить своей целью разработку методики дошкольного воспитания (например, «Подготовка детей дошкольного возраста к урокам музыки в общеобразовательной школе», но не «Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста»).

  4. Тема может касаться музыкального воспитания в школах дополнительного образования (ДМШ, ДШИ), но не методики обучения, например, игре на музыкальном инструменте (например, «Музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях школы дополнительного образования», но не «Особенности методики вокального обучения детей в условиях школы дополнительного образования»).

  5. Тема может быть связана с методикой проведения внеклассной и внешкольной музыкально-просветительской работы (хор, ансамбль, детский музыкальный театр).

  6. Тема может отражать проблемы истории общего музыкального образования (отечественного, зарубежного, например, «Проблема развития музыкального восприятия детей в научно-педагогических работах О. А. Апраксиной», «Система музыкального воспитания К. Орфа в отечественной педагогике»).

  7. В любом случае тема исследовательской работы в соответствии с квалификацией по специальности должна быть направлена на проблему музыкального обучения и воспитания ученика, но не учителя. Например, неверно: «Развитие артистических способностей учителя», верно – «Развитие артистических способностей детей в условиях детского музыкального театра».


План исследовательской работы

(выпускной квалификационной работы):


  1. Введение.

  2. Две-три (реже – четыре) главы, включающие теоретический и практический (опытно-экспериментальный) материал.

  3. В главах должен быть «внутренний» план, отраженный в параграфах.

  4. Заключение (выводы).

  5. Список использованной литературы.

  6. Приложения (при необходимости).


Содержание введения:


  1. Содержание введения является обоснованием темы (план введения см. на с. 7).

  2. В заключительном абзаце текста введения указывается структура работы в целом: название глав и их содержание в соответствии с содержанием параграфов.

  3. Следует обратить особое внимание на освещение методологической основы исследования. Основная ошибка студентов в определении методологической основы заключается обычно в простом перечислении работ (публикаций), а иногда и школьных программ по музыке. Например, «методологической основой данного исследования являются работы Б. Теплова, Б. Асафьева и др.», «методологической основой данного исследования являются школьные программы по музыке таких авторов, как Д. Кабалевский, Ю. Алиев и др.».

Верно иначе: «методологической основой данного исследования является теория Б. Теплова о музыкально-слуховых представлениях как музыкальной способности», или - «учение Б. Асафьева о музыкальной интонации как процессе», или – «теория Д. Кабалевского о «трех китах» в музыке» и т.п.).
Оформление списка литературы:
Основная цель включения списка литературы в контрольную работу – показать знания в области правил оформления библиографии, а также умение целенаправленного выбора литературы.*

Список литературы должен осветить основные разделы исследования, т.е. включать публикации по вопросам педагогики, музыкальной педагогики, психологии, музыкальной психологии, эстетики, этики, музыкознания и т. п.

____________________________

*Нежелательно включать в список литературы издания первой половины ХХ века и более раннего времени, тем более, если содержание ВКР не связано с архивными материалами или историей педагогической проблемы.
Примеры описания библиографических источников
Монографии, учебники:


  1. Друскин М. Игорь Стравинский. – Л., 1982.

  2. История современной отечественной музыки. Вып. 3. / Ред.-сост. Е. Долинская. – М., 2001.

  3. Методологическая культура музыканта/Под ред. Э. Б. Абдуллина. – М., 2002.

  4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М., 1997.

  5. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1976.

  6. Розет И. М. Психология фантазии. – Минск, 1991.

  7. Стасов В. Избранные статьи о музыке. – Л.- М., 1988.

  8. Шевчук М. А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины ХIX века. – СПб., 2003.


Статьи научных сборников, журналов:


  1. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей /Под ред. М. Г. Арановского. – М., 1974.

  2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - Советская педагогика. - 1988. - № 1.

  3. Ильина Е. К. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. М., 1986.

  4. Самойлова Т. Н. Факультатив «Слушание музыки» в структуре музыкально-эстетического воспитания школьников // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Тезисы докладов научной практической конференции. – Екатеринбург, 1999.

  5. Хомяков А. С. О старом и новом // Собр. соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1994.


Примерная тематика контрольной работы*



  1. Психологические основы музыкального воспитания школьников.

  2. Дидактические основы активизации познавательной деятельности школьников на уроках музыки.

  3. Методы развития музыкального мышления школьников.

  4. Формирование творческой активности младших школьников на уроках музыки.

  5. Формирование у школьников мотивации учебно-музыкаль-ной деятельности

  6. Воспитательно-образовательная роль пения на уроках музыки.

  7. Адаптация первоклассников к музыкальным занятиям в школе.

  8. Подготовка дошкольников к музыкальному обучению в школе.

  9. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков.

  10. Основные тенденции современного музыкального образования в зарубежных странах.

  11. Особенности применения системы музыкального воспитания К. Орфа в российских школах.

  12. Идеи народной педагогики в музыкально-эстетическом воспитании школьников.

  13. Основные идеи музыкальной этнопедагогики.

  14. Фольклор как средство развития музыкальных способностей школьников.

