Скачать 271.01 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора – начальник управления по научной работе _______________________ /Г.Ф. Ромашкина/ __________ _____________ 2011 г. Религиозно-философские искания русской литературы Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.01.01 Русская литература «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/А.А. Медведев/ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы 01.06.2011 Протокол № 12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем стр. Зав. кафедрой ______________________________/Е.Н. Эртнер/ «01» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 17.06.2011 Протокол №3 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/ «17»июня 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/М.Р. Сорокина / «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра русской литературыА. А. Медведев Религиозно-философские искания русской литературы Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.01.01 Русская литература Тюменский государственный университет 2011 Медведев А.А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.01.01 Русская литература. Тюмень, 2011, стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Религиозно-философские искания русской литературы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено и.о. проректора – начальником управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Н. Эртнер, завкафедрой русской литературы, д.филол. н., профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Медведев А.А., 2011.
1.1. Цели и задачи дисциплины Историко-культурный подход, актуальный в современной гуманитарной науке (М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев и др.), предполагает рассмотрение творчества Достоевского на стыке культурных областей (литературы, философии, религии, искусства, быта и т. д.), в историко-культурном контексте «большого времени» – христианской традиции русской литературы ХIХ-ХХ вв. Рассмотрение личности и творчества Достоевского в восприятии писателей и философов ХIХ и ХХ вв. помогает раскрыть новые грани классика и понять своеобразие как личности писателя, так и личностей понимающих, а также сформировать собственное понимание Достоевского. Курс предназначен сформировать систематизированное представление о феномене Достоевского в «большом времени» как воплощении христианской традиции в русской литературе ХIХ-ХХ вв., сформировать представление о высших художественных достижениях писателя; научить самостоятельно анализировать и понимать произведения Достоевского в контексте христианской традиции. Цель – освоение аспирантами программы курса по изучению Достоевского в «большом времени» как христианской традиции в русской литературе ХIХ-ХХ вв., его основных теоретических идей, ключевых понятий, художественных текстов, критических и литературоведческих работ. Задачи курса: 1. Локализовать место Достоевского и раскрыть смысл его творчества в контексте основных периодов русской культуры (в историко-культурной перспективе «большого времени») и в культурном контексте ХIХ века. 2. Развить навыки анализа литературного произведения в историко-культурном контексте христианской традиции; 3. Познакомить аспирантов с несловесной культурой эпохи и обозначить ее точки соприкосновения с литературой; 4. Сориентировать аспирантов в многообразии научно-критической литературы по данной проблеме и закрепить навыки работы с ней. 5. Описать миф о Достоевском, сложившийся в массовом сознании, и разоблачение этого мифа в эссеистике ХХ века, искавшей новые формы раскрытия Достоевского; 6. Смоделировать общую картину, культурный фон эпохи, ее духовный состав, «воздух» времени и рассмотреть творчество Достоевского как портрет эпохи, воплощающий в себе борьбу различных тенденций. 7. Дать теоретико-литературную и историко-литературную основу знаний для изучения данного периода в среднем учебном заведении. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Историко-литературная подготовка как важнейшая часть фундаментального филологического образования, в связи со спецификой этой профессии, имеет ключевое значение. Дисциплина «Религиозно-философские искания русской литературы» расположена в разделе «Дисциплины по выбору». Курс связан с дисциплинами «Актуальные проблемы современного литературоведения», «Поэтика и риторика художественного текста», «Проблемы современной текстологии». 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: обозначенный в программе объем художественных текстов; иметь целостное представление о творчестве Достоевского; понимать место Достоевского в контексте христианской традиции русской литературы, ее гуманистическое, культурное, цивилизационное значение, связь с современной жизнью; знать основные положения научно-критической литературы по данной проблеме; иметь представление о направлениях школьного изучения данной проблемы. Уметь: рассматривать произведение в историко-культурном контексте христианской традиции; выявлять своеобразие шедевров русской классики в национальной и мировой культуре в контексте христианской традиции; выступать с докладом по проблемам курса и участвовать в обсуждении других докладов. Владеть: навыками анализа поэтики художественных произведений Достоевского.
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, реферат, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов
5. Содержание дисциплины ТЕМА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ДОСТОЕВСКОВЕДЕНИЯ Категория «большого времени» (М. М. Бахтин, С. С. Аверинцев). Историко-культурное изучение личности и творчества Достоевского в исследованиях современных достоевсковедов. ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО В «БОЛЬШОМ ВРЕМЕНИ» Феномен Достоевского восприятии современников: воспоминания и литературная критика Н. Страхова, К. Леонтьева, А. Г. Достоевской и др. «Канонизация» Достоевского в критике русских символистов (Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый, Д. Мережковский). Феномен Достоевского в религиозной мысли рубежа ХIХ-ХХ вв. Достоевский-философ в работах В. Розанова, П. Флоренского, С. Булгакова. ТЕМА 3. ДОСТОЕВСКИЙ И ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Достоевский и православная культура. Москва, Оптина Пустынь в жизни Достоевского. Достоевский и русская святость ХIХ в. Образы святых (Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Тихон Задонский) в творчестве Достоевского. Достоевский и церковная богослужебная литература. Житийные мотивы в творчестве Достоевского. "Житие Великого грешника": трансформация замысла, жанровое своеобразие, роль в творческой эволюции Достоевского. Романы "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы в их связях с древнерусской литературой. ТЕМА 4. КНИГА ИОВА В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО. ТЕМА 5. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ В СТРУКТУРЕ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ТЕМА 6. ТЕМА АПОКАЛИПСИСА В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО («ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», «ИДИОТ», «БЕСЫ»). ТЕМА 7. ЖИТИЙНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО. Жития Алексия человека Божия, преп. Марии Египетской в творчестве Достоевского. ТЕМА 8. ОБРАЗЫ СВЯТЫХ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО. Образы св. Франциска Ассизского, преп. Сергия Радонежского, преп. Амвросия Оптинского, преп. Тихона Задонского. ТЕМА 9. ТВОРЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО И ПОЭТИКА ИКОНЫ. ИКОНА И ИКОНОЛОГИЧНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО. Творчество Достоевского и поэтика иконы. ТЕМА 10. ДОСТОЕВСКИЙ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ. Европейская христианская живопись в творчестве Достоевского (Рафаэль, Гольбейн, Лоррен, Тициан и др.). Достоевский в контексте русской живописи того времени (Крамской, Репин, Перов и др.). Иконография писателя. ТЕМА 11. ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО В КУЛЬТУРЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ. ВОСПРИЯТИЕ ДОСТОЕВСКОГО В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Восприятие Достоевского в философии русского зарубежья (Г. Федотов, Н. Бердяев, Г. Флоровский, В. Зеньковский, Л. Шестов, Е. Ю. Кузьмина-Караваева), писателями русского зарубежья (М. Цветаева, Б. Зайцев, И. Шмелев, В. Набоков, И. Бродский). 6. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1. Контрольные вопросы к зачету
Значение Достоевского в советской культуре. Значение книги М. Бахтина о Достоевском. 6.2. Темы контрольных работ
Контрольная работа предполагает не только реферирование критической литературы на выбранную тему, но и проблемный анализ художественных произведений. Объем письменной работы – 15 страниц, работа должна иметь оглавление (Введение, Основная часть, Заключение, Литература). 6.3. Темы рефератов
7. Образовательные технологии В соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура): мультимедийное сопровождение лекций, контрольные работы, доклады, конспекты, дискуссии, презентации (PowerPoint), свободное описание (эссе), литературно-музыкальные композиции, видеофильмы (экранизация произведений Достоевского) и др.). 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:... Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Кафедры Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... |