№ урока
| Тема. Основное содержание
| Дата
| Вид урока
| Примене-ние ИКТ
| Требования обученности
| Д/з
|
Введение
|
1
| Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
|
| Беседа. Тестирование
|
| - кратко повторить изученное в предыдущих классах;
- обозначить цель курса литературы 8 кл.; ознакомить учеников со структурой учебника.
|
|
Устное народное творчество
|
2
| УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорного произведения.
|
| Рассказ учителя. Беседа
(Урок – концерт)
|
| - ознакомить с народными лирическими песнями; - развивать творческие способности учащихся.
| Сочинить частушку
|
3
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы.
|
| Беседа
|
| - раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий;
- сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.
| Доклад учеников о Пугачеве и Ермаке
|
Из древнерусской литературы
|
4
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития
|
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум
| Презента-ция
| - развитие понятия о древнерусской литературе; - расширение представления об особенностях житийного жанра;
- ознакомление с текстом «Повести о житии… Александра Невского».
- показ идейно – художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского»; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи и выразительного чтения; - реализация межпредметных связей с изобразительным искусством.
|
|
5
| «Щемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, Сатирический пафос произведения. Особенности поэтики
|
| Урок внеклассного чтения
|
| - показать идейно – художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций.
|
|
Из русской литературы XVIII века
|
6
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического
|
| Рассказ учителя. Беседа
|
| - ознакомление учеников с биографией и творчеством Фонвизина;
- ознакомление с исторической основой комедии «Недоросль»;
- ознакомление с понятием классицизм;
- развитие навыка выразительного чтения.
|
|
7
| Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении
|
| Практикум
| Видефильм (сцены)
| - проследить, как раскрываются характеры героев;
- развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи;
- познакомить с основными правилами классицизма в драматическом произведении
|
|
8
| Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 — 2 произведений)
|
| Урок развития речи
|
| - обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников.
| Сочинение
|
Из русской литературы XIX века
|
9
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
|
| Рассказ учителя. Беседа.
(Урок – викторина)
| Презента-ция
| - расширение знаний учеников о баснописце и его баснях;
- развитие анализа текста, выразительного чтения.
| Наизусть одну из басен
|
10
| И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа.
|
| Урок внеклассного чтения
|
| - развитие представлений о басне, морали, аллегории;
- развитие навыка анализа текста и выразительного чтения.
|
|
11
| К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева
|
| Рассказ учителя. Практикум
| Фрагмент из фильма «Покоре-нии Сибири Ермаком»
| - ознакомление учеников с личностью К.Ф.Рылеева;
- понятие о жанре думы;
- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;
- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.
|
|
12
| А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы
|
| Рассказ учителя. Беседа
| Презента-ция
| - расширение представления учеников о личности А.С.Пушкина как историка;
- разноплановость содержания стихотворения «Туча»;
- основные темы и мотивы лирики Пушкина;
-выявление особенностей поэтической формы лирики поэта
|
|
13
| А. С. Пушкин и история. Историческая
тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)
|
| Семинар
|
| - повторение и обобщение изученного в 6-7 классах
|
|
14
| А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора
|
| Рассказ учителя. Беседа
|
| -познакомить с историей заглавия;
-выявить отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания
| Рассказ ученика
|
15
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы
|
| Рассказ учителя. Беседа
|
| - ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»;
- жанровое своеобразие повести;
|
|
16
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
|
| Беседа. Обучение устному рассказу
| Видеофрагменты
| -истоки формирования личности Петра Гринёва;
- путь духовного становления Гринёва;
- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.
|
|
17
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина
|
| Беседа
|
| - раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина;
-развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал.
|
|
18
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке
|
| Беседа. Практикум
|
| - раскрытие образа Пугачева;
- лексическое значение устаревших слов;
- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.
|
|
19
| Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
|
| Урок развития речи
|
| - историческая правда и художественный вымысел в романе; выявление различия авторской позиции в «Кап.дочке» и «Истории Пугачевского бунта»;
- дать начальные представления об историзме, реализме, романе;
-обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников
| Сочинение
|
20
| А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
|
| Рассказ учителя. Беседа
|
| - место повести в контексте творчества Пушкина;
- смысл названия повести и эпиграфа к ней;
- композиция повести, система образов-персонажей;
-выявление значения образа Петербурга;
- идейно-композиционная функция фантастики
|
|
21
| Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина
|
| Урок контроля
(Урок-викторина)
|
| -хорошее знание текстов и ориентирование в лирике и прозе поэта, владение терминологией
|
|
|
|