  15. Национальная музыка в школьном образовании.

  16. Музыкальная сказка как средство знакомства детей с миром музыки.

  17. Детские образы в фортепианной музыке.

  18. Нравственно-воспитательный аспект авторской песни.

  19. Детский музыкальный спектакль как форма досуга школьников.

  20. Музыкальный спектакль как вид творческой деятельности детей.

  21. Творческое музицирование как основа личностно ориентированного музыкального воспитания детей.

  22. Музицирование как педагогическая стратегия.

  23. Использование игровых форм в целях активизации интереса детей к музыкальным занятиям.

  24. Формирование интереса школьников к классической музыке.

  25. Влияние массовой культуры на музыкальные вкусы школьников.

  26. Формирование у молодежи оценочных критериев в области массовых музыкальных жанров.

  27. Развитие художественного вкуса школьников в области развлекательной музыки.

  28. Развитие интеллектуальных способностей школьников на уроке музыки.

  29. Особенности психологии музыкального восприятия школьников.

  30. Развитие образного мышления детей в процессе слушания музыки.

  31. Моделирование эмоций школьников средствами музыки.

  32. Моделирование как метод познания музыки.

  33. Целостный анализ музыкального произведения на уроке музыки.

  34. Стилевой анализ как средство освоения содержания музыкального произведения.

  35. Методика музыкально-педагогического анализа на уроках музыки.

  36. Социокультурный аспект музыкального образования и воспитания.

  37. Развитие гармонического слуха детей.

  38. Психолого-педагогические предпосылки развития чувства ритма у детей.

  39. Развитие музыкальной памяти как музыкальной способности детей.

  40. Развитие ладового слуха как музыкальной способности детей.

  41. Развитие чувства ритма как музыкальной способности детей.

  42. Развитие образного мышления детей на уроках музыки.

  43. Патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения русской музыкальной литературы.

  44. Особенности восприятия детьми полифонической музыки.

  45. Педагогическая задача интеграции искусств на уроке музыки.

  46. Интегрированные уроки по искусству как условие формирования у школьников способности к художественным ассоциациям.

  47. Концепции современных программ по музыке.

  48. Музыка как средство развития коммуникативности ребенка.

  49. Возможности применения компьютерных технологий в музыкальном образовании и воспитании школьников.

  50. Условия и задачи использования синтезатора на уроке музыки.

  51. Лекция-концерт как форма приобщения школьников к музыкальному искусству.

  52. Особенности работы с вокальным ансамблем юношей.

  53. Музыкально-эстетическое воспитание детей в системе школ дополнительного образования.

  54. Тесты как средство контроля знаний школьников о музыкальном искусстве.

  55. Нравственное воспитание ребенка через мир русского (или иного национального) фольклора.

  56. Регионализация процесса обучения музыке в общеобразовательной школе.

  57. Музыкальное творчество коренных народов Севера как средство приобщения детей к региональной культуре.

  58. Формирование духовно-нравственной культуры молодежи средствами музыкального искусства.

  59. Проблема развития художественно-ассоциативного мышления в общей и музыкальной педагогике и психологии.

  60. Музыкальная педагогика в контексте отечественной культуры ХХ века.

___________________________________

  • Формулировка темы контрольной работы может быть изменена (дополнена, уточнена).


Требования к оформлению контрольной работы:
Контрольная работа объемом не менее 10 страниц представляется в машинописном виде: шрифт 14 пт, межстрочный интервал 1.5, поля вокруг текста – 2 см, абзацный отступ – 0.5, нумерация с третьей страницы.
Оформление титульного листа контрольной работы



ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Контрольная работа

по дисциплине

«Основы научных музыкально-педагогических исследований»:
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

«ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
студента (-ки)

группы _____

заочного отделения

факультета искусств

специальности

050601-музыкальное образование

___________________

(инициалы, фамилия)
Преподаватель:

доцент кафедры

музыкального образования

_______________________

(инициалы, фамилия)
Работа представлена на кафедру

«_________» ___________200__г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований»
«Прикладная биотехнология» Наумовой Н. Л. Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 2 курса...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия»
Программа курса, задания и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» для студентов заочной...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Цели и задачи...
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» утверждены на заседании кафедры...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами»
Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансы»
Задания к контрольной работе даны в 10-ти вариантах. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы разработаны...
Экономика и организация производства: методические указания по выполнению контрольной работы/ сост.: В. В. Беспалова, И. А. Иготти....
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Волкова Т. Н. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы. Студентом...
Иванов И. И. в первом семестре выполняет вариант Приступая к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с требованиями,...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по учебной...
Содержание контрольной работы и инструкция по выбору варианта задания
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические...
Изучение учебного материала должно предшествовать выполнению контрольной работы. Следует придерживаться такой последовательности...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Банковское дело : метод указания по выполнению конт­роль­ной работы / И. А. Щербакова, А. Н. Григорьева, В. В. Шах. – Хабаровск :...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольной работы....
Рассмотрены на заседании цикловой комиссии организационно – технических дисциплин
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы научных исследований»
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск